№
Строка 017 а
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Каширское 16 октября 2017 г.
Каширский районный суд Воронежской области в составе председательствующего судьи Моисеева В.П.
с участием помощника прокурора Каширского района Воронежской области ФИО2
при секретаре Токаревой И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению прокурора Каширского района Воронежской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Краснологского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области об обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Каширского района Воронежской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к администрации Краснологского сельского поселения, в котором просил обязать администрацию Краснологского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области разместить на официальном сайте администрации поселения в сети «Интернет» информацию о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов; ежеквартальные сведения об использовании органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств; информацию о кадровом обеспечении органа местного самоуправления, в том числе: порядок поступления граждан на муниципальную службу, сведения о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления, квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы, условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы, номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей в органе местного самоуправления; информацию о работе органов местного самоуправления, в том числе, обзоры обращений граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района во исполнение п. 13.2 решения коллегии прокуратуры Воронежской области «Об итогах работы органов прокуратуры Воронежской области по укреплению законности и правопорядка в первом полугодии 2017 года и задачах по совершенствованию прокурорского надзора» от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения законодательства о закупках для государственных и муниципальных нужд администрацией Краснологского сельского поселения Каширского муниципального района.
В ходе проверки установлено, что администрацией Краснологского сельского поселения создан и функционирует официальный сайт в сети «Интернет» (krasnolog.ru), на котором информация о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов; ежеквартальные сведения об использовании органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств; информация о кадровом обеспечении органа местного самоуправления, в том числе: порядок поступления граждан на муниципальную службу, сведения о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления, квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы, условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы, номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей в органе местного самоуправления; информация о работе органов местного самоуправления, в том числе, обзоры обращений граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, а также обобщенная информация о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах до сведения жителей путем опубликования на сайте не доводилась, что повлекло нарушение действующего федерального законодательства, а также прав граждан на ознакомление с указанной информацией.
В связи с чем, прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Краснологского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений законодательства, однако реальные меры по размещению на сайте сельского поселения исчерпывающего перечня информации не приняты.
Вышеуказанное бездействие должностных лиц органа местного самоуправления ограничивает доступ к информации о вакантных должностях муниципальной службы, о прозрачности закупок и использования муниципального имущества, создает предпосылки для коррупционных проявлений среди сотрудников администрации, в связи с чем, нарушает такие принципы противодействия коррупции как законность, публичность и открытость деятельности органов местного самоуправления.
Таким образом, перечисленные нарушения носят коррупционный характер, могут повлечь неэффективное использование муниципального имущества и бюджетных средств, а также свидетельствуют о ненадлежащем выполнении должностными лицами администрации возложенных на них обязанностей.
Согласно ст. 17 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.
Как видно из искового заявления, требования прокурора Каширского района, действующего в интересах не определенного круга лиц, направлены на оспаривание бездействия органа местного самоуправления, то есть вытекают из правоотношений публично-властного характера, и подлежат рассмотрению в соответствии с Кодексом административного судопроизводства РФ.
В судебном заседании помощник прокурора Каширского района ФИО2 исковые требования, поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении, просил заявленные исковые требования удовлетворить.
Ответчик администрация Краснологского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области, в судебное заседание своего представителя не направила, о слушании дела уведомлена надлежащим образом, в письменном заявлении, направленном в суд, глава Краснологского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области просил рассматривать гражданское дело в его отсутствие, исковые требования прокурора признал в полном объеме.
Выслушав помощника прокурора Каширского района Воронежской области, изучив материалы гражданского дела, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены вопросы местного значения городских поселений.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления являются открытость и доступность информации о деятельности органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом; достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления; свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом.
Одним из способов доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления является размещение органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет», что предусмотрено п. 2 ст. 6 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Согласно ч. 2.1. ст. 7 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» общедоступная информация о деятельности органов местного самоуправления предоставляется органами местного самоуправления неограниченному кругу лиц посредством ее размещения в сети «Интернет» в форме открытых данных.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети «Интернет», информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.
Одними из основных принципов противодействия коррупции, согласно п.п. 3, 6 ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», являются публичность и открытость деятельности органов местного самоуправления, приоритетность мер по предупреждению коррупции.
Обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов местного самоуправления, в силу п. 7 ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», является одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции.
Исчерпывающий перечень информации, которая подлежит размещению на сайте сельского поселения, закреплен ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», а именно должна быть размещена следующая информация:
информацию о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
сведения об использовании государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств;
информацию о кадровом обеспечении государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:
а) порядок поступления граждан на государственную службу, муниципальную службу;
б) сведения о вакантных должностях государственной службы, имеющихся в государственном органе, его территориальных органах, о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления;
в) квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей государственной службы, вакантных должностей муниципальной службы;
г) условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей государственной службы, вакантных должностей муниципальной службы;
д) номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления;
информацию о работе органов местного самоуправления, в том числе:
а) порядок и время приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность;
б) фамилию, имя и отчество руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема лиц, обращений, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера;
в) обзоры обращений лиц, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.
Статья 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации закрепляет принципы бюджетной системы Российской Федерации, к которым относится и принцип прозрачности (открытости).
Данный принцип (ст. 36 Бюджетного кодекса Российской Федерации) означает обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований.
Согласно п. 6 ст. 52 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию. Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.
На основании ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
В соответствии с ч. 2 ст. 73 Бюджетного кодекса Российской Федерации, реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов, должны содержать следующие сведения: краткое наименование закупаемых товаров, работ и услуг; наименование и местонахождение поставщиков, подрядчиков и исполнителей услуг; цена и дата закупки.
Прокуратурой района во исполнение п. 13.2 решения коллегии прокуратуры Воронежской области «Об итогах работы органов прокуратуры Воронежской области по укреплению законности и правопорядка в первом полугодии 2017 года и задачах по совершенствованию прокурорского надзора» от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения законодательства о закупках для государственных и муниципальных нужд администрацией Краснологского сельского поселения Каширского муниципального района, по результатам которой составлена справка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10-14) и акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15-16).
В ходе проверки установлено, что администрацией Краснологского сельского поселения создан и функционирует официальный сайт в сети «Интернет» (krasnolog.ru).
В нарушение приведенных выше правовых норм, и, несмотря на наличие официального сайта (krasnolog.ru) администрации Краснологского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области в сети «Интернет», информация о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов; ежеквартальные сведения об использовании органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств; информация о кадровом обеспечении органа местного самоуправления, в том числе: порядок поступления граждан на муниципальную службу, сведения о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления, квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы, условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы, номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей в органе местного самоуправления; информация о работе органов местного самоуправления, в том числе, обзоры обращений граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, а также обобщенная информация о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах до сведения жителей путем опубликования на сайте не доводилась, что повлекло нарушение действующего федерального законодательства, а также прав граждан на ознакомление с указанной информацией.
Глава администрации Краснологского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области ФИО3 с выявленными в ходе проверки нарушениями был ознакомлен и согласен, о чем собственноручно расписался в справке и в акте проверки (л.д. 10-14, 15-16).
Ранее прокуратурой района уже были выявлены указанные нарушения требований закона, и ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Краснологского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений законодательства, однако реальные меры по размещению на сайте сельского поселения исчерпывающего перечня информации не приняты (л.д. 17-19).
Но указанное представление не было исполнено, выявленные в ходе проверки нарушения устранены не были, что подтвердилось входе повторной проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ.
Вышеуказанное бездействие должностных лиц органа местного самоуправления ограничивает доступ к информации о вакантных должностях муниципальной службы, о прозрачности закупок и использования муниципального имущества, создает предпосылки для коррупционных проявлений среди сотрудников администрации, в связи с чем, нарушает такие принципы противодействия коррупции как законность, публичность и открытость деятельности органов местного самоуправления.
Таким образом, перечисленные нарушения носят коррупционный характер, могут повлечь неэффективное использование муниципального имущества и бюджетных средств, а также свидетельствуют о ненадлежащем выполнении должностными лицами администрации возложенных на них обязанностей.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора Каширского района Воронежской области к администрации Краснологского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области в полном объеме.
Суд находит трех месячный срок, с даты вступления решения в законную силу, для приведения в соответствие с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» сайта администрации Краснологского сельского поселения разумным и достаточным.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Каширского района Воронежской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Краснологского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области об обязании устранить допущенные нарушения удовлетворить в полном объеме.
Обязать администрацию Краснологского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области разместить на официальном сайте администрации поселения в сети «Интернет» информацию о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов; ежеквартальные сведения об использовании органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств; информацию о кадровом обеспечении органа местного самоуправления, в том числе: порядок поступления граждан на муниципальную службу, сведения о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления, квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы, условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы, номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей в органе местного самоуправления; информацию о работе органов местного самоуправления, в том числе, обзоры обращений граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Каширский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья В.П. Моисеев
Справка: решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.