№ 2а-3876/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Барнаул 24 июня 2016 года
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Запаровой Я.Е.
при секретаре Денисенко М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №4 по Омской области к А.Н. о взыскании пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №4 по Омской области обратилась в суд с требованиями к А.Н. о взыскании пени.
В обоснование требований указала на то, что А.Н. (ИНН <***>) является налогоплательщиком транспортного налога. По сведениям регистрирующего органа А.Н. является собственником транспортных средств: легкового автомобиля М412, р/з №, мощностью двигателя 74,79, дата возникновения права собственности 07 октября 1990 года; легкового автомобиля ЗИЛ 310, р/з №, мощностью двигателя 151,00, дата возникновения права собственности - 26 августа 1998 года. В адрес должника заказным письмом направлено налоговое уведомление № на оплату транспортного налога за 2010 год в размере 6 563 руб., уведомление № на оплату транспортного налога за 2009 год в размере 3 393 руб. 85 коп, налог в установленный срок не оплачен. На основании положений ст.ст. 69-70 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом должнику заказным письмом направлено требование № по состоянию на 28 августа 2012 года об уплате суммы пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате транспортного налога в размере 562 руб. 67 коп. со сроком исполнения до 17 октября 2012 года. В связи с произведенным перерасчетом сумма задолженности уменьшена до 334 руб. 57 коп. Пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате транспортного налога в размере 334 руб. 57 коп. начислены за период с 21 апреля 2012 года по 24 августа 2012 года на недоимку по транспортному налогу за 2009-2010гг. Налоговый орган просил взыскать с ответчика пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате транспортного налога в размере 334 руб. 57 коп.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, неоднократно извещался надлежаще по месту жительства (адресу регистрации), судебная корреспонденция возвращена в суд с отметкой «истек срок хранения».
В соответствии с ч. 2 ст. 289 Кодекса административного производства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть административное дело при указанной явке.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации и п.1 ст.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 357 НК РФ лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей, являются налогоплательщиками транспортного налога.
Согласно ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой.
Статьей 359 Кодекса налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
В соответствии со ст.2 Закона Омской области от 18 ноября 2002 года N 4017-ОЗ "О транспортном налоге " налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (ст.52 Налогового кодекса Российской Федерации).
Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (ст.57 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении. В случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении (п.6 ст.58 Налогового кодекса Российской Федерации).
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма и должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (ст.ст.69,70 Кодекса).
В соответствии с п.п. 1, 2, 10 ст. 48 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как установлено судом, А.Н. в 2009-2010 годах являлся собственником легкового автомобиля М412, р/з №, мощностью двигателя 74,79 (дата возникновения права собственности 07 октября 1990 года); легкового автомобиля ЗИЛ 310, р/з №, мощностью двигателя 151,00 (дата возникновения права собственности 26 августа 1998 года).
Размер транспортного налога за спорный период налоговым органом исчислен в налоговом уведомлении за 2009 год № и составил 3 393 руб. 95 коп. (срок уплаты 01 февраля 2010 года), в налоговом уведомлении за 2010 год № составил 6 563 руб. 53 коп. (срок уплаты – 01 февраля 2011 года).
В приложенных к иску уведомлениях адрес налогоплательщика указан: .....
По состоянию на 25 февраля 2010 года А.Н. выставлено требование № о недоимке по транспортному налогу за 2009 год в сумме 3 393 руб. 95 коп.
По состоянию на 15 февраля 2011 года А.Н. выставлено требование № о недоимке по транспортному налогу за 2010 год в сумме 6 563 руб. 53 коп.
В требованиях адрес налогоплательщика указа: .....
Доказательства направления налоговых уведомлений и требований налоговым органом не представлено, к иску приложен акт от 07 апреля 2014 года об уничтожении почтовых реестров, уведомлений за 2009-2010 г.г. в связи с истечением срока хранения.
Повторно требование об уплате недоимки за 2009-2010 г.г. в указанных размерах, а также пени в сумме 562 руб. 67 коп. выставлено А.Н. по состоянию на 28 августа 2012 года №. В требовании указан адрес налогоплательщика: .....
В 2009-2013 г.г. А.Н. был зарегистрирован по месту жительства: .....
С 08 февраля 2013 года А.Н. зарегистрирован по месту жительства по адресу: .....
Поскольку доказательства направления налоговых уведомлений по адресу регистрации А.Н. на 2010-2011 г.г. отсутствуют, суд приходит к выводу об том, что обязанность по уплате налога у ответчика не возникла, что исключает и взыскание пени на недоимку по транспортному налогу за указанные периоды.
Кроме того, сведения об обращении налогового органа в установленном законом порядке за выдачей судебного приказа не представлены. Данные из программы налогового органа о выдаче судебных приказов не могут быть признаны допустимыми доказательствами взыскания налога в принудительном порядке и предъявления судебного приказа к исполнению. По данным сайта УФССП по Алтайскому краю и Омской области отсутствуют исполнительные производства в отношении А.Н. на основании судебных приказов. С указанных в выписках дат выдачи приказов 3 года для предъявления к исполнения истекли.
Также суд находит пропущенным срок обращения налогового органа в суд по пене, указанной в требовании по состоянию на 28 августа 2012 года. Установленные ст.ст.48,70 НК РФ сроки подлежат применению и к взысканию пени.
Согласно копии реестра требование направлено 30 августа 2012 года. С учетом 6 дней для получения требования, 6 месяцев для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, трех лет для обращения в суд с иском на сумму меньше 3 000 руб. срок подачи административного искового заявления в суд истек 09 марта 2016 года.
В Центральный районный суд г.Барнаула административное исковое заявление о взыскании с ответчика недоимки по налогу направлено 30 марта 2016 года.
В силу ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно положениям действующего законодательства, а также правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Определении от 22 марта 2012 N 479-О-О, принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может.
Соответственно, пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.
О восстановлении срока административный истец не заявляет, доказательства уважительности причин пропуска отсутствуют. Обращение органа контроля первоначально с иском с нарушением правил подсудности не является уважительной причиной пропуска срока.
На основании изложенного исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №4 по Омской области к А.Н. о взыскании пени оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Я.Е. Запарова
.
.
.