ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-383/2021 от 16.07.2021 Увельского районного суда (Челябинская область)

Дело № 2а-383/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Увельский

Челябинская область 16 июля 2021 года

Увельский районный суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи: Фирсовой Г.Н.,

при ведении протокола помощником судьи: Семиной Я.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению МИФНС службы №15 по Челябинской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу и пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 15 по Челябинской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени в размере 17893 рублей 41 копейки.

В обоснование административных исковых требований истец ссылался на то, что административный ответчик ФИО1 является налогоплательщиком транспортного и земельного налогов, налога на имущество физических лиц. В соответствии с Налоговым кодексом РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Поскольку налогоплательщик ФИО1 в установленный законом срок не исполнила обязанности по уплате налогов, административный истец просил взыскать с административного ответчика задолженность по транспортному налогу с физических лиц, налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, сельских поселений, земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, в границах сельских поселений по требованию от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 17893 рублей 41 копейки.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 15 по Челябинской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен, просил о рассмотрении иска в его отсутствие, о чем указал в иске (л.д.6, 48).

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена о дате и времени слушания дела надлежаще. В отзыве на исковое заявление указала, что требование и налоговое уведомление в её адрес не направлялись, доступа к ИР «Личный кабинет налогоплательщика у неё нет, и она им не пользуется. Административным истцом по настоящее время не исполнена обязанность по направлению ей требования об оплате задолженности по налогам, хотя задолженность за 2019 год выявлена в декабре 2020 года. С заявлением о взыскании задолженности административный истец обратился с нарушением процедуры взыскания. Кроме того, согласно Решению Совета депутатов Рождественского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области № 7 от 17.03.2016 г. ей должна быть предоставлена льгота в виде освобождения от уплаты земельного налога за 2019 год. (л.д.47, 59-60)

В силу ч.2 ст.289 Кодекса административного судопроизводства РФ неявка в судебное заседание административного ответчика, явка которого не признана судом обязательной, не является препятствием к рассмотрению административного дела.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что административные исковые требования Межрайонной ИФНС России №15 по Челябинской области не подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 3, пунктом 1 статьи 23 Налогового Кодекса РФ, статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

При этом, при рассмотрении дел о взыскании налога (сбора, пени) судам необходимо проверять не только соблюдение процедуры взыскания налогов и сборов, но соблюдение налоговым органом установленных пунктом 2 статьи 48 Налогового Кодекса РФ сроков для обращения в суд (сроки давности взыскания налогов и пени), имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, и в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

Согласно части 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ).

В силу пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Вопрос о том, является ли причина пропуска срока уважительной, суд решает в каждом конкретном случае. При этом, в качестве уважительных причин пропуска срока могут расцениваться обстоятельства, которые делают своевременное обращение в суд невозможным или крайне затруднительным. Обязанность подтверждения того, что срок пропущен по уважительным причинам, не зависящим от заявителя, который не имел реальной возможности совершить процессуальное действие в установленный законом срок, возлагается на последнего.

Административный истец в обоснование иска указал, что ФИО1 посредством информационного ресурса «Личный кабинет налогоплательщика» было направлено сводное налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплатить исчисленные суммы налога до ДД.ММ.ГГГГ, а также требование от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. В подтверждение доводов иска представлены скриншоты списка требований, сообщений из налогового органа (л.д. 23, 57 оборот)

В соответствии с п. 4 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

В соответствии с п. 4 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Положения Налогового кодекса РФ о возможности использования функций сервиса «Личный кабинет налогоплательщика» вступили в силу с 01.07.2015 года.

Согласно ч. 2 ст. 11.2 НК РФ (в ред. ФЗ от 04.11.2014 № 347-ФЗ) личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом. Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика налогоплательщик - физическое лицо направляет в налоговый орган уведомление об использовании личного кабинета налогоплательщика.

После получения уведомления налоговым органом направление указанных документов налогоплательщику на бумажном носителе или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи не производится до получения от этого налогоплательщика уведомления об отказе от использования личного кабинета налогоплательщика.

С 02.06.2016 вступила в силу новая редакция ч. 2 ст. 11.2 НК РФ (в ред. Федерального закона от 01.05.2016 № 130-ФЗ), согласно которой налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.

При этом, налогоплательщиками, получившими доступ к информационному ресурсу « Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», считаются физические лица, получившие регистрационную карту и сменившие первичный пароль при входе в ЛК ФЛ, а также все пользователи, подключившиеся с помощью сертификата ключа электронной подписи или с помощью учетной записи Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА). Исключение составляют пользователи, отказавшиеся от пользования личного кабинета или заблокировавшие свою учетную запись, а также пользователи, утратившие возможность доступа к информационному ресурсу в случае неизменения полученного первичного пароля в течение 30 дней с момента получения регистрационной карты (Письмо ФНС России от 22.08.2016 № БС-4-11/15377@)

Для получения документов на бумажном носителе налогоплательщику необходимо до 01.09.2016 направить уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе, подписанное усиленной квалифицированной или усиленной неквалифицированной электронной подписью (Письмо ФНС России от 16 августа 2016 г. № ЗН-4-6/14974@).

Таким образом, налогоплательщикам, не направившим в налоговый орган уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе до 01.09.2016 и получившим доступ к информационному ресурсу «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий, направляются в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. Указанные положения законодательства применимы к налоговым периодам, начиная с 2015 года.

В материалы дела административным истцом представлены скрин-шоты сервиса «Личный кабинет», из которых следует, что требование и налоговое уведомление размещены в сервисе. Между тем, на неоднократные запросы суда административным истцом не представлено доказательств вручения ФИО1 пароля и логина для входа в личный кабинет, даты смены ею пароля, и не представлена копия заявления ФИО1 в налоговый орган о выдаче ей пароля и логина, хотя административный истец утверждает, что с таким заявлением она обращалась ДД.ММ.ГГГГ. Требование от ДД.ММ.ГГГГ кроме направления через личный кабинет дублировалось заказным письмом. (л.д. 49).

Между тем, представленный список от ДД.ММ.ГГГГ, содержащий под сведения о направлении ФИО1 требования от ДД.ММ.ГГГГ, не содержит штампа почтового учреждения, а если данное требование всё же направлялось в указанную дату, то оно также направлено с нарушением сроков, установленных законом, поскольку недоимка выявлена ДД.ММ.ГГГГ, требование сформировано ДД.ММ.ГГГГ, срок исполнения требования был указан до ДД.ММ.ГГГГ, а направлено оно почтой лишь ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 50-54)

Согласно п.1 ст.70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, не превышает у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, 500 рублей, у организации или индивидуального предпринимателя - 3 000 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (абзац 2 пункта 6 статьи 69 НК РФ).

Приказом ФНС России от 09.12.2010 N ММВ-7-8/700@, утвержден Порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Датой направления налогоплательщику Требования в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки (пункт 10 Порядка).

В силу пункта 2 статьи 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.

Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Согласно пункту 15 Порядка ведения личного кабинета налогоплательщика, утвержденному Приказом ФНС России от 30.06.2015 N ММВ-7-17/260@ "Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика" (утратил силу в связи с изданием Приказа ФНС России от 22.08.2017 N ММВ-7-17/617@ (ред. от 06.11.2018), при первом входе в личный кабинет налогоплательщика налогоплательщику необходимо сменить первичный пароль. Аналогичные положения содержатся в пункте 14 ныне действующего Порядка ведения личного кабинета налогоплательщика, утв. Приказом ФНС России от 22.08.2017 N ММВ-7-17/617@.

Первичный пароль действует в течение одного календарного месяца с даты регистрации налогоплательщика в личном кабинете налогоплательщика.

В сообщении на запрос суда административный истец указал, что ФИО1 вход в Личный кабинет предоставлен ДД.ММ.ГГГГ, однако доказательства обращения ФИО1 с заявлением для подключения ЛК ФЛ, получения ею логина и пароля отсутствуют. Дата первичного входа в интернет-сервис ЛК ФЛ – ДД.ММ.ГГГГ, дата последнего входа – ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается скриншотом из личного кабинета налогоплательщика. (л.д. 67-68)

Доказательств получения ФИО1 логина и пароля, смены пароля ФИО1 в течение месяца со дня его получения в материалы дела не представлено. Скриншоты из личного кабинета суд не может признать надлежащими доказательствами направления ФИО1 налогового уведомления и требования, поскольку административный ответчик оспаривает сам факт предоставления ей доступа к указанному электронному сервису, а административный истец доводов ФИО1 не опроверг и даже более – подтвердил, что доказательства предоставления ФИО1 доступа к личному кабинету налогоплательщика у него отсутствуют.

С учётом изложенного, суд полагает, что административным истцом не представлено надлежащих и достоверных доказательств направления ФИО1 в установленный срок налогового уведомления и требования, в связи с чем отсутствуют доказательства соблюдения административным истцом процедуры взыскания налогов.

Согласно ст.114 Кодекса административного судопроизводства РФ при отказе в иске судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, взыскиваются с административного истца.

В соответствии с п.п.19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ административный истец от уплаты государственной пошлины освобожден.

Доводы ФИО1 о праве на льготы по земельному налогу суд оставляет без оценки, поскольку предоставление налоговых льгот носит заявительный характер, ФИО1 не лишена права и возможности обратиться с соответствующим заявлением в налоговый орган, предоставив доказательства права на льготы. В силу нарушения административным истцом процедуры взыскания задолженности данный довод административного ответчика не влияет на выводы суда по существу иска.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-178, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России № 15 по Челябинской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу и пени в размере 17893 рублей 41 копейки - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Челябинский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Увельский районный суд Челябинской области.

Председательствующий судья Г.Н. Фирсова

Мотивированное решение изготовлено 16 июля 2021 года