Дело №2а-386/21
УИД: 09RS0004-01-2021-000325-28
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Карачаевский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Текеева Н.З., при секретаре Текееве Р.С.,
с участием представителя административного истца - помощника прокурора Карачаевского района КЧР Хубиева С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело, возбужденное по административному исковому заявлению прокурора Карачаевского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кумышского сельского поселения Карачаевского муниципального района о признании бездействия незаконным и обязании привести постановление администрации сельского поселения от 20.04.2020 г. №10-б «Об утверждении порядка осуществления контроля за соответствием расходов муниципального служащего администрации сельского поселения, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их доходам» в соответствие с Федеральным законом от 31.07.2020 г. №259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,
установил:
Прокурор Карачаевского района КЧР обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кумышского сельского поселения Карачаевского муниципального района о признании бездействия незаконным и обязании привести постановление администрации сельского поселения от 20.04.2020 г. №10-б «Об утверждении порядка осуществления контроля за соответствием расходов муниципального служащего администрации сельского поселения, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их доходам» в соответствие с Федеральным законом от 31.07.2020 г. №259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», мотивируя тем, что прокуратурой Карачаевского района во исполнение требований приказа прокурора Карачаево-Черкесской Республики от 22.09.2015 № 167 «О порядке осуществления надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции органами прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики» проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции органами местного самоуправления. В ходе проверки проведен мониторинг нормативных правовых актов, принятых органами местного самоуправления Карачаевского муниципального района в названной сфере. Установлено, что 20.04.2020 постановлением главы администрации Кумышского сельского поселения №10-б утвержден Порядок контроля за соответствием расходов муниципального служащего администрации сельского поселения, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их доходам с учетом изменений и дополнений к нему. Данный Порядок противоречит требованиям федерального законодательства по следующим основаниям. Федеральным законом от 31.07.2020 г. №259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в статьи 3,4,8,12,17 Федерального закона от 03.12.2012 №230-Ф3 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», согласно которым с 01.01.2021 муниципальные служащие обязаны представлять сведения о наличии цифровой валюты, к которой относится биткоин и другие криптовалюты. Также указанным федеральным законом расширен перечень сведений о расходах, которые подлежат ежегодному декларированию муниципальными служащими. С указанной даты цифровая валюта признана имуществом и сведения о ее наличии, а также о расходах на приобретение цифровых финансовых активов, цифровой валюты необходимо обязательно представлять в установленном порядке.
Кроме того, цифровые финансовые активы, выпущенные в информационных системах, организованных в соответствии с иностранным правом, а также цифровая валюта признаны иностранными финансовыми инструментами, владеть и пользоваться которыми запрещено включенным в установленные перечни государственным служащим и иным категориям должностных лиц, а также их супругам.
Между тем, пункты 4, 5, 7 Порядка противоречат требованиям антикоррупционного законодательства и не предусматривают вышеуказанные изменения закона, что препятствует должностным лицам администрации своевременно организовать надлежащий контроль за расходами служащих, и нарушает установленный единый порядок контроля за расходами лиц, замещающих должности муниципальной службы, что способствует распространению коррупционных проявлений.
При этом правовую основу противодействия коррупции, составляют, в том числе муниципальные правовые акты (ст.2 Федерального закона от 25.12.2008 № 27Э-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закона).
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Таким образом, бездействие администрации сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по приведению вышеуказанного нормативного правового акта - постановления администрации Кумышского сельского поселения, в соответствие с федеральным законодательством, свидетельствует о не проведении органом местного самоуправления деятельности, направленной: на повышение эффективности противодействия коррупции, на ведение единой государственной политики в области противодействия коррупции.
Данное заявление подано прокурором в интересах Российской Федерации, так как бездействие исполнительного органа - администрации Кумышского сельского поселения по не приведению нормативного правового акта в соответствие с требованиями закона, противоречит одному из основных направлений государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности, противодействия коррупции, что создает условия для роста коррупционных правонарушений со стороны муниципальных служащих.
Представитель административного истца – помощник прокурора Карачаевского района Хубиев С.А. в судебном заседании просил удовлетворить истовые требования по изложенным в нем основаниям.
Представитель административного ответчика – администрации Кумышского сельского поселения Карачаевского муниципального района ФИО1 в судебное заседание не явился, в письменном заявлении административные исковые требования признает, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
При таких обстоятельствах суд в соответствии с частью 6 статьи 226 КАС РФ определил рассмотреть административное исковое заявление в отсутствие представителя административного ответчика.
Рассмотрев административное исковое заявление, выслушав представителя административного истца, исследовав представленные административным истцом письменные доказательства, приложенные к административному исковому заявлению, суд пришёл к выводу о необходимости удовлетворения административного иска.
В соответствии со ст. 3 КАС РФ основными задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений, а также укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Прокуратурой Карачаевского района во исполнение требований приказа прокурора Карачаево-Черкесской Республики от 22.09.2015 № 167 «О порядке осуществления надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции органами прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики» проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции органами местного самоуправления. В ходе проверки проведен мониторинг нормативных правовых актов, принятых органами местного самоуправления Карачаевского муниципального района в названной сфере. Установлено, что 20.04.2020 постановлением главы администрации Кумышского сельского поселения №10-б утвержден Порядок контроля за соответствием расходов муниципального служащего администрации сельского поселения, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их доходам с учетом изменений и дополнений к нему. Данный Порядок противоречит требованиям федерального законодательства по следующим основаниям. Федеральным законом от 31.07.2020 г. №259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в статьи 3,4,8,12,17 Федерального закона от 03.12.2012 №230-Ф3 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», согласно которым с 01.01.2021 муниципальные служащие обязаны представлять сведения о наличии цифровой валюты, к которой относится биткоин и другие криптовалюты. Также указанным федеральным законом расширен перечень сведений о расходах, которые подлежат ежегодному декларированию муниципальными служащими. С указанной даты цифровая валюта признана имуществом и сведения о ее наличии, а также о расходах на приобретение цифровых финансовых активов, цифровой валюты необходимо обязательно представлять в установленном порядке.
Кроме того, цифровые финансовые активы, выпущенные в информационных системах, организованных в соответствии с иностранным правом, а также цифровая валюта признаны иностранными финансовыми инструментами, владеть и пользоваться которыми запрещено включенным в установленные перечни государственным служащим и иным категориям должностных лиц, а также их супругам.
Между тем, пункты 4, 5, 7 Порядка противоречат требованиям антикоррупционного законодательства и не предусматривают вышеуказанные изменения закона, что препятствует должностным лицам администрации своевременно организовать надлежащий контроль за расходами служащих, и нарушает установленный единый порядок контроля за расходами лиц, замещающих должности муниципальной службы, что способствует распространению коррупционных проявлений.
При этом правовую основу противодействия коррупции, составляют, в том числе муниципальные правовые акты (ст.2 Федерального закона от 25.12.2008 № 27Э-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закона).
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Таким образом, бездействие администрации сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по приведению вышеуказанного нормативного правового акта - постановления администрации Кумышского сельского поселения, в соответствие с федеральным законодательством, свидетельствует о не проведении органом местного самоуправления деятельности, направленной: на повышение эффективности противодействия коррупции, на ведение единой государственной политики в области противодействия коррупции.
Данное заявление подано прокурором в интересах Российской Федерации, так как бездействие исполнительного органа - администрации Кумышского сельского поселения по не приведению нормативного правового акта в соответствие с требованиями закона, противоречит одному из основных направлений государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности, противодействия коррупции, что создает условия для роста коррупционных правонарушений со стороны муниципальных служащих.
Согласно ч. 1 ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Административный истец и административный ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины в соответствии пунктами 9 и 19 ст. 333.36 НК РФ, поэтому суд не взыскивает судебные расходы с административного ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 291-294 КАС РФ,
решил:
Административное исковое заявление прокурора Карачаевского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кумышского сельского поселения Карачаевского муниципального района о признании бездействия незаконным и обязании привести постановление администрации сельского поселения от 20.04.2020 г. №10-б «Об утверждении порядка осуществления контроля за соответствием расходов муниципального служащего администрации сельского поселения, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их доходам» в соответствие с Федеральным законом от 31.07.2020 г. №259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», удовлетворить.
Признать бездействие администрации Кумышского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер к приведению постановления администрации Кумышского сельского поселения от 20.04.2020 №10-б «Об утверждении Порядка осуществления контроля за соответствием расходов муниципального служащего администрации сельского поселения, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их доходам» в соответствие с изменениями, внесенными Федеральным законом от 31 июля 2020 г. №259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», незаконным.
Обязать администрацию Кумышского сельского поселения в течение 2 месяцев после принятия судом решения принять меры по приведению постановления администрации Кумышского сельского поселения от 20.04.2020 №10-б «Об утверждении Порядка осуществления контроля за соответствием расходов муниципального служащего администрации сельского поселения, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их доходам» в соответствие с изменениями, внесенными Федеральным законом от 31 июля 2020 г. №259-ФЗ.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 28 апреля 2021 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики через Карачаевский районный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Н.З. Текеев