Дело №2а-3877/2019 25RS0029-01-2019-005797-91 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 01 октября 2019 года г.Уссурийск Уссурийский районный суд Приморского края в составе: председательствующего судьи Рогалева Е.В., при секретаре Высоцкой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области (далее – Управление Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области) о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГXXXX об отказе в выдаче фитосанитарных сертификатов на две партии зерна сои весом 30 кг каждая, экспортируемого в КНР ФИО1 и возложении обязанности по выдаче фитосанитарных сертификатов, УСТАНОВИЛ: Административный истец обратился в суд с указанными требованиями, мотивировав их следующим. ДД.ММ.ГГ он обратился к административному ответчику с заявлением о выдаче фитосанитарных сертификатов для экспорта в Китайскую Народную Республику, зерна сои продовольственной, два мешка весом 30 килограмм каждый, и получил обжалуемый отказ по мотиву несоответствия партии подкарантинной продукции фитосанитарным требованиям страны-импортёра. С данным отказом он не согласен, поскольку был осуществлён отбор образцов каждой партии подкарантинной продукции (акты от 03.0.72019 №№ 1921 и 1922), проведены исследования в Приморском филиале ФГБУ «Всероссийский институт карантина растений» и оформлены соответствующие заключения №№3692 и 3693 от 04.07.2019, подтверждающие отсутствие карантинных объектов в зерне сои. При этом административный ответчик, отказывая в выдаче сертификатов, действует в отсутствии законных оснований, использует положения международных нормативных правовых актов, нелегитимных для их применения в отношении заявителей обратившихся за выдачей фитосанитарного сертификата. Административный истец в судебном заседании на требованиях настаивал, приведя доводы аналогичные вышеизложенным. Представители Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области в судебном заседании возражали против удовлетворения требований заявителя, считая решение законным и обоснованным, представили письменный отзыв, из содержания которого следует, что заявления на выдачу фитосанитарного сертификата от ФИО1 поступили ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ за XXXX ему в выдаче фитосанитарных сертификатов было отказано на основании пункта 14 Порядка, -ввиду несоответствия подкарантинной продукции фитосанитарным требованиям страны-импортёра. Таким образом, довод административного истца об отсутствии законных оснований в действиях Управления при оказании ему государственной услуги является необоснованным, поскольку данная услуга произведена в точном соответствии с Регламентом и Порядком её проведения, в том числе в установленные сроки. Суд, выслушав участников процесса и изучив материалы дела, полагает требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона 21.07.2014 № 206-ФЗ "О карантине растений" (далее - Закон №206-ФЗ) вывоз из Российской Федерации каждой партии подкарантинной продукции допускается при наличии фитосанитарного сертификата в соответствии с карантинными фитосанитарными требования страны-импортёра. Фитосанитарный сертификат - документ международного образца, который выдан национальной организацией по карантину и защите растений страны-экспортёра, сопровождает партию подкарантинной продукции, удостоверяет соответствие подкарантинной продукции карантинным фитосанитарным требованиям страны назначения (пункт 37 статьи 2 Закона № 206-ФЗ). Согласно части 1 статьи 29 Закона №206-ФЗ фитосанитарный сертификат на партию подкарантинной продукции, вывоз которой осуществляется из Российской Федерации, выдаётся на основании заявления участника внешнеэкономической деятельности, заключения о карантинном фитосанитарном состоянии такой подкарантинной продукции, выданного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений. Порядок выдачи фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области карантина растений. Данный порядок должен предусматривать возможность переоформления фитосанитарного сертификата, в том числе во время нахождения в пути партии подкарантинной продукции. Решение о выдаче фитосанитарного сертификата или об отказе в его выдаче принимается в течение трех рабочих дней со дня подачи заявления, предусмотренного частью 1 статьи 29 Закона №206-ФЗ, и прилагаемых к нему документов в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области карантина растений, или его территориальный орган (части 5 и 6 статьи 29 Закона №206-ФЗ). Полномочия по выдаче фитосанитарных сертификатов предоставлены Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору в силу пункта 5.2.9 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №327. Приказом Минсельхоза России от 06.12.2017 №612 утверждён Административный регламент Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по предоставлению государственной услуги по выдаче фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата (далее - Административный регламент №612). Приказом Минсельхоз России от 13.07.2016 № 293 утвержден Порядок выдачи фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата (далее - Порядок №293), который устанавливает правила рассмотрения заявлений на выдачу, а также принятия решения о выдаче или отказе в выдаче фитосанитарного сертификата (далее - ФСС), реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений (далее - уполномоченный орган). ФСС оформляется на каждую партию подкарантинной продукции, вывозимую с территории Российской Федерации (пункт 2 Порядка №293). Согласно пункту 28 статьи 2 Закона N 206-ФЗ партия подкарантинной продукции - количество однородной подкарантинной продукции, предназначенной для отправки одним транспортным средством в один пункт назначения одному получателю. В соответствии с подпунктом 8.1 пункта 8 Порядка N 293 для выдачи ФСС помимо заявления по рекомендуемым образцам физические и юридические лица (далее - заявители) подают также следующие документы: 1) копия договора (контракта), на основании которого производится вывоз подкарантинной продукции с территории Российской Федерации (в случае заключения указанного договора (контракта); 2) копия документа, удостоверяющего личность заявителя, являющегося физическим лицом; 3) заключение о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции; 4) акт карантинного фитосанитарного обеззараживания в случаях, установленных законодательством Российской Федерации в области карантина растений и (или) требованиями страны-импортера. Согласно пункту 14 Порядка N 293 уполномоченный орган или территориальное подразделение уполномоченного органа принимает решение об отказе в выдаче ФСС по одному из следующих оснований: - представление неполного комплекта документов; - содержание в документах недостоверных сведений; - представление неправильно оформленных документов; - несоответствие подкарантинной продукции фитосанитарным требованиям страны-импортера; - введение страной-импортером временных фитосанитарных мер по ограничению на вывоз подкарантинной продукции из Российской Федерации. Далее, согласно Федеральному закону от 15.07.1995 N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций. Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы. Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств. В соответствии со статьей 13 Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (Подписан в г.Бишкеке 16.08.2007) договаривающиеся Стороны укрепляют экономическое сотрудничество на основе равноправия и взаимной выгоды, создают благоприятные условия для развития торговли, стимулирования инвестиций и обмена технологиями в рамках ШОС. Статьей 11 Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой (Подписан в г. Москве 16.07.2001) договаривающиеся Стороны выступают за строгое соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права. В целях обеспечения безопасных для сельскохозяйственного производства Китайской Народной Республики поставок российских кукурузы, риса, сои, рапса в Китай, при проверке, карантина, контроле и управлении ввозимого и вывозимого (включая транзит) зерна, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Российская Федерация) и Главное государственное управление по контролю качества, инспекции и карантину Китайской Народной Республики, руководствуются Международной конвенцией по карантину и защите растений" [рус., англ.] (Заключена в г. Риме 17.11.1997), Соглашением между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Главным государственным управлением Китайской Народной Республики по контролю качества, инспекции и карантину относительно фитосанитарных требований при взаимных поставках зерна и продуктов его переработки (Заключено в г. Москве 22.03.2013), Протоколом между Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Главным государственным управлением по контролю качества, инспекции и карантину Китайской Народной Республики о фитосанитарных требованиях к кукурузе, рису, сое, рапсу, экспортируемым из Российской Федерации в Китайскую Народную Республику (Подписан в г.Пекине 17.12.2015), Административными мерами по проверке и карантину импортного и экспортного зерна AQSIQ (национальная организация по карантину и защите растений КНР), Фитосанитарными требованиями к сое, кукурузе, заливному рису и рапсу, ввозимым из Российской Федерации и Правилами по каратнинному надзору и контролю на границе при ввозе и вывозе зерновыз культур, утв. приказом Главного государственного управления КНР по контролю качества, инспекции и карантину от 20.01.2016 № 177, размещённые на сайте Россельхознадзора www.fsvps.ru. Данными нормами устанавливаются обязательные фитосанитарные меры, выражающиеся в необходимости ведения Российской Федерацией реестра экспортёров и зерновых элеваторов, а также проверки экспортируемой продукции на содержание в ней вредных организмов и других посторонних примесей, в том числе и генетически модифицированных организмов (далее –ГМО). Неисполнение фитосанитарных требований страны-импортёра (КНР), изложенных в Протоколе, является основанием для отказа в выдаче ФСС согласно пункту 14 Порядка и подпункту 2 пункта 24.1 Регламента в связи с несоответствием подкарантинной продукции фитосанитарным требованиям страны-импортёра. Таким образом, выдача фитосанитарного сертификата на вывоз с территории Российской Федерации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), предоставляется физическому или юридическому лицу Россельхознадзором или территориальным управлением Россельхознадзора на каждую партию подкарантинной продукции осуществляется на основании заявления и заключения о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции, подтверждающие соответствие подкарантинной продукции карантинным фитосанитарным требованиям страны назначения. Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в Управление Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области ФИО1 поданы 2 заявления на выдачу фитосанитарных сертификатов на две партии зерна сои весом 30 кг каждая, экспортируемого заявителем в КНР. К указанным заявлениям прилагались заключения №XXXX и XXXX от ДД.ММ.ГГ о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции, выданные Приморским филиалом ФГБУ «Всероссийский институт карантина растений». При подаче данных заявлений ФИО1 также необходимо было подтвердить регистрацию экспортёров Российской Федерацией и отсутствие в экспортируемой партии сои ГМО. ФИО1 в Списке российских компаний-экспортёров и зернохранилищ, одобренных национальной организацией по карантину и защите растений КНР для поставок пшеницы, кукурузы, риса, сои, рапса в КНР не зарегистрирован, а представленные им исследования на ГМО, осуществлены в отношении партии подкарантинной продукции массой 216 тонн, экспортируемой ООО «XXXX», а не в отношении двух партий зерна сои весом 30 кг каждая, вывозимых заявителем. Таким образом, у Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области отсутствовали основания для выдачи испрашиваемых административным истцом фитосанитарных сертификатов, поскольку осуществить контроль за содержанием ГМО в заявленных партиях не представилось возможным. Административный ответчик действовал в соответствии с законодательством и в пределах компетенции, а нарушение сроков выдачи заявителю ФСС не влечёт принятие административным ответчиком другого решения. Довод заявителя о соответствии экспортируемой партии подкарантинной продукции требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности зерна» (ТРXXXX), несостоятелен, поскольку декларация XXXX от ДД.ММ.ГГ не подтверждает отсутствие в заявленных им партиях ГМО. Доказательств, того, что заявленные ФИО1 две партии зерна сои по 30 кг каждая, являлись частью партии подкарантинной продукции массой XXXX тонн, исследованной на ГМО и экспортируемой ООО «XXXX» в КНР, материалы дела не содержат. Ссылка административного ответчика на решение Арбитражного суда Приморского края №XXXX от ДД.ММ.ГГ и на установленные в нем обстоятельства, не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора. По изложенному, руководствуясь статьями 175-189, 227,228 КАС РФ, суд, РЕШИЛ: В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГXXXX об отказе в выдаче фитосанитарных сертификатов на две партии зерна сои весом 30 кг каждая, экспортируемого в КНР ФИО1 и возложении обязанности по выдаче фитосанитарных сертификатов, отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Уссурийский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий Е.В. Рогалев Мотивированное решение изготовлено 10 октября 2019 года. |