ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-384/2018 от 01.03.2018 Зейского районного суда (Амурская область)

дело № 2а-384/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Зея 1 марта 2018 года

Зейский районный суд Амурской области в составе

председательствующего судьи Охотской Е.В.,

при секретаре Легкой М.Д.,

с участием представителя административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика ФИО2,

представителя заинтересованного лица комитета ЖКХ администрации г. Зеи ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Зейского района к администрации города Зеи Амурской области о признании нормативного правового акта недействующим в части,

установил:

Постановлением администрации г. Зеи от 13 ноября 2013 года № 1805 в редакции постановления администрации г. Зеи от 9 августа 2017 года № 945 утверждена муниципальная программа «Модернизация жилищно-коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории города Зеи на 2014-2020 годы», которая опубликована на официальном сайте города Зеи www.admzeya.ru, приложением № 6 к ней является Порядок предоставления субсидии по компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготных тарифов для населения Амурской области (далее - Порядок), в котором определены условия и порядок предоставления субсидии, требования к отчетности об ее использовании и к осуществлению контроля за соблюдением условий, целей, порядка ее использования.

Согласно п. 4.3.2 указанного Порядка если размер выпадающих доходов меньше размера субсидии, предоставленной комитетом ЖКХ администрации г. Зеи (далее - Комитет) в предыдущем отчетном периоде, то получатель обязан в течение 10 дней возвратить в доход бюджета города Зеи разницу между размером предоставленной субсидии и фактически сложившимися выпадающими доходами в отчетном периоде (далее - разница). В случае если получатель не возвратил разницу в доход бюджета города Зеи, Комитет осуществляет корректировку размера субсидии, предоставляемой получателю, за следующие отчетные периоды исходя из фактических объемов предоставленных коммунальных услуг.

Прокурор Зейского района обратился в суд с административным иском, в котором просит признать п. 4.3.2 Порядка несоответствующим действующему законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, в обоснование указав, что указанный пункт предусматривает возможность перечисления субсидий теплоснабжаюшим организациям города Зеи в размере, превышающим величину фактически оказанных услуг населению по теплоснабжению жилищного фонда по льготному тарифу, что противоречит Бюджетному кодексу РФ, Закону Амурской области от 24 декабря 2012 года № 131-ОЗ «О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность), теплоноситель теплоснабжающим организациям для населения Амурской области», Порядку расходования субвенции из областного бюджета, предоставляемой местным бюджетам на осуществление государственных полномочий по компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготных тарифов для населения Амурской области, утвержденному постановлением Правительства Амурской области от 19 марта 2013 года №104.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 на удовлетворении заявленных требований настаивал, указал, что оспариваемый пункт подлежит исключению из Порядка, как противоречащий действующему законодательству, при этом полагает, что аналогичный изложенному порядок возврата излишне выплаченной субсидии должен быть предусмотрен соглашениями, заключенными с теплоснабжающими организациями.

Представитель административного ответчика администрации г. Зеи ФИО2 и представитель заинтересованного лица комитета ЖКХ администрации г. Зеи ФИО3 исковые требования считают необоснованными, просят в их удовлетворении отказать, полагают, что оспариваемый пункт Порядка соответствует указанным административным истцом нормативным правовым актам, не содержит указаний на перечисление субсидий теплоснабжающим организациям города Зеи в размере, превышающим величину фактически оказанных услуг населению по теплоснабжению жилищного фонда по льготному тарифу, обязательным условием представления субсидии на возмещение выпадающих доходов является подтверждение теплоснабжающими организациями города Зеи суммы выпадающих доходов в размере субсидии, при этом считают, что необходимость предусмотренной оспариваемым пунктом корректировки предоставленной субсидии может быть обусловлена корректировкой исполнителем коммунальных услуг размера платы за отопление, притом, что бюджетное законодательство Российской Федерации и иные федеральные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, не содержат запрета на проведение корректировки суммы предоставленной субсидии; полагают, что субсидия после ее возврата после 31 декабря текущего года может быть использована в следующем финансовом году, поскольку ее целевое назначение не изменится, при этом субсидия за предыдущий год за счет средств текущего года не выплачивается, взыскивается теплоснабжающими организациями в судебном порядке.

Представители заинтересованных лиц министерства ЖКХ Амурской области, министерства финансов Амурской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещены, о причине неявки суд не уведомили.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 3 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, полагающий, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.

Судом установлено, что постановлением администрации г. Зеи от 13 ноября 2013 года № 1805 в редакции постановления администрации г. Зеи от 9 августа 2017 года № 945 утверждена муниципальная программа «Модернизация жилищно-коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории города Зеи на 2014-2020 годы», которая опубликована на официальном сайте города Зеи www.admzeya.ru, приложением № 6 к ней является Порядок предоставления субсидии по компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготных тарифов для населения Амурской области.

Оспариваемый Порядок содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на изменение существующих правоотношений, поэтому является нормативным правовым актом, что сторонами не оспаривается.

Муниципальная программа, включающая оспариваемый Порядок, принята администрацией города Зеи, уполномоченной на принятие указанного акта в пределах своей компетенции, определенной ст. 40 Устава города Зеи, ст. 5 и 6 Закона Амурской области от 24 декабря 2012 года № 131-ОЗ «О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность), теплоноситель теплоснабжающим организациям для населения Амурской области», решением Зейского городского Совета народных депутатов Амурской области от 1 апреля 2015 года № 41/29 «О полномочиях органов местного самоуправления города Зеи в сфере регулирования тарифов и надбавок организаций жилищно-коммунального комплекса, платы за содержание и ремонт жилого помещения, платы за пользование жилым помещением (платы за наем), тарифов муниципальных предприятий города Зеи».

Порядком предоставления субсидии по компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготных тарифов для населения Амурской области, определены условия и порядок предоставления субсидии, требования к отчетности об ее использовании и к осуществлению контроля за соблюдением условий, целей, порядка ее использования, в том числе:

- п. 2.1 установлено, что одним из условий предоставления субсидии является подтверждение суммы выпадающих доходов в размере субсидии (п.2.1.2);

- п. 2.2, 2.3 установлено, что для получения субсидии ежемесячно в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным (за декабрь не позднее 25 декабря текущего года), получатель субсидии предоставляет в Комитет, в том числе: реестр лицевых счетов потребителем (населения) по форме согласно приложению № 2 к Порядку (п.2.2.5); заверенные получателем копии документов, подтверждающие фактический объем поставленной (принятой) тепловой энергии; в случае не подписания исполнителями коммунальных услуг документов, подтверждающих фактический объем поставленной (принятой) в отчетном периоде тепловой энергии, получатель предоставляет заверенную копию формы статистической отчетности № 46-ТЭ «Сведения о полезном отпуске (продаже) тепловой энергии отдельным категориям потребителей» (п.2.3.3); расчет выпадающих доходов, возникших в результате установления льготных тарифов на тепловую энергию для населения города Зеи, по форме согласно приложению № 4 к Порядку (п.2.3.4); в случае, когда договор теплоснабжения между управляющей компанией (товариществом) и теплоснабжающей организацией находится на стадии заключения (расторжения), и в этот период собственникам (пользователям) помещений в многоквартирном доме предоставляется коммунальная услуга централизованного теплоснабжения, то при расчете выпадающих доходов, возникающих в результате установления льготных тарифов на тепловую энергию для населения города Зеи, допускается применение планового (прогнозного) объема реализации тепловой энергии с последующим предоставлением документов, предусмотренных п.2.2.5, 2.2.6, 2.3.3, 3.1 (п.2.3.5);

- п. 3.1 установлено, что ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчетным (за декабрь не позднее 25 декабря текущего года), получатель предоставляет в Комитет отчеты об использовании субсидии по компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель для населения города Зеи, по форме согласно приложениям № 5, 6 к Порядку;

- п. 4.3.2 установлено, что если размер выпадающих доходов меньше размера субсидии, предоставленной Комитетом в предыдущем отчетном периоде, то получатель обязан в течение 10 дней возвратить в доход бюджета города Зеи разницу между размером предоставленной субсидии и фактически сложившимися выпадающими доходами в отчетном периоде (далее - разница). В случае если получатель не возвратил разницу в доход бюджета города Зеи, Комитет осуществляет корректировку размера субсидии, предоставляемой получателю, за следующие отчетные периоды исходя из фактических объемов предоставленных коммунальных услуг.

Частью 14 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрено, что наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, устанавливаются льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации, которым устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.

Законом Амурской области от 24 декабря 2012 года № 131-ОЗ «О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность), теплоноситель теплоснабжающим организациям для населения Амурской области» установлен круг лиц, имеющих право на льготный тариф на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, основания для предоставления льгот и порядок компенсации теплоснабжающим организациям выпадающих доходов, возникающих в результате реализации тепловой энергии (мощности), теплоносителя по льготным тарифам, а также определено, что выпадающие доходы теплоснабжающих организаций определяются как разница между экономически обоснованным тарифом на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, установленным теплоснабжающей организации для населения области, и льготным тарифом для населения области, умноженная на объем фактически оказанных населению услуг по теплоснабжению жилищного фонда по льготному тарифу (п.1 ст.4).

Финансовое обеспечение государственных полномочий по компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций осуществляется в форме субвенций из областного бюджета, предоставляемых местным бюджетам (п. 1 ст.9 Закона). Компенсация выпадающих доходов теплоснабжающим организациям осуществляется путем предоставления субсидий на основании заключенных между органами местного самоуправления и теплоснабжающими организациями договоров на компенсацию выпадающих доходов (п. 2 ст.4 Закона).

В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

При этом ч. 3 ст. 78 БК РФ предусматривает, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий указанным лицам, должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Таким образом, несмотря на общее правило о безвозмездности и безвозвратности субсидий, бюджетное законодательство предусматривает их возврат в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, безвозвратность в этом случае следует понимать не как невозможность взыскания данных средств в случае нарушения условий договора, а как отсутствие обязанности возвращать данную субсидию в случае ее целевого использования и соблюдения договора, на основании которого такая субсидия предоставлялась.

Оспариваемый пункт 4.3.2 Порядка предусматривает основания и порядок возврата субсидии в случае ее предоставления в размере, превышающем размер выпадающих доходов, то есть с нарушением условий, установленных при ее предоставлении, что соответствует требованиям ч. 3 ст. 78 БК РФ.

Несмотря на обязательное подтверждение для получения субсидии фактического объема поставленной (принятой) тепловой энергии, необходимость возврата предоставленной субсидии, как обоснованно указано ответчиком, может быть обусловлена как корректировкой исполнителем коммунальных услуг размера платы за отопление в случаях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354, в частности: принятия органом государственной власти субъекта РФ решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению (п.42(2)); оборудования многоквартирного дама коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, а также жилых и нежилых помещений в таком доме распределителями (п.53); проведения перерасчета размера платы за отопление в связи с предоставлением данной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, в том числе и на основании судебных решений (п.98); либо выставлением нового экземпляра счета-фактуры в связи с исправлением допущенной ошибки и (или) опечатки и прочего (п.7 Правил заполнения счета-фактуры, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 года № 1137), так и вызвана отсутствием заключенного договора теплоснабжения между управляющей компанией (товариществом) и теплоснабжающей организацией (п.2.3.5 Порядка).

При этом представление отчетности об использовании субсидии (п.3.1 Порядка) также указывает на обязательность последующей сверки размеров полученной субсидии и фактических выпадающих доходов, и как следствие, на возможность образования перерасхода либо остатка полученной субсидии на конец отчетного периода.

Таким образом, вопреки доводам истца, оспариваемое положение не предусматривает возможность перечисления субсидий теплоснабжаюшим организациям города Зеи в размере, превышающим величину фактически оказанных услуг населению по теплоснабжению жилищного фонда по льготному тарифу, а направлено на обеспечение целевого и эффективного использования финансовых средств, предоставленных местному бюджету на осуществление государственных полномочий по компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций. Представителем административного истца признается необходимость наличия порядка возврата субсидии в случае ее излишней выплаты, такой порядок, аналогичный оспариваемому, он предлагает предусматривать в соглашениях, заключаемых с теплоснабжающими организациями.

При таких данных оснований для признания оспариваемого положения несоответствующим действующему законодательству по доводам административного истца не имеется.

В соответствии с ч. 7 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Как указано выше, п. 4.3.2 Порядка предусмотрена обязанность получателя субсидии возвратить разницу между размером предоставленной субсидии и фактически сложившимися выпадающими доходами в отчетном периоде (далее - разница) в доход бюджета города Зеи в течение 10 дней, в случае если размер выпадающих доходов меньше размера субсидии.

Между тем, согласно ст. 242 БК РФ операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи. Завершение операций по исполнению бюджета в текущем финансовом году осуществляется в порядке, установленном финансовым органом в соответствии с требованиями настоящей статьи (ч. 1). Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря (ч.3). Не использованные получателями бюджетных средств остатки бюджетных средств, находящиеся не на едином счете бюджета, не позднее двух последних рабочих дней текущего финансового года подлежат перечислению получателями бюджетных средств на единый счет бюджета (ч.4).

В соответствии со ст.190, ст.191 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами; срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить; течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Оспариваемое положение указания на событие, которым определяется начало исчисления десятидневного срока возврата указанной разницы, равно как и на дату, которой определяется окончание срока ее возврата, не содержит.

Следовательно, имеется правовая неопределенность в части срока возврата бюджетных средств в местный бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, что препятствует своевременному исполнению получателем субсидии установленной оспариваемой нормой обязанности, а также несоответствие действующему бюджетному законодательству постольку, поскольку оспариваемое положение предусматривает возможность возврата в доход бюджета города Зеи разницы между размером предоставленной субсидии и фактически сложившимися выпадающими доходами позднее двух последних рабочих дней текущего финансового года и, соответственно, невозможность ее возврата в бюджет субъекта в установленные законом сроки, и, соответственно, использование субсидии, которая прекращает свое действие 31 декабря текущего финансового года, в следующем финансовом году.

По смыслу закона, проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Поскольку оспариваемая норма на момент рассмотрения дела применялась, суд считает необходимым признать ее недействующей в части со дня вступления решения суда в законную силу.

С учетом положений п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ и ст. 12 Устава города Зеи сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию на официальном сайте города Зеи.

Руководствуясь ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление прокурора Зейского района удовлетворить частично.

Признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда абзац первый пункта 4.3.2 Порядка предоставления субсидии по компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготных тарифов для населения Амурской области, утвержденного постановлением администрации города Зеи Амурской области от 13 ноября 2013 года № 1805 в редакции постановления администрации города Зеи Амурской области от 9 августа 2017 года № 945,

в части отсутствия указания на событие, которым определено начало исчисления десятидневного срока возврата в доход бюджета города Зеи разницы между размером предоставленной субсидии и фактически сложившимися выпадающими доходами в отчетном периоде,

в части отсутствия указания на необходимость возврата в доход бюджета города Зеи разницы между размером предоставленной субсидии и фактически сложившимися выпадающими доходами не позднее, чем за два последних рабочих дня текущего финансового года.

Возложить на администрацию города Зеи Амурской области обязанность опубликовать сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте муниципального образования город Зея Амурской области www.admzeya.ru.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Зейский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.В. Охотская

Мотивированное решение составлено 6 марта 2018 года

Судья Е.В. Охотская