ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3851/19 от 19.12.2019 Нефтеюганского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 2а-3851/2019

УИД 86RS0007-01-2019-005293-80

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 декабря 2019 года г. Нефтеюганск

Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Заремба И.Н., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Нефтеюганского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц об обязании признать информацию запрещенной,

установил:

Нефтеюганский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением в котором просит признать информацию, размещенную на сайтах с доменными именами https://dublikat.group/threads/akciznye-marki-na-i-tabak.23565/; http://migalki.pw/forum/threads/dublikaty-ehlitnogo-alkogolja-optom-i-melkim-optom-otpravka-v-ljuboj-region.7 1251/ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. Включить доменные имена: https://dublikat.group/threads/akciznye-marki-na-i-tabak.23565/; http://migalki.pw/forum/threads/dublikaty-ehlitnogo-alkogolja-optom-i-melkim-optom-otpravka-v-ljuboj-region.71251/ в Единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Требования мотивированы тем, что Нефтеюганской межрайонной прокуратурой проведена проверка по соблюдению законодательства о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет».

В рамках проверки осуществлен мониторинг информации размещенной в информационно-телекоммуникационной сет и «Интернет», в результате которого выявлены интернет сайты: https://dublikat.group/threads/akciznye-marki-na-i-tabak.23565/; http://migalki.pw/forum/threads/dublikaty-ehlitnogo-alkogolja-optom-i-melkim-optom-otpravka-v-ljuboj-region.71251/, содержащие сведения о дистанционной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции, продаже несертифицированной алкогольной продукции, федеральных специальных, акцизных марок, служебных удостоверений, водительских удостоверений.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в порядке упрощенного производства.

Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, направленное извещение вручено адресату.

Определением суда, явка сторон в судебное заседание признана необязательной, в связи с чем, на основании статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.

Исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст. 292 Кодекса административного судопроизводства РФ, в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если настоящим Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).

В соответствии с ч.1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Настоящее заявление подано прокурором в защиту неопределенного круга лиц, чьи права на образование нарушаются при наличии свободного доступа к указанным сайтам.

Согласно ст. 2 Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 149-ФЗ, распространение информации в Российской Федерации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.5 ст. 15 Закона №149, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности.

В силу п.п.1, 2 ч.2 ст.5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее по тексту - Закон № 436), к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, либо жизни и (или) здоровью иных лиц, либо направленная на склонение или иное вовлечение детей в совершение таких действий; способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.

На сайте: http://migalki.pw/forum/threads/dublikaty-ehlitnogo-alkogolia-optom-i-melkim-optom-otpravka-v-liuboi-region.71251/ размещена информация о дистанционной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции, а именно указано, каким образом можно оформить заказ на приобретение дубликатов элитного алкоголя, наименования товаров, стоимость, объем тары, в которой реализуется алкоголь, а также номера телефонов, адреса электронной почты, обратившись по которым можно приобрести указанный товар. Данная информация фактически является публичной офертой, направленной на привлечение интереса неопределенного круга лиц к приобретению указанного товара. Товар могут приобрести в том числе несовершеннолетние. Вход на указанный интернет-сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы.

На сайте: https://dublikat.group/threads/akciznye-marki-na-i-tabak.23565/размещена информация о продаже акцизных марок для алкогольной продукции, а именно: каким образом можно оформить заказ на приобретение, стоимость, адреса электронной почты, ICQ, обратившись по которым можно приобрести указанный товар. Данная информация также фактически является публичной офертой, направленной на привлечения интереса неопределенного круга лиц к потреблению акцизных марок. Вход на указанный интернет-сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы. Продажа таких марок способствует развитию нелегального оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Несмотря на то, что за использование и подделку официальных документов предусмотрена уголовная ответственность (ст.327.1 УК РФ), на указанном сайте размещена информация о продаже служебных, водительских удостоверений и иных документов, предоставляющих специальные права, либо освобождающие от определенных обязанностей.

Кроме того, данная информация способна возбудить интерес несовершеннолетних к совершению противоправных действий, сформировать ошибочное представление об их безнаказанности, побудить детей к совершению таких действий, представляющих угрозу как их жизни и (или) здоровью, так и жизни и здоровью других несовершеннолетних.

Согласно п.1 ст.1 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее по тексту - Закон № 171), государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

В силу п.п. 1 и 2 ст. 10.2 Закона № 171, оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов (товарно-транспортной накладной; справки, прилагаемой к таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); справки, прилагаемой к товарно­транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); уведомления (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции); заверенных подписью руководителя организации и (при наличии печати) ее печатью копии извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копии извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки ( за исключением импорта) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта и (или) дистиллята коньячного (спирта коньячного), удостоверяющих легальность их производства и оборота.

Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.

Статьёй 11 Закона № 171 установлено, что производство и оборот алкогольной (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями.

Пунктом 2 статьи 18 Закона № 171 установлено, что розничная продажа алкогольной продукции является одним из видов деятельности, на осуществление которой выдается лицензия.

В соответствии со статьей 29 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

В силу пп. 14 п.2 ст. 16 Закона № 171, розничная продажа алкогольной продукции не допускаются дистанционным способом.

За нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции предусмотрена административная ответственность ч.3 ст. 14.16 КоАП РФ.

Согласно п.2 ст. 12 Закона № 171, алкогольная продукция, за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, подлежит обязательной маркировке в следующем порядке: алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками. Указанные марки приобретаются в государственном органе, уполномоченном Правительством Российской Федерации; алкогольная продукция, ввозимая (импортируемая) в Российскую Федерацию, маркируется акцизными марками, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5.1 настоящей статьи. Указанные марки приобретаются в таможенных органах организациями, осуществляющими импорт алкогольной продукции.

Статьёй 12 Закона № 171 предусмотрена процедура приобретения федеральных специальных и акцизных марок.

За незаконные производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции предусмотрена уголовная ответственность (ст. 171.3 УК РФ).

В соответствии со ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет» содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено».

Статьей 9 Федерального закона N 149-ФЗ, предусмотрена возможность ограничения доступа к информации устанавливленная федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона N 149-ФЗ, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона N 149-ФЗ В целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".

Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовой информации, массовых коммуникацией, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством РФ: Управлением Роскомнадзора по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре, Ямало-Ненецкому автономному округу.

Согласно п. 2 ч. 5 ст. 15.1 одним из оснований для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Признание вышеуказанной информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации будет являться основанием к ограничению доступа к ней полномочным органом.

Судом установлено, что Нефтеюганской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет».

В рамках проверки осуществлен мониторинг информации размещенной в информационно-телекоммуникационной сет и «Интернет», в результате которого выявлены интернет сайты: https://dublikat.group/threads/akciznye-marki-na-i-tabak.23565/; http://migalki.pw/forum/threads/dublikaty-ehlitnogo-alkogolja-optom-i-melkim-optom-otpravka-v-ljuboj-region.71251/, содержащие сведения о дистанционной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции, продаже несертифицированной алкогольной продукции, федеральных специальных, акцизных марок, служебных удостоверений, водительских удостоверений.

На момент подачи административного искового заявления Интернет-сайты https://dublikat.group/threads/akciznye-marki-na-i-tabak.23565/; http://migalki.pw/forum/threads/dublikaty-ehlitnogo-alkogolja-optom-i-melkim-optom-otpravka-v-ljuboj-region.71251/, являются действующими, находящаяся на них информация доступна российским пользователям.

Сайты с доменами принадлежат хостингам и регистраторам иностранных государств, в связи с чем указанное обстоятельство не позволяет достоверно определить владельцев сайтов, либо лиц, разместивших запрещенную информацию в сети «Интернет».

Признание информации, размещенной на сайтах, запрещенной к распространению, позволит внести данные сайты в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии с со ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ и закрыть доступ к нему.

Частью 6 ст. 10 Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ, установлен запрет на распространение информации за распространение которой предусмотрена уголовная и административная ответственность.

В соответствии со ст. 17 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», нарушение требований настоящего Федерального закона влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае, если распространение определенной информации ограничивается или запрещается федеральными законами, гражданско-правовую ответственность за распространение такой информации не несет лицо, оказывающее услуги: либо по передаче информации, предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений; либо по хранению информации и обеспечению доступа к ней при условии, что это лицо не могло знать о незаконности распространения информации.

Суд приходит к выводу о том, что поскольку страницы, размещенные по Интернет-адресам:https://dublikat.group/threads/akciznye-marki-na-i-tabak.23565/; http://migalki.pw/forum/threads/dublikaty-ehlitnogo-alkogolja-optom-i-melkim-optom-otpravka-v-ljuboj-region.71251/, содержат информацию о продаже служебных, водительских удостоверений и иных документов, предоставляющих специальные права, и данная информация является запрещенной, то заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ, ст. ст. 4, 13, 14, 39, 62, 291-293Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Нефтеюганского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц об обязании признать информацию запрещенной, удовлетворить.

Признать информацию, размещенную на сайтах с доменными именами https://dublikat.group/threads/akciznye-marki-na-i-tabak.23565/; http://migalki.pw/forum/threads/dublikaty-ehlitnogo-alkogolja-optom-i-melkim-optom-otpravka-v-ljuboj-region.71251/ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, ХМАО-Югре и ЯНАО включить доменные имена: https://dublikat.group/threads/akciznye-marki-na-i-tabak.23565/; http://migalki.pw/forum/threads/dublikaty-ehlitnogo-alkogolja-optom-i-melkim-optom-otpravka-v-ljuboj-region.71251/ в Единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения копии решения, в Судебную коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры через Нефтеюганский районный суд.

Судья: