ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-386/2018 от 12.04.2018 Гусь-хрустального городского суда (Владимирская область)

Дело № 2а-386/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Гусь-Хрустальный городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Петровой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Меркуловой А.Н., с участием административного истца – помощника прокурора Щеголева Д.Н., представителя административного ответчика – администрации муниципального образования Гусь-Хрустальный район, заинтересованных лиц Управления образования администрации муниципального образования Гусь-Хрустального района, муниципального казенного общеобразовательного учреждения Уляхинской основной общеобразовательной школы – ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Гусь–Хрустального межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Гусь-Хрустальный район о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Гусь-Хрустальный межрайонный прокурор обратился в суд в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Гусь-Хрустальный район (далее – Администрация) с требованиями о признании бездействия Администрации по не обеспечению физической охраны, а также каналом передачи тревожных сообщений МКОУ Уляхинская ООШ, расположенной по адресу: <адрес>, незаконным, возложении на Администрацию обязанности установить в здании МКОУ Уляхинская ООШ канал передачи тревожных сообщений, а также обязанности обеспечить физическую охрану школы путем заключения договора со специализированной организацией.

В обоснование требований указано, что в ходе проверки, проведенной межрайонной прокуратурой выявлено отсутствие физической охраны в МКОУ Уляхинской ООШ, расположенной по адресу: <адрес>, а также канала передачи тревожных сообщений, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, а также нарушает требования действующего законодательства в сфере противодействия терроризму и законодательства об образовании.

Прокурор Щеголев Д.Н. в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель административного ответчика - администрации муниципального образования Гусь-Хрустальный район ФИО1 в судебном заседании административные исковые требования прокурора признала частично. Пояснила, что Администрация не согласна с административными требованиями в части обеспечения школы физической охраной, поскольку МКОУ Уляхинская ООШ присвоена третья категория опасности. Ссылаясь на п. 22 Постановления РФ от 07.10.2017 года №1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов министерства образования и науки РФ и объектов, относящихся к сфере деятельности министерства образования и науки РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов», указала, что школы, которым присвоена третья категория опасности, не нуждаются в обеспечении физической охраной. Учитывая изложенное, просила в удовлетворении административного иска в части обязания обеспечить МКОУ Уляхинская ООШ физической охраной отказать.

Представляя заинтересованных лиц - Управление образования администрации МО Гусь-Хрустальный район и МКОУ Уляхинская ООШ, ФИО1 выразила аналогичную позицию по заявленным требованиям.

Выслушав прокурора, представителя административного ответчика и заинтересованных лиц ФИО1, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. При этом согласно ст. 38 Конституции Российской Федерации, детство находится под особой защитой государства. Приведенное взаимосвязано с положением п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка об обеспечении государством - участником Конвенции (Российская Федерация - участник Конвенции) того, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.

Общегосударственная система противодействия терроризму призвана обеспечить проведение единой государственной политики в области противодействия терроризму и направлена на защиту основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. Субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.

Согласно п. «д» ст. 11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 г. (далее - Концепция), одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

На основании п.42 Концепции расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Пунктом 4 ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» предусмотрено, что противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников; ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

Охрана здоровья обучающихся включает в себя и обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона № 273-Ф3).

В целях обеспечения безопасности в учреждениях для детей и в силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в зданиях образовательных учреждений должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в них должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Образовательные учреждения - общеобразовательные школы являются объектами с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних (детей), то есть являются одними из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.

Пунктом 6.48 Свода правил СП 118.13330 2012 «Общественные здания и сооружения». Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утвержденного Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/10, предусмотрено, что для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».

Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 № 272 утверждены требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей (далее - Требования), которые устанавливают порядок организации и проведения работ в области обеспечения террористической защищенности мест массового пребывания людей.

Согласно пункту 22 Требований в зависимости от установленной категории в отношении места массового пребывания людей реализуется комплекс мероприятий по обеспечению его антитеррористической защищенности, предусмотренный настоящими требованиями, который может быть изменен в зависимости от складывающейся общественно-политической, социальной и оперативной обстановки по решению руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (главы муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей.

Пунктом 24 Требований предусмотрено, что в целях поддержания правопорядка в местах массового пребывания людей организуется их физическая охрана. В силу п. 26 Требований к обеспечению физической охраны мест массового пребывания людей могут привлекаться различные общественные объединения и организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В рамках использования сил и средств органов внутренних дел и войск национальной гвардии Российской Федерации по обеспечению правопорядка патрули должны быть максимально приближены к местам массового пребывания людей с целью оперативного реагирования на изменение оперативной обстановки (п. 25 Требований).

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации Казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств.

Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено Бюджетным кодексом РФ, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона 06 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В судебном заседании установлено, что согласно пунктам 1.5, 1.6 устава МКОУ Уляхинская ООШ, утвержденного приказом Управления образования Администрации от 26.10.2015 № 371-р (далее - Устав) МКОУ Уляхинская ООШ является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием Гусь-Хрустальный район (муниципальный район) Владимирской области для оказания муниципальных услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере дошкольного, начального, основного и среднего общего образования.

Учредителем данного учреждения является управление образования администрации муниципального образования Гусь-Хрустальный район (муниципальный район) Владимирской области.

В соответствии с п.п.2.14.2, 2.14.3, 2.15 Устава школа обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за детьми, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников школы» соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников Школы; Школа несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к его компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников Школы. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности Школы его должностные лица несут административную ответственность в соответствии с КоАП РФ.

Согласно п.6.1.2 Устава источниками формирования имущества учреждения являются, в том числе: имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления; средства, поступающие из бюджета МО Гусь-Хрустальный район по утвержденной в установленном порядке бюджетной смете.

В силу ст. 6 Устава муниципального образования Гусь-Хрустальный район, принятого решением Совета народных депутатов Гусь-Хрустального района от 22.06.2005 № 324 к вопросам местного значения Гусь-Хрустального района относятся, в том числе:

- составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района;

- владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Гусь-Хрустального района;

- участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории района;

- организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти Владимирской области), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Из ответа Управления образования администрации МО
Гусь-Хрустальный район от 16.01.2018 за № 46/01-07 следует, что в здании МКОУ Уляхинская ООШ отсутствует кнопка экстренного вызова сотрудников охранной организации. Физическая охрана в данном образовательном учреждении осуществляется силами сторожей в количестве 3 человек.

Вместе с тем указанное не позволяет обеспечить требуемый уровень физической охраны образовательного учреждения, так как сторожа, состоящие в штате школы не могут обеспечить надлежащую защиту образовательного учреждения по причине отсутствия специальной подготовки, права применения физической силы, специальных средств и мер административного принуждения, что создает возможность для проникновения и пребывания в образовательном учреждении посторонних лиц и совершения противоправных действий, а группе быстрого реагирования полиции требуется время для прибытия в школу.

Отсутствие кнопки экстренного вызова сотрудников охранной организации, а также отсутствие физической охраны не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в сфере противодействия терроризму и законодательства об образовании.

При этом в материалах дела не представлено доказательств, достоверно свидетельствующие о наличии принятых всех необходимых мер безопасности, регламентированных пунктами 22, 24 Требований.

Правило о выполнении всех требований к антитеррористической защищенности образовательных учреждений как объектов массового пребывания людей согласуется с положением п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", согласно которому образовательное учреждение обязано создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников и посетителей учреждения. А также соответствует положениям п. 7 ст. 2 и ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" и п. 4 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" о приоритете мер предупреждения терроризма и обязанности юридических лиц обеспечивать выполнение требований антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых ими для осуществления образовательной деятельности и принадлежащих им на вещном праве.

Правовое регулирование в сфере обеспечения антитеррористической защищенности является комплексным и включает в себя нормы различной отраслевой принадлежности. Однако независимо от уровня нормативной регламентации обязанность по обеспечению безопасности пребывания людей в тех или иных объектах является императивной.

Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму"), к которым относится как решение вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий (п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"), так и участие в профилактике терроризма и экстремизма, в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального образования (п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

При этом в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Таким образом, исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только муниципальных образовательных учреждений как титульных владельцев зданий, но и органов местного самоуправления как их учредителей и собственников имущества этих учреждений, а так же как органов, наделенных публичными функциями защиты пребывающих в нем людей от различных незаконных посягательств.

Установленная ст. 38 Конституции Российской Федерации обязанность приоритетного обеспечения интересов детей, в том числе в сфере обеспечения их безопасности, составляет содержание деятельности всех без исключения государственных и муниципальных органов, в полной мере реализуется вышеизложенным применением положений законодательства, регулирующего деятельность по противодействию терроризму.

Принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность. Особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания несовершеннолетних учащихся и работников образовательного учреждения.

При этом довод представителя административного ответчика о том, что МКОУ Уляхинская ООШ присвоена третья категория опасности, а согласно п. 22 Постановления РФ от 07.10.2017 года №1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов министерства образования и науки РФ и объектов, относящихся к сфере деятельности министерства образования и науки РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов» обеспечение физической охраны объектов с данной категорией опасности, не требуется, суд находит несостоятельным, поскольку согласно разделу 3 п.п. «а» п. 17 указанного Постановления, антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории опасности обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории). Согласно п.п. «г» п. 18 Постановления, воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством обеспечения охраны объектов (территорий) путем привлечения сотрудников охранных организаций и оснащения объектов (территорий) инженерно – техническими средствами и системами охраны.

Таким образом, объекты (территории) Министерства образования и науки Российской Федерации и объекты (территории), относящиеся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации должны обеспечиваться физической охраной независимо от присвоенной им категории опасности.

При изложенных обстоятельствах, суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора, поскольку оборудование кнопки экстренного вызова сотрудников охранной организации, и обеспечение квалифицированной физической охраны в образовательном учреждении является обязательным мероприятием антитеррористической направленности и мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья воспитанников, работников и посетителей этого учреждения.

Кроме того, суд полагает необходимым установить срок, в течение которого должны быть исполнены возложенные на административного ответчика обязанности, полагая, что достаточным и разумным будет исполнение возложенных обязанностей в течении трех месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу,

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Гусь–Хрустального межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Гусь-Хрустальный район о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия, удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования Гусь-Хрустальный район, выразившееся в не обеспечении физической охраной и каналом передачи тревожных сообщений муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Уляхинской основной общеобразовательной школы, незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования Гусь-Хрустальный район в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, установить в здании муниципального казенного общеобразовательного учреждения Уляхинская основная общеобразовательная школа, расположенном по адресу: <адрес>, канал передачи тревожных сообщений.

Обязать администрацию муниципального образования Гусь-Хрустальный район в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, обеспечить физическую охрану муниципального казенного общеобразовательного учреждения Уляхинская основная общеобразовательная школа, расположенного по адресу: <адрес>, путем заключения договора со специализированной организацией.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Гусь-Хрустальный городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Т.В. Петрова

Мотивированное решение суда изготовлено 17 апреля 2018 года.