Административное дело № 2а-383/2020
УИД42RS0011-01-2020-000038-65
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ленинск-Кузнецкий 11 августа 2020 года
Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Роппеля А.А.,
при секретаре Шевцовой М.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ленинске-Кузнецком административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 2 по Кемеровской области к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц, пени и штрафных санкций,
с участием представителя административного истца - Межрайонной ИФНС России № 2 по Кемеровской области ФИО2, действующей на основании доверенности <номер> от <дата>, сроком действия до <дата>, административного ответчика ФИО1,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец Межрайоная ИФНС России № 2 по Кемеровской области обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц, пени и штрафных санкций.
Требования мотивированы тем, что ФИО1 (далее налогоплательщик) состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 2 по Кемеровской области в качестве налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 1 ст.207 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности.
Согласно статье 216 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.
В соответствии с пунктом 1 статьи 229 Налогового кодекса РФ налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и 228 НК РФ. Налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом
В соответствии с пунктом 7 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ, в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Срок предоставления налоговой декларации по НДФЛ за 2017 год, не позднее <дата>.
ФИО1 представил первичную налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2017 год в установленный срок - <дата>.
В представленной декларации ФИО1 заявил доход, полученный от реализации нежилого недвижимого имущества, находившегося в собственности менее 3-х лет, в сумме 1000000 руб. и имущественный налоговый вычет по доходам от продажи недвижимого имущества в сумме 1000 000 руб. Сумма налога к уплате, согласно представленной декларации, составила 0 руб.
В соответствии с п.9.1 ст. 88 НК РФ, в случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 настоящего Кодекса, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.
Налогоплательщиком представлена уточнённая налоговая декларация с номером корректировки 1 от <дата> рег.<номер>, в которой отражён доход, полученный от продажи объектов недвижимого имущества в сумме 6940 984.40 руб. и заявлен имущественный вычет по продаже имущества в размере 1250 000 руб. Соответственно, налоговая база по представленной декларации составила 5690 984.40 руб., и налог к уплате составил 739 828 руб.
Далее, плательщиком подана уточнённая налоговая декларация с номером корректировки <дата> от <дата> рег.<номер>, в которой заявлен доход от продажи иного недвижимого имущества в сумме 1 000 000 руб. и документально подтверждённые расходы, связанные с приобретением данного имущества в сумме 1 000 000 руб. Соответственно, налог к уплате составил 0 руб.
В ходе проведённых контрольных мероприятий в рамках камеральной налоговой проверки установлено, что согласно договору <номер> купли-продажи муниципального имущества от <дата>ФИО1 приобрёл в составе одного лота 3 нежилых здания, 3 сооружения и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, за 1 000 000 руб. Право собственности по данному договору на купленные объекты недвижимого имущества плательщиком зарегистрировано <дата>.
Учитывая, что данный объект имущества находился в собственности налогоплательщика менее предельного минимального срока владения объектом недвижимого имущества, доход от его продажи не освобождается от обложения налогом на доходы физических лиц.
В соответствии с п. 3 ст. 210 Налогового кодекса РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. ст. 218 - 221 НК РФ, с учётом особенностей, установленных настоящей главой.
Пунктом 11 ст. 2 Федерального закона от 29.11.2014 N 382-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 382-ФЗ) гл. 23 НК РФ дополнена ст. 217.1. Данные изменения в соответствии с п. 2 ст. 4 Закона N 382-ФЗ вступили в силу с 01.01.2016.
Согласно п. 6 ст. 210 НК РФ (в ред. Закона N 382-ФЗ) налоговая база по доходам от продажи недвижимого имущества определяется с учётом особенностей, установленных ст. 217.1 НК РФ.
При этом положения п. 6 ст. 210, а также п. 17.1 ст. 217, ст. 217.1 и пп. 1 п. 2 ст. 220 НК РФ (в ред. Закона N 382-ФЗ) применяются в отношении объектов недвижимого имущества, приобретённых в собственность после 1 января 2016 г. (п. 3 ст. 4 Закона N 382-ФЗ).
Пунктом 3 ст. 225 НК РФ установлено, что общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.
Таким образом, доходы гражданина от продажи недвижимого имущества, право собственности на которое зарегистрировано в 2016 г., 2017г., определяются с учётом особенностей, предусмотренных ст. 217.1 НК РФ.
В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 223 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ)).
В силу п. 2 ст. 8.1 Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК и иными законами.
Согласно п. 5 ст. 217.1 НК РФ, в случае если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения налогом доходы налогоплательщика от продажи указанного объекта принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества, умноженной на понижающий коэффициент 0,7.
В случае если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества, указанного в настоящем пункте не определена по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на указанный объект, положения настоящего пункта не применяются
Пунктом 6 ст. 217.1 НК РФ предусмотрено, что законом субъекта РФ вплоть до нуля для всех или отдельных категорий налогоплательщиков и (или) объектов недвижимого имущества может быть уменьшен: 1) минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества, указанный в п.4 настоящей статьи; 2) размер понижающего коэффициента, указанного в п.5 настоящей статьи.
Таким образом, если по состоянию на <дата> кадастровая стоимость имущества была определена, доход от ее продажи для целей исчисления НДФЛ не может быть меньше установленной кадастровой стоимости, умноженной на понижающий коэффициент 0,7, если законом субъекта Российской Федерации не установлен меньший коэффициент.
Согласно договору купли – продажи объектов недвижимого имущества от <дата> сумма продажи семи объектов недвижимости, расположенных по адресу: <адрес>, <адрес><адрес>, составляет 1 000 000 руб.
В соответствии с пунктом 4 статьи 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учёт, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированном в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения.
Согласно сведениям, поступившим в налоговый орган от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, а также выписки из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) актуальная кадастровая стоимость объектов, проданных ФИО1 в 2017 году по состоянию на <дата> составляет 9 915 691.52 руб., в том числе:
Наименование объекта | Кадастровый номер | Дата регистрации | Дата снятия с регистрации | Площадь объекта | Вид собственности | Адрес объекта | Актуальная кадастровая стоимость на <дата>, руб. | Дата определения кадастровой стоимости | |
здание | <дата> | <дата> | Иные строения, помещения и сооружения | <адрес>, р-н. Ленинск-Кузнецкийп. Чкаловский, <адрес> | <дата> | ||||
здание | <дата> | <дата> | Иные строения, помещения и сооружения | <адрес>, р-н. Ленинск-Кузнецкийп. Чкаловский, <адрес> | <дата> | ||||
здание | <дата> | <дата> | Иные строения, помещения и сооружения | <адрес>, р-н Ленинск-Кузнецкийп. Чкаловский, <адрес> | <дата> | ||||
земельный участок | <дата> | <дата> | земельный участок | <адрес>, р-н Ленинск-Кузнецкий, <адрес> | <дата> | ||||
сооружение | <дата> | <дата> | Иные строенияпомещения и сооружения | <адрес>, р-н. Ленинск-Кузнецкийп. Чкаловский, <адрес>, от котельной до здания главного корпуса | не определена | ||||
сооружение | <дата> | <дата> | Иные строения, помещения и сооружения | <адрес>, р-н. Ленинск-Кузнецкийп. Чкаловский, <адрес>, от котельной до здания главного корпуса | не определена | ||||
сооружение | <дата> | <дата> | Иные строенияпомещения и сооружения | <адрес>, р-н. Ленинск-Кузнецкийп. Чкаловский, <адрес>, от колодца <номер> до здания котельной | Не определена | ||||
ИТОГО |
Согласно статье 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Исходя из положений статьи 24.12 Федерального закона N 135-ФЗ для определения кадастровой стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости (абзац 2 пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости").
Из положений абзацев 1, 2 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности также следует, что по завершении рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета, который в течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости.
По общему правилу, сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (абзац 3 статьи 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ).
Таким образом, исходя из положений вышеуказанных норм, кадастровой стоимостью, подлежащей применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, является стоимость объекта недвижимости, определенная соответствующим органом в нормативно установленном порядке (одним из способов, предусмотренных статьей 3 Закона об оценочной деятельности), сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости.
Имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 ПК РФ, предоставляется с учётом следующих особенностей:
в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков или доли (долей) в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со статьей 217.1 ПК РФ, не превышающем в целом 1 000 000 рублей;
в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи иного недвижимого имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со статьей 217.1 ПК РФ, не превышающем в целом 250 000 рублей.
Вместо получения имущественного налогового вычета в соответствии с пп.1 п.2 ст.220 Кодекса налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведённых им и документально подтверждённых расходов, связанных с приобретением этого имущества.
В связи с тем, что сумма дохода (согласно договору купли-продажи), полученного от продажи недвижимого имущества составляет 1 000 000 руб.. что менее 70% от кадастровой стоимости данных объектов по состоянию на <дата>, расчёт суммы НДФЛ, подлежащего уплате в бюджет, должен производиться в соответствии с нормами п. 5 ст. 217.1 НК РФ: сумма дохода - 6 940 984,07 руб. (9 915 691.52 руб.*0.7);сумма имущественного налогового вычета, согласно пп.1 п. 2 ст. 220 НК РФ в сумме 1 250 000 руб., в том числе: по продаже земельного участка в сумме 1 000 000 руб., по продаже иного недвижимого имущества - 250 000 руб.; налогооблагаемая база- 5 690 984,07 руб.(6 940 984,07руб. - 1 250 000 руб.); сумма НДФЛ - 739 828 руб. (5 690 984,07 руб.*13%)
В соответствии со ст. 75 Кодекса налогоплательщику исчисляется пеня в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Суммы пеней начислены в соответствии ст.75 НК РФ за каждый день просрочки в размере 1/300 ставки рефинансирования действующей в соответствующем периоде: недоимка (руб.) * количество дней просрочки * 1/300 ставки рефинансирования % - пени (руб.).
На основании пункта 6 статьи 227 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией, уплачивается по месту учёта налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Срок уплаты налога на доходы физических лиц за 2017 год <дата>.
На дату вынесения решения о привлечении к ответственности сумма пени составила - 51 041,97 руб.
Согласно п. 1 ст. 122 Кодекса неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса, влечёт взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
Сумма штрафных санкций в соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ составляет 147965,60руб. (739 828 *20% = 147 965,60руб.).
Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, определены статьей 111 НК РФ, обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения - статьей 112 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 112 НК РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:
-совершение правонарушения вследствие стечения тяжёлых личных или семейных обстоятельств;
-совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
-тяжёлое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;
-иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ перечень смягчающих обстоятельств не является исчерпывающим. Налоговый орган по собственному усмотрению может признать смягчающими обстоятельства, не указанные в Налоговом кодексе РФ.
Учитывая вышеуказанные нормы, налоговый орган признал смягчающим вину обстоятельством тяжёлое материальное положение физического лица (общий доход по справке 2-НДФЛ за <дата>.)
Таким образом, размер штрафа подлежит уменьшению в 2 раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьёй НК РФ и составит 73982,5 руб. (147965,60 руб. /2).
Пунктом 2 статьи 112 НК РФ обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение. В соответствии с пунктом 3 статьи 112 НК РФ лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа. Ранее к ответственности за аналогичное правонарушение ФИО1 не привлекался.
Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого оно вынесено. Решение вручено налогоплательщику лично. В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа указанное решение вступает в силу в порядке, предусмотренном статьей 101.2 НК РФ.
Согласно ст. 101.2 НК РФ в случае обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в апелляционном порядке такое решение вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, и в необжатованной части со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе.
Согласно решения <номер> от <дата> Управления ФНС России по Кемеровской области решение Межрайонной инспекции ФНС России №2 по Кемеровской области от <дата><номер> о привлечении к ответственности оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО1 без удовлетворения.
Согласно п. 3 ст. 101.3 Налогового кодекса РФ, на основании вступившего в силу решения лиц в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, направляется в установленном ст. 69 Налогового кодекса РФ, порядке требование об уплате недоимки, в том числе штрафа.
В соответствии со ст. 69, 70 НК РФ налогоплательщику направлено требование <номер> от <дата> об уплате налогов, пеней, штрафов, (копия прилагается), которое направлено налогоплательщику почтой со сроком уплаты до <дата>. До настоящего времени требование не исполнено.
В соответствии со ст. 104 НК РФ, после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, или в иных случаях, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается, соответствующий налоговый орган обращается с заявлением в суд о взыскании с этого лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции, установленной Налоговым кодексом РФ.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (ст. 48 НК РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Мировым судебного участка № 6 Ленинск-Кузнецкого городского судебного района вынесено определение от <дата> об отмене судебного приказа <номер>, в связи с поступившими от должника возражениями относительно его исполнения, в связи с чем, инспекция обратилась с настоящим административным исковым заявлением.
Истец просит взыскать с ФИО1, <дата> года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу<адрес>, недоимку по налогу на доходы физических лиц за 2017 год в сумме 739828 рублей, пени за неуплату налога на доходы физических лиц за 2017 год в сумме 51041 рубль 97 копеек, задолженность по уплате штрафных санкций по ст.122 Налогового Кодекса Российской Федерации в сумме 73983 рубля. Взыскание производить по соответствующим кодам бюджетной классификации (КБК) на расчетный счет <***> ИНН: <***> УФК по Кемеровской области (Межрайонная ИФНС России № 2 по Кемеровской области), Банк: ГРКЦ ГУ Банка России по Кемеровской области БИК: 043207001. КБК для уплаты налога: 18210102030011000110, КБК для уплаты пени: 18210102030013000110, КБК для уплаты штрафа: 18210102030012100110, ОКТМО 32732000.
В судебном заседании представитель административного истца - Межрайонной ИФНС России № 2 по Кемеровской области ФИО2, действующая основании доверенности <номер> от <дата>, сроком действия до <дата>, поддержала заявленные требования в полном объеме, просила их удовлетворить.
Административный ответчик ФИО1 предоставил возражение на административное исковое заявление, согласно которого: «Положения п. 6 ст. 210, п. 17.1 ст.217, ст.217.1 и пп. 1 п. 2 ст. 220 НК РФ применяются в отношении объектов недвижимого имущества, приобретённых в собственность после <дата>. Таким образом, учитывая, что объект недвижимости был приобретён до <дата>, а именно <дата>, что подтверждается договором <номер> купли-продажи муниципального имущества от <дата> указанный вид расчёта налога для данного объекта не применим, в связи с чем просит отказать в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с пп.1 п.1 ст.23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно статье 13 НК РФ, одним из федеральных налогов является налог на доходы физических лиц.
Подпунктом 2 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговым органам предоставлено право проверять соблюдение налогоплательщиками установленной законом обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии с пунктом 1 ст.207 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности.
Согласно статье 216 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.
В соответствии с пунктом 1 статьи 229 Налогового кодекса РФ налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и 228 НК РФ. Налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом
В соответствии с пунктом 7 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ, в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Срок предоставления налоговой декларации по НДФЛ за 2017 год, не позднее <дата>.
Судом установлено, ФИО1 является плательщиком налога на доходы физических лиц.
Согласно договора купли-продажи муниципального имущества от <дата><номер>, ФИО1 приобрел в составе одного лота 3 нежилых здания, 3 сооружения и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, за 1 000 000 руб. При этом, право собственности по данному договору на купленные объекты недвижимого имущества ФИО1 было зарегистрировано только <дата>.
Согласно договора купли-продажи от <дата> б/н., ФИО1 продал данные объекты недвижимого имущества за 1 000 000 руб.
В Межрайонную И. Р.<номер> по <адрес> в установленный законом срок - <дата>ФИО1 представил первичную налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2017 год.
В представленной декларации ФИО1 заявил доход, полученный от реализации нежилого недвижимого имущества, находившегося в собственности менее 3-х лет, в сумме 1 000 000 руб. и имущественный налоговый вычет по доходам от продажи недвижимого имущества в сумме 1 000 000 руб. Сумма налога к уплате, согласно представленной декларации, составила 0 руб.
ФИО1 была представлена уточнённая налоговая декларация с номером корректировки 1 от <дата> рег.<номер>, в которой отражён доход, полученный от продажи объектов недвижимого имущества в сумме 6940984.40 руб. и заявлен имущественный вычет по продаже имущества в размере 1 250 000 руб. Соответственно, налоговая база по представленной декларации составила 569 0984.40 руб., и налог к уплате составил 739828 руб.
Далее, ФИО1 подана уточнённая налоговая декларация с номером корректировки 2 от <дата> рег.<номер>, в которой заявлен доход от продажи иного недвижимого имущества в сумме 1 000 000 руб. и документально подтверждённые расходы, связанные с приобретением данного имущества в сумме 1 000 000 руб. Соответственно, налог к уплате составил 0 руб.
В период с <дата> по <дата> в отношении ФИО1 была проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за 2017г.
В соответствии с п.9.1 ст. 88 НК РФ, в случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 настоящего Кодекса, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.
В ходе проведённых контрольных мероприятий в рамках камеральной налоговой проверки установлено, что согласно договору <номер> купли-продажи муниципального имущества от <дата>ФИО1 приобрёл в составе одного лота 3 нежилых здания, 3 сооружения и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, за 1 000 000 руб. Право собственности по данному договору на купленные объекты недвижимого имущества плательщиком зарегистрировано <дата>2017.
Учитывая, что данный объект имущества находился в собственности налогоплательщика менее предельного минимального срока владения объектом недвижимого имущества, доход от его продажи не освобождается от обложения налогом на доходы физических лиц.
В ходе проведения камеральной налоговой проверки в период с <дата> по <дата> в отношении ФИО1 уточненной налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за 2017г., в которой он заявил доход от продажи недвижимого имущества, находящегося в собственности менее 3-х лет в сумме 1 000 000 руб. и имущественный налоговый вычет по доходам от продажи недвижимого имущества в сумме 1 000 000 руб. Сумма налога к уплате, согласно представленной декларации, составила 0 руб., установлено нарушение ФИО1 п. 6 ст. 210 НК РФ, а именно занижение налоговой базы.
Согласно решения <номер> от <дата> Управления ФНС Р. по <адрес> решение Межрайонной инспекции ФНС России №2 по Кемеровской области от <дата><номер>ФИО1 привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Согласно п. 3 ст. 101.3 Налогового кодекса РФ, на основании вступившего в силу решения лиц в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, направляется в установленном ст. 69 Налогового кодекса РФ, порядке требование об уплате недоимки, в том числе штрафа.
Согласно п. 3 ст. 101.3 Налогового кодекса РФ, на основании вступившего в силу решения лицо в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, направляется в установленном ст. 69 Налогового кодекса РФ, порядке требование об уплате недоимки, в том числе штрафа.
В соответствии с п. 3 ст. 210 Налогового кодекса РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. ст. 218 - 221 НК РФ, с учётом особенностей, установленных настоящей главой.
Пунктом 11 ст. 2 Федерального закона от 29.11.2014 N 382-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 382-ФЗ) гл. 23 НК РФ дополнена ст. 217.1. Данные изменения в соответствии с п. 2 ст. 4 Закона N 382-ФЗ вступили в силу с 01.01.2016.
Согласно п. 6 ст. 210 НК РФ (в ред. Закона N 382-ФЗ) налоговая база по доходам от продажи недвижимого имущества определяется с учётом особенностей, установленных ст. 217.1 НК РФ.
При этом положения п. 6 ст. 210 НК РФ, а также п. 17.1 ст. 217, ст. 217.1 и пп. 1 п. 2 ст. 220 НК РФ (в ред. Закона N 382-ФЗ) применяются в отношении объектов недвижимого имущества, приобретённых в собственность после <дата> (п. 3 ст. 4 Закона N 382-ФЗ).
Пунктом 3 ст. 225 НК РФ установлено, что общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.
Таким образом, доходы гражданина от продажи недвижимого имущества, право собственности на которое зарегистрировано в 2016 г., 2017г., определяются с учётом особенностей, предусмотренных ст. 217.1 НК РФ.
В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом п. 2 ст. 223 ГК РФ.
В силу п. 2 ст. 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК и иными законами.
Согласно п. 5 ст. 217.1 НК РФ, в случае если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения налогом доходы налогоплательщика от продажи указанного объекта принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества, умноженной на понижающий коэффициент 0,7.
В случае если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества, указанного в настоящем пункте не определена по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на указанный объект, положения настоящего пункта не применяются.
Пунктом 6 ст. 217.1 НК РФ предусмотрено, что законом субъекта РФ вплоть до нуля для всех или отдельных категорий налогоплательщиков и (или) объектов недвижимого имущества может быть уменьшен: 1) минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества, указанный в п.4 настоящей статьи; 2) размер понижающего коэффициента, указанного в п.5 настоящей статьи.
Таким образом, если по состоянию на <дата> кадастровая стоимость имущества была определена, доход от ее продажи для целей исчисления НДФЛ не может быть меньше установленной кадастровой стоимости, умноженной на понижающий коэффициент 0,7, если законом субъекта Российской Федерации не установлен меньший коэффициент.
Согласно договору купли – продажи объектов недвижимого имущества от <дата> сумма продажи семи объектов недвижимости, расположенных по адресу: <адрес> составляет 1 000 000 руб.
В соответствии с п. 4 ст.85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учёт, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированном в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения.
Согласно сведениям, поступившим в налоговый орган от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, а также выписки из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) актуальная кадастровая стоимость объектов, проданных ФИО1 в 2017 году по состоянию на <дата> составляет 9915 691.52 руб.
Имущественный налоговый вычет, предусмотренный пп. 1 п. 1 ст.220 НК РФ предоставляется с учётом следующих особенностей: в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков или доли (долей) в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со статьей 217.1 НК РФ, не превышающем в целом 1 000 000 рублей; в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи иного недвижимого имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со статьей 217.1 НК РФ, не превышающем в целом 250 000 рублей.
Вместо получения имущественного налогового вычета в соответствии с пп.1 п.2 ст.220 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведённых им и документально подтверждённых расходов, связанных с приобретением этого имущества.
В связи с тем, что сумма дохода (согласно договору купли-продажи), полученного от продажи недвижимого имущества составляет 1 000 000 руб., что менее 70% от кадастровой стоимости данных объектов по состоянию на <дата>, расчёт суммы НДФЛ, подлежащего уплате в бюджет, должен производиться в соответствии с нормами п. 5 ст. 217.1 НК РФ: сумма дохода - 6 940 984,07 руб. (9 915 691.52 руб.*0.7);сумма имущественного налогового вычета, согласно пп.1 п. 2 ст. 220 НК РФ в сумме 1 250 000 руб., в том числе: по продаже земельного участка в сумме 1 000 000 руб., по продаже иного недвижимого имущества - 250 000 руб.; налогооблагаемая база- 5 690 984,07 руб.(6 940 984,07руб. - 1 250 000 руб.); сумма НДФЛ - 739 828 руб. (5 690 984,07 руб.*13%)
В соответствии со ст. 75 Кодекса налогоплательщику исчисляется пеня в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Суммы пеней начислены в соответствии ст.75 НК РФ за каждый день просрочки в размере 1/300 ставки рефинансирования действующей в соответствующем периоде: недоимка (руб.) * количество дней просрочки * 1/300 ставки рефинансирования % - пени (руб.).
На основании пункта 6 статьи 227 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией, уплачивается по месту учёта налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Срок уплаты налога на доходы физических лиц за 2017 год <дата>.
На дату вынесения решения о привлечении к ответственности сумма пени составила - 51 041,97 руб.
Согласно п. 1 ст. 122 Кодекса неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса, влечёт взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
Сумма штрафных санкций в соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ составляет 147965,60руб. (739 828 *20% = 147 965,60 руб.).
Таким образом, размер штрафа подлежит уменьшению в 2 раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьёй НК РФ и составит 73982,5 руб. (147965,60 руб. /2).
Согласно п. 3 ст. 101.3 Налогового кодекса РФ, на основании вступившего в силу решения лиц в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, направляется в установленном ст. 69 Налогового кодекса РФ, порядке требование об уплате недоимки, в том числе штрафа.
В соответствии со ст. 69, 70 НК РФ налогоплательщику направлено требование <номер> от <дата> об уплате налогов, пеней, штрафов, (копия прилагается), которое направлено налогоплательщику почтой со сроком уплаты до <дата>. До настоящего времени требование не исполнено.
В соответствии со ст. 104 НК РФ, после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, или в иных случаях, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается, соответствующий налоговый орган обращается с заявлением в суд о взыскании с этого лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции, установленной Налоговым кодексом РФ.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей (ст. 48 НК РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Судом установлено, что Межрайонная ИФНС России № 2 по Кемеровской области в соответствии со статьей 48 НК РФ обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
Мировым судьей судебного участка № 6 Ленинск-Кузнецкого городского судебного района <дата> был выдан судебный приказ <номер> на взыскание с ФИО1 спорной задолженности. Определением от <дата> судебный приказ от <дата> был отменен.
Административный иск подан <дата> в установленный законом для подачи административного искового заявления срок.
Поскольку административный ответчик свою обязанность по уплате недоимки по налогу на доходы физических лиц, пени и штрафных санкций, в установленный срок не выполнил, таким образом, требование административного истца о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц, пени и штрафных санкций, в общей сумме 864852,97 рублей подлежит удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета. На основании изложенного в соответствии с абз. 2 п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ с административного ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 11848,53 рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 290 КАС РФ при удовлетворении требования о взыскании обязательных платежей и санкций в резолютивной части решения суда также должны быть указаны: фамилия, имя и отчество лица, обязанного уплатить денежную сумму, составляющую задолженность, его место жительства.
Руководствуясь ст.175 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 2 по Кемеровской области к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц, пени и штрафных санкций удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, <дата> года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу <адрес>, недоимку по налогу на доходы физических лиц за 2017 год в сумме 739828 рублей, пени за неуплату налога на доходы физических лиц за 2017 год в сумме 51041 рубль 97 копеек, задолженность по уплате штрафных санкций по ст.122 Налогового Кодекса Российской Федерации в сумме 73983 рубля.
Взыскание производить по соответствующим кодам бюджетной классификации (КБК) на расчетный счет <***> ИНН: <***> УФК по Кемеровской области (Межрайонная ИФНС России № 2 по Кемеровской области), Банк: ГРКЦ ГУ Банка России по Кемеровской области БИК: 043207001. КБК для уплаты налога: 18210102030011000110, КБК для уплаты пени: 18210102030013000110, КБК для уплаты штрафа: 18210102030012100110, ОКТМО 32732000.
Взыскать с ФИО1 в федеральный бюджет Российской Федерации государственную пошлину в размере 11848 рублей 53 копейки.
Решение может быть обжаловано в Кемеровской областной суд через Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 25.08.2020.
Судья: подпись А.А. Роппель
Подлинник документа находится в административном деле №2а-383/2020 Ленинск-Кузнецкого городского суда города Ленинска-Кузнецкого Кемеровской области.