Дело № 2а-386/2022г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 августа 2022 года г. Ельня
Ельнинский районный суд Смоленской области в составе: председательствующего судьи Зуева Н.В., при секретаре Евграфовой И.А.,
с участием административного истца – заместителя прокурора Ельнинского района Смоленской области Лукина М.Г.,
представителя административного ответчика ФИО1,
представителя Главного управления МЧС России по Смоленской области ФИО2,
представителя Администрации муниципального образования «Ельнинский район» Смоленской области ФИО5,
представителя ГО Администрации муниципального образования «Ельнинский район» Смоленской области ФИО6
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к МБУК «<адрес> централизованный культурно-досуговый центр» о признании бездействия по не принятию мер по сохранности и надлежащему содержанию защитного сооружения,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> первоначально обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия МБУК «<адрес> централизованный культурно-досуговый центр» по не обеспечению учета защитного сооружения гражданской обороны с инвентарным номером <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>.
В обосновании своих требований указал, что защитное сооружение с инвентарным номером 67-ПРУ-<данные изъяты>, расположено по адресу: <адрес>, находится в оперативном управлении ответчика. Защитное сооружение находится в не удовлетворительном состоянии, не обеспечивается сохранность данного сооружения, не выполняются мероприятия по его содержанию, обозначению, герметичности.
Просил признать незаконным бездействиее МБУК «<адрес> централизованный культурно-досуговый центр» по не принятию мер по сохранности и надлежащему содержанию защитного сооружения гражданской обороны с инвентарным номером 67-ПРУ-0393, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать ответчика в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по обеспечению сохранности, ограничению доступа посторонних лиц и надлежащему содержанию в соответствии с целевым назначением, предусмотренном законодательством о гражданской обороне защитного сооружения (убежища) с инвентарным номером 67-ПРУ-<данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, а именно:
- обеспечить герметичность убежища, подготовить к приему укрываемых лиц;
- произвести текущий ремонт защитного сооружения;
- выполнить мероприятия по обозначению защитного сооружения и маршрута движения укрываемых лиц к ним;
- ограничить доступ посторонних лиц в защитное сооружение.
В суде представитель прокуратуры <адрес> Лукин М.Г. заявленные требования поддержал в полном объеме, подтвердив обстоятельства изложенные в иске, при этом пояснил, что согласно сведениям, полученных в ходе проверки, защитное сооружение с инвентарным номером 67-ПРУ-<данные изъяты>, расположено по адресу: <адрес>, и находится в оперативном управлении и использовании ответчика.
Представитель административного ответчика ФИО3, возражая против исковых требований, пояснила, что защитное сооружение, расположенное по адресу: <адрес>, не находится на балансе муниципального учреждения, просила в иске отказать.
Участвующий в административном деле в качестве третьего лица -Главного управления МЧС России по <адрес>ФИО4, поддержал исковые требования.
Представитель территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях в суде не прибыл, но представил свои, указав, что не являются заинтересованными лицами.
Представитель Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> ФИО5, не возражал против иска.
Представитель ГО Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> Зеленев не возражал против иска.
Выслушав доводы сторон по делу, представителей заинтересованных лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор может обратиться с административным исковым заявлением в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Статьей 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ "О гражданской обороне" предусмотрена обязанность организаций в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации организуют проведение мероприятий по гражданской обороне.
Согласно п.п.2,10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N1309, к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне. Организации создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны; обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, в том числе сооружений метрополитенов, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию;
(в ред. Постановлений Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 737, от ДД.ММ.ГГГГ N 1391),
ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
Из положений пункта 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ№, следует, что статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (противорадиационного укрытия), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов экспликаций помещений защитных сооружений гражданской обороны, заверенных органами технической инвентаризации. Убежище относится к объектам гражданской обороны.
Судом установлено, что прокуратурой <адрес> была проведена проверка соблюдения учреждениями, организациями требований действующего законодательства при осуществлении полномочий собственника в отношении защитных сооружений гражданской обороны, в ходе которой установлено, что по адресу: <адрес>, <адрес>, имеется защитное сооружение гражданской обороны - убежище (противорадиационные укрытия),с инвентарным номером 67-ПРУ-0393. (л.д.18)
В соответствии с паспортом убежища ЗС ГО с инвентарным номером 67-ПРУ-<данные изъяты>, указанное защитное сооружение расположено по адресу: <адрес>, вместимость 400 человек, общая площадь 400 кв.м., год в вода 1980г. (л.д.5)
Согласно постановлению Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. № за муниципальным Бюджетным учреждением культуры «<адрес> централизованный культурно-досуговый центр» закреплен на праве оперативного управления здание районного Дома культуры, общей площадью 3706,1 кв.м. расположенного по адресу: <адрес>, и по акту передан в управление. (л.д.6)
Факт нахождения спорного объекта - защитного сооружения гражданской обороны в оперативном управлении подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГг., согласно которому объект права: районный дом культуры, назначение-нежилое, 2 этажный (подземных этажей-1) (л.д.8)
С учетом данных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: <адрес>, инвентарный №-ПРУ-<данные изъяты>, в силу закона ответчик обязан обеспечивать его сохранность и надлежащий ремонт.
Доводы представителя административного ответчика о том, что спорный объект не является их собственностью, и на них не могут быть возложены обязанности по его сохранности, суд находит не состоятельными.
В силу ст. 1 ФЗ «О гражданской обороне» от ДД.ММ.ГГГГ №28-ФЗ гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствии этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Основными задачами в области гражданской обороны являются, в том числе, предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты (ст.2 указанного Федерального закона № –ФЗ. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства (ч.1 ст.4 Федерального закона №28-ФЗ).
Суд признает, что действующим законодательством прямо предусмотрено, что бремя содержания имущества несет его собственник (ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации), но поскольку собственник защитного сооружения не определен, то поддержание надлежащего состояния спорного защитного сооружения гражданской обороны - убежища, возлагается на ответчика, поскольку данный объект недвижимости находится в оперативном управлении и используется.
Доводы и возражения административного ответчика суд признает подлежащими отклонению, как не соответствующие закону и фактическим обстоятельствам по делу.
С учетом данных обстоятельств, требования административного истца законны и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227-228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора <адрес> удовлетворить.
Признать незаконным бездействие МБУК «<адрес> централизованный культурно-досуговый центр» по не принятию мер по сохранности и надлежащему содержанию защитного сооружения гражданской обороны с инвентарным номером 67-ПРУ-<данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать МБУК «<адрес> централизованный культурно-досуговый центр» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по обеспечению сохранности, ограничению доступа посторонних лиц и надлежащему содержанию в соответствии с целевым назначением, предусмотренном законодательством о гражданской обороне защитного сооружения (убежища) с инвентарным номером 67-ПРУ-<данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, а именно:
- обеспечить герметичность убежища, подготовить к приему укрываемых лиц;
- произвести текущий ремонт защитного сооружения;
- выполнить мероприятия по обозначению защитного сооружения и маршрута движения укрываемых лиц к ним;
- ограничить доступ посторонних лиц в защитное сооружение.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Смоленского областного суда через Ельнинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Резолютивная часть решения вынесена и оглашена ДД.ММ.ГГГГ.
Решение в окончательной форме выполнено ДД.ММ.ГГГГ.
Федеральный судья Н.В.Зуев.
67RS0№-84