Дело № 2а-3843/2020
25RS0029-01-2020-007573-17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Уссурийск 20 октября 2020 г.
Уссурийский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Онищук Н.В., с участием представителя административного истца ФИО1, при ведении протокола судебного заседания секретарем Чечель К.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (Управление Росреестра по Приморскому краю) о признании незаконным уведомления от ДД.ММ.ГГXXXX о приостановлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с требованием о признании незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Приморскому краю о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета от ДД.ММ.ГГXXXX, указав на то, что на основании выписки из Единого государственного реестра от ДД.ММ.ГГг. истец является собственником нежилого помещения, назначение нежилое, общая площадь 84,9 кв.м., этаж 1, кадастровый номер XXXX, расположенного по адресу: Приморский край, г.Уссурийск, XXXX. Приняв решение провести капитальный ремонт существующего помещения, подготовив проектную документацию по капитальному ремонту, технический план для постановки на государственный технический учет нежилого помещения административный истец ДД.ММ.ГГ обратился с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером XXXX, в связи с изменением сведений о площади и внутренней перепланировке помещения. Согласно, технического паспорта здания и натурного обследования объекта недвижимости выяснено, что контур здания не изменился. В 2020 году помещение с кадастровым номером XXXX подверглось изменениям, были произведены следующие работы: устройство витражного проема ПР1в существующем дверном проеме, устройство проема ПР 2 путем устройства витража в ранее существующем дверном проеме, устройство проема ПР 3 путем устройства витражного окна и дверного проема в ранее существующих воротах, демонтаж некапитальной перегородки с дверными проемами. Согласно заключению проектной организации, подготовившей проектную документацию, используемую при подготовке данного технического плана, вышеуказанные работы отвечают требованиям конструктивной безопасности здания и другим характеристикам их надежности, и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, установленные градостроительным регламентом, не создается угроза жизни и здоровья граждан. ДД.ММ.ГГг. XXXX истцом было получено уведомление о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета. Данный отказ мотивирован тем, выявлены противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для такого кадастрового учета документах, и кадастровых сведениях, содержащихся в едином государственном реестре недвижимости, указано дополнительное окно, нами не представлено разрешение на ввод здания, акт приемочной комиссии, подтверждающего завершение перепланировки. ДД.ММ.ГГг. истцом было подано заявление в апелляционную комиссию об обжаловании решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета. ДД.ММ.ГГ апелляционной комиссией заявление было рассмотрено и ему было отказано во внесении изменений. С данным решением административный истец не согласен, считает его не законным, нарушающее его права, свободы и законные интересы. Согласно заключению строительно-технической экспертизы, выполненной ООО «Приморский экспертно-правовой центр», с технической точки зрения, выполненные строительные работы на первом этаже в здании с кадастровым номером XXXX в г. Уссурийске не создают угрозу жизни и здоровью граждан и не затрагивает права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Выполняемые работы по перестройки внутренних помещений первого этажа и устройству дверных проемов в здании с кадастровым номером XXXX в г. Уссурийске не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности здания и не изменяют параметры объекта капитального строительства и его частей (высоты, количества этажей, площади застройки, объема), что позволяет классифицировать их как капитальный ремонт. Ни один из обязательных нормативных документов не содержит требований по проведению капитального ремонта в нежилом здании. В Уссурийском городском округе требования к перестройке нежилых помещений не установлены. Таким образом, учитывая, что произведенные изменения нежилого помещения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом, в результате выполнения указанных строительных работ параметры здания, его частей (высоты, количество этажей, объема) не изменены, надстройка, перестройка, расширение здания не производились, административному истцу не требуется получение разрешения на строительство. При подаче документов на осуществление государственного кадастрового учета административным истцом был представлен технический план помещения на объект капитального ремонта, расположенного по адресу: Приморский край г. Уссурийск, XXXX. При проведении капитального ремонта контур и конфигурация здания не менялась, проводились только внутренние работы устройство витражного проема ПР1в существующем дверном проеме, устройство проема ПР 2 путем устройства витража в ранее существующем дверном проеме, устройство проема ПР 3 путем устройства витражного окна и дверного проема в ранее существующих воротах, демонтаж некапитальной перегородки с дверными проемами. В данном случае на кадастровом учете уже стоит здание с кадастровым номером XXXX. Поэтому при регистрации документов после проведения капитального ремонта не требуется внесения изменений в конфигурацию здания, изменилась только площадь помещения. Таким образом, требовать от административного истца подготовить соответствующие документы, предусмотренные Градостроительным кодексом, в обход существующего законодательства, не законно.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 на требованиях настаивала по доводам, изложенным в иске.
Представитель Управления Росреестра по Приморскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения заявления извещен надлежащем образом, о чем имеется уведомление, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Направил письменное возражение на административное исковое заявление, в котором указал, что представленный технический план подготовлен на основании проектной документации на переустройство и перепланировку нежилого помещения, расположенного в нежилом здании. План 1 этажа, внемасштабный чертеж, включенные в технический план не соответствуют проектной документации и сведениям кадастра недвижимости, в отношении расположения дополнительного окна в наружной степе пристроенной лестничной клетки. При проведении правовой экспертизы было установлено, что в орган регистрации прав поступило заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером XXXX, связанных с изменением основных характеристик помещения, в связи с перепланировкой. При этом, изменения Плана 1 этажа, связаны с перепланировкой двух помещений с кадастровыми номерами XXXX и XXXX. Однако, в рамках рассмотрения заявления XXXX осуществление государственного кадастра учета было приостановлено. Учитывая вышеизложенное, осуществление государственного кадастрового учета на помещение с кадастровым номером: XXXX не представляется возможным до устранения причин, препятствующих проведению государственного кадастрового учета в отношении помещения с кадастровыми номером: XXXX. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Суд, выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, урегулированы Федеральным законом от 13 июля 2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ).
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (часть 3 статьи 1 Федерального закона № 218-ФЗ).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (часть 4 статьи 1 Федерального закона № 218-ФЗ).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона № 218-ФЗ, в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся: характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
Таким образом, изменение площади объекта недвижимого имущества подлежит отражению в кадастре недвижимости.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании выписки из Единого государственного реестра от ДД.ММ.ГГг. административный истец является собственником нежилого помещения, назначение нежилое, общая площадь 84,9 кв.м., этаж 1, кадастровый номер XXXX, расположенного по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, XXXX.
ДД.ММ.ГГ административный истец обратился с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером XXXX, в связи с изменением сведений о площади и внутренней перепланировке помещения.
ДД.ММ.ГГг. XXXX истцом было получено уведомление о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета. Данный отказ мотивирован тем, выявлены противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для такого кадастрового учета документах, и кадастровых сведениях, содержащихся в едином государственном реестре недвижимости, указано дополнительное окно, не представлено разрешение на ввод здания, акт приемочной комиссии, подтверждающего завершение перепланировки.
ДД.ММ.ГГг. истцом было подано заявление в апелляционную комиссию об обжаловании решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета.
ДД.ММ.ГГ апелляционной комиссией заявление было рассмотрено и истцу было отказано во внесении изменений.
Пунктом 7 части 2 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ предусмотрено, что основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является, в том числе технический план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Согласно части 4 статьи 18 Федерального закона № 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона № 218-ФЗ сведения о помещении или машино-месте, за исключением сведений о площади помещения или машино-места и об их местоположении в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод здания или сооружения, в которых расположено помещение или машино-место, в эксплуатацию, проектной документации здания или сооружения, в которых расположено помещение или машино-место, проекта перепланировки и акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение перепланировки (часть 10);
Если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8 - 10 настоящей статьи разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью (часть 11);
Форма технического плана, требования к его подготовке, состав содержащихся в нем сведений, форма указанной в части 11 настоящей статьи декларации, требования к ее подготовке, состав содержащихся в ней сведений, требования к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, требования к подготовке плана этажа, части этажа здания или сооружения, плана здания или сооружения, плана части здания или сооружения, а также требования к определению площади здания, сооружения, помещения или машино-места устанавливаются органом нормативно-правового регулирования (часть 13).
Приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 г. № 953 утверждены Требования к подготовке технического плана и состав содержащихся в нем сведений и Требования к подготовке декларации об объекте недвижимости и состав содержащихся в ней сведений.
В соответствии с пунктами 5, 7 части 1 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании, административным истцом при обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю с заявлениями о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером XXXX, в связи с изменением сведений о площади и внутренней перепланировке помещения, расположенного по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, XXXX, предоставив технический план от ДД.ММ.ГГ, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с изменением сведений о внутренней планировки нежилого помещения.
В оспариваемом решении административного ответчика указано, что представленный технический план по содержанию не соответствует Требованиям к подготовке технического плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 г. № 953 (далее - Требования к подготовке технического плана), а именно внемасштабный чертеж (план 1 этажа), включенный в технический план, не соответствует проектной документации и сведениям кадастра недвижимости в отношении расположения дополнительного окна в наружной стене пристроенной лестничной клетки.
Между тем, административным истцом было подано заявление о внесении изменений в сведения о площади и внутренней перепланировке помещения, площадь лестничных клеток не входит в общую площадь помещения, которое подверглось перепланировке, что также подтверждается заключением эксперта XXXXУ от ДД.ММ.ГГ (л.д.58), в котором указано, что дополнительные окна в наружной стене пристроенной лестничной клетки устроены в ходе строительства здания по XXXX.
Отсутствие сведений в проектной документации на здание и сведениям кадастра недвижимости в отношении расположения ранее существующего окна в наружной стене пристроенной лестничной клетки не может расцениваться, как не соблюдение формы и (или) содержание технического плана.
Что касается доводов административного ответчика указанных апелляционной комиссией о том, что административным истцом проведена реконструкция нежилого помещения, то они также подлежат отклонению.
Пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением предусмотренных законом случаев.
В силу пункта 4 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Согласно пункту 4.1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство и реконструкцию не требуется в случае капитального ремонта объекта капитального строительства.
Положениями пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" также установлено, что разрешение на строительство не требуется в случае, если строительные работы не влекут за собой изменений внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города или иного населенного пункта и их отдельных объектов и не затрагивают характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений и инженерных коммуникаций.
Как следует из заключения кадастрового инженера ООО «Дальпищепроект», подготовившей проектную документацию, используемую при подготовке данного технического плана, работы отвечают требованиям конструктивной безопасности здания и другим характеристикам их надежности, и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, установленные градостроительным регламентом, не создается угроза жизни и здоровья граждан.
Согласно заключению строительно-технической экспертизы, выполненной ООО «Приморский экспертно-правовой центр», в выделенном помещении XXXX по XXXX в г.Уссурийске выполнены следующие виды работ: восстановление дверного проема (устройство витражного проема ПР 1), устройство витража в ранее существующем дверном проеме (устройство проема ПР2), устройства витражного окна и дверного проема в ранее существующих воротах (устройство проема ПРЗ), демонтаж некапитальных перегородок с проемами. С технической точки зрения, выполненные строительные работы в выделенном нежилом помещении XXXX по XXXX в г.Уссурийске не создают угрозу жизни и здоровью граждан, и не затрагивает права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Выполняемые работы по перестройки внутренних помещений и устройству дверного проема в выделенном помещении XXXX, расположенном на первом этаже в здании по XXXX в г.Уссурийске не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности здания и не изменяют параметры объекта капитального строительства и его частей (высоты, количества этажей, площади застройки, объема), что позволяет классифицировать их как капитальный ремонт. Ни один из обязательных нормативных документов не содержит требований по проведению капитального ремонта в нежилом здании. В Уссурийском городском округе требования к перестройки нежилых помещений не установлены. Ширина дверного проема составляет более 0,9 м. высота более 2м, что соответствуют противопожарным требованиям к путям эвакуации.
Оснований не доверять указанному заключению у суда не имелось, экспертиза проведена в соответствии с профилем деятельности экспертной организации, определенным выданной лицензией, заключение содержит необходимые выводы, ссылки на методическую литературу, использованную при производстве экспертизы.
В соответствии с Правилами подсчета общей, полезной и расчетной площадей, строительного объема, площади застройки и этажности общественного здания" (Свод правил СП 118.13330.2012. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009) в общую, полезную площади здания площадь не включается площади наружных тамбуров, наружных балконов, портиков и т.д.
Таким образом, учитывая, что произведенные изменения нежилого помещения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом, в результате выполнения указанных строительных работ параметры здания, его частей (высоты, количество этажей, объема) не изменены, надстройка, перестройка, расширение здания не производились, административным истцам не требуется получение разрешения на строительство.
Изменение площади помещения за счет проведения перепланировки и уточнение размеров помещений объекта недвижимости без нарушения целостности капитальных стен и конструкций в силу вышеприведенных нормативных положений не относятся к изменениям объекта капитального строительства, требующим получения таких разрешений.
Учитывая вышеизложенное, заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО2, удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Приморскому краю о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГXXXX.
Возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО2 о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером XXXX в связи с изменением сведений о площади выделяемого помещения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Уссурийский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 30 октября 2020 г.
Судья Н.В. Онищук