ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-385/2022 от 14.06.2022 Ульяновского районного суда (Ульяновская область)

Административное дело № 2а-385/22

УИД 73RS0024-02-2022-000513-68

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г.Новоульяновск, Ульяновская область 14 июня 2022 г.

Ульяновский районный суд Ульяновской области

в составе председательствующего судьи Лёшиной И.В.

при секретаре Малчихиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области к автономной некоммерческой организации конно-спортивного клуба «Престиж» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к автономной некоммерческой организации конно-спортивного клуба «Престиж» (далее по тексту – АНО КСК «Престиж») о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

Требования мотивированы тем, что АНО КСК «Престиж» зарегистрирована Управлением ФНС России по Ленинскому району г.Ульяновска (учетный номер 7314050375, порядковый номер 3844).

Административный ответчик в нарушение п.3 ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" не представляет в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе, полученных от иностранных источников.

Также АНО КСП «Престиж» не представила в уполномоченный орган - Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области отчет о деятельности некоммерческой организации и о персональном составе ее руководящих органов по форме № ОН0001; отчет о целях расходования некоммерческой организацией денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников по форме № ОН0002, утвержденными приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.08.2018 № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций», либо, если учредителями (участниками, членами) некоммерческой организации не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств такой некоммерческой организации в течение года составили до трех миллионов рублей, заявление, подтверждающее ее соответствие пункту 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности, за 2019-2020 годы.

Кроме того, АО КСК «Престиж» не исполнила обязанность по ежегодному размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлению средствам массовой информации для опубликования отчета о своей деятельности в объеме сведений, предоставляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган за 2019-2020 гг.

Министерство юстиции РФ по Ульяновской области просило ликвидировать АНО КСП «Престиж» и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

Стороны, а также заинтересованное лицо – УФНС России по Ульяновской области, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, не явились, ходатайств об отложении дела не заявляли.

При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, в порядке ст.150 КАС РФ,

Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Ликвидация некоммерческой организации является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения, порядок и основания применения которой предусмотрены ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и ст.61 ГК РФ.

Подпунктом 3 п.3 ст.61 ГК РФ установлено, что организация может быть ликвидирована по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В силу п.4.1 ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляет функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2012 N 705.

Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт "а" пункта 6 Положения).

Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).

Из материалов административного дела следует, что АНО КСК «Престиж» зарегистрирована в качестве юридического лица 24.04.2019 г., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.

В соответствии с пунктами 1 и 3 ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" на некоммерческие организации возложена обязанность предоставлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации; представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В ходе осуществления контрольных функций за деятельностью АНО КСК «Престиж» установлено, что в 2019-2020 годах организация не предоставила уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе, полученных от иностранных источников.

Также АНО КСП «Престиж» не представила в уполномоченный орган - Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области отчет о деятельности некоммерческой организации и о персональном составе ее руководящих органов по форме № ОН0001; отчет о целях расходования некоммерческой организацией денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников по форме № ОН0002, утвержденными приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.08.2018 № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций», либо, если учредителями (участниками, членами) некоммерческой организации не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств такой некоммерческой организации в течение года составили до трех миллионов рублей, заявление, подтверждающее ее соответствие пункту 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности, за 2019-2020 годы.

Кроме того, АО КСК «Престиж» не исполнила обязанность по ежегодному размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлению средствам массовой информации для опубликования отчета о своей деятельности в объеме сведений, предоставляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган за 2019-2020 гг.

Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения требований закона, материалы дела не содержат.

Как видно из материалов дела, 09.02.2022 г. в адрес АНО КСК «Престиж» Минюстом России по Ульяновской области направлялось предупреждение с указанием на недопустимость нарушений действующего законодательства, однако таковой факт продолжает иметь место быть.

Согласно выписке ЕГЮЛ от 28.03.2022 г. имеются актуальные данные о АНО КСК «Престиж», как о юридическом лице, что противоречит действующему законодательству.

В соответствии с п.10 ст.32 Федерального закона Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 г. N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами", исходя из правовых оснований для ликвидации или запрета деятельности объединения граждан судам следует проверять причины, по которым объединение граждан не устранило выявленные нарушения законодательства. В частности, если такое объединение граждан предприняло все возможные действия для устранения названных нарушений, однако имели место объективные обстоятельства, препятствовавшие их устранению, и выявленные нарушения устранены до принятия судебного решения, суд с учетом указанных обстоятельств может принять решение об отказе в удовлетворении административного иска (пункт 30).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для прекращения деятельности некоммерческой организации путем ее ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

На основании изложенного, суд считает необходимым удовлетворить заявленные исковые требования.

Руководствуясь ст.ст.175-181 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области удовлетворить.

Ликвидировать автономную некоммерческую организацию конно-спортивный клуб «Престиж» и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение месяца дня со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Ульяновский районный суд Ульяновской области.

Судья И.В.Лёшина

Мотивированное решение составлено 15.06.2022 г.