РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 19 октября 2020 года г. Самара Октябрьский районный суд г. Самары в составе: председательствующего судьи Родивиловой Е.О., при секретаре Мовсисян Р.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3866/20 по административному иску МИФНС России № 16 по Самарской области к ФИО1, заинтересованным лицам ЗАО «Центр», ООО «Рубеж-Агро» о взыскании задолженности по земельному налогу, УСТАНОВИЛ: МИФНС России № 16 по Самарской области обратилась в суд с административным иском, ссылаясь на то, что ФИО1 является налогоплательщиком земельного налога. Инспекцией в адрес административного ответчика направлялось требование об уплате земельного налога, однако, земельный налог ФИО1 уплачен не был. Судебный приказ № 2а-1110/19 в отношении ФИО1 был отменен по заявлению административного ответчика. Просит суд взыскать с административного ответчика в пользу административного истца земельный налог за 2018г. в размере 956702 руб., пени в размере 4086,62 руб. Представитель административного истца в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Представитель административного ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска по основаниям, изложенным в письменном отзыве, указав, что при исчислении земельного налога за 2018г. налоговым органом должна быть применена ставка земельного налога 0,3%, предусмотренная для земель, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения и используемых для выращивания зерновых и технических культур, а также для пастбищ; исходя из указанной ставки земельный налог административным ответчиком оплачен в полном объеме. Представители заинтересованных лиц ЗАО «Центр», ООО «Рубеж-Агро» в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, согласно отзывам на административный иск просили в его удовлетворении отказать. Выслушав представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам. Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации и пункту 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах - пункт 1 статьи 45 НК РФ. Пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 6 ст. 45 НК РФ). В соответствии со статьей 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником 758 земельных участков, что подтверждается выписками из ЕГРН. Административным истцом в адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление № 44274128 от 25.07.2019 г., согласно которому ФИО1 предложено в срок до 02.12.2019 г. уплатить земельный налог за указанные земельные участки в общем размере 453984 руб., из них по ОКТМО 3661445 в размере 312507 руб. Согласно данному налоговому уведомлению при исчислении земельного налога МИФНС применена налоговая ставка 0,3 % в отношении земельных участков. Налоговым уведомлением № 87816370 от 24.09.2020 г. административным истцом произведен перерасчет земельного налога по налоговому уведомлению № 44274128, согласно которому при исчислении размера земельного налога применена налоговая ставка 1,5 % практически по всем земельным участка, находящимся в собственности административного ответчика. По результатам выполненного перерасчета административному ответчику предложено в срок до 02.12.2019 г. произвести доплату земельного налога за 2018 год в общей сумме составил 1 241 280,00 руб., приложены налоговые квитанции в рамках которых ФИО1 выставлено: по ОКТМО 36614404 – 69 руб., по ОКТМО 36614436 - 1490 руб., по ОКТМО 36614452 – 24 руб., по ОКТМО 36614456 – 1238884 руб., по ОКТМО 366284420 – 187 руб., по ОКТМО 36644425 руб. – 626 руб., а всего на сумму 1 241 280,00 руб. Таким образом, исходя из подсчета налогового органа размер земельного налога по ОКТМО 3661445 за 2018 г. составит 1551391 руб. (312507 руб.+1238884 руб.). Административный ответчик будучи несогласной с указанным перерасчетом по ОКТМО 36614456 в части 23 земельных участков с кадастровыми номерами: №..., обратилась в Межрайонную ИФНС России № 16 по Самарской области с заявлением о проведении перерасчета суммы земельного налога за 2018 год по указанному ОКТМО исходя из налоговой ставки 0,3 %, предоставив документы, подтверждающие использование указанных 23 земельных участков для сельскохозяйственного производства. Из письма МИФНС России № 16 по Самарской области от 28.11.2019 № 13-13/28424@ на обращение ФИО1 административному ответчику отказано в перерасчете земельного налога по ставке 0,3 %, поскольку обстоятельством для вывода о применении в отношении земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием «для дачного строительства», принадлежащих ФИО1 налоговой ставки 1,5% от кадастровой стоимости служит: - наличие множественности участков, принадлежащих одному лицу, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, основным видом деятельности которого является продажа недвижимости; - установление признаков коммерческого использования (для извлечения прибыли), в т.ч. создание на соответствующей территории инфраструктуры (построены дороги, подведено электричество для дальнейшей застройки и т.п.), наличие фактов дальнейшей реализации участков, т.е. их использования налогоплательщиком в предпринимательской деятельности. Полагая требования налогового органа в части начисления налога по 23 земельным участкам исходя из налоговой ставки 1,5 % незаконным, административный ответчик 18.12.2019г. по ОКТМО 36614456 произвел оплату земельного налога за 2018 год в размере 594 689 руб., кроме того 15.10.2020 г. им произведена доплата земельного налога по данному ОКТМО на сумму 667 руб. Таким образом, административным ответчиком оплачен земельный налог по ОКТМО 36614456 за 2018 г. в общем размере 595356 руб. 23.12.2019г. ФИО1 от МИФНС России № 16 по Самарской области получено требование № 96305 об оплате задолженности по налогам и сборам по ОКТМО 36614456 в размере 956 702 руб., данную сумму налога административный истец и просит взыскать в рамках данного дела. Административный ответчик ссылается на то, что 23 земельных участка, указанных в налоговом уведомлении по ОКТМО 36614456, используются в сельскохозяйственном производстве, какой-либо прибыли от их использования она не получает. В подтверждении указанным доводам административным ответчиком представлены три договора безвозмездного пользования земельными участками от 01 октября 2018 г., заключенные между ФИО1 и ООО «Рубеж-Агро», ЗАО «Центр» согласно которым 16 земельных участков из 23 земельных участков указанных выше переданы в безвозмездное пользование ООО «Рубеж-Агро» в целях использования под пастбище; 7 земельных участков – ЗАО «Центр» для выращивания зерновых и технических культур. Из выписок из ЕГРЮЛ следует, что основным видом деятельности ООО «Рубеж-Агро» является «Выращивание однолетних культур», ЗАО «Центр» - «Выращивание зерновых культур», а следовательно, указанные организации относятся к организациям-сельхозпроизводителям. В соответствии с частью 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным; формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Обязанность по уплате земельного налога предусмотрена статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом. В силу части 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 394 Кодекса налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства и 1,5% в отношении прочих земельных участков. Решением собрания представителей сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области от 21 декабря 2017 года № 116 «Об установлении и введении в действие на территории сельского поселения Черноречье земельного налога», налоговая ставка в размере 0,3 % применяется в отношении земельных участков: - отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; - занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; - приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; - приобретенных физическими лицами на условиях осуществления на них индивидуального жилищного строительства. При применении налоговой ставки в отношении земель сельскохозяйственного назначения или земель в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства необходимо также учитывать положения земельного законодательства Российской Федерации. Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Исходя из системного толкования вышеуказанных норм, применение пониженной ставки земельного налога в размере 0,3% возможно при соблюдении одновременно двух условий: при отнесении земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения и использовании их для сельскохозяйственного производства согласно целевому назначению земель. Таким образом, налоговая ставка 0,3%, по своей сути, является налоговой льготой, предоставляемой в целях стимулирования использования сельскохозяйственных земель по целевому назначению. Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Анализируя представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что налоговым органом не представлено доказательств, подтверждающих коммерческое использование, то есть для извлечения прибыли, 23 земельных участков, указанных выше, а также факт их дальнейшей реализации, т.е. их использование налогоплательщиком в предпринимательской деятельности. И напротив, стороной ответчика представлены доказательства, подтверждающие, что указанные 23 земельных участка из земель сельскохозяйственного назначения используются организациями, являющимися сельхозпроизводителями, как сельскохозяйственные угодья для выгула скота и выращивания зерновых культур. Вышеназванные 23 земельных участка соответствуют критериям, установленным п. 2 статьи 7, статьи 77, п. 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации, и в соответствии с п. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации и п. 4 Решения Собрания представителей сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области от 21 декабря 2017 г. № 116 «Об установлении и введении в действие на территории сельского поселения Черноречье земельного налога». При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что налоговым органом при исчислении размера земельного налога за 2018 год по вышеуказанным 23 земельным участка необоснованно была применена налоговая ставка 1,5 %, при исчислении налога на данные участки необходимо применять налоговую ставку 0,3 %, предусмотренную для земель, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, поскольку данные участки имеют категорию земель: земли сельскохозяйственного назначения и используются для выращивания зерновых и технических культур, а также для пастбищ (доказательств обратного административным истцом суду не представлено). Ввиду чего размер налога по 23 земельным участкам с кадастровыми номерами: №... исходя из налоговой ставки 0,3 % составляет 239143 руб. (при исчислении налога по указанным 23 земельным участка по ставке 1,5 % его размер составит 1195178 руб.). По остальным земельным участкам по ОКТМО 36614456 размера налога, исчисленного МИФНС, в том числе с учетом перерасчета, и неоспариваемого административным ответчиком, составила 356213 руб. (1551391 руб. – 1195178 руб.). Таким образом, общий размер налога за 2018 г. подлежащий уплате административным ответчиком за 2018 г. по ОКТМО 36614456 составляет 595356 руб. (239143 руб. + 356213 руб.). Как указана выше, 18.12.2019 г. и 15.10.2020 г. ФИО1 произведена оплата земельного налога по ОКТМО 36614456 в размере 595356 руб., то есть в полном объеме, при таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении административного иска МИФНС России № 16 по Самарской области к ФИО1 о взыскании задолженности по земельному налогу отказать. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г.о. Самара в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда. Мотивированное решение суда изготовлено 28.10.2020 г. Судья (подпись) Е.О.Родивилова Копия верна: Судья Секретарь |