ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3851/2021 от 24.03.2022 Советского районного суда г. Рязани (Рязанская область)

№2а-766/2022

<данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Рязань 24 марта 2022 года

Советский районный суд г.Рязани в составе:

председательствующего - судьи Прокофьевой Т.Н.,

при секретаре Васевой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №2 по Рязанской области к ФИО1 о взыскании задолженности по земельному налогу,

У С Т А Н О В И Л :

Межрайонная ИФНС №2 по Рязанской области обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании задолженности по земельному налогу и пени, мотивируя тем, что ФИО1, как собственник земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты>, с кадастровым номером <данные изъяты>, является плательщиком земельного налога за 2018 год. Ссылаясь на то, что соответствующие налоговое уведомление и требование об уплате налога остались без исполнения, а вынесенный мировым судьей судебный приказ о взыскании налога и пени отменен после его частичного исполнения, просила взыскать с ФИО1 сумму земельного налога за 2018 год в размере 6 023 руб. 65 коп.; сумму пени по земельному налгу за период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. в размере 1 982 руб. 18 коп.

Определением от дд.мм.гггг. административное исковое заявление в части требований о взыскании задолженности по пени по земельному налогу было возвращено заявителю.

Суд, посчитав возможным на основании ст.150 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

К таким органам, в том числе относятся налоговые органы, которые наделены правом взыскивать в соответствующем порядке недоимку по налогам и сборам, а также пени за их неуплату (ст. 31 НК РФ – далее по тексту НК РФ).

Конституция Российской Федерации устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57), и аналогичное положение содержится в налоговом законодательстве (ст. 3 НК РФ).

В соответствии со ст. ст. 388, 389 НК РФ физические лица, обладающие земельными участками, расположенными в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, признаются плательщиками земельного налога.

В соответствии с п.п.1, 4 ст.391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом. Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Налоговым периодом для уплаты земельного налога признаётся календарный год (п.1 ст.393 НК РФ).

Согласно ст.387 НК РФ, земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки, а также порядок уплаты налога.

В соответствии с п.1 ст.394 НК РФ налоговые ставки не могут превышать 1,5 процента в отношении прочих земельных участков (не отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры и других).

В налогооблагаемый период 2018 года действовало решение Совета депутатов муниципального образования – Окское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области «Об установлении земельного налога на территории муниципального образования – Окское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области», согласно которому на территории данного образования, в том числе в д.Ивкино, установлена налоговая ставка по земельному налогу для рассматриваемого случая в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка.

Из материалов дела усматривается, что в 2018 году ФИО1 владела на праве собственности земельным участком с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенным по адресу: <данные изъяты>, кадастровой стоимостью 11 027 380 руб., с размером доли 1/1, а потому она признается плательщиком земельного налога за 2018 год в сумме 165 411 руб., исходя из следующего расчета: 11 027 380 руб. (кадастровая стоимость) х 1,5% (ставка налога) х 1/1 (доля) х 12/12 (количество месяцев владения) = 165 411 руб.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, в том числе сведениями, полученными налоговым органом в порядке межведомственного взаимодействия, и не оспорены административным ответчиком в процессе производства по делу.

По общему правилу, установленному п. 1 ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.

Однако обязанность по исчислению земельного налога в отношении налогоплательщиков – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, возлагается на налоговый орган.

Во исполнение своей обязанности налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление, а в случае его неисполнения либо ненадлежащего исполнения направляет налогоплательщику в течение 3-х месяцев со дня выявления недоимки требование об уплате налога и пеней, подлежащего исполнению в течение 8-ми дней с даты его получения (ст.ст. 45, 52, 69, 70 НК РФ).

Согласно ст. 52 НК РФ, налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика, а также направлено по почте заказным письмом и в таком случае считается полученным по истечении 6-ти дней с даты направления заказного письма.

Аналогичный подход применяется и к требованию об уплате налога (ст. 69 НК РФ).

Соответствующие положения налогового законодательства, будучи направленными на своевременное и безошибочное исполнение конституционной обязанности в отношении налога, то есть на установление надлежащего механизма ее реализации, сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года № 845-О).

В соответствии с п.1 ст.397 НК РФ, налог подлежит уплате налогоплательщиком в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что налоговым органом в адрес налогоплательщика ФИО1 направлялось налоговое уведомление от дд.мм.гггг. на уплату земельного налога за 2018 год в срок до дд.мм.гггг., и, поскольку таковое уведомление было оставлено без ответа и исполнения, налоговым органом было выставлено требование по состоянию на дд.мм.гггг. на погашение задолженности по земельному налогу за 2018 год в срок до дд.мм.гггг., однако каковое также было оставлено административным ответчиком без удовлетворения.

Определением мирового судьи от дд.мм.гггг. вынесенный на взыскание указанного налога судебный приказ от дд.мм.гггг. по заявлению налогоплательщика был отменен.

Между тем, на основании исполнительного документа – судебного приказа мирового судьи судебного участка №21 судебного района Советского районного суда г.Рязани от дд.мм.гггг. было возбуждено исполнительное производство, в рамках которого, как указал административный истец, с ФИО1 был частично взыскан земельный налог за 2018 год в следующем размере: дд.мм.гггг. в размере 5 000 руб., дд.мм.гггг. - 5 500 руб., дд.мм.гггг. - 5 200 руб., дд.мм.гггг. - 10 000 руб., дд.мм.гггг. - 93 174 руб. 90 коп., дд.мм.гггг. - 20 965 руб. 10 коп., дд.мм.гггг. - 91 руб. 60 коп., дд.мм.гггг. - 10 руб. 02 коп., дд.мм.гггг. - 19 445 руб. 73 коп., а всего 159 387 руб. 35 коп.

Таким образом, остаток задолженности по земельному налогу за 2018 год, с учетом уже взысканных сумм, составляет 6 023 руб. 65 коп.

дд.мм.гггг. налоговый орган обратился в суд с рассматриваемым административным исковым заявлением.

Определением мирового судьи судебного участка №21 судебного района Советского районного суда г.Рязани от дд.мм.гггг. в удовлетворении заявления ФИО1 о повороте исполнения вышеуказанного судебного приказа было отказано.

Анализируя установленные обстоятельства, подтверждённые исследованными доказательствами, учитывая, что налоговым органом были соблюдены порядок и сроки взыскания налога, в том числе сроки обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа и с рассматриваемым административным иском, принимая во внимание, что административный ответчик до настоящего времени оставшуюся часть задолженности по земельному налогу за 2018 год в добровольном порядке так и не погасила, суд, не выходя за пределы заявленных требований, приходит к выводу о том, что заявленный административный иск Межрайонной ИФНС России №2 по Рязанской области к ФИО1 является законным, обоснованным и подлежит удовлетворению в полном объеме.

В силу того, что административный истец был освобожден от уплаты госпошлины, она в размере 400 руб., на основании ст. 114 КАС РФ, п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», ст. 61.1 БК РФ, также подлежит взысканию с административного ответчика, но в доход местного бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск Межрайонной ИФНС России №2 по Рязанской области к ФИО1 о взыскании задолженности по земельному налогу – удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, зарегистрированной по адресу: <адрес>, задолженность по земельному налогу за 2018 год в размере 6 023 руб. 65 коп., перечислив указанную сумму по следующим реквизитам:

Р/с (15 поле пл.док.)

Р/с (17 поле пл.док.)

Банк получателя Отделение Рязань Банка России//УФК по Рязанской области г.Рязань

БИК 016126031

Получатель: УФК по Рязанской области (Межрайонная ИФНС России №2 по Рязанской области)

ИНН <***> КПП 623401001

ОКТМО 61634475

КБК 182 106 06043 101 000 110 – земельный налог.

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета города Рязани государственную пошлину в размере 400 руб. 00 коп.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в административную коллегию Рязанского областного суда через Советский районный суд г.Рязани в течение месяца со дня его принятия.

Судья - подпись