ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-384/18 от 23.04.2018 Кингисеппского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2а-384/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 апреля 2018 года в городе Кингисеппе

Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:

Председательствующего судьи Мицюк В.В.,

При секретаре Софроновой О.С.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании бездействия незаконным, обязании совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

ДД.ММ.ГГГГ Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в <данные изъяты> с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании бездействия, выраженного в непредставлении в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документов, содержащих необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельный участков, входящих в пределы территории государственного природного комплексного заказника регионального значения <данные изъяты> для постановки его на государственный кадастровый учет, незаконным, возложении на административного ответчика обязанности по представлению в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет документов, содержащих необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории государственного природного комплексного заказника регионального значения <данные изъяты> для постановки его на государственный кадастровый учет в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу (л.д.3-8).

Определением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ административное дело было передано по подсудности в Кингисеппский городской суд Ленинградской области (л.д.37-39).

ДД.ММ.ГГГГ административное дело поступило в Кингисеппский городской суд Ленинградской области и ДД.ММ.ГГГГ принято к производству суда (л.д.41-42).

Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор исковые требования мотивировал тем, что в ходе проведенной по заданию прокуратуры <адрес> проверки реализации Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области полномочий и функций в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения было установлено, что на территории <адрес> расположен государственный природный комплексный заказник регионального значения <данные изъяты> который учрежден Решением Исполнительного комитета Ленинградского областного совета депутатов трудящихся от 09 апреля 1975 года N 132, Постановлением Губернатора Ленинградской области от 20 июля 2000 года N 309-пг «Об организации государственного природного комплексного заказника «Кургальский» регионального значения». Постановлением Правительства Ленинградской области от 08 апреля 2010 года N 82 ( в ред.от 05.04.2012) утверждено Положение о государственном природном комплексном заказнике <данные изъяты> которым определена его площадь – <данные изъяты> и границы. В соответствии с пунктами 6, 10, 11 Положения, государственное управление в области охраны и использования особо охраняемой природной территории осуществляет Комитет по природным ресурсам Ленинградской области. С целью защиты природных комплексов заказника от неблагоприятного антропогенного воздействия на его территории вводится режим ограниченного хозяйственного пользования. Режим заказника, его границы учитываются при разработке проектно-планировочной документации по градостроительному развитию территории муниципального образования, схем землеустройства и лесоустройства, природоохранной и иной проектной документации. В соответствии с Положением о Комитете по природным ресурсам Ленинградской области, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 31.07.2014 года № 341, Комитет является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющим в пределах своей компетенции государственное управление и реализацию полномочий и функций Ленинградской области в сфере отношений, связанных в том числе с охраной окружающей среды, лесных отношений, отношений недропользования по участкам недр, распоряжение которыми относится к компетенции Ленинградской области, отношений в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды Комитет осуществляет полномочия по управлению в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, в сфере отношений в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий: готовит предложения Правительству Ленинградской области о создании ООПТ регионального значения, об утверждении положений (паспортов) ООПТ регионального значения и о внесении изменений в них, о совершенствовании правового регулирования в области организации, охраны и использования ООПТ регионального значения, осуществляет обеспечение функционирования ООПТ регионального значения, в том числе информационное, инфраструктурное, эколого-просветительское, природоохранное, ведет государственный кадастр ООПТ регионального и местного значения, согласовывает деятельность, осуществление которой планируется в границах ООПТ регионального значения, в случаях, установленных действующим законодательством и др. Результаты проведенной проверки показали, что государственный природный комплексный заказник регионального значения «<данные изъяты> не поставлен на кадастровый учет, сведения о нем как об особо охраняемой природной территории в государственном кадастре недвижимости отсутствуют. Полагал, что бездействие Комитета по природным ресурсам Ленинградской области в сфере отношений в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий области противоречащим требованиям статей 1, 10, 15 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции до 01 января 2017 года), и требований Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», действующего с 01 января 2017 года, нарушающим права граждан на получение сведений из ЕГРН о расположении зон с особыми условиями, что может привести к нарушениям требований земельного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях в части предоставления физическим и юридическим лицам в собственность, в аренду, пользование или владение земельных участков в границах существующих особо охраняемых природных территорий, что в свою очередь может повлечь причинение вреда уникальной природе государственного природного заказника в связи с использованием данных территорий не по целевому назначению.

Представитель административного истца Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом (л.д. 46).

Представитель административного ответчика Комитета по природным ресурсам Ленинградской области в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования признает (л.д. 47, 55-57).

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статья 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренным федеральными законами.

Согласно статьям 94, 95 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим, в том числе земли особо охраняемых природных территории.

К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.

В силу части 4 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

На основании статьи 56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.

Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для охранных зон.

Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

Такой порядок с 01 января 2017 года установлен нормами Федерального закона N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно пункту 7 статьи 1 указанного закона установлено, что государственный кадастровый учет недвижимого имущества – это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

В соответствии с пунктами 9-10 части 1 статьи 32 указанного Закона органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) в том числе об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий; об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории.

Частью 20 указанной нормы Закона (в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 года N 222-ФЗ) органы государственной власти, органы местного самоуправления направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) в соответствии с настоящей статьей в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу решений (актов), указанных в части 1 настоящей статьи, а в случае, если в соответствии с частью 18 настоящей статьи требуется карта (план) объекта землеустройства или в соответствии с частью 19 настоящей статьи требуется описание местоположения границ соответствующих территорий или зон, - в течение шести месяцев с даты принятия указанных в пунктах 12, 14-16 части 1 настоящей статьи решений (актов) или в течение трех месяцев с даты принятия указанных в части 15 настоящей статьи решений (актов). При этом карта (план) объекта землеустройства или предусмотренное частью 19 настоящей статьи описание местоположения границ соответствующих территорий или зон направляется в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего их лица.

Ранее частью 20 статьи 32 закона было установлено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) в соответствии с настоящей статьей в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу решений (актов), указанных в части 1 настоящей статьи, а в случае, если в соответствии с частью 18 настоящей статьи требуется карта (план) объекта землеустройства или в соответствии с частью 19 настоящей статьи требуется описание местоположения границ соответствующих территорий или зон, - в течение шести месяцев с даты принятия указанных в пунктах 12,14-16 части 1, в части 3 настоящей статьи решений (актов) или в течение трех месяцев с даты принятия указанных в части 15 настоящей статьи решений (актов). При этом карта (план) объекта землеустройства или предусмотренное частью 19 настоящей статьи описание местоположения границ соответствующих территорий или зон направляется в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего их лица.

Таким образом, с 01 января 2017 года и на момент рассмотрения настоящего спора действующим законодательством установлена обязанность органов государственной власти предоставлять в орган регистрации прав заявления соответствующий перечень документов в случае принятия ими решений об установлении зоны с особыми условиями использования территорий и об установлении или изменении границ указанных зон в течение шести месяцев с момента вынесения указанных решений.

Судом установлено и следует из материалов дела, что в ходе проведенной Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки было установлено наличие на территории <адрес> государственного природного комплексного заказника регионального значения <данные изъяты> который учрежден Решением Исполнительного комитета Ленинградского областного совета депутатов трудящихся от 09 апреля 1975 года N 132, Постановлением Губернатора Ленинградской области от 20 июля 2000 года N 309-пг «Об организации государственного природного комплексного заказника «Кургальский» регионального значения».

Постановлением Губернатора Ленинградской области от 08 апреля 2010 года N 26-пг признано утратившим силу Постановление Губернатора Ленинградской области от 20 июля 2000 года N 309-пг «Об организации государственного природного комплексного заказника «Кургальский» регионального значения» (л.д. 50).

Постановлением Правительства Ленинградской области от 08 апреля 2010 года N 82 организован государственный природный заказник регионального значения «Кургальский» и утверждено Положение о государственном природном заказнике регионального значения <данные изъяты> которым определена его площадь – <данные изъяты> и утверждены границы заказника (л.д. 51).

В соответствии с п. 5.3 Положения, режим особой охраны заказника и ее границы в обязательном порядке учитываются при разработке документов территориального планирования, документации по планировке территории, лесного плана <адрес> и лесохозяйственного регламента <адрес>, природоохранной, землеустроительной и проектной документации (л.д. 52-54).

Положением о Комитете по природным ресурсам Ленинградской области, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 31 июля 2014 года N 341, установлено, что Комитет является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющим в пределах своей компетенции государственное управление и реализацию полномочий и функций Ленинградской области в сфере отношений, связанных в том числе с охраной окружающей среды, распоряжение которыми относится к компетенции Ленинградской области, отношений в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды Комитет осуществляет полномочия по управлению в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, в сфере отношений в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий: готовит предложения Правительству Ленинградской области о создании ООПТ регионального значения, об утверждении положений (паспортов) ООПТ регионального значения и о внесении изменений в них, о совершенствовании правового регулирования в области организации, охраны и использования ООПТ регионального значения, осуществляет обеспечение функционирования ООПТ регионального значения, в том числе информационное, инфраструктурное, эколого-просветительское, природоохранное, ведет государственный кадастр ООПТ регионального и местного значения, согласовывает деятельность, осуществление которой планируется в границах ООПТ регионального значения, в случаях, установленных действующим законодательством и др. (л.д.16-33).

Результаты проведенной проверки показали, что государственный природный заказник регионального значения <данные изъяты> не поставлен на кадастровый учет, сведения о нем как об особо охраняемой природной территории в государственном кадастре недвижимости отсутствуют, что административным ответчиком не оспаривается.

В своем письме в адрес Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора ДД.ММ.ГГГГ Комитет по природным ресурсам Ленинградской области согласился, что сведения об ООПТ должны быть представлены в ЕГРН, в связи с чем Комитет начал работы по подготовке документации, необходимой для учета сведений об ООПТ регионального знания Ленинградской области. Комитет планирует проведение работ по обеспечению учета сведения об ООПТ регионального значения Ленинградской области в ЕГРН в текущем и последующих годах по мере выделения финансирования за счет средств бюджета Ленинградской области (л.д.9-13).

В соответствии с частью 18 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» обязательным приложением к документам, направляемым в орган регистрации для внесения сведений о границах ООПТ в ЕГРН, является карта (план) объекта землеустройства. Подготовка карты (плана) объекта землеустройства в отношении ООПТ регионального значения Ленинградской области осуществляется за счет средств бюджета Ленинградской области.

Таким образом, представитель ответчика, не оспаривая обязанности соблюдения требований действующего законодательства о необходимости учета сведений об ООПТ, ссылается на возможность осуществления данной обязанности в текущем (2017) и последующих годах по мере выделения финансирования.

Вместе с тем указанный довод не может являться основанием для вывода о необоснованности заявленного иска, поскольку не освобождает ответчика от выполнения возложенных на него законом обязанностей в установленные сроки.

Доводы ответчика о том, что до вступления в силу норм Федерального закона N 218-ФЗ сведения об особо охраняемых природных территориях не подлежали учету в государственном кадастре недвижимости, а также о том, что в отношении ООПТ, созданных до вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», названный федеральный закон и принятые в его развитие подзаконные акты не содержат каких-либо указаний и обязательных к исполнению требований, в том числе в части сроков направления сведений об ООПТ для их учета в ЕГРН, отсутствие указанных сведений в ЕГРН не является нарушением порядка ведения ЕГРН (л.д. 9-10) не могут быть признаны обоснованными ввиду следующего.

Понятие зон с особыми условиями использования территорий содержится в статье 1 Градостроительного кодекса РФ N 190-ФЗ от 29 декабря 2009 (в редакции до 01 июля 2017 года) - это охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьями 1, 10, 15 Федерального закона N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», (в том числе в редакции, действующей на момент утверждения Положения о Комитете по природным ресурсам Ленинградской области), сведения об особо охраняемых природных территориях, которые входят в состав зон с особыми условиями использования территорий, также подлежали учету в государственном кадастре недвижимости в установленные статьей 15 указанного Закона сроки.

Пунктом 1 статьи 46 указанного Закона установлено, что до 1 января 2011 года органы местного самоуправления, к компетенции которых отнесены вопросы в сфере установления или изменения соответственно границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований, границ населенных пунктов, территориальных зон и зон с особыми условиями использования территорий, обязаны представить сведения о данных границах и зонах, установленных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Состав указанных сведений и порядок представления в орган кадастрового учета документов, содержащих указанные сведения, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 года N 618 "Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости" утверждено Положение об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, в соответствии с пунктом 13 которого Орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об установлении или изменении границы зоны с особыми условиями использования территорий, представляет в орган кадастрового учета выписку из решения об установлении или изменении границ таких зон, перечень координат характерных точек границ указанных зон в установленной системе координат, а также перечень ограничений прав в границах такой зоны либо документ, содержащий реквизиты правового акта, предусматривающего такие ограничения, и документ, описывающий местоположение установленной границы зоны с особыми условиями использования территорий.

Согласно нормам, указанным в статье 4 постановления Правительства РФ от 3 февраля 2014 года N 71 «Об утверждении правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также требований к формату таких документов в электронной форме» (в редакции, действующей на момент утверждения Положения о Комитете по природным ресурсам Ленинградской области) в случае установления или изменения границ зон с особыми условиями использования территорий (в том числе зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) (далее - объекты культурного наследия) федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления, принявший решение об установлении или изменении границ зон с особыми условиями использования территорий (в том числе зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) (далее - объекты культурного наследия), направляет в орган кадастрового учета документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении об установлении или изменении границ таких зон, включая их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах, а также сведения, содержащие текстовое и графическое описание местоположения границ таких зон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости.

Таким образом, и в соответствии с ранее действующим законодательством сведения об особо охраняемых природных территориях также подлежали учету в государственном кадастре недвижимости.

Суд приходит к выводу о том, что исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности объективно свидетельствуют об обоснованности заявленных Ленинградским межрайонным природоохранным прокурором требований, поскольку неисполнение требований действующего законодательства об обязанности ответчика по представлению сведений об особо охраняемых природных территориях в орган регистрации прав нарушает права неопределенного круга лиц на получение сведений из ЕГРН о расположении зон с особыми условиями, и, соответственно, соблюдение государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий в области организации, охраны и использования особо охраняемой природной территории, препятствует осуществлению контроля за охраной и использованием особо охраняемой природной территорией, что противоречит целям создания государственного природного заказника и может причинить вред природным комплексам и их компонентам.

Довод представителя административного ответчика, изложенный в ходе проведения проверки о том, что Комитет по природным ресурсам Ленинградской области начал работы по подготовке документации, необходимой для учета сведений об ООПТ регионального значения Ленинградской области в ЕГРН, также не может являться основанием для отказа в удовлетворении административного иска прокурора, поскольку на момент вынесения решения не представлены доказательства начала указанных работ, срока их окончания, а также совершения иных действий, необходимых для исполнения обязанности по представлению в орган государственного кадастрового учета сведений об особо охраняемой природной территории.

Круг лиц, права которых в результате могут быть нарушены, не может быть определен, в связи с чем у Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора имеются основания для обращения в суд с иском на основании части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при принятии решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия), суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

С учетом характера спора, принципа разумных пределов исполнения решения, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения, суд определяет срок, в течение которого судебное решение должно быть исполнено, в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу, который суд находит достаточным для устранения выявленных нарушений.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать бездействие Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, выраженное в непредставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории государственного природного заказника регионального значения «<данные изъяты> для постановки его на государственный кадастровый учет, незаконным.

Обязать Комитет по природным ресурсам Ленинградской области представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории государственного природного заказника регионального значения <данные изъяты> для постановки его на государственный кадастровый учет, в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Кингисеппский городской суд.

Судья

Решение принято в окончательной форме 27 апреля 2018 года.