ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3852/2021 от 22.10.2021 Ленинскогого районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2а-3852/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Челябинск 22 октября 2021 года

Ленинский районный суд г. Челябинска в составе председательствующего Беляевой Т.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Челябинска к Антипову А.Н. о взыскании задолженности по уплате налога,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Челябинска (далее по тексту ИФНС России по Ленинскому району г.Челябинска) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Антипову А.Н. о взыскании задолженности по уплате налога на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ за ДД.ММ.ГГГГ в размере 1203 руб., пени в размере 25,24 руб., штрафа в размере 240,6 руб., задолженности по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением за ДД.ММ.ГГГГ в размере 554 руб., пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 11,82 руб., задолженности по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в размере 7025 руб., пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 149,87 руб., на общую сумму 9209,53 руб.

В обоснование требований административный истец указал, что Антипов А.Н. состоит на налоговом учете в ИФНС России по Ленинскому району г. Челябинска в качестве налогоплательщика, однако налоги и пени не уплатил в полном объеме, в связи с чем, образовалась взыскиваемая задолженность.

Дело на основании пункта 3 статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства без проведения устного разбирательства.

Суд, исследовав материалы дела, находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение закреплено в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны, в том числе, уплачивать законно установленные налоги, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

На основании статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 211 Налогового кодекса Российской Федерации при получении налогоплательщиком дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества, налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг) иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 40 настоящего Кодекса.

Подпунктом 2 пункта 2 статьи 211 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относится оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав.

Организация, от которой физические лица получают такие доходы, признается в отношении них налоговым агентом и обязана исполнять обязанности, предусмотренные для налоговых агентов статьями 226 и 230 Кодекса.

Поскольку при получении физическими лицами от организации доходов в натуральной форме выплаты денежных средств, из которых можно удержать налог на доходы физических лиц, не происходит, применяются положения пункта 5 статьи 226 Кодекса, в соответствии с которыми при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога.

В этом случае с учетом подпункта 4 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление, декларирование и уплату налога на доходы физических лиц с указанных доходов физические лица осуществляют самостоятельно в порядке, предусмотренном статьями 228 и 229 Кодекса.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 4 статьи 228 Кодекса).

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 11 ноября 2003 года N 138-ФЗ "О лотереях" лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи.

В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации, физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов) самостоятельно исчисляют и уплачивают налог на доходы физических лиц исходя из сумм таких выигрышей.

Согласно пункту 1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Антиповым А.Н. в ДД.ММ.ГГГГ получен выигрыш, выплаченный организатором лотереи ООО «Компания Винс» в размере 9254 руб.

В справке о доходах физических лиц формы 3-НДФЛ, представленной ДД.ММ.ГГГГ Антиповым А.Н зафиксирована сумма дохода за ДД.ММ.ГГГГ в размере 900000 рублей – доход от продажи транспортного средства.

Доход, полученный от выигрыша, выплаченного организатором лотереи ООО «Компания Винс» в размере 9254 руб., Антиповым А.Н. не указан.

Антиповым А.Н. в ДД.ММ.ГГГГ получен доход в натуральной форме, подлежащий налогообложению. Учитывая, что в нарушение подпункта 4 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации административным истцом обязанность по исчислению, декларированию и уплате НДФЛ с указанного дохода не исполнена в срок до ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного ответчика ДД.ММ.ГГГГ направлено налоговое уведомление. Поскольку уточненная налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ Антиповым А.Н. не представлена, уплата налога не произведена, ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым органом в его адрес направлено требование об уплате недоимки по НДФЛ. При этом налог на полученный истцом доход рассчитан в силу положений пункта 1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из ставки 13%.

Требования налоговой инспекции в добровольном порядке, в установленные сроки исполнены не были, что послужило основанием для обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а после его отмены в суд с указанным административным исковым заявлением.

Неуплата налога на доходы физических лиц за 2017 г. составила 1 203 руб. (9254 руб. * 13%).

В соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ в результате занижения налоговой базы начислен штраф в размере 240,60 руб. (1203 * 20%).

За неуплату налога в сумме 1203 руб. в порядке положений ст. 75 НК РФ административному ответчику начислена пеня.

Суд первой инстанции проверил соблюдение налоговым органом порядка и процедуры взыскания налога, расчет взыскиваемой суммы, сроки на обращение в суд и пришел к выводу о наличии у административного ответчика обязанности по уплате недоимки по НДФЛ, соблюдении порядка, процедуры и сроков взыскания налога.

Административным истцом порядок, процедура взыскания налога не нарушены, сроки на обращение в суд, предусмотренные статьями 48 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации соблюдены.

На основании изложенного, имеются законные основания для взыскания заявленной истцом недоимки.

Согласно части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Исследовав и оценив представленные доказательства, суд установил, что Антипов А.Н. являлся/является собственником имущества:

- жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый ;

- транспортных средств: марки , г/н ; марки , г/н .

В адрес Антипова А.Н. было направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об уплате имущественного налога в размере 554 руб., об уплате транспортного налога в размере 7025 рублей, со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 9).

В адрес Антипова А.Н. было направлено требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате имущественного налога в размере 7025 рубля, пени в размере 11,82 руб., об уплате транспортного налога в размере 7025 рублей, пени в размере 149,87 руб., со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11).

Направление уведомления и требования подтверждается списками внутренних почтовых заказных отправлений, имеющимися в материалах дела.

ДД.ММ.ГГГГ исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка № 7 Ленинского района г.Челябинска был вынесен судебный приказ № 2а-2454/2019 о взыскании с Антипова А.Н. задолженности по налогу и пени.

В соответствии со ст. 123.7 КАС РФ указанный судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями ДД.ММ.ГГГГ от Антипова А.Н., в которых он указал, что не согласен с данным приказом.

В силу п.1 ст. 400 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиком налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса. Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилые дома жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здания, строения, сооружения, помещения.

В соответствии с п.9 ст. 5 Закона РФ «О налоге на имущество физических лиц» № 2002-1 от 09 декабря 1991 года (в редакции ФЗ от 29.06.2012 года), действовавшего на момент спорных правоотношений, срок уплаты налога – не позднее 01 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

В силу п. 1, 3, 4 ст. 75 Налогового кодекса РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние сроки, по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах, подлежит уплате пеня. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Судом проверен расчет суммы налога на имущество физических лиц и пени, предъявленный к взысканию с Антипова А.Н. и сомнений не вызывает, поскольку произведен в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствам дела.

На основании ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 362 НК РФ налоговые органы исчисляют сумму транспортного налога, подлежащую уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В соответствии с подпунктами 4 и 5 указанной нормы права органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства. Сведения подлежат представлению в налоговый орган в течение 10 дней после регистрации транспортных средств или снятия их с регистрации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату.

В силу ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

На основании п. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.

С направлением предусмотренного статьей 69 НК РФ требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пеней в определенные сроки.

Требование об уплате налога согласно статье 70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если указанное требование не является результатом налоговой проверки. При этом, при выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Пункт 2 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает срок, в течение которого требование об уплате налога по результатам налоговой проверки подлежит направлению налогоплательщику. Ограничивая деятельность налоговых органов по предъявлению требования об уплате налога определенными сроками, оспариваемое законоположение преследует цель упорядочения процесса взыскания недоимки и повышения эффективности работы налоговых органов.

Судом установлено, что налоговое уведомление и требование отправлены налогоплательщику своевременно заказной корреспонденцией.

Согласно Закону Челябинской области «О транспортном налоге» налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог не позднее 5 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом, до ДД.ММ.ГГГГ срок уплаты был до ДД.ММ.ГГГГ, следующего за истекшим налоговым периодом ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая, что налоговое уведомление и требование об уплате налога за ДД.ММ.ГГГГ отправлены административным истцом заказными письмами в срок, установленный законодательством, следовательно, срок для взыскания транспортного налога и пени не истек.

Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (подпункт 1 пункта 1 статьи 359 названного Кодекса).

Факт неуплаты Антиповым А.Н. налога имел место, требования об уплате налога направлялись ему, в связи с чем в силу налогового законодательства считается уведомленным о наличии у него задолженности, а неисполнение административным ответчиком обязанности в установленный срок является основанием для взыскания с нее пени за несвоевременную уплату налога. Расчеты задолженности по налогу на имущество и пени за несвоевременную уплату налога признаны судом верными. Сроки обращения в суд налоговым органом были соблюдены.

На основании изложенного, имеются законные основания для взыскания заявленных истцом налога и пени.

В силу п. 1, 3, 4 ст. 75 Налогового кодекса РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние сроки, по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах, подлежит уплате пеня. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Судом проверен расчет суммы имущественного, транспортного и земельного налогов и пени, предъявленный к взысканию с Антипова А.Н. и сомнений не вызывает, поскольку произведен в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствам дела.

Доказательств уплаты указанных в иске сумм налога и пени в полном объеме ответчиком суду не представлено.

Таким образом, судом установлен факт наличия у Антипова А.Н. недоимки по имущественному и транспортному налогу.

В силу п.п. 9 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки по налогам и сборам, только в порядке, установленном данным кодексом.

Статьей 70 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

В соответствии с п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что срок для заявления в судебном порядке налоговым органом требования об обращении к взысканию налогов и пени на момент подачи административного иска ДД.ММ.ГГГГ не истек.

Таким образом, поскольку административный ответчик не исполнил обязанность по уплате налогов, суд приходит к выводу о наличии законных оснований для взыскания с нее суммы задолженности по указанным налоговым платежам и пени за просрочку уплаты налога.

Таким образом, проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований.

В соответствии со ст.114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Таким образом, поскольку ИФНС России по Ленинскому району г.Челябинска в силу п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ освобождена от уплаты государственной пошлины, а административный ответчик Антипов А.Н. - не освобожден, суд в соответствии с п.1 ч.1 ст.333.19 НК РФ приходит к выводу о взыскании с ответчика в доход местного бюджета государственной пошлины в размере 400 рублей

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 114, 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Челябинска к Антипову А.Н. о взыскании задолженности по уплате налогов, пени удовлетворить.

Взыскать с Антипова А.Н. в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г.Челябинска задолженность по уплате налога на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ за ДД.ММ.ГГГГ в размере 1203 руб., пени в размере 25,24 руб., штраф в размере 240,6 руб., задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением за ДД.ММ.ГГГГ в размере 554 руб., пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 11,82 руб., задолженность по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в размере 7025 руб., пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 149,87 руб., на общую сумму 9209,53 руб.

Взыскать с Антипова А.Н. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда через Ленинский районный суд г. Челябинска в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Т.А. Беляева