ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3849/2021 от 30.11.2021 Заельцовского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело №2а-3849/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Заельцовский районный суд г.Новосибирска в составе:

Председательствующего судьи Елапова Ю.В.,

При секретаре: Коломиец А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Тимонова А. В. к Мэрии г.Новосибирска, о признании незаконным отказа мэра г.Новосибирска в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец Тимонов А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Мэрии г.Новосибирска, о признании незаконным отказа мэра г.Новосибирска в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, указывая на то, что ему (административному истцу) принадлежит индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: ... Данный индивидуальный жилой дом расположен на земельном участке площадью __ кв.м., с кадастровым номером __. Земельный участок находится в муниципальной собственности г.Новосибирска и относится к категории земель поселений с разрешённым использованием: «для эксплуатации административного здания». В связи с тем, что разрешённое использование земельного участка, на котором находится объект недвижимости, должно соответствовать назначению объекта капитального строительства, он (административный истец) обратился, в соответствии с действующим законодательством, в мэрию г.Новосибирска с соответствующим заявлением об устранении противоречия между назначением объекта капитального строительства и разрешённым использованием земельного участка, то есть с просьбой о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка - «для эксплуатации индивидуального жилого дома». Однако в удовлетворении его (административного истца) заявления было отказано, что подтверждается Постановлением мэра г.Новосибирска от 15.06.2021 года за №1960. При этом основанием для отказа в изменении условно разрешённого вида использования земельного участка послужило следующее: В связи с несоответствием п.1 ч.2.1. ст.36 Правил землепользования и застройки г.Новосибирска, так как максимальный размер земельного участка не соответствует установленному в градостроительном регламенте. В связи с непредставлением согласия собственника земельного участка на вышеуказанное изменение разрешённого использования земельного участка. Он (административный истец) полагает, что вышеуказанное постановление абсолютно не обосновано, и подлежит отмене по следующим основаниям: Земельный участок, расположенный по адресу: ... находится у него (административного истца) в пользовании с xx.xx.xxxx года, то есть после приобретения объекта недвижимости и заключения договора аренды с мэрией г.Новосибирска на пользование данным земельным участком. Из этого следует, что данный земельный участок был сформирован много лет назад и что положение п.1 ч.2.1. ст.36 Правил землепользования и застройки г.Новосибирска, относится только к вновь сформированным земельный участкам, которые выделяются гражданам и юридическим лицам, но никак ни к земельным участкам, сформированным ранее. В оспариваемом Постановлении одним из оснований для отказа в изменении вида разрешённого использования значится непредставление согласия собственника земельного участка, применительно к которому запрашивается решение. То есть мэр Новосибирска не дал своё согласие на изменение вида разрешённого использования земельного участка. При этом отсутствие согласия никак не мотивировано. Он (административный истец) полагает, что у земельного участка и объекта недвижимости, расположенного на данном земельном участке, должно быть единое назначение, то есть разрешённое использование. Объект недвижимости, находящийся по адресу: ... имеет статус: индивидуальный жилой дом, и, соответственно, земельный участок, на котором находится данный жилой дом, должен иметь вид разрешённого использования: «для эксплуатации индивидуального жилого дома». С xx.xx.xxxx года он (административный истец) занимается перепиской с ответчиком по поводу изменения вида разрешённого использования земельного участка, однако в добровольном порядке решить данный вопрос не получается. Ответчику выгодно, чтобы не был изменён вид разрешённого использования земельного участка, так как в настоящее время арендная плата за пользование земельным участком в разы превышает арендную плату, которая будет начисляться, если вид разрешённого использования земельного участка будет изменён. Он (административный истец) в полной мере не имеет возможности использовать вышеуказанный жилой дом из-за несоответствия в видах разрешённого использования объекта недвижимости и земельного участка. Ведь в настоящее время он (административный истец) обязан вносить арендные платежи за пользование земельным участком в размере 112 498 руб. 08 коп. за год, то есть около 10 000 (десяти тысяч) рублей в месяц. Для него (административного истца), физического лица (пенсионера), использующего земельный участок, на котором находится индивидуальный жилой дом, это весьма обременительная сумма. И он просто вынужден всё прошедшее время использовать данное здание как «административное», а не как «индивидуальный жилой дом», пока не изменён вид разрешённого использования земельного участка.

Ведь когда 07.10.2010 года Дзержинским районным судом г.Новосибирска было вынесено решение о признании за ним (административным истцом), право собственности на индивидуальный жилой дом, расположенный по вышеуказанному адресу, то он в нём собирался постоянно жить, однако из-за позиции ответчика не может сделать это уже более 10 лет. Он (административный истец) полагает, что ответчик своими действиями грубо нарушает положения подпункта 5 пункта 1 ст.1 Земельного кодекса РФ, то есть «единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков». А в данном конкретном случае по инициативе собственника объекта недвижимости, то есть его (административного истца), было изменено назначение объекта недвижимости, который из «административного здания» стал «индивидуальным жилым домом». Соответственно и земельный участок должен иметь разрешённое использование: «для эксплуатации индивидуального жилого дома». Он (административный истец) полагает, что данным решением мэра г.Новосибирска нарушаются его права и законные интересы, связанные с владением и пользованием принадлежащего ему (административному истцу) индивидуального жилого дома, а также земельного участка, находящегося у него в пользовании, гарантированные ч.2 ст.40 Конституции РФ.

С учетом изложенного, административный истец, уточнив требования, просит суд: Признать незаконным отказ мэра г.Новосибирска №1960 от 15.06.2021 года в даче разрешения на изменение вида разрешённого использования земельного участка, расположенного по адресу: ...

Обязать мэра г.Новосибирска изменить вид разрешённого использования земельного участка, расположенного по адресу: ..., площадью __ кв.м., с кадастровым номером __ с «для обслуживания административного здания» на «для эксплуатации индивидуального жилого дома» (л.д.2;3).

Административный истец в судебное заседание не явился, извещен.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности адвокат Гайвоненко Ю.А., уточненные исковые требования на (л.д.2;3), поддержал в полном объеме, просил суд уточненные требования удовлетворить.

В судебном заседании представители административного ответчика по доверенностям Ищенко А.А. и Дроздова Е.П., с уточненными исковыми требованиями не согласились в полном объеме, просили суд в заявленных требованиях отказать.

Суд, выслушав представителей административного истца и административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу, что в удовлетворении административных исковых требований заявленных Тимоновым А.В., следует отказать.

Из обстоятельств дела видно, что административному истцу Тимонову А.В., принадлежит индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: ... (л.д.9).

Данный индивидуальный жилой дом расположен на земельном участке площадью __ кв.м., с кадастровым номером __. Земельный участок находится в муниципальной собственности г.Новосибирска и относится к категории земель поселений с разрешённым использованием: «для эксплуатации административного здания».

Административный истец Тимонов А.В., обратился, в мэрию г.Новосибирска с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка - «для эксплуатации индивидуального жилого дома». В удовлетворении заявления административного истца, было отказано, что подтверждается Постановлением мэра г.Новосибирска от 15.06.2021 года за №1960 (л.д.10).

Градостроительный регламент определяет правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (статья 36 Градостроительного кодекса РФ). При этом, под Градостроительным регламентом понимается - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Градостроительные регламенты в городе Новосибирске установлены решением Совета депутатов города Новосибирска от 24.06.2009г. №1288, которым утверждены карта градостроительного зонирования территории города Новосибирска и Правила землепользования и застройки города Новосибирска (далее - Правила).

В соответствии с Картой градостроительного зонирования территории города Новосибирска, утвержденной решением Совета депутатов города Новосибирска от 24.06.2009г. №1288, спорная территория расположена в зоне застройки жилыми домами смешанной этажности, в подзоне застройки жилыми домами смешанной этажности различной плотности застройки (Ж-1.1).

Тимонову А.В. отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером __ площадью xx.xx.xxxx кв.м. по адресу: ... (зона застройки жилыми домами смешанной этажности (Ж-1), подзона застройки (Ж-1.1)) - «для индивидуального жилого строительства (2.1)», в связи с несоответствием пункту 1 части 2.1 статьи 37 Правил землепользования и застройки города Новосибирска, утвержденных решением Совета депутатов горда Новосибирска от 24.06.2009г. №1288.

В соответствии с п.1. части 2.1 статьи 37 Правил землепользования и застройки города Новосибирска предельный размер земельного участка с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства": минимальный - 0,045 га, максимальный - 0,1 га, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Размер земельного участка с кадастровым номером __ расположенный по адресу: ... составляет - __ га, что превышает предельный максимальный размер, установленный Правилами землепользования и застройки города Новосибирска.

Кроме того, Тимонову А.В. отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером __ площадью __ кв.м. по адресу: ... (зона застройки жилыми домами смешанной этажности (Ж-1), подзона застройки (Ж-1.1)) - «для индивидуального жилого строительства (2.1)», в связи с не предоставлением согласия собственника земельного участка, применительно к которому запрашивается разрешение.

В соответствии с п.1. статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации указанный земельный участок находится в муниципальной собственности города Новосибирска и предоставлен Тимонову А.В. в пользование на основании договора аренды земельного участка на территории города Новосибирска от 15.09.2003г. №33721.

В соответствии с положением договора 2 абзаца пункта 1.3 договора изменение разрешенного использования допускается исключительно с письменного согласия арендодателя и оформляется в виде Дополнительного соглашения к договору.

Согласно п.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

соблюдены ли сроки обращения в суд;

соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Тимонов А.В. обратился в мэрию города Новосибирска с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использование земельного участка с кадастровым номером __ и объекта капитального строительства, расположенного по адресу: ... для индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с п.1 ст.39 ГрК Р.Ф., лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.

В соответствии с п.2 ст.39 ГрК Р.Ф., проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений настоящей статьи.

В соответствии с ч.1 ст.5.1. ГрК Р.Ф., в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с п.1.3 решения Совета депутатов г.Новосибирска от 20.06.2018г. №640 «О Порядке организации и проведения в городе Новосибирске общественных обсуждений и публичных слушаний в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности», общественные обсуждения проводятся по: проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.

Пунктами 3.1, 3.15 решения Совета депутатов г. Новосибирска от 20.06.2018г. №640 установлено, что проведение общественных обсуждений осуществляется по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства - не более одного месяца со дня оповещения жителей города Новосибирска о проведении общественных обсуждений до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений.

01.04.2021г. в Бюллетене органов местного самоуправления города Новосибирска №12 было опубликовано постановление мэрии города Новосибирска от 31.03.2021г. №1037 «О проведении общественных обсуждений по проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства». В этой же бюллетене опубликовано оповещение о начале общественных обсуждений.

Согласно сведениям указанных в оповещении, срок проведения общественных обсуждений - с 01.04.2021г. (дата опубликования оповещения о начале общественных обсуждений) до 29.04.2021г. (дата опубликования заключения о результатах общественных обсуждений).

Подготовка и оформление заключения о результатах общественных обсуждений по разрешению на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства осуществляется в течение пяти дней со дня подписания протокола общественных обсуждений.

Заключение о результатах общественных обсуждений по проекту подготовлено и оформлено 27.04.2021г. на основании протокола №3-2021-УВР от 23.04.2021г. Бюллетень от 29.04.21г. №16.

В соответствии с ч.8 ст.39 ГрК Р.Ф., на основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.

В соответствии с ч.9 ст.39 ГрК Р.Ф., на основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".

23.04.2021г. Комиссией подготовлены рекомендации об отказе Тимонову А. В. в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства.

В соответствии с п.3.5.6. постановления мэрии города Новосибирска от 30.01.2019г. №321 "Об административном регламенте предоставления муниципальной услуги по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства" результатом административной процедуры по изданию постановления мэрии о предоставлении разрешения или об отказе в предоставлении разрешения является издание постановления мэрии о предоставлении разрешения или об отказе в предоставлении разрешения.

Постановлением от 15.06.2021г. №1960 Тимонову А. В. отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.

__ «об отказе в предоставлении Тимонову А. В. разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка».

На основании изложенного, руководствуясь ст. 40 ГрК РФ; ст.ст.175-180;226 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований Тимонова А. В. к Мэрии г.Новосибирска, о признании незаконным отказа мэра г.Новосибирска в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка - отказать.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд, а апелляционном порядке, в течение месяца.

Судья Елапов Ю.В.