ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-383/2022 от 19.05.2022 Калачинского городского суда (Омская область)

2а-383/2022

55RS0-46

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 мая 2022 года <адрес>

Резолютивная часть решения оглашена ДД.ММ.ГГГГ

Мотивированная часть решения изготовлена ДД.ММ.ГГГГ

Калачинский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Ивановой Е.В., с участием прокурора ФИО1, при секретаре ФИО2, помощнике судьи ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а – 383/2022 по административному исковому заявлению Калачинского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации о признании информации, размещенной на страницах сайта в сети Интернет, информацией, распространение которой запрещено в Российской Федерации, суд

УСТАНОВИЛ:

В Калачинский городской суд с административным исковым заявлением обратился Калачинский межрайонный прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации о признании информации, размещенной на интернет-страницах, информацией, распространение которой запрещено в РФ, указав, что по результатам мониторинга сети Интернет выявлен факт размещения на страницах сайтов: https://ru.vipdiplomc.com/, https://omsk.diplomhvruki.com/,

http://russians-diplomisty.соm/, http://originala-diplomov365.com/, https://m.101-diplomu.com/, информации о способах приобретения дипломов любого, в том числе педагогического образования, без прохождения соответствующего обучения, вход на данные сайты является свободным, ознакомиться с содержанием может любой Интернет-пользователь, информация на сайтах распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, какое-либо ограничение на передачу, копирование и распространение данной информации отсутствует. В результате проверки не удалось установить администраторов (владельцев) доменных имен, нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации, нарушает публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, просили признать информацию, размещенную на страницах названных сайтов, информацией распространение которой запрещено в РФ, направить решение для внесения сведений в Единый реестр доменных имен указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В дальнейшем прокурором заявлено дополнение, в котором помимо ранее заявленного, прокурор просил признать информацию, размещенную на страницах сайтов https://omsk.diplomd-magazjne.com/, http://rossiа-diplomys.com/, http://diploms-webs.cоm/, http//omsk.area-diplomx24.com/, информацией распространение которой запрещено в РФ.

В судебном заседании прокурор ФИО1 уточнила исковые требования, просила признать информацию, размещенную на страницах сайта https://omsk.diplomd-magazjne.com/, http://rossiа-diplomys.com/ о способах приобретения дипломов любого, в том числе педагогического образования, без прохождения соответствующего обучения информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в остальной части иска заявила отказ.

Заинтересованные лица Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Управление Роскомнадзора по <адрес>, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили, не просили суд об отложении рассмотрения дела, представитель Управления Роскомнадзора по <адрес> направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, ввиду сего суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей указанных лиц.

Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ) указанный закон регулирует отношения, возникающие при: осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации.

Согласно части 1 статьи 10 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности (часть 5 статьи 15 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ).

В силу статьи 9 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обесценения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом <данные изъяты> для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

Как следует из материалов дела при мониторинге сети Интернет выявлен указатель страниц сайтов: https://omsk.diplomd-magazjne.com/, http://rossiа-diplomys.com/ о способах приобретения дипломов любого, в том числе педагогического образования, без прохождения соответствующего обучения.

Вход на данный сайт является свободным, ознакомиться с содержанием указанного Интернет-ресурса, скопировать информацию в электронном варианте, воспользоваться услугами сервиса, заполнить заявку на получение незаконных услуг может любой Интернет-пользователь. Информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, какое-либо ограничение на передачу, копирование и распространение данной информации отсутствует, что подтверждено скриншотом Интернет-сайта вышеуказанной страницы, сделанным с рабочего компьютера с возможностью выхода в сеть «Интернет», размещенного в кабинете Калачинской межрайонной прокуратуры по адресу: <адрес>.

В соответствии со ст. 65 Трудового кодекса Российской Федерации при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю, в том числе, документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

На основании п. 21 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) педагогический работник - это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

Пунктом 1 ст. 46 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п. 2 Порядка заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов, утвержденного Приказом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ Дипломы выдаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - организации), по реализуемым ими аккредитованным образовательным программам высшего образования (далее - образовательные программы): лицам, освоившим образовательные программы высшего образования: программы бакалавриата, - диплом бакалавра, диплом бакалавра с отличием (далее вместе - диплом бакалавра);

- лицам, освоившим образовательные программы высшего образования программы специалитета, - диплом специалиста, диплом специалиста с отличием (далее вместе - диплом специалиста);

- лицам, освоившим образовательные программы высшего образования программы магистратуры, диплом магистра, диплом магистра с отличием (далее вместе - диплом магистра);

-лицам, освоившим образовательные программы высшего образования программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, - диплом об окончании аспирантуры;

- лицам, освоившим образовательные программы высшего образования программы подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре, - диплом об окончании адъюнктуры.

Пунктом 3 Порядка определено, что дипломы выдаются указанным в пункте 2 настоящего Порядка лицам, принятым на обучение по соответствующим образовательным программам как после вступления в силу Федерального закона № 273-ФЗ, так и до его вступления в силу (с учетом тождественности наименований образовательных программ, установленной частью 2 статьи 108 Федерального закона № 273-ФЗ) и освоившим:

-образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры - вне зависимости от обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования, или образовательными стандартами, утвержденными образовательной организацией высшего образования, имеющей в соответствии с Федеральным законом право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты, или государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (далее соответственно - ФГОС ВО, СУОС ВО, ГОС ВПО, вместе - ОС ВО);

- образовательные программы высшего образования - программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) - в случае обучения в соответствии с ФГОС ВО или СУОС ВО.

Таким образом, с учетом вышеназванных требований выдача дипломов об образовании возможна только определенным кругом организаций, имеющих соответствующие полномочия, выдача дипломов иными лицами признается незаконной.

Кроме того, данные поддельные дипломы об педагогическом образовании позволяют осуществлять работу с малолетними и несовершеннолетними детьми в образовательных организациях, получить различные права как педагога, тем самым обладают признаками официального документа. Соответственно, действия по выдаче данных ) дипломов и не соблюдения указанных условий и дальнейшее их использование получателями содержат в себе признаки преступлений, предусмотренных ст. 292, ст. 324, ст. 327 УК РФ.

В силу ч. 1 ст. 15.1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет».

Согласно ч. 2, ч. 3 ст. 15.1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Полномочия по созданию, формированию и ведению «Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено п. 5.17 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ отнесены к компетенции Роскомнадзора.

В ч. 5 ст. 15.1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ предусмотрено, что основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 1 ст. 9 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ).

Учитывая, что нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации, нарушает публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве, требования прокурора направлены на охрану общественного порядка, соблюдение принципа законности, поскольку распространение такой информации направлено на формирование и поддержание интереса к уголовно наказуемому деянию, на момент проверки сведения о внесении в Единый реестр и ограничении доступа к информации, размещенной на вышеуказанном сайте отсутствуют, суд приходит к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению.

В силу положений ст.46 КАС РФ, учитывая добровольность отказа прокурором от части требования, суд принимает отказ прокурора от требований в части информации, размещенной на страницах сайтов https://ru.vipdiplomc.com/,https://omsk.diplomhvruki.com/,http://russians-diplomisty.соm/, http:// originala-diplomov365.com/, https://m.101-diplomu.com/, http://diploms-webs.cоm/, http//omsk.area-diplomx24.com/, в соответствии с п.3 ч.1 ст.194 КАС РФ, суд прекращает производство по делу.

В соответствии с ч.4 ст.265.5 КАС РФ решение суда подлежит немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать информацию, размещенную на страницах сайтов:

https://omsk.diplomd-magazjne.com/,

http://rossiа-diplomys.com/,

информацией, распространение которой запрещено в Российской Федерации.

Решение направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для внесения сведений в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Производство по административному делу по иску Калачинского межрайонного прокурора в остальной части прекратить в связи с отказом от иска.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Калачинский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Е.В.Иванова.