ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-383/20 от 10.01.2020 Киселевского городского суда (Кемеровская область)

Дело №2а-383/2020;УИД 42RS0010-01-2020-000155-58

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Киселевский городской суд Кемеровской области

в составе: председательствующего – судьи Курач Е.В.,

при секретаре – Ломыгиной Л.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Киселевске

«02» марта 2020 года

административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №11 по Кемеровской области к Чибизову Кириллу Андреевичу о взыскании обязательных платежей и санкций,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец- Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 11 по Кемеровской области (далее- Межрайонная ИФНС России № 11) обратился в суд с административным иском к Чибизову К.А. о взыскании обязательных платежей и санкций.

Требования мотивированы тем, что на налоговом учёте в Межрайонная ИФНС России № 11 по Кемеровской области (далее - Взыскатель, Налоговый орган) состоит в качестве налогоплательщика Чибизова К.А., ИНН , дата рождения: ДД.ММ.ГГГГ, место рождения: <адрес>, адрес регистрации: <адрес>, и в соответствии с п.1 ст.23 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) обязан уплачивать законно установленные налоги.

Налогоплательщиком была представлена налоговая декларация но форме 3-НДФЛ за 2016 год, однако не уплачен НДФЛ за 2016 год в сумме 1942 руб. (сумма налога, не удержанная налоговым агентом, представлена в справке о доходах физического лица за 2016 год от ДД.ММ.ГГГГ; справка прилагается).

Расчет НДФЛ за 2016 год:

Общая сумма доходов <данные изъяты> руб.*Налоговая ставка 13%= 1942 руб.

Согласно сведениям полученными Взыскателем в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 85 НК РФ из органов, осуществляющих регистрацию транспортных средств, Должник является собственником транспортных средств:

Автомобили легковые, Государственный регистрационный знак:

<данные изъяты>, Марка/Модель: <данные изъяты>, VIN: , Год выпуска <данные изъяты>, Дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;

Автомобили легковые, Государственный регистрационный знак:

<данные изъяты>, Марка/Модель: <данные изъяты>, VIN: , Год выпуска <данные изъяты>, Дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, Дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ;

Автомобили легковые, Государственный регистрационный знак:

<данные изъяты>, Марка/Модель: <данные изъяты>, VIN: , Год выпуска <данные изъяты> Дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 11 по Кемеровской области в соответствии со ст. 362 НК РФ исчислен транспортный налог:

- за 2017 год в размере 2 139 руб. (подробный расчет налога приведен в налоговом уведомлении, прилагается к настоящему заявлению).

30.04.2019 транспортный налог уплачен, в связи с этим Налоговый орган к взысканию данного налога в суд не обращается. Факт оплаты данного налога подтверждается скриншотом карточки «Расчеты с бюджетом».

Согласно сведениям полученными Взыскателем в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 85 НК РФ из органов, осуществляющих государственную регистрацию, Должник является собственником недвижимого имущества:

- Магазин, адрес: <адрес>, Кадастровый номер . Площадь <данные изъяты>, Дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.

Факт регистрации за Чибизовым К.А. объектов недвижимого имущества подтверждается сведениями, предоставленными регистрирующими органами в порядке ст. 85 НК РФ, в форме выписок из базы данных налогового органа прилагаемых к настоящему заявлению.

Налоговая ставка для начисления налога на имущество физических лиц установлена нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления и не превышает размер, установленный ч. 1 ст. 3 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц».

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 11 по Кемеровской области в соответствии со ст. 408 НК РФ исчислен налог на имущество: за 2017 год в размере 1 052 руб. (подробный расчет налога приведен в налоговом уведомлении, прилагается к настоящему заявлению).

30.04.2019 налог на имущество уплачен, в связи с этим Налоговый орган к взысканию данного налога в суд не обращается. Факт оплаты данного налога подтверждается скриншотом карточки «Расчеты с бюджетом».

Во исполнение данной нормы налоговым органом было направлено налоговое уведомление от 21.08.2018 об уплате налога. Факт отправки подтверждается почтовым реестром.

В соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае возникновения у него недоимки по налогу, то есть задолженности перед соответствующим бюджетом.

В соответствии со статьей 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. В связи с тем, что обязанности по уплате налогов Должником не исполнены, Взыскателем, согласно ст. 69 НК РФ, направлены требования от 28.08.2017 , от 20.02.2018 , от 04.02.2019 об уплате задолженности по налогам и сборам.

Таким образом, на момент составления настоящего заявления задолженность налогоплательщика по оплате налога и сумм пени составляет 2087,03 руб., из них:

- налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации за 2016 год в размере 1942 руб.:

- пеня по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации за период с 21.07.2017 по 19.02.2018 в размере 115,62 руб.;

- пеня по транспортному налогу с физических лиц за период с 11.12.2018 по 03.02.2019 в размере 29,41 руб.

19.07.2019 г. Налоговый орган обратился в судебный участок № 1 Киселевского городского судебного района города Кемеровской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Чибизова К.А. задолженности.

08.08.2019 г. по административному делу № 2А-1904/2019 мировым судьей судебного участка № 3 Киселевского городского судебного района города Кемеровской области, исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка № 1 Киселевского городского судебного района города Кемеровской области был вынесен судебный приказ о взыскании в пользу Межрайонной ИФНС России №11 но Кемеровской области с Чибизова К.А. недоимки по налогу на доходы физических лиц, пени по налогу на доходы физических лиц и пени по транспортному налогу. В связи с поступлением возражений от должника относительно исполнения судебного приказа, по причине несогласия с вынесенным судебным приказом, мировым судьей судебного участка № 1 Киселевского городского судебного района города Кемеровской области вынесено определение от 16.08.2019 г. об отмене судебного приказа по делу № 2А-1904/2019.

Просят взыскать с Чибизова Кирилла Андреевича, ИНН недоимки по:

- Налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации: налог в размере 1942 руб., пеня в размере 115,62 руб.

- Транспортный налог с физических лиц: пеня в размере 29,41 руб. на общую сумму 2087,03 рублей.

В судебное заседание истец Межрайонная ИФНС России №11 по Кемеровской области, извещенные о слушании дела, в судебное заседание своего представителя не направили.

Административный ответчик Чибизов К.А., в судебное заседание не явился, дело просил рассмотреть в его отсутствие.

С учетом изложенного, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 228 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица - исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц и организаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества.

В соответствии с п.1 ст. 209 Налогового кодекса Российской Федерации

Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:

от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;

Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой-базы- Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

Согласно ст. 216 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.

На основании п. 1 ст. 224 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка устанавливается в размере 13%.

В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 229 Налогового кодекса Российской Федерации при прекращении в течение календарного года иностранным физическим лицом деятельности, доходы от которой подлежат налогообложению в соответствии со статьями 227 и 228 настоящего Кодекса, и выезде его за пределы территории Российской Федерации налоговая декларация о доходах, фактически полученных за период его пребывания в текущем налоговом периоде на территории Российской Федерации, должна быть представлена им не позднее чем за один месяц до выезда за пределы территории Российской Федерации.

Уплата налога, доначисленного по налоговым декларациям, порядок представления которых определен настоящим пунктом, производится не позднее чем через 15 календарных дней с момента подачи такой декларации.

Из материалов дела усматривается, что в 2016 году Чибизовым К.А. получен доход в общей сумме <данные изъяты> рублей, сумма налога составила 1942 рубля. Сторонами указанные обстоятельства не оспариваются.

Как следует из представленных документов, Чибизов К.А. представил в налоговый орган налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ за 2016 год.

Согласно представленной ответчиком информации ответчиком был оплачен налог в размере 1942 рубля 19.04.2017 года (л.д.45), что подтверждается чек-ордером от 19.04.2017 года, данный чек-ордер был направлен в налоговую инспекцию 19.04.2017 года, что подтверждается уведомлением о вручении и описью вложения (л.д.42,43).

Данный чек-ордер не был принят налоговой инспекцией.

Как следует из представленных в материалы дела документов, при оплате налога на доходы физических лиц ответчиком неверно был указан ОКТМО.

Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО) ОК 033-2013 входит в состав национальной системы стандартизации Российской Федерации.

ОКТМО предназначен для обеспечения систематизации и однозначной идентификации на всей территории Российской Федерации муниципальных образований и населенных пунктов, входящих в их состав, с отражением структуры и уровней территориальной организации местного самоуправления для решения задач сбора, автоматизированной обработки, представления и анализа информации в разрезе муниципальных образований в различных областях экономики, включая статистику, прогнозирование, налогообложение. («ОК 033-2013. Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований» (Том 1. Центральный федеральный округ) (утв. Приказом Росстандарта от 14.06.2013 № 159-ст) (с учетом Изменений 1/2013 - 380/2019).

Исходя из требований п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

В соответствии со ст. 13 Налогового кодекса Российской Федерации налог на доходы физических лиц относится к федеральным налогам.

Статьями 56, 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в бюджет субъектов Российской Федерации подлежит зачисление налога на доходы физических лиц по нормативу 85%, в бюджет городских округов по нормативу в 15%.

Согласно п. 1 ст. 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

Согласно подпункту 4 пункта 4 статьи 45 указанного Кодекса обязанность по уплате налога не признается исполненной в случае неправильного указания налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

Положения подпункта 4 пункта 4 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающие основания для признания обязанности по уплате налога неисполненной, корреспондируют с пунктом 7 указанной статьи, предусматривающим процедуру уточнения платежа.

Механизм возврата суммы платежа (налога, сбора и иного платежа, администрируемого налоговым органом) в случае некорректного оформления налогоплательщиками платежных поручений урегулирован пунктом 7 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, которым предусмотрено, что при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.

На основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки уплаченных налогоплательщиком налогов, если такая совместная сверка проводилась, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налогоплательщиком налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.

Законодательство о налогах и сборах, и в частности положения статей 44, 45 Налогового кодекса Российской Федерации, не связывает факт уплаты налоговых платежей с правильностью указания налоговым агентом кода ОКТМО в соответствующем поле назначения платежа расчетных, документов на перечисление налогов на счета по учету доходов и средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Так, в соответствии со ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации установлена цель уплаты налога - финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации формой образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, являются соответствующие бюджеты; консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории.

В соответствии с п. п. 1 - 6 Инструкции «О порядке ведения учета доходов федерального бюджета и распределения в порядке регулирования доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации» (утв. Приказом Минфина Российской Федерации от 14.12.1999 № 91н) установлен единый порядок ведения учета доходов федерального бюджета.

Таким образом, все поступления в виде уплаты налогов и налоговые санкции зачисляются на счета органов федерального казначейства и уже после распределяются между бюджетами соответствующих уровней. Даже в случае неправильного указании налогоплательщиком кода ОКТМО суммы налога считаются зачисленными в бюджет.

Учитывая, что при оформлении платежного документа налогоплательщиком была допущена ошибка в указании ОКТМО, иные реквизиты указаны верно, при отсутствии доказательств наличия задолженности по налогу на доходы физических лиц, у отсутствуют основания считать, что в силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность ответчика по уплате налога на имущество физических лиц не исполнена.

Так, согласно статье 18 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетной классификацией является группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней.

Правильное указание кода бюджетной классификации необходимо лишь для правильного распределения средств, как между бюджетами, так и внутри данного бюджета.

Налоговое законодательство не относит указание кода бюджетной классификации к обязательным реквизитам, свидетельствующим об уплате или неуплате того или иного налога, неправильное указание кода бюджетной классификации в платежном поручении не является основанием для признания обязанности по уплате налога неисполненной в рамках статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем доводы административного ответчика о фактической оплате налога на имущество физических лиц за 2015 год являются обоснованными.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что обязанность Чибизова К.А. по уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц является исполненной, правовых оснований для удовлетворения требований административного истца в указанной части не имеется.

Поскольку налог на доходы физических лиц был оплачен в установленный законом сроком, оснований для взыскания пени в связи с неоплатой налога на доходы физическим лиц не имеется.

Административным истцом также заявлены требования о взыскании пени в связи с неоплатой транспортного налога в размере 29,41 рублей.

В ходе рассмотрения дела ответчиком была оплачена задолженность в размере 29,41 рубль, что подтверждается, чек-ордером от 26.02.2020 года.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст. 3, п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

На основании ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 72 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

В силу п. 2 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки

На основании пп. 3, 5 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

С учетом положений вышеуказанных норм обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного. Пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога.

В силу части 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчиком погашена задолженность по пени заявленная истцом, в том числе в размере 29,41 рублей, и поскольку имеющимися в деле доказательствами не подтверждена задолженность ответчика по пени, не доказана сумма начисленной пени, у суда не имеется оснований для взыскания с Чибизова К.А. пени начисленной на транспортный налог, в связи с чем суд считает необходимым в удовлетворении требований отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №11 по Кемеровской области к Чибизову Кириллу Андреевичу о взыскании налога на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно налога в размере 1942 руб., пеня в размере 115,62 руб., транспортный налог с физических лиц: пеня в размере 29,41 руб. на общую сумму 2087,03 рублей – отказать.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в срок, в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 06.03.2020 года.

Председательствующий Е.В. Курач

Решение в законную силу не вступило.

В случае обжалования судебного решения сведения об обжаловании и о результатах обжалования будут размещены в сети «Интернет» в установленном порядке.