Дело № 2а-385/2023
УИД 76RS0004-01-2023-000412-64
Мотивированное решение
Изготовлено 04.10.2023г
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 сентября 2023 года Ярославская обл., г.Данилов
Даниловский районный суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Т.Ю.Грачевой,
при секретаре Королевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, административное дело по административному иску прокурора Даниловского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Дмитриевского сельского поселения Даниловского муниципального района ЯО об обязании принять на учет бесхозяйную вещь (пешеходный мост) на учет, обязании произвести ремонтные работы моста,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Даниловского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Дмитриевского сельского поселения Даниловского муниципального района ЯО об обязании принять на учет бесхозяйную вещь (пешеходный мост) на учет, обязании произвести ремонтные работы моста.
В обоснование требований ссылается на то, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства по обращению Соловьева А.А. по вопросу ненадлежащего состояния пешеходного моста через р. Каменка, в ходе которой установлено, что с выходом на место проведена проверка состояния моста, через р. Каменка. Установлено, что мост расположен за пределами населенных пунктов Захарцево и Костюшино, выявлены его разрушения. Таким образом, состояние пешеходного моста не отвечает требованиям безопасности для пешеходов, мост нуждается в ремонте.
Проверка показала, что пешеходный мост через р.Каменка между населенными пунктами д. Захарцево и д. Костюшино в собственности Дмитриевского сельского поселения не находится и является бесхозяйным сооружением.
В соответствии с действующим Генеральным планом Дмитриевского сельского поселения возможность ремонта пешеходного моста через р. Каменка существует, вместе с тем, указанный участок находится в зонах сильного, умеренного и слабого подтопления, прилегающих к р. Каменка в границах д. Костюшино, что, в соответствии с ч. 2 ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, делает невозможным ремонт и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон подтопления (затопления).
Мост через р. Каменка соединяет два населенных пункта, через него проходит путь на остановку общественного транспорта и в магазин.
Ненадлежащее состояние моста через р. Каменка ставит под угрозу безопасность пешеходов, в связи с чем, мост нуждается в ремонте.
На основании изложенного с учетом заявленных уточнений просят возложить на администрацию Дмитриевского сельского поселения Даниловского района Ярославской области обязанность провести экспертизу пешеходного моста через р. Каменку на предмет соответствия указанного мостового сооружения требованиям безопасности, предусмотренным ГОСТ 33178-2014 «Межгосударственный стандарт, Дороги автомобильные общего пользования. Классификация мостов» и Федеральным законам от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», в течении 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Возложить обязанность на администрацию Дмитриевского сельского поселения Даниловского муниципального района ЯО принять на учет бесхозяйную вещь - пешеходный мост через р. Каменка в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Произвести ремонтные работы пешеходного моста через р. Каменка, в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании пом. прокурора Даниловского района Турунтаева Л.В., исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям изложенным в иске.
Представитель административного ответчика администрации Дмитриевского сельского поселения Даниловского муниципального района ЯО Гусева Н.Л., требования с учетом заявленных уточнений не признала пояснила, что данное сооружение не находиться в границах населенного пункта. Об этом указывает перечень дорог, находящихся на территории Дмитриевского сельского поселения. Улица Главная в деревне Захарцево протяженностью на учете 350 метров. Сделали схему, где говориться о том, что даже с учетом всех домов получается 384 метра, это превышает ту протяженность, которую мы обязаны содержать в надлежащем состоянии. Данные улицы не стоят на кадастровом учете, поскольку не сделано территориальное планирование данного населенного пункта. Это не входит в полномочия администрации с.п.поставить земельный участок на кадастровый учет с описанием границ. В деревне Захарцево две улицы, вторая это улица Дорожная. Она выходит на федеральную трассу. За федеральной трассой находиться еще часть населенного пункта - это два дома. Сообщения между населенными пунктами происходят вдоль федеральной трассы. Это сооружение на реке Каменка не относится к объекту недвижимого имущества. Это самовольное сооружение.
Представитель заинтересованного лица администрация Даниловского МР по ЯО Семенов М.Б. в судебном заседании требования с учетом заявленных уточнений не поддержал пояснил, что без всяких заключений по мнению специалистов это сооружение не соответствует строительным нормам при возведении таких, как указано в исковом заявлении мостовых сооружений. Этот мост был возведен самовольно. Без учета всех строительных норм и правил. Приобщен генеральный план с зонам затопления данного спорного участка. При положительном решении суда о проведении экспертизы и в дальнейшем постановки на учет данного объекта, как мостового сооружении, возникнет вопрос о приведении его в надлежащее состояние. Любые капитальные строения, в том числе пешеходный мост должны возводиться с учетом требований, которые предъявляются к затапливаемой территории. Возведение мостов возможно при возведении гидротехнических сооружений, то есть дамбы. Дальнейшие действия заявителя будет производства ремонта или возведение соответствующего моста. Соответствующий мост должен быть длиной в пределах 100 метров с учетом заявленных требований и при наличии соответствующей дамбы. Нужно будет проводить мероприятия по использованию дамбы, в случае ее возведения. С технической точки зрения это финансово затратная процедура. Возникает также вопрос о безопасности данного сооружения. Перемещение граждан при наличии свободного прохода до деревни Костюшино исключая спорное сооружение через реку Каменку, проход и проезд граждан возможен по автомобильной дороге трассы М8. Порядок передвижения пешеходов по федеральным трассам предусмотрен правилами дорожного движения. Граждане перемещаются вдоль федеральной трассы в рамках ПДД. Перемещение и по пешеходному мосту опасно. Что касается ответа Администрации района на запрос прокуратуры о принадлежности данного сооружения к Дмитриевскому сельскому поселению, поясняю, что не выезжали на место, в запросе сказано, что пешеходный мост и пояснили, что полагаем, что он находиться в границах населенного пункта и им должны заниматься Дмитриевское сельское поселение. О физическом состоянии спорного сооружения не предполагали, оно не состоит на учете. Когда выехали, поняли, что это за объект. Он не является не пешеходным не автомобильным мостом, это самовольно возведенное сооружение, как предполагаем бывшим колхозом для перемещения скота или техники в летний период для уборки сена. В осенний или весенний период использовать данное сооружение не возможно из-за затопления. Согласно акта и визуально видно, что сооружение без строительных норм сделано. Плиты не скреплены между собой, они просто накиданы.
В судебное заседание вызывалось и не явилось заинтересованное лицо: Межрегиональное территориальное управление Росимущества по Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областям, Министерство имущественных и земельных отношений по ЯО о слушании дела извещены надлежаще.
Дело рассмотрено при имеющейся явке.
Суд, выслушав пом. прокурора Даниловского района Турунтаеву Л.В., представителя административного ответчика Гусеву И.Л., представителя заинтересованного лица Семенова М.Б., исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно положениям ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 № 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, согласно пункту 5 которого принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей, органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований; исполнительного органа государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов.
На учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались (пункт 3 Порядка № 931).
Процедура принятия бесхозяйных объектов недвижимого имущества на учет включает в себя: прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 Порядка № 931; проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия; внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества (пункт 4 Порядка № 931).
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Из материалов дела следует, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства по обращению Соловьева А.А. по вопросу ненадлежащего состояния пешеходного моста через р. Каменка, в ходе которой установлено, что с выходом на место проведена проверка состояния моста, через р. Каменка. Установлено, что мост расположен за пределами населенных пунктов Захарцево и Костюшино, выявлены его разрушения. Состояние пешеходного моста не отвечает требованиям безопасности для пешеходов, мост нуждается в ремонте. Проверка показала, что пешеходный мост через р. Каменка между населенными пунктами д. Захарцево и д. Костюшино в собственности Дмитриевского сельского поселения не находится и является бесхозяйным сооружением.
Согласно акта осмотра от 22.09.2023г., составленного в присутствии пом.прокурора Даниловского района Турунтаевой Л.В., представителями Даниловского муниципального района и Дмитриевского сельского поселения, сооружения через р. Каменка между д. Костюшино и д.Захарцево Даниловского муниципального района проведенного с целью определения принадлежности объекта к категории пешеходных, автомобильных мостов или самовольно обустроенных сооружений, следует, что местом осмотра является участок местности расположенный между населенными пунктами д. Костюшино и д. Захарцево Дмитриевского сельского поселения Даниловского муниципального района.
Осмотру подлежит объект через р. Каменка состоящий из бетонных плит и двух шестиметровых бетонных труб диаметром 1 метр. Река Каменка на момент осмотра составляет ширину около одного метра и протекает в углубленном русле глубиной ориентировочно 1,5 метра. Вдоль русла вплотную друг к другу расположены две бетонные шестиметровые трубы, на которых лежат две бетонные плиты. Одна из плит, находящаяся на трубах имеет толщину 20 см. и длину около 6 м. Данная плита плотно лежит на трубах.. Другая из плит имеет разлом посредине и ее часть смещена в русло реки примерно под углом в 45 градусов. С каждого берега к этим двум плитам примыкают по две бетонные плиты. Какое - либо соединение плит между собой отсутствует. Со стороны д. Захарцево и д. Костюшино к данному сооружению имеется тропинка. Следы проезда автотранспорта к объекту не прослеживаются. На осматриваемом объекте поручни для прохода пешеходов отсутствуют. Также отсутствуют и следы монтажа поручней для пешеходов, обустроенных подходов к плитам с обеих сторон реки. Также отсутствуют свайные конструкции характерные для монтажа автомобильного и пешеходного моста.
Визуально определено, что расположение плит с учетом их разломов и общего расположения, однозначно не позволит проезд грузовому и легковому транспорту.
В ходе осмотра Главой Дмитриевского сельского поселения Андреевым Ю.В. указано, что данное сооружение и прилегающая к нему территория находится в зоне затопления р. Каменка. Также участниками осмотра подтвержден свободный проезд, проход жителям д. Захарцево (ул.Главная, ул.Дорожная) по автодороге до д.Костюшино.
В данном случае установлено, что данный объект не является мостом, не находится в границах населенного пункта д.Захарцево. Автодороги к данному сооружению не имеется, данное сооружение находится в «Зоне сильного подтопления территорий, прилегающих к р.Каменка в граница д.Костюшино Даниловского района Ярославской области, затапливаемых при половодьях и паводках. (л.д.66-71)
Письмом от 12.05.2023г. администрация Дмитриевского сельского поселения в ответ прокуратуре о представлении информации в рамках проверки доводов обращения Соловьева А.А. о ненадлежащем состоянии моста через р. Каменка сообщили. В настоящее время мост между населенными пунктами д. Захарцево и д. Костюшино через р. Каменка отсутствует, в реестре муниципального имущества администрации Дмитриевского сельского поселения не значится. Сообщение между населенными пунктами д. Захарцево и д. Костюшино осуществляется по федеральной трассе М-8 «Холмогоры», на которой имеются водопропускные трубы через р. Каменка. В соответствии с действующим Генеральным планом Дмитриевского сельского поселения существует возможность строительства пешеходного моста через р. Каменка. Однако, в связи с проведением работ по определению зон затопления и подтопления, данный участок находится в зонах сильного, умеренного и слабого подтопления территорий, прилегающих к р. Каменка в границах д. Костюшино. В соответствии с ч. 2 ст. 67.1 Водного кодекса РФ строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон подтопления (затопления) на данном участке запрещено. Необходимо выполнить работы по защите от подтопления населенного пункта д. Костюшино, выбор инженерных сооружений и проектных работ по их обустройству с учетом СП 104.13330.2016 «Инженерная защита территории от затопления и подтопления». Проведение данных работ планируется на 2026 год с учетом финансирования.
Согласно данных филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» из ЕГРН об охранных зонах с особыми условиями использования территории данное сооружение находится в «Зоне сильного подтопления территорий, прилегающих к р.Каменка в границах д.Костюшино Даниловского района Ярославской области, затапливаемых при половодьях и паводках 1% обеспеченности».
К зонам с особыми условиями использования территорий относятся, в том числе, зоны затопления, подтопления (пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Затопление и подтопление относятся к негативному воздействию вод (пункт 16 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации), в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению которого и ликвидации его последствий определяются границы зон затопления, подтопления; документированные сведения о таких зонах включаются в государственный водный реестр (часть 3, пункт 8 части 4 статьи 31 Водного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого решения) в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещается размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.
28.03.2022г. прокуратура Даниловского района вынесла представление об устранении нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения. Указано, что пешеходный мост через реку Каменка не находится в реестре казны как Дмитриевского сельского поселения, так и Даниловского муниципального района, расположен на межселенческой территории между д.Захпрцево и д.Костюшино. О необходимости принять на учет как бесхозяйною недвижимую вещь. (л.д.14,15).
Справкой о проверке от 12.05.2023г. с фотографиями ст.пом.прокура Даниловсксого района Турунтаева Л.В. в ходе визуального осмотра установила ненадлежащее состояние моста через р.Каменка, представляет опасность для пешеходов.(л.д.19-24).
Установлено, что дороги до объекта – плит через реку Каменка не имеется, данные обстоятельства подтверждаются постановлением администрации Даниловского муниципального района от 19.12.2022г. № ПОС-1191/2022 «О внесении изменений в постановление администрации Даниловского муниципального района от 15.04.2010г. № 460 м передаче имущества в безвозмездное пользование (л.д.72-85), постановлением администрации Дмитриевского сельского поселения от 10.06.2023г. № 60 (л.д.89-91).
Оснований для проведения экспертизы сооружения на предмет соответствия указанного мостового сооружения требованиям безопасности, предусмотренным ГОСТ 33178-2014 «Межгосударственный стандарт, Дороги автомобильные общего пользования. Классификация мостов» и Федеральным законам от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» не имеется, в рамках рассмотрения настоящего дела ходатайство о назначении экспертизы не заявлялось, при постановке вопроса о назначении экспертизы, истец возражал, полагая, что обязанность в проведении экспертизы возложена на ответчика.
В данном случае ответчик администрация Дмитриевского сельского поселения представила достаточно доказательств, что данный объект не является мостом либо иным сооружением, требующим постановки на учет и содержания, в т.ч. ремонта. Кроме того, капитальное строительство в зоне подтопления запрещено.Следует отказать в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административных исковых требований прокурора Даниловского района Ярославской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Дмитриевского сельского поселения Даниловского муниципального района Ярославской области (ОГРН 1067611000324 ИНН 7617007256 об обязании провести экспертизу пешеходного моста через р. Каменку на предмет соответствия указанного мостового сооружения требованиям безопасности, предусмотренным ГОСТ 33178-2014 «Межгосударственный стандарт, Дороги автомобильные общего пользования. Классификация мостов» и Федеральным законам от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»,принять на учет бесхозяйную вещь (пешеходный мост) на учет, обязании произвести ремонтные работы моста.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Т.Ю. Грачева