ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-385/20 от 09.11.2020 Черлакского районного суда (Омская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Р.п. Черлак 09 ноября 2020 года.

Дело №2а-385/2020

УИД 55RS0038-01-2020-000732-10

Резолютивная часть решения оглашена 09.11.2020 года.

Мотивированное решение суда изготовлено 23.11.2020 года.

Черлакский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Губер Е.В.

При секретаре Лозовой Н.А.

С участием помощника прокурора Черлакского района Яшкина А.Ю.

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску и.о. прокурора Черлакского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Татарского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области, о признании незаконным бездействия и возложении обязанности

У С Т А Н О В И Л:

И.о. прокурора Черлакского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к администрации Татарского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области с настоящим административным исковым заявлением, которым просит признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии полного комплекса мер по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронной форме и обязать административного ответчика обеспечить возможность получения заявителями муниципальных услуг, предоставляемых Администрацией, в электронной форме.

В обоснование заявленных требований административный истец сослался на то, что прокуратурой Черлакского района Омской области проведена проверка исполнения администрацией Татарского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг. В ходе, проведенной в мае 2020 года проверки прокуратурой района было установлено, что Администрацией в нарушение требований Федерального закона РФ №210 от 27.07.2010 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» не обеспеченна возможность получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме, в том числе субъектами предпринимательской деятельности. Вместе с тем, Администрацией предоставляются муниципальные услуги, в том числе, выдача документов (копии лицевого счета, выписки из похозяйственной книги, справок), на основании соответствующего административного регламента. В частности, на федеральном портале государственных услуг (www.gosuslugi.ru), а также на региональном портале в государственной информационной системе Омской области «Портал государственных и муниципальных услуг Омской области» (www.pgu.omskportal.ru), отсутствует информация о муниципальных услугах, предоставляемых Администрацией в электронной форме, в связи с чем прокуратурой района 27.05.2020 в адрес главы Татарского сельского поселения внесено представление с требованием устранить выявленные нарушения в сфере предоставления муниципальных услуг, из ответа на которое следует, что Администрацией обеспечена возможность получения гражданами и субъектами предпринимательской деятельности муниципальных услуг в электронной форме. Однако в ходе проверки в порядке контроля установлено, что до настоящего момента выявленные ранее нарушения, связанные с неисполнением Администрацией обязанности по обеспечению возможности получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме, не устранены, что подтверждается результатами проведенного мониторинга соответствующих сайтов в сети Интернет. Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 №1993-р, которым утвержден сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, переход на предоставление муниципальных услуг в электронном виде должен был быть окончен в срок до 1 января 2014 года. Обращение с настоящим административным исковым заявлением обусловлено необходимостью защиты интересов неопределенного круга лиц, поскольку не обеспечение Администрацией возможности получения муниципальных услуг в электронной форме ограничивает доступность их получения, препятствует реализации гарантии равной защиты прав, интересов заявителей на получение муниципальных услуг в электронной форме.

Административный истец, руководствуясь ст.ст. 39 КАС РФ, ст.ст.27, 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ», ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», просит суд удовлетворить заявленные им требования.

В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора Черлакского района Яшкин А.В. поддержал в полном объеме заявленные и.о. прокурора административные исковые требования по доводам и основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика – глава администрации Татарского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области Васягин А.А. в судебном заседании отсутствовал, о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом. Обратился с ходатайством о рассмотрении настоящего дела в отсутствие представителя Администрации, не возражает против удовлетворения искового заявления.

Представитель третьего лица – Министерства промышленности, связи, цифрового и научно-технического развития Омской области в судебном заседании отсутствовал, о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом. Первый заместитель Министра Сушков М.Ю. подписал и направил письменный отзыв на административное исковое заявление, указав, что в соответствии с Положением о Министерстве промышленности, связи, цифрового и научно-технического развития Омской области, утвержденным Указом Губернатора Омской области от 18.04.2019 №56, Минпром Омской области участвует в развитии механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также оказывает методическую и консультационную помощь органам исполнительной власти Омской области, органам местного самоуправления Омской области, государственным и муниципальным учреждениям Омской области, участвующим в предоставлении государственных и муниципальных услуг, в сферах информационных технологий и цифрового развития. Согласно распоряжению Правительства Омской области от 13.04.2011 №47-рп государственная информационная система Омской области «Портал государственных и муниципальных услуг Омской области» является государственной информационной системой Омской области, обеспечивающей предоставление государственных услуг Омской области и муниципальных услуг в электронной форме, а также доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а Министерство осуществляет функции оператора Портала. По состоянию на 19 октября 2020 года в адрес Министерства административные регламенты администрации Татарского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области для проведения их проверки на предмет возможности размещения на портале в государственной информационной системе Омской области «Портал государственных и муниципальных услуг Омской области» не поступали. Просит рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя Министерства.

Суд, изучив материалы административного дела, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные участниками процесса доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

В соответствии с п.2 ст.3 КАС РФ одними из задач административного судопроизводства являются в том числе: защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел.

В силу п.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно п.6 ст.4 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», одним из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

В соответствии с п.3 ст.6 Федерального закона №210-ФЗ, при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

В силу п.1 и п.2 ч.1 ст.6 упомянутого выше Федерального закона органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны:

1) предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами;

2) обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

Согласно п.2 ч.1 ст.10 указанного Федерального закона, при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляются подача запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и иных документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, и прием таких запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и документов органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, участвующей в предоставлении государственной или муниципальной услуги, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.

Частью 2 ст.10 Закона установлено, что Правительство Российской Федерации вправе определить требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг, а также услуг, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, требования к форматам заявлений и иных документов, предоставляемых в форме электронных документов, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе услуг, указанных в части 3 настоящей статьи, и установить порядок определения требований к форматам заявлений и иных документов.

Требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03.2016 №236. Указанным постановлением рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечить предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг в соответствии с требованиями не позднее 31 декабря 2018 года.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела прокуратурой Черлакского района Омской области в мае 2020 года была проведена проверка исполнения Администрацией Татарского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг.

По результатам проведенной проверки ввиду выявленных нарушений исполнения указанного законодательства прокурором Черлакского района было направлено в адрес главы администрации Татарского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области представление от 27.05.2020 №7-05-2020/1997 об устранении нарушений федерального законодательства. В письменном ответе от 17.06.2020 на данное представление глава Администрации указал, что Администрацией приняты меры по недопущению выявленных нарушений впредь.

Вместе с тем, из информации и отзыва Минпрома Омской области следует, что по состоянию на 19.10.2020 в адрес Министерства, осуществляющего функции оператора Портала государственных и муниципальных услуг Омской области, административные регламенты администрации Татарского сельского поселения для проведения их проверки на предмет возможности размещения на Портале в государственной информационной системе Омской области «Портал государственных и муниципальных услуг Омской области» не поступали. На федеральном портале государственных услуг, на региональном портале в государственной информационной системе Омской области «Портал государственных и муниципальных услуг Омской области» отсутствует информация о муниципальных услугах, предоставляемых административным ответчиком в электронной форме.

Таким образом, материалами дела подтверждается бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии должных мер по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронной форме, что также свидетельствует о ненадлежащем исполнении должностными лицами муниципального органа полномочий по предоставлению муниципальных услуг.

При установленных обстоятельствах, суд находит заявленные административным истцом требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.187 КАС РФ при принятии решения суд вправе указать предельные сроки его исполнения в соответствии с характером соответствующих требований.

В данном случае, с учетом характера и степени сложности обязывающего действия, объема организационно-правовых мероприятий, необходимых для его исполнения, суд полагает необходимым определить срок исполнения судебного акта в течение месяца со дня его вступления в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 п.1 ч.2 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление и.о. прокурора Черлакского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Татарского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области, выразившееся в непринятии полного комплекса мер по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронной форме.

Обязать администрацию Татарского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области в течение месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу обеспечить возможность получения заявителями муниципальных услуг, предоставляемых Администрацией, в электронной форме.

Решение может быть обжаловано в Омский Областной суд с подачей жалобы через Черлакский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия мотивированного решения суда.

Судья Е.В. Губер