ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-386/2022 от 17.08.2022 Коношского районного суда (Архангельская область)

Мотивированное решение изготовлено 17 августа 2022 года.

Дело №2а-386/2022

29RS0007-01-2022-000519-64

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Коношский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего Волощенко Е.Н.,

при секретаре Фафуриной Н.И.,

с участием помощника прокурора Коношского района Шурундиной Е.М.,

административного истца Артёмова Н.Ю.,

административного ответчика - представителя Коношской территориальной избирательной комиссии Чеплагиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Артемова Н.Ю. к Коношской территориальной избирательной комиссии о признании постановления от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в регистрации Артемова Н.Ю. кандидатом в депутаты Собрания депутатов муниципального образования «Коношский муниципальный район» (по 3-мандатному избирательному округу ) незаконным и его отмене,

УСТАНОВИЛ:

Артемов Н.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением к Коношской территориальной избирательной комиссии (далее - Коношская ТИК) о о признании постановления от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в регистрации Артемова Н.Ю. кандидатом в депутаты Собрания депутатов муниципального образования «Коношский муниципальный район» (по 3-мандатному избирательному округу ) незаконным и его отмене.

В обоснование заявленных требований указал, что оспариваемым постановлением ему отказано в регистрации кандидатом в депутаты Собрания депутатов муниципального образования «Коношский муниципальный район» седьмого созыва по 3-мандатному избирательному округу . В данном постановлении ответчик в нарушение действующего законодательства ссылается на бюллетень для тайного голосования и протокол об итогах тайного голосования, то есть на документы, по которым согласно представленному протоколу от ДД.ММ.ГГГГ на внеочередном общем собрании проводилось тайное голосование о выдвижении кандидатов на иные выборы - выборы депутатов Собрания депутатов муниципального образования «Онежский муниципальный район» седьмого созыва, также назначенные на ДД.ММ.ГГГГ. Между тем, выдвижение списка кандидатов по 3-мандатному избирательному округу на выборах депутатов Собрания депутатов муниципального образования «Коношский муниципальный район» седьмого созыва проводилось с использованием бюллетеня для тайного голосования и на основании протокола об итогах тайного голосования . Следовательно в бюллетени для тайного голосования , как и в протоколе тайного голосования кандидат Артемов Н.Ю. отсутствует. По мнению ответчика, отсутствие в протоколе внеочередного Общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ информации об избрании счетной комиссии и изготовлении бюллетеней для тайного голосования (в том числе изготовленных и погашенных) не соответствует форме тайного голосования. В соответствии со ст.25 Федерального закона №95-ФЗ и Уставом Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» (далее - Устав) решения о выдвижении региональными отделениями политической партии списков кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления принимаются тайным голосованием на Общем собрании региональных отделении политической партии. Из пункта 1 Протокола от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что при выдвижении кандидатов (списка кандидатов) по одномандатным (многомандатным) избирательным округам путем открытого голосования присутствующими членами Общего собрания единогласно разрешались вопросы о формировании рабочих органов Общего собрания, в том числе об избрании лица, ответственного за подсчет голосов. Ввиду того, что Федеральный закон от 11.07.2001 №95-ФЗ «О политических партиях» не устанавливает обязанность избирательных объединений при принятии решений уполномоченными органами о выдвижении кандидатов (списка кандидатов) на соответствующие выборы избирать для их работы именно счетную комиссию, сведения об избрании счетной комиссии не отнесены к числу обязательных к внесению в протокол в соответствии с п.3 ст.38 Закона Архангельской области от 08.11.2006 №268-13-03 «О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области». Участникам общего собрания была продемонстрирована форма бюллетеня для тайного голосования, содержащая всю необходимую для реализации своего волеизъявления информацию, а также в целях исключения возможности искажения результатов голосования разъяснен порядок его заполнения. Данная форма бюллетеня и порядок его заполнения были единогласно утверждены участниками общего собрания. Федеральным законом от 11.07.2001 №95-ФЗ «О политических партиях» обязанность предусмотреть в бюллетене для тайного голосования «варианты волеизъявления голосующих с размещенными пустыми квадратами» не устанавливается. Также участникам Общего собрания была продемонстрирована форма протокола об итогах тайного голосования, включающая в себя информацию о числе выданных бюллетеней, числе бюллетеней, находящихся в ящике для голосования, числе бюллетеней, признанных недействительными. Данная форма протокола об итогах тайного голосования, как и результаты тайного голосования также единогласно были утверждены участниками общего собрания. Для соблюдения процедуры тайного голосования участникам общего собрания был представлен прозрачный ящик для голосования. Во время осуществления голосования ящик был опечатан, что не оспаривается ответчиком. Процедура принятия решения по вопросам повестки предусматривает подсчет голосов участников общего собрания после рассмотрения каждого вопроса, вынесенного на обсуждение. Учитывая, что лицо, ответственное за подсчет голосов, не имеет возможности доподлинно определить количество бюллетеней, помещенных в ящик для голосования, не вскрыв ящик, тем самым не нарушив целостность пластиковой стяжки, которой осуществлялось опечатывание, вскрытие ящика, извлечение находящихся в нем бюллетеней и повторное его опечатывание происходило в присутствии участников общего собрания, представителей избирательной комиссии Архангельской области и Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу. При таких обстоятельствах решение о выдвижении было принято без нарушений действующего законодательства, тайным голосованием, результаты которого были утверждены открытым голосованием единогласно, что позволяет доподлинно определить волеизъявление участников общего собрания. Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 23 октября 2020 года №43-П признал взаимосвязанные положения Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и аналогичных положений регионального закона о выборах в органы местного самоуправления по своему конституционно- правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не исключающими права избирательного объединения (политической партии) в соответствии с его уставом, иными внутренними актами принимать решение о выдвижении кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком путем тайного голосования за каждого включаемого в него кандидата, притом что в этом решении однозначно выражено волеизъявление о том, по какому избирательному округу выдвигается каждый кандидат. Также Конституционный Суд признал данные нормы закона не предполагающими квалификации соответствующих действий избирательного объединения (политической партии) в качестве несоблюдения требований, предъявляемых к выдвижению ими кандидатов по одномандатным избирательным округам списком, являющегося основанием для отказа в регистрации (отмены регистрации) кандидата. Из всего вышеперечисленного следует, что приведенные в Постановлении Коношской территориальной избирательной комиссии обстоятельства не указывают на несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов и не вызывают сомнений в проведении тайного голосования по выдвижению кандидатов (списка кандидатов) на выборах депутатов Собрания депутатов муниципального образования «Коношский муниципальный район» седьмого созыва по многомандатным избирательным округам.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Избирательная комиссия Архангельской области и Региональное отделение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в Архангельской области.

Административный истец Артемов Н.Ю. в судебном заседании административные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске.

Административный ответчик - представитель Коношской территориальной избирательной комиссии Чеплагина О.В. в судебном заседании пояснила, что из подпункта 9 пункта 30.16 статьи 30 Устава Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» следует, что при выдвижении в депутаты представительных органов муниципальных образований проводится тайное голосование на конференциях (общих собраниях) региональных отделений. Реализация тайного голосования требует создания ряда организационных, иных мер и процедур, которые должны исключить какой-либо контроль над процессом голосования и обеспечить свободу волеизъявления участников общего собрания. Изучив представленные Артемовым Н.Ю. документы для выдвижения и регистрации кандидатом в депутаты Собрания депутатов муниципального образования «Коношский муниципальный район» по 3-мандатному избирательному округу , Коношская территориальная избирательная комиссия пришла к выводу, что Региональным отделением Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в Архангельской области нарушен порядок выдвижения кандидатов и голосования по ним. Данное обстоятельство подтверждается протоколом с решением о выдвижении кандидатов по трёхмандатным избирательным округам и протоколом об итогах тайного голосования по выдвижению кандидатов в депутаты Собрания депутатов муниципального образования «Коношский муниципальный район» седьмого созыва по трёхмандатным избирательным округам от ДД.ММ.ГГГГ. С целью исправления опечатки Постановлением Коношской ТИК от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в Постановление Коношской ТИК от ДД.ММ.ГГГГ, которым по тексту Постановления от ДД.ММ.ГГГГ номер протокола «» заменен на «»; номер бюллетеня для тайного голосования «» заменен на «». В Протоколе отсутствует информация об избрании счетной комиссии (было назначено только лицо, ответственное за подсчет голосов) и изготовлении бюллетеней для тайного голосования, в том числе о числе изготовленных и погашенных бюллетеней, что не соответствует форме тайного голосования. Процедура тайного голосования осуществлялась посредством выдачи участникам собрания бюллетеня для голосования. Для осуществления тайного голосования был предъявлен ящик для голосования, а также для заполнения бюллетеня предусмотрено место за пресс-воллом, где после опечатывания находился и ящик для голосования в период всей процедуры голосования. Таким образом, ящик для голосования находился вне поля зрения присутствующих. Подсчет голосов также осуществлялся за пресс-воллом вне зоны видимости присутствующих. Бюллетень для тайного голосования по выдвижению кандидатов в депутаты Собрания депутатов муниципального образования «Коношский муниципальный район» седьмого созыва по трёхмандатным избирательным округам содержит только кандидатов, на нем отсутствует порядок заполнения бюллетеня и реквизиты его заверения. Вариантов волеизъявления голосующих с размещенными пустыми квадратами в бюллетене не предусмотрено. Таким образом, при проведении голосования можно сделать вывод об искажении волеизъявления участников собрания. Кроме того, протокол об итогах тайного голосования не отражает порядок проведения общего собрания, не воспроизводит принятые в действительности решения, а тайного голосования за список кандидатов по трёхмандатным избирательным округам в том виде, в котором он представлен в Коношскую территориальную избирательную комиссию, в нарушении установленного законом порядка не проводилось. При имеющихся нарушениях проведения процедуры тайного голосования бюллетень для тайного голосования и протокол об итогах тайного голосования свидетельствуют о проведении голосования в отношении каждого кандидата по соответствующему трёхмандатному избирательному округу и об отсутствии проведения голосования по выдвижению всего списка кандидатов по трёхмандатным избирательным округам, изложенного в протоколе заседания общего собрания. В отсутствие голосования за весь список кандидатов в целом остается не ясным, были ли согласны участники собрания с выдвижением списка кандидатов по трёхмандатным избирательным округам от своего регионального отделения для участия в выборах. Таким образом, участники собрания за выдвижение списка кандидатов по трёхмандатным избирательным округам не голосовали, решение о выдвижении данного списка кандидатов общим собранием не принималось, голосование проведено по каждому кандидату, а не по списку, что свидетельствует о нарушении избирательным объединением порядка выдвижения кандидатов, предусмотренного Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ, Федеральным законом «О политических партиях», областным законом. Руководствуясь подпунктом «б» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», подпунктом 2 пункта 6 статьи 46 областного закона «О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области», Коношская территориальная избирательная комиссия постановила отказать Артемову Н.Ю., выдвинутому Региональным отделением Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в Архангельской области по трёхмандатному избирательному округу , в регистрации кандидатом в депутаты Собрания депутатов муниципального образования «Коношский муниципальный район» седьмого созыва в связи с несоблюдением требований к выдвижению кандидатов, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях».

Заинтересованное лицо - представитель Избирательной комиссии Архангельской области в судебном заседании не присутствовал, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В отзыве на административное исковое заявление указали, что порядок подготовки и проведения выборов депутатов Собрания депутатов муниципального образования «Коношский муниципальный район» регулируется нормами Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных, прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», областного закона, от 08.11.2006 №268-13-03 «О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области» (далее - областной закон). Решением Собрания депутатов муниципального образования «Коношский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ выборы депутатов Собрания депутатов муниципального образования «Коношский муниципальный район» Архангельской области седьмого созыва назначены на ДД.ММ.ГГГГ. Указанное решение официально опубликовано в газете «Коношский курьер» ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением избирательной комиссии Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ исполнение полномочий, установленных Федеральным законом от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», по подготовке и проведению выборов в органы местного само­управления на территории муниципального образования «Коношский муни­ципальный район Архангельской области» возложены на Коношскую терри­ториальную избирательную комиссию в полном объеме. ДД.ММ.ГГГГ Коношской территориальной избирательной комиссией принято постановление , которым Артемову Н.Ю., выдвинутому Региональным отделением Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в Архангельской области, отказано в регистрации кандидатом в депутаты Собрания депутатов муниципального образования «Коношский муниципальный район» седьмого созыва по трехмандатному избирательному округу в связи с несоблюдением требований к выдвижению кандидатов, предусмотренных Федеральным законом «О политиче­ских партиях». Основанием для принятия решения об отказе в регистрации кандидата Артемова Н.Ю. явилось нарушение требования о выдвижении кандидатов в органы местного самоуправления на конференции или общем собрании ре­гионального отделения политической партии тайным голосованием, которое прямо следует из положений пунктов 2 и 4 статьи 25 Федерального закона от 11.07.2001 №95-ФЗ «О политических партиях» и Устава Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» (пп.9 п.30.16 статьи 30). О проведении общего собрания Регионального отделения Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в Архангельской области по вопросам, связанным с выдвижением списка кандидатов, кандидатов в депутаты Собрания депутатов Коношского муниципального района Архангельской области по многомандатным избирательным округам, указанное региональное отделение уведомило Коношскую территориальную избирательную комиссию извещением. На общем собрании, которое состоялось ДД.ММ.ГГГГ по адресу: , присутствовали члены избирательной комиссии Архангельской области с правом решающего голоса А.А. и Н.Н., которыми было зафиксировано, что при проведении мероприятия не были обеспечены организационные и иные меры и процедуры, которые должны были бы исключить какой либо контроль за процессом голосования и создать условия для тайно­го голосования. Копии протокола об итогах тайного голосования и иных материалов, которые получены присутствовавшими на мероприятии членами избирательной комиссии Архангельской области, свидетельствуют о том, что в протоколе отсутствует информация об избрании счетной комиссии и изготовлении бюллетеней для тайного голосования, что не соответствует форме тайного голосования. Кроме того, указанный протокол не отражает порядок проведения конференции (общего собрания), не воспроизводит принятые в действительности решения, а за список кандидатов в том виде, в котором он представлен в Коношскую территориальную избирательную комиссию, тайного голосования в нарушение установленного законом порядка не проводилось. Вариантов волеизъявления голосующих с размещенными пустыми квадратами в бюллетене не предусмотрено, в связи с чем при проведении голосования была искажена воля делегатов конференции, что свидетельствует о нарушении избирательным объединением порядка выдвижения кандидатов, предусмотренного Федеральным законом от 12.06.2006 №67-ФЗ, Федеральным законом «О политических партиях», областным законом. На обстоятельство, свидетельствующее о том, что такое голосование не проводилось, указывает отсутствие в бюллетене разъяснения порядка его заполнения. Оспариваемое постановление Коношской территориальной избирательной комиссии является законным и обоснованным.

Заинтересованное лицо - представитель Регионального отделения Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в Архангельской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заслушав административного истца, представителя административного ответчика, заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований, исследовав письменные доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого исследованного доказательства, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.239 КАС РФ избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.

Из части 10 названной статьи следует, что с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.

На основании ч.1 ст.244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (ч.3 ст.3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (части 1, 2 ст.32); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов верховенства права, равенства всех перед законом и судом и равноправия (ч.1 ст.1; ст.2; части 1, 2 ст.15, ч.1 ст.17; части 1, 2 ст.19).

Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления Архангельской области, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (далее - Федеральный закон от 12.06.2002 №67-ФЗ) и Закон Архангельской области от 08 ноября 2006 года №268-13-03 «О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области» (далее - Закон Архангельской области от 08.11.2006 №268-13-03).

Порядок выдвижения кандидатов, списков кандидатов избирательными объединениями установлен ст.35 Федерального закона от от 12.06.2002 №67-ФЗ, согласно которой законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, в котором определяется, по какому одномандатному (многомандатному) избирательному округу выдвигается каждый кандидат. Выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях».

Согласно п.3.2 ст.36 Закона Архангельской области от 08.11.2006 №268-13-03 избирательное объединение выдвигает список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, в котором определяется, по какому одномандатному (многомандатному) избирательному округу выдвигается каждый кандидат.

Пунктом 2 ст.38 названного закона определено, что выдвижение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам избирательным объединением осуществляется тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законодательством к политическим партиям при выдвижении кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, на съезде политической партии, либо на конференции (общем собрании) регионального отделения политической партии, либо на общем собрании иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», соответствующим органом политической партии, ее региональным отделением или иным структурным подразделением, либо на съезде (конференции, общем собрании) общественного объединения или его регионального или местного отделения.

На основании п.10.1 ст.40 Закона Архангельской области от 08.11.2006 №268-13-03 кандидат, включенный в заверенный список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, представляет в окружную избирательную комиссию соответствующие документы, после чего считается выдвинутым, приобретает права и обязанности, предусмотренные законом, а окружная избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата.

Пунктом 1 ст.46 указанного закона предусмотрено, что избирательная комиссия в течение десяти дней со дня приема документов, необходимых для регистрации кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, обязана принять решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в его регистрации.

В силу пп. «б» п.24 ст. 8 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ, пп.2 п.6 ст.46 Закона Архангельской области от 08.11.2006 №268-13-03 основанием отказа в регистрации кандидата является несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях».

В судебном заседании установлено, что решением Собрания депутатов Коношского муниципального района Архангельской области шестого созыва от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении выборов депутатов Собрания депутатов Коношского муниципального района Архангельской области седьмого созыва» выборы депутатов названного органа местного самоуправления назначены на ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно постановлению избирательной комиссии Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ полномочия по подготовке и проведению выборов в органы местного самоуправления, местного референдума на территории муниципального образования «Коношский муниципальный район» Архангельской области возложены на Коношскую территориальную избирательную комиссию.

Постановлением Коношской территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Артемову Н.Ю., выдвинутому Региональным отделением Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в Архангельской области, отказано в регистрации кандидатом в депутаты Собрания депутатов муниципального образования «Коношский муниципальный район» по 3-мандатному избирательному округу в связи с несоблюдением требований к выдвижению кандидатов, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях».

Основанием для принятия решения об отказе в регистрации Артемова Н.Ю. послужило нарушение требования о выдвижении кандидатов в органы местного самоуправления на конференции или общем собрании регионального отделения политической партии тайным голосованием.

В соответствии со ст.25 Федерального закона от 11 июля 2001 года №95-ФЗ «О политических партиях» решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются тайным голосованием на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии.

Из пп. 9 п. 30.16 ст. 30 Устава Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» следует, что к исключительной компетенции общего собрания (конференции) регионального отделения партии относится выдвижение тайным голосованием в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах кандидатов (списки кандидатов) в депутаты (члены) представительных органов муниципальных образований.

В ходе проведения ДД.ММ.ГГГГ внеочередного общего собрания Регионального отделения Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в Архангельской области членами избирательной комиссии Архангельской области с правом решающего голоса А.А. и Н.Н. было зафиксировано необеспечение организационных и иных мер и процедур, которые должны были бы исключить какой-либо контроль за процессом голосования и создать условия для тайного голосования.

Тайное голосование за список кандидатов в целом позволяет определить волеизъявление участников собрания не только по поводу персонального состава списка кандидатов, а также расположения кандидатов в названном списке, но и по поводу необходимости выдвижения такого списка кандидатов для участия избирательного объединения в соответствующей избирательной кампании.

Из материалов дела следует, что в протоколе об итогах тайного голосования по выдвижению кандидата в депутаты Собрания депутатов муниципального образования «Коношский муниципальный район» седьмого созыва по трехмандатному избирательному округу Восточный от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует информация об избрании счетной комиссии (было назначено только лицо, ответственное за подсчет голосов) и изготовлении бюллетеней для тайного голосования, в том числе о количестве изготовленных и погашенных бюллетеней, что не соответствует форме тайного голосования.

Данный протокол также не отражает порядок проведения конференции (общего собрания), не воспроизводит принятые в действительности решения, а за список кандидатов в том виде, в котором он был представлен в Коношскую территориальную избирательную комиссию, тайного голосования в нарушении установленного законом порядка не проводилось. Вариантов волеизъявления голосующих с размещенными пустыми квадратами в бюллетене предусмотрено не было, в связи с чем при проведении голосования можно сделать вывод об искажении волеизъявления делегатов конференции.

При этом на собрании Регионального отделения вопрос о выдвижении кандидатов в депутаты Собрания депутатов муниципального образования «Коношский муниципальный район» седьмого созыва по многомандатным избирательным округам на голосование не выносился, решение о выдвижении избирательным объединением кандидатов в депутаты по многомандатным избирательным округам списком не принималось, что свидетельствует о нарушении избирательным объединением порядка выдвижения кандидатов, предусмотренного Федеральным законом от 12.06.2006 №67-ФЗ, Федеральным законом «О политических партиях», Законом Архангельской области от 08.11.2006 №268-13-03.

Процедура тайного голосования осуществлялась посредством выдачи участникам собрания бюллетеня для голосования. Для осуществления тайного голосования был предъявлен ящик для голосования, а также для заполнения бюллетеня предусмотрено место за пресс-воллом, где после опечатывания находился и ящик для голосования. Таким образом, ящик для голосования находился вне поля зрения присутствующих.

Из бюллетеня для тайного голосования по выдвижению списка кандидатов невозможно установить, было ли проведено тайное голосование по выдвижению всего списка кандидатов. На обстоятельство, свидетельствующее о том, что такое голосование не проводилось, указывает бюллетень для тайного голосования, который подтверждает проведение голосования в отношении каждого кандидата и об отсутствии проведения голосования по выдвижению всего списка кандидатов в целом. В отсутствие голосования за весь список кандидатов в целом остается не ясным, были ли согласны делегаты конференции с выдвижением списка кандидатов от своего регионального отделения для участия в выборах. На обстоятельство, свидетельствующее о том, что такое голосование не проводилось, указывает отсутствие в бюллетене разъяснения порядка его заполнения.

При этом, размещение в бюллетене информации о порядке его заполнения имеет существенное значение для его оформления. Несмотря на то, что прямое указание на этот счет в Федеральном законе от 12.06.2002 №67-ФЗ, в Федеральном законе «О политических партиях» отсутствует, оно закрепляется практически во всех федеральных конституционных законах, иных федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, регулирующих различные виды выборов и референдума.

Ссылка административного истца на правовую позицию Конституционного суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 23 октября 2020 года № 43-П, в рассматриваемом случае не может быть признана обоснованной.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 23 октября 2020 года №43-П взаимосвязанные положения подпунктов «а», «е» пункта 14.1 статьи 35, подпункта «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ, пункта 6 части 1, пункта 4 части 2 статьи 27 и пункта 3 части 24 статьи 30 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они:

- не исключают права избирательного объединения (политической партии) в соответствии с его уставом, иными внутренними актами принимать решение о выдвижении кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком путем тайного голосования за каждого включаемого в него кандидата, притом что в этом решении однозначно выражено волеизъявление о том, по какому избирательному округу выдвигается каждый кандидат;

- не подразумевают требования к избирательному объединению (политической партии) при выдвижении им кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком представлять в организующую выборы избирательную комиссию отдельный список кандидатов, оформленный в качестве отдельного приложения к решению политической партии о выдвижении кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, если сведения обо всех выдвинутых в установленном порядке кандидатах с указанием избирательных округов, по которым они выдвинуты, содержатся в самом решении;

- не предполагают квалификации соответствующих действий избирательного объединения (политической партии) в качестве несоблюдения требований, предъявляемых к выдвижению ими кандидатов по одномандатным избирательным округам списком, являющегося основанием для отказа в регистрации (отмены регистрации) кандидата.

Исходя из приведенной в данном постановлении правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, избирательное объединение (политическая партия) вправе принимать решение о выдвижении кандидатов в депутаты по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком путем тайного голосования за каждого включаемого в него кандидата, при совокупности двух условий: такая возможность допускается в соответствии с его уставом, иными внутренними актами; в решении однозначно выражено волеизъявление о том, по какому избирательному округу выдвигается каждый кандидат.

Вместе с тем, такая совокупность условий применительно к обстоятельствам настоящего дела отсутствует.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на внеочередном общем собрании Регионального отделения «Партии Дела» в Архангельской области голосование за выдвижение кандидатов в депутаты по многомандатным избирательным округам списком в целом фактически не осуществлялось.

На день принятия Коношской территориальной избирательной комиссией оспариваемого постановления существовали обстоятельства, предусмотренные подпунктом «б» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ, ссылка административного истца на правовую позицию Конституционного суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 23 октября 2020 года №43-П в отношении обстоятельств, не установленных при рассмотрении настоящего административного дела, не может быть признана обоснованной.

Приведенные в оспариваемом постановлении нарушения требований выдвижения кандидата в депутаты являются существенными, влекущими отказ в регистрации кандидата в депутаты Артемова Н.Ю.

Оснований, предусмотренных п.6 ст.76 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ для отмены оспариваемого постановления судом не установлено.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что решение об отказе в регистрации Артемова Н.Ю. кандидатом в депутаты представительного органа местного самоуправления принято уполномоченным органом при наличии предусмотренных законом основании, прав и законных интересов административного истца не нарушает.

Техническая описка, допущенная в указании номеров протокола об итогах тайного голосования и бюллетеня для тайного голосования в оспариваемом постановлении, не свидетельствует о его незаконности. Кроме того, постановлением Коношской территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в постановление Коношской территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ были внесены соответствующие изменения.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования Артемова Н.Ю. к Коношской ТИК о признании постановления от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в регистрации Артемова Н.Ю. кандидатом в депутаты Собрания депутатов муниципального образования «Коношский муниципальный район» (по 3-мандатному избирательному округу ) незаконным и его отмене удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 244 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Артёмову Н.Ю. в удовлетворении административных исковых требований к Коношской территориальной избирательной комиссии о признании постановления от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в регистрации Артемова Н.Ю. кандидатом в депутаты Собрания депутатов муниципального образования «Коношский муниципальный район» (по 3-мандатному избирательному округу ) незаконным и его отмене, отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение пяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Коношский районный суд Архангельской области.

Председательствующий - Е.Н. Волощенко