ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3865/2021 от 20.04.2021 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

14RS0035-01-2021-006010-23

Дело № 2а-3865/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Якутск 20 апреля 2021 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Макарова М.В., при секретаре Николаевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к Прокуратуре Республики Саха (Якутия) о признании перенаправлении жалобы (обращения) незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец обратился в суд к административному ответчику с данным иском, указав, что ____ истец направил жалобу на постановление Хангаласского районного суда от ____. В извещении ответчика от ____ за в имя истца сообщено, что обращение истца передано Якутскому прокурору по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Саха (Якутия). С данным перенаправлением истец не согласен, т.к. Якутская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Саха (Якутия) не является отделом Прокуратуры Республики Саха (Якутия), рассматривающим вопросы, связанные с законностью решений судов или наделенным правом обжаловать решение суда в апелляционном порядке. В связи с чем, истец просит признать решение ответчика от ____ незаконным и обязать ответчика передать жалобу истца в отдел прокуратуры, наделенное правом рассматривать вопросы, связанные с УПК РФ. А также просит признать за истцом право на возмещение морального вреда в связи с незаконным решением ответчика.

В судебном заседании административный истец исковые требования поддержал полностью и просит удовлетворить.

Представитель административного ответчика ФИО2 с исковыми требованиями не согласилась, указав на их необоснованность.

Представитель заинтересованного лица Якутской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ФИО3 также считает исковые требования не обоснованными и подлежащими отказу в удовлетворении.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При этом в силу положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Согласно положениям статей 5, 10, 22 - 25, 25.1, 27, 28 Закона о прокуратуре, принятие мер прокурорского реагирования является правомочием прокурора и может применяться прокурором по своему усмотрению, основанному на исследовании доводов жалобы заявителя и материалах проверки. В случае непринятия прокурором мер реагирования на заявление лица, дальнейшая защита предполагаемого нарушенного права лица проводится в судебном или ином предусмотренном законом порядке.

Порядок рассмотрения обращений граждан, поступивших в органы прокуратуры, регулируется Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30 января 2013 года №45 (далее - Инструкция №45), Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральным законом от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Судом установлено, что истец отбывает наказание в ФКУ «Исправительная колония » по приговору ___ от ____.

____ истец направил в адрес Прокуратуры Республики Саха (Якутия) жалобу (обращение) о пересчете срока лишения свободы с учетом внесенных изменений кассационным судом от ____.

____ его обращение Прокуратурой Республики Саха (Якутия) было перенаправлено Якутскому прокурору по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Саха (Якутия) сопроводительным письмом , копия направлена осужденному ФИО1.

Согласно Положения о Якутской прокуратуре по надзору за соблюдением законов с исправительных учреждениях Республики Саха (Якутия), утвержденной прокурором Республики Саха (Якутия) 13.05.2016 г., она является специализированной прокуратурой в составе системы прокуратуры Российской Федерации, приравненной по своему статусу к прокуратуре города и района с подчинением непосредственно прокурору Республики Саха (Якутия), осуществляющей надзор за исполнением законов администрациями исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы УФСИН России по Республике Саха (Якутия), исполняющих наказание в виде лишения свободы и назначаемые судом меры принудительного характера, за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, регламентирующих вопросы отбывания осужденными лишения свободы, а также за соблюдением прав и свобод осужденных, отбывающих наказание в вышеуказанных учреждениях.

В соответствии с п.3.2 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 г. №45, обращения, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, направляются им для проверки доводов с установлением контроля либо без контроля, с одновременным уведомлением об этом заявителя.

Таким образом, Прокуратура Республики Саха (Якутия) обосновано направила обращение истца нижестоящей прокуратуре - Якутской прокуратуре по надзору за соблюдением законов с исправительных учреждениях Республики Саха (Якутия).

Учитывая предмет прокурорского надзора и принимая во внимание, что обращение истца было рассмотрено Якутской прокуратурой по надзору за соблюдением законов с исправительных учреждениях Республики Саха (Якутия) по существу их содержания, ответ дан в установленный срок, суд приходит выводу о том, что административным ответчиком нарушений прав истца не допущено.

В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении возложенных на него функций прокурор: рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона.

С учетом приведенного правового регулирования порядок разрешения обращений и применение прокурором по итогам его рассмотрения мер прокурорского реагирования, является диспозитивным правом указанного должностного лица (но не его обязанностью), которое реализуется в зависимости от того, усмотрено ли прокурором наличие оснований для принятия соответствующих мер. Действующим законодательством исключается возможность принуждения прокурора, в том числе путем - вынесения судебного решения, принять по итогам проверки то или иное конкретное решение, которое, по мнению заявителя, представляется правильным.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В исковых требованиях ФИО1 к Прокуратуре Республики Саха (Якутия) о признании перенаправления жалобы (обращения) незаконным, отказать в удовлетворении.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: ___ М.В. Макаров

___

___

___