ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3838/19 от 11.09.2019 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 2а-3838/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Ульяновск 11 сентября 2019 года

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Фролова В.В.,

при секретаре Юсуповой О.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ленинского района г. Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к областному государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению «Ульяновский строительный колледж», Министерству образования и науки Ульяновской области о возложении обязанности оборудовать здание учебного корпуса системой контроля и управления доступом, восстановить целостность ограждения

У С Т А Н О В И Л:

прокурор Ленинского района г. Ульяновска, действующий в интересах неопределенного круга лицобратился в суд с административным иском к областному государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению «Ульяновский строительный колледж» (ОГБПОУ «УСК»), Министерству образования и науки Ульяновской области о возложении обязанности оборудовать здание учебного корпуса системой контроля и управления доступом, восстановить целостность ограждения. В обоснование требований указали, что прокуратурой района в 2018 году проведена проверка антитеррористической защищенности ОГБПОУ «УСК», расположенного по адресу: <адрес>, в ходе которой выявлены нарушения закона. Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.К компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержанием в соответствии с необходимыми нормами. Данные объекты должны быть оборудованы инженерно-техническими средствами и системами охраны (системой видеонаблюдения, контроля и управления доступом, охранной сигнализацией). Вместе с тем, в зданиях учебного корпуса УСК система контроля управления доступом отсутствует; целостность ограждения с западной стороны корпуса и со стороны стадиона нарушена. Тем самым, безопасность пребывающих в учреждении лиц и защита от несанкционированного вторжения в здание не обеспечена. ДД.ММ.ГГГГ прокурором района вынесено предписание в адрес директора ОГБПОУ «УСК» с целью устранения нарушений закона. Однако требования прокурора до настоящего времени не выполнено. Имеющиеся нарушения не устранены. Министерство образования и науки Ульяновской области осуществляет полномочия и функции учредителя ОГБПОУ «УСК». Просят суд обязать ОГБПОУ «УСК», Министерство образования и науки Ульяновской области оборудовать здание учебного корпуса (<адрес>) системой контроля и управления доступом, а также восстановить целостность ограждения с западной стороны учебного корпуса (<адрес>) и со стороны стадиона.

Административный истец –прокурор Ленинского района г. Ульяновска, в лице помощника–Причалов Д.А.в судебном заседаниина удовлетворении административного иска настаивал, поскольку нарушение правовых норм и тем самым прав неограниченного круга лиц установлено и до настоящего времени вышеуказанные нарушения не устранены.

Представитель административного ответчика – ОГБПОУ «УСК»,действующая по доверенности – Такаскова Е.В.в судебном заседании административные исковые требования не признала, просила в удовлетворении административного иска отказать, поскольку ими предпринимаются необходимые меры в целях скорейшего устранения выявленных нарушений. Контракт по монтажу системы контроля и управлению доступом в здании в настоящее время заключен, предположительное выполнение работ планируется ДД.ММ.ГГГГ. Касательно восстановления целостности ограждения также пояснила, что длительное время проводились работы по межеванию прилегающего участка, тем самым данное нарушение не было устранено. Обязуются устранить данное нарушение в кротчайшие сроки.

Административный соответчик – Министерство образования и науки Ульяновской области, в лице представителя в судебное заседание не явились. Ранее в ходе судебного заседания административный иск ими также не признавался.

Заинтересованное лицо – УВО по городу Ульяновску – филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по Ульяновской области», в лице представителя, в судебном заседании не присутствовал, будучи извещенный о времени и месте судебного разбирательства. Ранее представленотзыв, содержащий ходатайство о рассмотрении данного дела в их отсутствие.

Суд находит возможным рассмотретьданное дело при данной явке.

Выслушав административногоистца, представителя административногоответчика – ОГБПОУ «УСК»,исследовав материалы административного дела,суд пришел к следующему.

Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод (ч.1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещёнными законом способами (ч.2).

Согласно ст.ст.14, 62 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации (КАС РФ), административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии с п.1 ч.2 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела:об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Как установлено в ходе судебного разбирательства на территории Ленинского района города Ульяновска функционируетОГБПОУ «УСК» и располагается по адресу: <адрес>. Действует на основании лицензии выданной ДД.ММ.ГГГГ за на осуществление образовательной деятельности (серия <адрес>7). Распоряжением Министерства образования и науки Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ а утверждены изменения в устав данного юридического лица, копия которых также представлена суду.

Учредителем данного юридического лица является Министерство образования и науки Ульяновской области.

Судом также установлено, что по результатам проведенной прокурором Ленинского района г. Ульяновска проверки антитеррористической защищенности ОГБПОУ «УСК», расположенного по адресу: <адрес>, выявлены нарушения закона, в том числе отсутствует система контроля управления доступом, а также с тыла здания (с западной стороны) отсутствует ограждение, исключающее свободное хождение и проникновение на территорию. Данное обстоятельство подтверждается сообщением УВО по городу Ульяновску – филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по Ульяновской области» от ДД.ММ.ГГГГ. В этой связи прокурором подготовлено представление об устранении нарушений закона с указанием выявленных несоответствий и рекомендовано ОГБПОУ «УСК» безотлагательно принять меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий им способствующих. Соответственно о принятых мерах сообщить прокурору района.

В ответ на данное представление ОГБПОУ «УСК» сообщило, что установка системы контроля по управлению доступом не осуществлена по причине отсутствия финансирования. Сообщено, что в Министерство образования и науки по Ульяновской области были поданы сведения о необходимом финансировании данного мероприятия. Также сообщено, что ведутся работы по межеванию земельного участка и определению границ территории колледжа, после чего будет решаться вопрос о восстановлении целостности ограждения. В обоснование данного сообщения представлена подтверждающая документация.

Однако поскольку до настоящего времени вышеуказанные нарушения стороной административного ответчика не устранены административный истец обратился в суд с данным административном иском.

Согласно п.1 ч.13 ст.30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

В свою очередь, в соответствии с п.п.2 и 15 ч.3 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Кроме того, п.2 ч.6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Как следует из п.8 ч.1 ст.41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Следует отметить, что Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению противодействия терроризму в образовательных учреждениях.

В силу п.6.1 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 этого же Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Приказом Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки Российской Федерации (Рособразование) от 11.11.2009 № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений (п.5.1); разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения) (п.5.2).

Доводы административного ответчика–ОГБПОУ «УСК» о недостаточности финансирования не могут служить основанием для отказа в выполнении обязанностей, предписанных вышеприведенными законоположениями.

В этой связи следует также учитывать, что этим же приказом Рособразования предписано руководителям подведомственных образовательных учреждений принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности (п.4.1).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в силу вышеуказанных положений закона образовательная организация, а в данном случае – ОГБПОУ «УСК» обязано устранить выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения. Аналогичные обязательства подлежат возложению и на учредителя – Министерство образования и науки Ульяновской области. При этом доводы стороны административного ответчика о том, что ими предпринимаются меры по устранению данных нарушений не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований прокурора, поскольку с момента выявления данных нарушений и оповещения о необходимости их устранения образовательное учреждение (январь 2018 года) у административного ответчика имелось достаточно времени для выполнения данного обязательства в добровольном порядке. Обстоятельств, свидетельствующих о невозможности устранения данных нарушений до вынесения решения суда, не установлено, таких доказательств суду не представлено. Заключение контракта за от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по монтажу системы контроля и управления доступом в учебном учреждении не может свидетельствовать о том, что данные работы будут выполнены. Более того, срок для выполнения работ установлен до ДД.ММ.ГГГГ.

Нельзя признать убедительными доводы о невозможности восстановления целостности ограждения по причине проведения работ по межеванию земельного участка, посколькувсе работы по межеванию (разработка и утверждение проекта) были выполнены в 2018 году. Кроме того, данные обстоятельства не являются препятствием к устранению данного нарушения по предписанию, с учетом того, что спора о правах на данный объект у ОГБПОУ «УСК» не с кем не имеется.

Приходя к таким выводам, суд также учитывает, что в соответствии с паспортом безопасности ОГБПОУ «УСК», который утвержден директором данного образовательного учреждения и согласован в различными ведомствами (УВО по городу Ульяновску – филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по Ульяновской области», ФСБ, МЧС)мероприятия по восстановлению ограждения, а также установки СКУД входили в план мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности данного объекта на 2018 год.

Таким образом, административный иск прокурора Ленинского района г. Ульяновска подлежит удовлетворению.

В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст.123 Конституции Российской Федерации) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.

При рассмотрении дела суд исходил из представленных сторонами доказательств, иных доказательств сторонами не представлено.

Руководствуясь ст.ст.176-180, 227КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к областному государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению «Ульяновский строительный колледж», Министерству образования и науки Ульяновской области о возложении обязанности оборудовать здание учебного корпуса системой контроля и управления доступом, восстановить целостность ограждения удовлетворить.

Обязать областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ульяновский строительный колледж», Министерство образования и науки Ульяновской области оборудовать здание учебного корпуса (<адрес>) системой контроля и управления доступом, а также восстановить целостность ограждения с западной стороны учебного корпуса (<адрес>) и со стороны стадиона.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: В.В. Фролов