ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3844/2022 от 18.08.2022 Ленинскогого районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2а-3844/2022

55RS0003-01-2022-004954-95

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд г. Омска в составе:

председательствующего судьи Холявкиной Я.А.,

при секретаре судебного заседания Геворкян Г.А.,

с участием помощника судьи Ушаковой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 18 августа 2022 года по адресу: г. Омск, ул. Труда, 29А административное дело № 2а-3844/2022 по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения Исправительная колония № 7 УФСИН России по Омской области к ведущему судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области М.Ю.В., Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Омской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

ФКУ Исправительная колония № 7 УФСИН России по Омской области обратилась в суд к ведущему судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области Мкртчяна Юлии Владимировне, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Омской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В обоснование требований указывается, что 18.02.2022 ведущим судебным приставом-исполнителем МРО по ОИП УФССП России по Омской области на основании решения Советского районного суда г.Омска от 22.06.2021 по делу № 2а-2217/2021 возбуждено исполнительное производство -ИП, которым удовлетворены исковые требования Омского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ФКУ ИК №7 УФСИН России по Омской области, согласно которому ФКУ ИК №7 УФСИН России по Омской области обязано оборудовать помещение медицинской части № 4 ФКУЗ МСЧ 55 ФСИН России, расположенной по адресу: <адрес>, системой приточно-вытяжной вентиляции с механическим и (или) естественным побуждением в срок до 31.12.2021.

24.06.2022 составлен акт совершения исполнительских действий ведущим судебным приставом-исполнителем МРО по ОИП УФССП России по Омской области, согласно которому в помещениях и кабинетах установлены системы приточно-вытяжной вентиляции первого этажа здания медицинской части №4 ФКУЗ МСЧ 55 ФСИН России. Однако по решению суда, учреждение должно было оборудовать системами приточно-вытяжной вентиляции все здание медицинской части №4 ФКУЗ МСЧ 55 ФСИН России. Ведущим судебным приставом-исполнителем составлено требование об оборудовании помещений медицинской части № 4 ФКУЗ МСЧ-55 ФСИН России системами приточно-вытяжной вентиляции с механическим и (или) естественным побуждением в срок до 05.08.2022. Главным распорядителем бюджетных средств до учреждения доведены лимиты бюджетных обязательств на услуги по разработке проектно-сметной документации по монтажу приточно-вытяжной вентиляции помещения медицинской части №4 ФКУЗ МСЧ -55 ФСИН России, которых хватило на проектно-сметную документацию первого этажа. ФКУ ИК 7 неоднократно запрашивались лимиты бюджетных обязательств в ФСИН России. В итоге ФКУ ИК 7 УФСИН России по Омской области оборудовало первый этаж системами приточно-вытяжной вентиляции за счет собственных средств.

На основании изложенного просит освободить от взыскания исполнительного сбора по требованию от 24.06.2022 ведущего судебного пристава-исполнителя МРО по ОИП УФССП России по Омской области по исполнительному производству - ИП.

В судебном заседании представитель административного истца ФКУ ИК №7 УФСИН России по Омской области Ч.С.В., действующая на основании доверенности, заявленные административные требования поддержала в полном объеме. Суду пояснила, что по решению Советского районного суда г. Омска от 22.06.221 часть требований выполнена, остальная часть требований в настоящее время не исполнена, поскольку до учреждения не доведены лимиты бюджетных ассигнований.

Представители административных ответчиков ведущий судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области М.Ю.В., Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщили, возражений против удовлетворения иска не представили.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

В соответствии со ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч. 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении указанного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2).

Так ч. 3 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что решением Советского районного суда г. Омска от 22.06.2021 по делу № 2а-2217/2021 постановлено обязать ФКУ ИК-7 УФСИН России по Омской области оборудовать помещения медицинской части № 4 ФКУЗ МСЧ-55 ФСИН России, расположенный по адресу: <адрес>, системами приточно-вытяжной вентиляции с механическим и (или) естественным побуждением в срок до 31.12.2021.

Решение суда вступило в законную силу 23.07.2021, 14.01.2022 выдан исполнительный лист серии ФС .

18.02.2022 ведущим судебным приставом-исполнителем МРО по ОИП УФССП России по Омской области М.Ю.В. на основании исполнительного листа ФС от 14.01.2022 вынесено постановление в отношении должника ФКУ ИК-7 УФСИН России по Омской области о возбуждении исполнительного производства -ИП в пользу взыскателя Омская прокуратура по надзору за соблюдением законов в ИУ.

В п. 2 постановления установлен должнику 5-дневный срок для добровольного исполнения требований с момента получения копии постановления.

В п. 3 постановления о возбуждении исполнительного производства указано о предупреждении должника о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предложенный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения требований неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя составляет пять тысяч рублей, с должника-организации – пятидесяти тысяч рублей.

В связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, постановлением судебного пристава-исполнителя от 24.06.2022 с ФКУ ИК-7 УФСИН России по Омской области взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб. по указанному исполнительному производству; установлен новый срок для исполнения до 05.08.2022.

В силу ч. 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (ст. 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с п. 1 ст. 401 ГК Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК Российской Федерации).

По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, установленного законом для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

В силу ч. 6 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном данным Федеральным законом, обратиться в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Конституционный Суд Российской Федерации в указанном выше постановлении разъяснил, что освобождение должника от уплаты исполнительского сбора зависит от доказанности существования чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению исполнительного документа.

Из представленного административным истцом письма в адрес ФСИН России от 05.08.2021 следует, что общая сметная стоимость работ по монтажу вентиляционных систем составляет 9300 тыс. рублей. Просят выделить дополнительно финансирование на оборудование вентиляционными системами помещений медицинских частей в сумме <данные изъяты>. рублей. Согласно письма в адрес УФСИН России от 20.01.2022, для полного исполнения судебного решения недостающая потребность ФКУ ИК-7 УФСИН России по омской области в бюджетном финансировании на 2022 для выполнения работ по монтажу систем вытяжной вентиляции в объеме проектной документации по решению Советского районного суда г. Омск от 22.06.2021 по делу №2а-2217/2021 необходимо <данные изъяты> тыс. рублей. Также в письмах от 01.03.2022, 30.06.2022 ФКУ ИК-7 УФСИН России по Омской области просило выделить ЛБО в сумме <данные изъяты> тыс. руб. на основании проектной документации для оборудования помещения медицинской части №4 ФКУЗ МСЧ-55 ФСИН Росси системами приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением.

Согласно ответа УФСИН России по Омской области следует, что доведение лимитов бюджетных обязательств на оборудование системой приточно-вытяжной вентиляции помещения медицинской части №4 ФКУЗ МСЧ-55 ФСИН России возможно только при выделении ФСИН России дополнительного финансирования. При доведении лимитов бюджетных обязательств на выполнение вышеуказанных мероприятий, заявка на выделение лимитов будет рассмотрена, лимиты бюджетных обязательств будут доведены.

Пунктом 1 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ установлено, что Казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 указанной статьи финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета – УФСИН России.

В силу ч. 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (ст. 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с п. 1 ст. 401 ГК Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК Российской Федерации).

По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, установленного законом для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

Исходя из постановления ведущего судебного пристава-исполнителя МРО по ОИП УФССП России по Омской области от 12.08.2022, исполнительное производство -ИП окончено, требование исполнительного документа выполнены в полном объеме.

В ходе комиссионного осмотра, контрольного запуска приточно-вытяжной вентиляции первого, второго этажа помещения медицинской части №4 ФКУЗ МСЧ-55 ФСИН России, расположенной по адресу <адрес> комиссией проверено соответствие выполненных работ и СНиП, а также наличие тяги в решетках у вентиляционных отверстий. Приточно-вытяжная вентиляция комиссией принята и допущена к эксплуатации, что подтверждается актом ввода в эксплуатацию от 05.08.2022.

В силу ч. 6 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном данным Федеральным законом, обратиться в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Конституционный Суд Российской Федерации в указанном выше постановлении разъяснил, что освобождение должника от уплаты исполнительского сбора зависит от доказанности существования чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению исполнительного документа.

Проверив доводы административного искового заявления, оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, с учетом приведенных положений федерального законодательства, разъяснений Конституционного Суда РФ, особенностей финансирования расходных обязательств должника, а также исполнением требований исполнительного документа, суд приходит к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, и считает возможным освободить ФКУ ИК-7 УФСИН России по Омской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб. исполнительному производству -ИП.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Освободить Федеральное казенное учреждение Исправительная колония № 7 УФСИН России по Омской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству -ИП, возбужденному на основании исполнительного листа от 14.01.2022, выданного Советским районным судом города Омска по делу № 2а-2217/2021.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Омска.

Судья Я.А. Холявкина

Мотивированное решение изготовлено 01 сентября 2022 года.