ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3839/2023 от 04.12.2023 Советского районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Дело № 2а-3839/2023

36RS0005-01-2023-004562-07

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Советский районный суд города Воронежа в составе: председательствующего - судьи Сушковой С.С.,

при секретаре Есине И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное исковое заявление Управления Министерства юстиции РФ по Воронежской области о ликвидации Воронежского регионального общественного движения поддержки соотечественников и исключении сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц

УСТАНОВИЛ:

07 ноября 2023г. Управление Министерства юстиции РФ по Воронежской области обратилось в Советский районный суд г. Воронежа с административным исковым заявлением о ликвидации Воронежского регионального общественного движения поддержки соотечественников (далее-Движение) и исключении сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование исковых требований истец указывает, что 17 июня 2014 г. Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Воронежской области (далее-Управление) было принято решение о государственной регистрации Воронежского регионального общественного движения поддержки соотечественников, о чем в этот же день в ЕГРЮЛ была внесена соответствующая запись с присвоением основного государственного регистрационного номера (ОГРН) с указанием адреса (места нахождения) данной организации- <адрес> По состоянию на 18 сентября 2023 г., лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, является председатель Движения ФИО1, при этом, как следует из материалов номенклатурного дела, учредителями Движения при его создания выступали ФИО2 и ФИО3

В процессе исследования материалов номенклатурного дела в отношении Движения были выявлены нарушения п. 2 ст. 54, п.п. 2 и 4 ст. 65.3, п.7 ст. 123.7 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.п.3 и 4 ч. 1 ст. 20, п. 1 ст. 28, ст. 29 Федерального Закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», п. п.1 и 2 ст. 24, п. 3 ст. 29 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а именно: пунктом 1.9 Устава, на основании которого действует Движение в качестве адреса местонахождения юридического лица указано: <адрес>, в то время, как его местонахождение определяется путем только указания наименования населенного пункта (муниципального образования); п.п. 2.2 и 2.3 Устава определены основанные цели и основные направления деятельности Движения без указания на дополнительные; в Уставе не определены виды предпринимательской деятельности Движения; в п.п. 3.1, 3.2, 5.3 и 5.4 Устава отсутствует указание на то, что участники данного общественного движения также могут иметь иные права и нести иные обязанности; в п. 6.1 Устава не отражены вопросы, которые относятся к исключительной компетенции Общего собрания, а именно:

-определение порядка приема в состав участников Движения и исключения из состава ее участников;

-утверждение годового отчета и бухгалтерской (финансовой) отчетности Движения;

-принятие решений о создании Движением других юридических лиц, об участии Движения в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств Движения;

-утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора Движения.

Поимо этого, согласно п.п. 6.5, 6.7 Устава Правление возглавляет Председатель Движения, который является единоличным исполнительным органом Движения. в то время, как лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов корпораций и члены их коллегиальных исполнительных органов не могут составлять более ? состава коллегиальных органов управления корпораций и не могут являться их председателями; в Уставе не определен порядок принятия, в частности, оформления решений Общего собрания, Правления, Председателя Движения и Ревизора.

По факту выявленных нарушений действующего законодательства Управлением в адрес Движения 04 июля 2023 г было направлено информационное письмо № 36/03-4005 о необходимости приведении учредительного документа в соответствие, которое было получено Председателем Движения ФИО4, однако по состоянию на 18 сентября 2023 г. указанные нарушения устранены не были.

Помимо этого Воронежским региональным общественным движением поддержки соотечественников 05 июля 2023 г. в Управление было представлено информационное письмо, содержащее печать с полным наименованием указанной организации на русском языке, ОГРН, ИНН, а также графическое изображение символики. При этом в нарушение п. 5 ст. 3 и ч.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и ст. 30 Федерального Закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» Устав Движения не содержит описания используемым общественным движением символики, в связи с чем Управлением в адрес Движения 12 июля 2023 г было направлено информационное письмо о необходимости устранений указанных нарушений действующего законодательства, которое 18 августа 2023 г. ПО «Почтой России» было направлено отправителю в связи с истечением срока хранения, что свидетельствует о неисполнении со стороны юридического лица предусмотренной ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению связи с уполномоченным на проведение контрольных мероприятий органом. При этом документов для внесения изменений в сведения об адресе Движения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в Управление предоставлены не были; сведения об адресах электронной почты руководителя или учредителей как иной способ обеспечения связи с Движением, в материалах номенклатурного дела также отсутствует.

Кроме того, в нарушение п.п. 1 и 2 ст. 24 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», виды Деятельности Движения, отраженные в ЕГРЮЛ по состоянию на 18 сентября 2023 г., отнесенные к числу дополнительных кодов видов экономической деятельности не соответствуют целям, а также предмету (совокупности видов деятельности) Движения, определенных п.п. 2.1 и 2.2 Устава.

05 июля 2023 г.в адрес Управления поступило информационное письмо руководителя Движения о невозможности дальнейшего осуществления деятельности в качестве юридического лица.

В связи с не устранением указанных выше нарушений административный истец просит удовлетворить требования, содержащиеся в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика, а также заинтересованные лица ФИО1, ФИО2, ФИО3 в судебное заседание не явились, о дне рассмотрения дела были извещены надлежащим образом. (л.д. 67-68, 70) В письменном заявлении ФИО1 просила рассмотреть дело в ее отсутствие, не возражала против удовлетворения заявленных требований. (л.д. 71)

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО5 доводы административного искового заявления поддержала в полном объеме.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с 1 статьи 262, 263 КАС РФ административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.

В силу ч.1 ст. 2 Закона № 7-ФЗ, некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Согласно п.4.1 ст. 32 вышеуказанного Закона, контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, за исключением бюджетных и казенных учреждений, и ведомственного контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений. Федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Как следует из ч.2 Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. № 705, государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами (далее - органы государственного надзора).

В соответствии с п. 10 указанного Положения должностные лица органов государственного надзора… осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в частности, в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее 1 месяца (в отношении политических партий - не менее 2 месяцев), а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела:

Согласно Выписке из ЕГРЮЛ в отношении Воронежского регионального общественного движения поддержки соотечественников, данная некоммерческая образовательная организация была зарегистрирована в качестве юридического лица 17 июня 2014 г. с присвоением основного государственного регистрационного номера с указанием адреса (места нахождения) данной организации- 394065, <адрес>, при этом в качестве председателя Движения указана ФИО1 (л.д. 29-45)

17 июня 2014 г. Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Воронежской области на основании распоряжения 0672-Р был зарегистрирован Устав Воронежского регионального общественного движения поддержки соотечественников (л.д. 14-21) и в этот же день данная некоммерческая организация была зарегистрирована в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации за , о чем было выдано Свидетельство (л.д. 22)

04 июля 2023 г. за № 36/03-4005 Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Воронежской области в адрес Воронежского регионального общественного движения поддержки соотечественников была направлена информация о выявленных недостатках и необходимости приведения учредительного документа в соответствие с требования действующего федерального законодательства. Указанная информация была получена председателем Движения ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется ее собственноручная подпись. (л.д. 37-40)

05 июля 2023 г. от председателя Движения ФИО1 в адрес Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Воронежской области поступило письмо о ликвидации организации, в которой указано, что с 2022 г. организация по юридическому адресу не располагается, не осуществляется связь с другими организациями и иными органами, корреспонденция не получается. Движение уставную деятельность не осуществляет и не планирует ее возобновлять. (л.д. 41-42)

12 июля 2023 г за № 36/03-4196 Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Воронежской области в адрес Воронежского регионального общественного движения поддержки соотечественников вновь была направлена информация о выявленных недостатках и необходимости приведения исполнения требований действующего законодательства Российской Федерации в части использования некоммерческой организацией символики (л.д. 43-45), которая была возвращена отправителю за истечением срока хранения. (л.д. 46)

18 сентября 2023 г. ведущим специалистом –экспертом отдела по делам некоммерческих организаций на имя и.о. начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Воронежской области поступила служебная записка за № 361091392 о мерах реагирования, в соответствии с которой в процессе исследования номенклатурного дела Воронежского регионального общественного движения поддержки соотечественников выявлены нарушения указанной некоммерческой организацией требований действующего федерального законодательства, регулирующего деятельность некоммерческих организаций. ( л.д. 47)

В соответствии со ст. 38 Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" ( далее- Закон № 82-ФЗ) орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, осуществляет контроль за соответствием деятельности общественных объединений их уставным целям.

Согласно п. 65 ч.6 Приказа Минюста России от 03.03.2014 N 26 (ред. от 09.08.2023) "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", Управление осуществляет контроль за соответствием деятельности иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций) целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации. Как следует из п. 2 ч.1 ст. 20 Закона № 82-ФЗ, Устав общественного объединения должен предусматривать структуру общественного объединения, сведения о территории, в пределах которой общественное объединение осуществляет свою деятельность, и месте его нахождения. При этом в соответствии с ч.2 ст. 54 Гражданского кодекса РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования).

Согласно п. 3 ч.1 ст. 20 Закона № 82-ФЗ Устав общественного объединения должен предусматривать предмет и цели деятельности общественного объединения. При этом в соответствии с ч.1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" ( далее Закона № 7-ФЗ), основной деятельностью бюджетного и казенного учреждений признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых они созданы. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетные и казенные учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяется учредительными документами учреждений.

Исходя из ч. 2 ст. 24 Закона № 7-ФЗ, некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Статьей 29 Закона № 82-ФЗ, а также п.п. 1 и 4 ст. 65.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее-ГК РФ) определены права и обязанности участников общественного движения.

Частью 3 ст. 29 Закона № 7-ФЗ, п. 2 ст. 65.3 и п. 1 ст. 123.7 ГК РФ определены вопросы, решение которых относится к исключительной компетенции Общего собрания.

Как следует из п. 4 ст. 65.3 ГК РФ лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов корпораций, и члены их коллегиальных исполнительных органов не могут составлять более одной четверти состава коллегиальных органов управления корпораций и не могут являться их председателями.

Исходя из п. 1 ст. 28 Закона № 7-ФЗ, Структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а в отношении казенного или бюджетного учреждения - также в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа публичной власти федеральной территории, местной администрации муниципального образования или в случаях, установленных федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления, - нормативными правовыми актами иных органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления. При этом в соответствии с п. 3 с.1 ст. 20 Закона № 82-ФЗ, Устав общественного объединения должен предусматривать состав, порядок формирования, компетенцию и срок полномочий органов общественного объединения и его структурных подразделений (организаций, отделений), порядок принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов.

Пунктом 5 ст. 3 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что некоммерческие организации вправе иметь символику - эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, описание которой должно содержаться в учредительных документах. Символика некоммерческих организаций должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности. Символика некоммерческих организаций не должна совпадать с государственной символикой Российской Федерации, государственной символикой субъектов Российской Федерации, символикой муниципальных образований, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, символикой иностранных государств, а также с символикой международных организаций. В качестве символики некоммерческой организации не могут быть использованы эмблемы и иные символы, описание которых ранее включено в устав существующей в Российской Федерации политической партии, а также эмблемы и иные символы организаций, деятельность которых на территории Российской Федерации запрещена. Символика некоммерческих организаций не должна порочить Государственный флаг Российской Федерации, Государственный герб Российской Федерации, Государственный гимн Российской Федерации, флаги, гербы и гимны субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных государств, религиозные символы, а также оскорблять расовые, национальные или религиозные чувства. При этом согласно ст. 20 Закона № 82-ФЗ, в случае использования общественным объединением символики общественного объединения ее описание должно содержаться в уставе общественного объединения.

Как установлено в судебном заседании, и это подтверждается материалами дела, Воронежским региональным общественным движением поддержки соотечественников в своей деятельности были нарушены вышеуказанные требования действующего законодательства, при этом данный факт подтверждается как информационными письмами административного истца в адрес вышеуказанной некоммерческой организации, так и письмом председателя движения о ликвидации организации.

В связи с изложенным суд считает, что требования административного истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 262, 263, 264 КАС РФ, судья

РЕШИЛ:

Удовлетворить административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Воронежской области.

Признать Воронежское региональное общественное движение поддержки соотечественников, ИНН ОГРН , зарегистрировано в ЕГРЮЛ 17 июня 2014 г., юридический адрес: <адрес> прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключить сведения о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья С.С. Сушкова

Мотивированное решение изготовлено 08 декабря 2023 г.