ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-384/2022 от 21.06.2022 Нерчинского районного суда (Забайкальский край)

УИД 75RS0029-01-2022-000893-21

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 июня 2022 года г. Нерчинск

Нерчинский районный суд Забайкальского края

В составе:

Председательствующего, судьи Помулевой Н.А.

при секретаре Забелиной А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании

дело № 2а-384/2022

по административному иску Министерства природных ресурсов Забайкальского края к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Забайкальскому краю, Межрайонному отделению по исполнению особо важных исполнительных производств Управлению Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Забайкальскому краю, ведущему судебному приставу – исполнителю Межрайонного отделения по исполнению особо важных исполнительных производств Управлению Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Забайкальскому краю Ермоленко Т.С. об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

У с т а н о в и л:

В рамках исполнительного производства -ИП от 15.04.2019 года ведущим судебным приставом-исполнителем МО по ИОВИП УФССП РФ по Забайкальскому краю вынесено постановление о взыскании с Министерства природных ресурсов Забайкальского края исполнительского сбора на сумму 50000 рублей, постановлением от 02.02.2022 было вынесено постановление об установлении нового срока для исполнения данных требований до 06.03.2022.

Представитель Министерства природных ресурсов Забайкальского края Тоболенко Е.Э. обратилась с административным иском, в котором просила суд освободить Министерство природных ресурсов Забайкальского края от уплаты исполнительского сбора наложенного постановлением судебного пристава исполнителя на сумму 50 000 рублей в рамках исполнительного производства -Ип от 15.04.2019.

По делу назначено судебное разбирательство.

Представитель Министерства природных ресурсов Забайкальского края Тоболенко Е.Э., будучи надлежащим образом уведомленной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.

Представители административных ответчиков – УФССП России по Забайкальскому краю, МО по ИОВИП УФССП РФ по Забайкальскому краю, а так же ведущий судебный пристав-исполнитель МО по ИОВИП УФССП РФ по Забайкальскому краю Ермоленко Т.С. для участия в судебном заседании не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, каких-либо ходатайств, заявлений об отложении дела слушанием в суд не поступало.

Представитель заинтересованного лица – Прокураторы Нерчинского района о времени и месте судебного заседания уведомлены, в суд не явились, возражение по существу административного иска не представили, о причинах неявки не сообщили, об отложении не просили.

Дело рассмотрено в отсутствие сторон.

Согласно части 2 статьи 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 5 Закона об исполнительном производстве принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Частью 11 статьи 30 Закона об исполнительном производстве установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве).

В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1 статьи 105 Закона об исполнительном производстве).

В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3 статьи 112).

Часть 6 статьи 112 Закона об исполнительном производстве предусматривает право должника обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Частью 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве установлено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.

Основания ответственности за нарушение обязательства установлены статьей 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.

Как установлено из материалов дела 16 ноября 2018 года Нерчинским районным судом Забайкальского края было рассмотрено гражданское дело по иску прокурора Нерчинского района в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов Забайкальского края, Федеральному агентству водных ресурсов о понуждении к действию.

Судом было принято решение:

- обязать Министерство природных ресурсов Забайкальского края осуществить мероприятия по берегоукреплению левого берега реки Нерча вдоль улицы Береговой в п.с.т. Заречный Нерчинского района протяженностью 500 метров путем осуществления песчано-гравийной и каменной наброски в течение 6 месяцев с даты поступления финансирования.

- обязать Федеральное агентство водных ресурсов профинансировать указанные работы в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу (л.д. 7-8).

Апелляционным определением от 05.03.2019 Судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда решение Нерчинского районного суда от 16.11.2018 было изменено: обязать Федеральное агентство водных ресурсов при обращении Министерства природных ресурсов Забайкальского края согласовать мероприятия по берегоукреплению левого берега реки Нерча вдоль улицы Береговой п.с.т. Заречный Нерчинского района в перечне мероприятий направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансирумых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление отдельных полномочий РФ в области и водных отношений на очередной финансовый год.

Исполнить решение не представляется возможным, в связи с отсутствием денежных средств в бюджете Министерства природных ресурсов Забайкальского края.

Вместе с тем, ведущим судебным приставом-исполнителем МО по ИОВИП УФССП РФ по Забайкальскому краю Т.С Ермоленко в рамках данного исполнительного производства принимается решение о взыскании с Министерства природных ресурсов Забайкальского края исполнительского сбора в размере 50000 рублей за неисполнение решения суда в добровольном порядке без уважительных причин.

В судебном заседании установлено, что решение суда Министерство природных ресурсов Забайкальского края в настоящее время не исполнено.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 г. № 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.

В названном Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.

Источники финансирования бюджета являются не значительными, что указывает на дефицитность бюджета.

Таким образом, судом установлено, что у Министерства природных ресурсов Забайкальского края не имелось реальной возможности в установленный срок исполнить требования исполнительного документа.

Поскольку решение суда административным истцом не исполнено по причине отсутствия в бюджете необходимых денежных средств, для надлежащего исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, а так же представлены доказательства, свидетельствующие о принятии всех мер для исполнения решения суда, имеются основания для удовлетворения административного иска, поскольку установленные по делу обстоятельства, свидетельствуют об отсутствии оснований ответственности Министерства природных ресурсов Забайкальского края за нарушение обязательства. Должник – Министерство природных ресурсов Забайкальского края подлежит освобождению от взыскания исполнительского сбора.

На основании изложенного, и, руководствуясь ст. ст. 175-180, ст.177 КАС РФ, ст. 293-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

Р Е Ш И Л:

Административный иск Министерства природных ресурсов Забайкальского края к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Забайкальскому краю, Межрайонному отделению по исполнению особо важных исполнительных производств Управлению Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Забайкальскому краю, ведущему судебному приставу – исполнителю Межрайонного отделения по исполнению особо важных исполнительных производств Управлению Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Забайкальскому краю Ермоленко Т.С. об освобождении от уплаты исполнительского сбора - удовлетворить.

Освободить Министерство природных ресурсов Забайкальского края от взыскания исполнительского сбора на сумму 50000 рублей, наложенного постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя МО по ИОВИП УФССП РФ по Забайкальскому краю в рамках исполнительного производства -ИП от 15.04.2019.

Решение суда по административному делу может быть обжаловано по общим правилам, установленным КАС РФ, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Забайкальский краевой суд, через Нерчинский районный суд Забайкальского края.

Председательствующий, судья –

Решение изготовлено 21 июня 2022 года.