ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-384/19 от 20.11.2019 Нефтегорского районного суда (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 ноября 2019 года с.Алексеевка

Нефтегорский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего Авиловой И.В.,

при секретаре Самариной Е.С.,

с участием прокурора Лукиной М.И., Бобкова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-384/2019 (УИД 63RS0019-01-2019-000178-38) по административному иску Собрания представителей муниципального района Нефтегорский Самарской области к Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области об оспаривании постановлений,

УСТАНОВИЛ:

Собрание представителей муниципального района Нефтегорский Самарской области обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконными постановление Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области от 28.12.2017 года «Об утверждении прогнозного плана приватизации муниципального имущества муниципального района Нефтегорский Самарской области на 2018 год» и постановление Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области от 22.03.2018 года «Об утверждении дополнений в прогнозный план приватизации муниципального имущества муниципального района Нефтегорский Самарской области на 2018 год, утвержденный постановлением Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области от 28.12.2017 года».

В обоснование административного иска административный истец указал, что оспариваемые постановления в нарушение требований действующего законодательства были утверждены неуполномоченным лицом, поскольку утверждение прогнозного плана приватизации имущества, находящегося в собственности муниципального района Нефтегорский, относится к исключительной компетенции Собрания представителей муниципального района Нефтегорский.

Решением Нефтегорского районного суда Самарской области от 21.06.2019 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 24 сентября 2019 года решение Нефтегорского районного суда Самарской области от 21.06.2019 года отменено, административное дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе суда.

В судебном заседании представитель истца – Азисова С.А., административный иск уточнила и просила признать недействующими полностью со дня принятия постановление Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области от 28.12.2017 года «Об утверждении прогнозного плана приватизации муниципального имущества муниципального района Нефтегорский Самарской области на 2018 год» и постановление Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области от 22.03.2018 года «Об утверждении дополнений в прогнозный план приватизации муниципального имущества муниципального района Нефтегорский Самарской области на 2018 год, утвержденный постановлением Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области от 28.12.2017 года», дав пояснения, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель ответчика - Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области, в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.

Представитель заинтересованного лица Татаренко В.В. – Казарин И.В. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом. В предыдущем судебном заседании против административного иска возражал.

Заинтересованные лица Татаренко В.В. и Браганец В.О. в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.

Выслушав объяснения представителя истца, заинтересованного лица, с учетом мнения прокурора, полагавшего уточненный административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд считает, что уточненный административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

На основании части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Полагая, что указанными постановлениями, нарушаются права и охраняемые законом интересы Собрания представителей муниципального района Нефтегорский Самарской области, как органа местного самоуправления, обладающего исключительной компетенцией по утверждению прогнозного плана приватизации муниципального имущества муниципального района Нефтегорский и порядка распоряжения, Собрание представителей муниципального района Нефтегорский Самарской области обратилось в суд с настоящим административным иском.

В соответствии с абзацем первым статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 2001 года №178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, и муниципального имущества определяется соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления самостоятельно.

Кроме того, согласно части 3 статьи 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

В силу подпункта 5 пункта 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.31 Устава муниципального района Нефтегорский Самарской области в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Как следует из материалов дела, 28 декабря 2017 года Администрацией муниципального района Нефтегорский вынесено постановление «Об утверждении прогнозного плана приватизации муниципального имущества муниципального района Нефтегорский Самарской области на 2018 год», которым в перечень объектов муниципального имущества, подлежащего приватизации на 2018 год, включен один объект - нежилое помещение, площадью 59,8 кв.м, с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>., рыночной стоимостью 1 292 756 рублей 00 копеек.

Постановлением Администрации муниципального района Нефтегорский от 22 марта 2018 года перечень объектов муниципального имущества, подлежащего приватизации на 2018 год, дополнен следующими объектами: нежилое помещение, общей площадью 162,2 кв.м., с кадастровым номером , рыночной стоимостью 4 857 241 рубль 00 копеек и земельный участок, общей площадью 724,7 кв. м., рыночной стоимостью 117 400 рублей 00 копеек, расположенные по адресу: <адрес>.

Таким образом, оспариваемые Собранием представителей муниципального района Нефтегорский Самарской области постановления администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области имеют нормативно-правовой характер, поскольку изданы органом местного самоуправления по решению вопросов местного значения, подлежат обязательному исполнению на территории муниципального образования, соответственно, содержит правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение.

Однако, определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального имущества, согласно п.п.5 п.1 ст.31 Устава муниципального района Нефтегорский находится в исключительной компетенции Собрания представителей муниципального района.

В соответствии с п.п. «д» п.2.4 Положения «О порядке управления распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального района Нефтегорский Самарской области», утвержденного Решением Собрания представителей муниципального района Нефтегорский от 22.02.2017 года (далее Положение) к компетенции Собрания представителей муниципального района Нефтегорский по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в собственности муниципального района Нефтегорский относится утверждение программы приватизации (продажи) муниципального имущества и приобретения имущества в собственность муниципального района Нефтегорский.

В соответствии с п.4.3.2, п.4.3.5 Положения прогнозный план разрабатывается администрацией муниципального района Нефтегорский одновременно с проектом решения о бюджете муниципального района Нефтегорский в составе прилагаемых к нему документов и материалов. Прогнозный план вносится на рассмотрение представительного органа муниципального района Нефтегорский одновременно с проектом решения о бюджете муниципального района Нефтегорский в составе прилагаемых к нему документов и материалов.

Следовательно, постановление Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области от 28.12.2017 года «Об утверждении прогнозного плана приватизации муниципального имущества муниципального района Нефтегорский Самарской области на 2018 год» и постановление Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области от 22.03.2018 года «Об утверждении дополнений в прогнозный план приватизации муниципального имущества муниципального района Нефтегорский Самарской области на 2018 год, утвержденный постановлением Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области от 28.12.2017 года» подписанные исполняющим обязанности Главы муниципального района Нефтегорский, вынесены неуполномоченным органом местного самоуправления.

В то же время необходимо принять во внимание, что согласно протоколу об итогах продажи муниципального недвижимого имущества 3 мая 2018 года состоялись торги без объявления цены по продаже нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>., в результате которых их победителем, предложившим наибольшую цену, признан Браганец В.О..

7 мая 2018 года между Администрацией муниципального района Нефтегорский и Браганцом В.О. заключен договор купли-продажи недвижимого имущества, в соответствии с которым Браганец В.О. купил вышеуказанный объект недвижимого имущества за 691 700 рублей.

Согласно протоколу об итогах продажи муниципального недвижимого имущества без объявления цены 27 ноября 2018 года состоялись торги без объявления цены по продаже нежилого помещения и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, в результате которых их победителем, предложившим наибольшую цену, признан Татаренко В.В..

30 ноября 2018 года между Администрацией муниципального района Нефтегорский и Татаренко В.В. заключен договор купли-продажи недвижимого имущества, в соответствии с которым Татаренко В.В. купил вышеуказанные объекты недвижимого имущества за 905 000 рублей.

Решением Нефтегорского районного суда Самарской области от 13 марта 2019 года, вступившим в законную силу 16 апреля 2019 года, постановлено: «Иск Собрания представителей муниципального района Нефтегорский Самарской области удовлетворить.

Признать недействительным заключенный 7 мая 2018 года между Браганцом В.О. и Администрацией муниципального района Нефтегорский Самарской области договор купли-продажи нежилого помещения, площадью 59,8 кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.. Применить последствия недействительности указанной сделки, приведя стороны в первоначальное положение.

Аннулировать в Едином государственном реестре недвижимости запись от 30.05.2018 о регистрации права собственности Браганца В.О. на нежилое помещение, площадью 59,8 кв.м, с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>.

Обязать Администрацию муниципального района Нефтегорский Самарской области возвратить Браганцу В.О. денежные средства в размере 691 700 рублей».

Решением Нефтегорского районного суда Самарской области от 04 марта 2019 года, вступившим в законную силу 23 мая 2019 года, постановлено: «Иск Собрания представителей муниципального района Нефтегорский Самарской области удовлетворить.

Признать недействительным заключенный 30 ноября 2018 года между Татаренко В.В. и Администрацией муниципального района Нефтегорский Самарской области договор купли-продажи нежилого помещения, площадью 162,2 кв.м, с кадастровым номером и земельного участка, площадью 724, 7 кв.м, с кадастровым номером , расположенных по адресу: <адрес>. Применить последствия недействительности указанной сделки, приведя стороны в первоначальное положение путем возложения на Татаренко В.В. обязанности по возврату муниципальному району Нефтегорский Самарской области нежилого помещения, площадью 162,2 кв.м, с кадастровым номером: и земельного участка, площадью 724, 7 кв.м, с кадастровым номером , расположенных по адресу: <адрес>, а на Администрацию муниципального района Нефтегорский Самарской области – по возврату Татаренко В.В. денежных средств в размере 905 000 рублей».

В соответствии со статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В связи с вышеизложенным, учитывая, что оспариваемые нормативные правовые акты противоречат федеральному законодательству о приватизации муниципального имущества, суд полагает, что уточненные требования административного истца о признании недействующими постановления Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области от 28.12.2017 года «Об утверждении прогнозного плана приватизации муниципального имущества муниципального района Нефтегорский Самарской области на 2018 год» и постановления Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области от 22.03.2018 года «Об утверждении дополнений в прогнозный план приватизации муниципального имущества муниципального района Нефтегорский Самарской области на 2018 год, утвержденный постановлением Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области от 28.12.2017 года» подлежат удовлетворению. Вместе с тем, суд полагает необоснованными требования административного истца признать оспариваемые постановления не действующими со дня принятия, поскольку оспариваемые нормативные правовые акты до вынесения решения суда применялись, и на основании этих актов были реализованы права граждан, суд признает оспариваемые нормативные правовые акты недействующими со дня вступления решения в законную силу.

В соответствии с частью 5 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться: указание на удовлетворение административного иска полностью или в части и на признание оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу или с иной определенной судом даты либо указание на отказ в удовлетворении административного иска с приведением полного наименования оспариваемого нормативного правового акта, его номера, даты принятия и наименования органа или должностного лица, его издавших или принявших; указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения. Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания. Если официальное печатное издание прекратило свою деятельность, решение суда или сообщение о его принятии публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица.

Учитывая, что оспариваемые постановления были опубликованы в официальном печатном издании – информационной газете муниципального района Нефтегорский «Нефтегорский районный Вестник» и должны были быть размещены на официальном сайте Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, следовательно, необходимо разрешить вопрос об опубликовании сведений о настоящем решении суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 208 - 215 Кодекса административного судопроизводство Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Уточненные требования Собрания представителей муниципального района Нефтегорский Самарской области удовлетворить.

Признать недействующими постановление Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области от 28.12.2017 года «Об утверждении прогнозного плана приватизации муниципального имущества муниципального района Нефтегорский Самарской области на 2018 год» и постановление Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области от 22.03.2018 года «Об утверждении дополнений в прогнозный план приватизации муниципального имущества муниципального района Нефтегорский Самарской области на 2018 год, утвержденный постановлением Администрации муниципального района <адрес> от 28.12.2017 года» со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать Администрацию муниципального района Нефтегорский Самарской области опубликовать сообщение о решении суда в течение месяца после вступления его в законную силу в официальном печатном издании – информационной газете муниципального района Нефтегорский «Нефтегорский районный Вестник» и разместить на официальном сайте Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Нефтегорский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 22 ноября 2019 года.

Судья И.В.Авилова