Дело № 2а-387/18
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Таштагол "07" мая 2018 год
Таштагольский городской суд Кемеровской области в составе:
председательствующего судьи Башмаковой Н.С.
при секретаре Платоновой А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузбасского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению с особыми условиями хозяйственной деятельности исправительная колония № 4 ГУФСИН России по Кемеровской области, ГУФСИН России по Кемеровской области, ФСИН России о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Кузбасский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к ФКУ ОУХД ИК № 4 ГУФСИН России по Кемеровской области, ГУФСИН России по Кемеровской области, ФСИН России о понуждении к совершению действий, мотивируя свои требования тем, что Кузбасской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Кемеровской области проведена проверка соблюдения, требований трудового законодательства в ФКУ ОУХД ИК-4 ГУФСИН России по Кемеровской области, в ходе которой выявлены нарушения.
Так, в ходе проведенной проверки в апреле 2017 года прокуратурой установлено, что осужденные, привлеченные к работам, в полном объеме не обеспечены специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование, в соответствии с типовыми нормами.
До настоящего времени установленные нарушения не устранены.
В нарушение Приказа Минздравсоцразвития России от 09.12.2009 № 970н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам нефтяной промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением»:
1 парикмахер не обеспечен халатом и брюками хлопчатобумажными или халатом и брюками из смешанных тканей, туфлями кожаными;
2 рабочих по комплексному обслуживанию и ремонту зданий не обеспечены костюмами для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, сапогами резиновыми с защитными подносками, перчатками с полимерным покрытием, перчатками резиновыми или из полимерных материалов, щитками защитными лицевыми или очками защитными, средствами индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующими;
9 машинистов - кочегаров котельной не обеспечены костюмами для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или костюмами для защиты от повышенных температур, перчатками с полимерным покрытием, перчатки для защиты от повышенных температур, щитками защитными лицевыми или очками защитными, касками защитными, средствами индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующими, фартуками из полимерных материалов с нагрудниками;
7 уборщиков производственных и служебных помещений: не обеспечены костюмами для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или халатами для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, перчатками с полимерным покрытием, перчатками резиновыми или из полимерных материалов;
13 уборщиков территории не обеспечены костюмами для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, фартуками из полимерных материалов с нагрудниками, сапогами резиновыми с защитными подносками, перчатками с полимерным покрытием;
5 поваров не обеспечены костюмами для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, фартуками из полимерных материалов, нарукавниками из полимерных материалов;
5 кухонных рабочих и 5 подсобный рабочих (столовая - пекарня): не обеспечены костюмами для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или халатами и брюками для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, нарукавниками из полимерных материалов, перчатками резиновыми или из полимерных материалов, фартуками из полимерных материалов с нагрудниками, при работе в овощехранилищах дополнительно жилетами утепленными;
13 подсобных рабочих (КБО) не обеспечены комбинезонами для защиты от токсичных веществ и пыли из нетканых материалов, перчатками с полимерным покрытием, очками защитными, средствами индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующими;
1 рабочий по обслуживанию бани не обеспечен костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или халатом и брюки для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, перчатками с полимерным покрытием;
1 машинист по стирке и ремонту специальной одежды не обеспечен костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или халатом и брюками для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, фартуком из полимерных материалов с нагрудником, перчатки с полимерным покрытием.
Неисполнение требований федерального законодательства о труде, недопустимо, влечет нарушение гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и законных интересов осужденных, отбывающих наказание в ИК-4, на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. При обстоятельствах, установленных в результате проверки, труд осужденных, привлекаемых к работам в ИК-4, не является безопасным, что препятствует реализации важнейших конституционных принципов о праве на охрану жизни и здоровья граждан.
В данном случае, главным распорядителем средств федерального бюджета является ФСИН России, на которую и возложена обязанность по содержанию уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Принимая во внимание изложенное, ответчиков - ФКУ ОУХД ИК-4, ГУФСИН России по Кемеровской области и ФСИН России следует обязать устранить нарушения законодательства об охране труда, обеспечить осужденных привлеченных к выполнению работ необходимыми средствами индивидуальной защиты, одеждой и обувью.
Просит суд обязать ФСИН России обеспечить финансирование ГУФСИН России по Кемеровской области для обеспечения осужденных в ФКУ ИК-4 и устранить нарушения федерального законодательства об охране труда: обеспечить осужденных, привлеченных к работам, средствами индивидуальной защиты, специальной одеждой и обувью следующих работников:
1 гладильщика (баня-прачечная): халатом хлопчатобумажным.
3 подсобных рабочих (котельная): костюмами из огнестойких материалов для защиты от повышенных температур, бельем нательным, ботинками кожаными с подносками или сапогами кожаными с защитными подносками, перчатками для защиты от повышенных температур, перчатками с полимерным покрытием, касками защитными, подшлемниками под каску с однослойными или трехслойными утеплителями, очками защитными, наушниками противошумными или вкладышами противошумными, средствами индивидуальной защиты органов дыхания противоаэрозольными;
2 электросварщика не обеспечены костюмами из огнестойких материалов для защиты от повышенных температур, ботинками кожаными с защитными подносками или сапогами кожаными с защитными подносками, перчатками для защиты от повышенных температур, перчатками с полимерным покрытием, касками защитными, подшлемниками под каску, щитками защитными лицевыми с креплением на каску, средствами индивидуальной защиты органов дыхания противоаэрозольными.
1 парикмахера: халатом и брюками хлопчатобумажными или халатом и брюками из смешанных тканей, туфлями кожаными.
2 рабочих по комплексному обслуживанию и ремонту зданий: костюмами для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, сапогами резиновыми с защитными подносками, перчатками с полимерным покрытием, перчатками резиновыми или из полимерных материалов, щитками защитными лицевыми или очками защитными, средствами индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующими.
9 машинистов - кочегаров котельной: костюмами для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или костюмами для защиты от повышенных температур, перчатками с полимерным покрытием, перчатки для защиты от повышенных температур, щитками защитными лицевыми или очками защитными, касками защитными, средствами индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующими, фартуками из полимерных материалов с нагрудниками.
7 уборщиков производственных и служебных помещений: костюмами для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или халатами для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, перчатками с полимерным покрытием, перчатками резиновыми или из полимерных материалов.
13 уборщиков территории: костюмами для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, фартуками из полимерных материалов с нагрудниками, сапогами резиновыми с защитными подносками, перчатками с полимерным покрытием.
5 поваров: костюмами для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, фартуками из полимерных материалов, нарукавниками из полимерных материалов.
5 кухонных рабочих и 5 подсобный рабочих (столовая - пекарня): костюмами для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или халатами и брюками для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, нарукавниками из полимерных материалов, перчатками резиновыми или из полимерных материалов, фартуками из полимерных материалов с нагрудниками, При работе в овощехранилищах дополнительно жилетами утепленными.
13 подсобных рабочих (КБО): комбинезонами для защиты от токсичных веществ и пыли из нетканых материалов, перчатками с полимерным покрытием, очками защитными, средствами индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующими.
1 рабочего по обслуживанию бани: костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или халатом и брюки для защиты от общих производственных загрязнений и механических ! воздействий, перчатками с полимерным покрытием.
1 машиниста по стирке и ремонту специальной одежды: костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или халатом и брюками для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, фартуком из полимерных материалов с нагрудником, Перчатки с полимерным покрытием.
Обязать ГУФСИН России по Кемеровской области обеспечить потребности в бюджетном финансировании ИК-4 ГУФСИН России по Кемеровской области для выполнения мероприятий по обеспечению средствами индивидуальной защиты специальной одеждой и обувью указанных выше работников.
Обязать ФКУ ОУХД ИК-4 ГУФСИН России по Кемеровской области устранить нарушения федерального законодательства об охране труда: обеспечить осужденных, привлеченных к работам, средствами индивидуальной защиты, специальной одеждой и обувью указанных работников.
В судебном заседании прокурор Ч.Н.А. исковые требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ФСИН России, ГУФСИН России по Кемеровской области, Федерального казенного учреждения с особыми условиями хозяйственной деятельности исправительная колония № 4 ГУФСИН России по Кемеровской области – И.О.Н., действующая на основании доверенностей, исковые требования не признала, считает их необоснованными, поскольку ФКУ ОУХД ИК-4 является федеральным казенным учреждением и полностью финансируется из средств федерального бюджета. Со стороны учреждения прияты все меры по истребованию денежных средств у распорядителя бюджетных средств, а именно, направлены следующие заявки на выделение денежных средств для приобретения вышеуказанных средств индивидуальной защиты, специальной одежды и обуви: от ДД.ММ.ГГГГ№/<данные изъяты>; от ДД.ММ.ГГГГ№/<данные изъяты>; от ДД.ММ.ГГГГ№/<данные изъяты>; от ДД.ММ.ГГГГ№/<данные изъяты>; от ДД.ММ.ГГГГ№/<данные изъяты>; от ДД.ММ.ГГГГ№<данные изъяты>; от ДД.ММ.ГГГГ№/<данные изъяты>; от ДД.ММ.ГГГГ№/<данные изъяты> (копии прилагаются). Г. Р. по <адрес>, в свою очередь, также запрашивал денежные средства на данные цели в Ф. Р.. В ФКУ ОУХД ИК-4 в 2017 и 2018 годах денежные средства на обеспечение осужденных средствами индивидуальной защиты, специальной одеждой и обувью не поступали, что подтверждается планами – графиками закупок на 2017 и 2018 годы, в которых отсутствуют данные закупки. Просит суд в удовлетворении требований прокурора отказать.
Выслушав явившиеся стороны, изучив письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования Кузбасского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях подлежат удовлетворению.
Кроме того, суд считает рассмотреть требования прокурора в порядке гражданского судопроизводства в рамках Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку суд усматривает наличие спора о праве.
Так, предметом спора по настоящему делу является понуждение ответчика к совершению действий, что свидетельствует о материальном характере спора. В рассматриваемом случае фактически оспаривается бездействие ФКУ ИК-4 ГУФСИН России по Кемеровской области, возникшее из его хозяйственной деятельности, а не из административных и иных публичных правоотношений.
Частью 1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст.34 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор отнесен к лицам, участвующим в деле, а его процессуальные права, которые закреплены в ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, во взаимосвязи с положениями глав 15 и 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, включают право на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. По смыслу приведенных выше норм по делам по заявлениям, поданным в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем данного круга физических лиц в силу закона, а потому вправе в порядке гражданского судопроизводства обратиться в суд с названным иском.
В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» №5473-1 от 21.07.1993 года, правовую основу деятельности уголовно-исполнительной системы составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Согласно ст.5, указанного Закона, уголовно-исполнительная система включает в себя:
1) учреждения, исполняющие наказания;
2) территориальные органы уголовно-исполнительной системы;
3)федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.
Согласно п.1, п.2 ч.1 ст.13 ФЗ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» №5473-1 от 21.07.1993 года, учреждения, исполняющие наказания, обязаны:
обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации;
создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях.
В соответствии с учредительными документами (л.д. № 13-27), а также сведениями, имеющимися в ЕГРЮЛ (л.д. № 36-85), ИК-4 является действующим юридическим лицом.
В соответствии с пунктом 1.1 Устава, ИК-4 является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности (л.д. № 14).
Согласно пункту 2.5.1 Устава, учреждение обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации привлечение осужденных к труду (л.д. № 19).
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Согласно части 2 статьи 7, статьи 37 Конституции Российской Федерации, труд людей охраняется; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В соответствии со статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Согласно статье 211 Трудового кодекса Российской Федерации, государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
На основании статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить безопасные условия и охраны труда своим работникам в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену (статья 221 Трудового кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что в апреле 2017 года прокуратурой по надзору за исправительными учреждениями установлено, что осужденные, привлеченные к работам, в полном объеме не обеспечены специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование, в соответствии с типовыми нормами.
17.04.2017 в адрес начальника ИК-4 внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства (л.д. № 93).
В судебном заседании установлено, что из-за недостатка финансирования, выявленные нарушения федерального законодательства до настоящего времени не устранены.
В нарушение статей 211, 212, 221 Трудового кодекса Российской Федерации, Приказа Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения- работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты», на момент проверки в феврале 2018 года, средствами индивидуальной защиты, специальной одеждой и обувью не обеспечены работники.
В нарушение приложения № 2 Постановления Минтруда России от 29.12.1997 № 68 «Об утверждении Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты», 1 гладильщик (баня-прачечная): не обеспечен халатом хлопчатобумажным.
В нарушение Приказа Минздравсоцразвития России от 11.08.2011 № 906н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам химических производств, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением», 3 подсобных рабочих (котельная) не обеспечены костюмами из огнестойких материалов для защиты от повышенных температур, бельем нательным, ботинками кожаными с подносками или сапогами кожаными с защитными подносками, перчатками для защиты от повышенных температур, перчатками с полимерным покрытием, касками защитными, подшлемниками под каску с однослойными или трехслойными утеплителями, очками защитными, наушниками противошумными или вкладышами противошумными, средствами индивидуальной защиты органов дыхания противоаэрозольными; 2 электросварщика не обеспечены костюмами из огнестойких материалов для защиты от повышенных температур, ботинками кожаными с защитными подносками или сапогами кожаными с защитными подносками, перчатками для защиты от повышенных температур, перчатками с полимерным покрытием, касками защитными, подшлемниками под каску, щитками защитными лицевыми с креплением на каску, средствами индивидуальной защиты органов дыхания противоаэрозольнми.
В нарушение Приказа Минздравсоцразвития России от 09.12.2009 № 970н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам нефтяной промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением»:
1 парикмахер не обеспечен халатом и брюками хлопчатобумажными или халатом и брюками из смешанных тканей, туфлями кожаными;
2 рабочих по комплексному обслуживанию и ремонту зданий не обеспечены костюмами для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, сапогами резиновыми с защитными подносками, перчатками с полимерным покрытием, перчатками резиновыми или из полимерных материалов, щитками защитными лицевыми или очками защитными, средствами индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующими;
9 машинистов - кочегаров котельной не обеспечены костюмами для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или костюмами для защиты от повышенных температур, перчатками с полимерным покрытием, перчатки для защиты от повышенных температур, щитками защитными лицевыми или очками защитными, касками защитными,
средствами индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующими, фартуками из полимерных материалов с нагрудниками;
7 уборщиков производственных и служебных помещений: не обеспечены костюмами для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или халатами для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, перчатками с полимерным покрытием, перчатками резиновыми или из полимерных материалов;
13 уборщиков территории не обеспечены костюмами для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, фартуками из полимерных материалов с нагрудниками, сапогами резиновыми с защитными подносками, перчатками с полимерным покрытием;
5 поваров не обеспечены костюмами для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, фартуками из полимерных материалов, нарукавниками из полимерных материалов;
5 кухонных рабочих и 5 подсобный рабочих (столовая - пекарня): не обеспечены костюмами для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или халатами и брюками для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, нарукавниками из полимерных материалов, перчатками резиновыми или из полимерных материалов, фартуками из полимерных материалов с нагрудниками, при работе в овощехранилищах дополнительно жилетами утепленными;
13 подсобных рабочих (КБО) не обеспечены комбинезонами для защиты от токсичных веществ и пыли из нетканых материалов, перчатками с полимерным покрытием, очками защитными, средствами индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующими;
1 рабочего по обслуживанию бани не обеспечен костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или халатом и брюки для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, перчатками с полимерным покрытием;
1 машиниста по стирке и ремонту специальной одежды не обеспечен костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или халатом и брюками для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, фартуком из полимерных материалов с нагрудником, перчатки с полимерным покрытием.
Суд считает, что неисполнение требований федерального законодательства о труде, недопустимо, влечет нарушение гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и законных интересов осужденных, отбывающих наказание в ИК-4, на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. При обстоятельствах, установленных в результате проверки, труд осужденных, привлекаемых к работам в ИК-4, не является безопасным, что препятствует реализации важнейших конституционных принципов о праве на охрану жизни и здоровья граждан.
Согласно подпунктов 25, 55, 56 пункта 11 раздела 3 «Положения о главном управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области», утвержденного приказом ФСИН России № 63 от 10.03.2005 в компетенцию ГУФСИН входит финансовое обеспечение собственных расходов и расходов учреждений, исполняющих наказания, подготовку и утверждение их смет доходов и расходов по бюджетным средствам; обеспечение ввода в действие производственных мощностей и объектов в установленные сроки, разработка проектно-сметной документации, финансирование проектно-изыскательских работ и строительства; осуществление функции государственного заказчика и осуществление материально-технического обеспечения подведомственных ему учреждений.
На основании пункта 9 главы II Положения о ГУФСИН, одной из основных задач является финансовое и материально-техническое обеспечение Главного управления, учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, других подведомственных учреждений и подразделений в пределах, выделенных в установленном порядке ассигнований, материально-технических ресурсов и лимитов, а также за счет привлечения инвестиций сторонних организаций, средств, полученных из других законных источников.
Полномочия и организация деятельности Федеральной службы исполнения наказаний регламентированы Положением, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний».
В соответствии с пунктом 1 Положения, Федеральная служба исполнения наказаний является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.
На основании пункта 5 Положения, ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.
На основании пунктов 3, 7 Положения, основными задачами и полномочиями ФСИН России являются: обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных; обеспечение законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания; осуществление материально-технического обеспечения деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы; осуществление функций главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы.
На основании статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации (часть 1 статьи 9 Закона).
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ, главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Суд установил, что обязанность по содержанию уголовно-исполнительной системы, реализацию возложенных на нее функций и главным распорядителем средств федерального бюджета является ФСИН России.
В соответствии с подпунктом 1.7 Устава ИК-4 является юридическим лицом, участником бюджетного процесса - получателем бюджетных средств.
В соответствии с пунктом 9 главы II Положения, одной из основных задач ГУФСИН является финансовое и материально-техническое обеспечение Главного управления, учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, других подведомственных учреждений и подразделений в пределах, выделенных в установленном порядке ассигнований, материально-технических ресурсов и лимитов, а также за счет привлечения инвестиций сторонних организаций, средств, полученных их других законных источников.
Согласно пункту 21 главы III Положения, одной из основных функций Главного управления является создание безопасных условий труда и гигиены сотрудникам (работникам) Главного управления, осуществление контроля за соблюдением безопасных условий труда и гигиены сотрудников (работников) в учреждениях, исполняющих наказания, следственных изоляторах и других подведомственных учреждениях.
В судебном заседании установлено, что ФКУ ОУХД ИК-4 является федеральным казенным учреждением и полностью финансируется из средств федерального бюджета.
При вынесении решения, суд принимает во внимание, что со стороны учреждения приняты меры по истребованию денежных средств у распорядителя бюджетных средств, а именно, направлены заявки на выделение денежных средств для приобретения средств индивидуальной защиты, специальной одежды и обуви: от ДД.ММ.ГГГГ№/<данные изъяты>; от ДД.ММ.ГГГГ№/<данные изъяты>; от ДД.ММ.ГГГГ№/<данные изъяты>; от ДД.ММ.ГГГГ№/<данные изъяты>; от ДД.ММ.ГГГГ№/<данные изъяты>; от ДД.ММ.ГГГГ№/<данные изъяты>; от ДД.ММ.ГГГГ№/<данные изъяты>; от ДД.ММ.ГГГГ№/<данные изъяты> (л.д. №, 109-113). Однако правовых последствий для разрешения данного спора указанные действия не имеют.
Таким образом, оценивая представленные сторонами доказательства, анализируя приведенные выше нормы законодательства, суд считает исковые требования Кузбасского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Федеральному казенному учреждению с особыми условиями хозяйственной деятельности исправительная колония № 4 ГУФСИН России по Кемеровской области, ГУФСИН России по Кемеровской области, ФСИН России о понуждении к совершению действий являются обоснованными, не противоречащими установленным законом требованиям.
В соответствии с ч.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным установить ответчикам ФКУ ИК-4, ГУФСИН России по Кемеровской области и ФСИН России срок, в течение которого решение должно быть ими исполнено, до 1 сентября 2018 года.
Данный срок является разумным и исполнимым с учетом требований истца, характера выявленных нарушений законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12,56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Обязать Федеральную службу исполнения наказаний России до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить финансирование ГУФСИН России по Кемеровской области для обеспечения осужденных ФКУ ИК-4 и устранить нарушения федерального законодательства об охране труда: обеспечить осужденных, привлеченных к работам, средствами индивидуальной защиты, специальной одеждой и обувью следующих работников:
1 гладильщика (баня-прачечная): халатом хлопчатобумажным;
3 подсобных рабочих (котельная): костюмами из огнестойких материалов для защиты от повышенных температур, бельем нательным, ботинками кожаными с подносками или сапогами кожаными с защитными подносками, перчатками для защиты от повышенных температур, перчатками с полимерным покрытием, касками защитными, подшлемниками под каску с однослойными или трехслойными утеплителями, очками защитными, наушниками противошумными или вкладышами противошумными, средствами индивидуальной защиты органов дыхания противоаэрозольными;
2 электросварщика костюмами из огнестойких материалов для защиты от повышенных температур, ботинками кожаными с защитными подносками или сапогами кожаными с защитными подносками, перчатками для защиты от повышенных температур, перчатками с полимерным покрытием, касками защитными, подшлемниками под каску, щитками защитными лицевыми с креплением на каску, средствами индивидуальной защиты органов дыхания противоаэрозольными;
1 парикмахера халатом и брюками хлопчатобумажными или халатом и брюками из смешанных тканей, туфлями кожаными;
2 рабочих по комплексному обслуживанию и ремонту зданий: костюмами для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, сапогами резиновыми с защитными подносками, перчатками с полимерным покрытием, перчатками резиновыми или из полимерных материалов, щитками защитными лицевыми или очками защитными, средствами индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующими;
9 машинистов - кочегаров котельной: костюмами для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или костюмами для защиты от повышенных температур, перчатками с полимерным покрытием, перчатки для защиты от повышенных температур, щитками защитными лицевыми или очками защитными, касками защитными, средствами индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующими, фартуками из полимерных материалов с нагрудниками;
7 уборщиков производственных и служебных помещений: костюмами для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или халатами для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, перчатками с полимерным покрытием, перчатками резиновыми или из полимерных материалов;
13 уборщиков территории: костюмами для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, фартуками из полимерных материалов с нагрудниками, сапогами резиновыми с защитными подносками, перчатками с полимерным покрытием;
5 поваров: костюмами для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, фартуками из полимерных материалов, нарукавниками из полимерных материалов;
5 кухонных рабочих и 5 подсобный рабочих (столовая - пекарня): костюмами для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или халатами и брюками для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, нарукавниками из полимерных материалов, перчатками резиновыми или из полимерных материалов, фартуками из полимерных материалов с нагрудниками, при работе в овощехранилищах дополнительно жилетами утепленными;
13 подсобных рабочих (КБО): комбинезонами для защиты от токсичных веществ и пыли из нетканых материалов, перчатками с полимерным покрытием, очками защитными, средствами индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующими;
1 рабочего по обслуживанию бани: костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или халатом и брюки для защиты от общих производственных загрязнений и механических ! воздействий, перчатками с полимерным покрытием;
1 машиниста по стирке и ремонту специальной одежды: костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или халатом и брюками для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, фартуком из полимерных материалов с нагрудником, перчатками с полимерным покрытием.
Обязать ГУФСИН России по Кемеровской области до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить потребности в бюджетном финансировании ИК-4 ГУФСИН России по Кемеровской области для выполнения мероприятий по обеспечению средствами индивидуальной защиты специальной одеждой и обувью указанных выше работников.
Обязать ФКУ ОУХД ИК-4 ГУФСИН России по Кемеровской области до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения федерального законодательства об охране труда: обеспечить осужденных, привлеченных к работам, средствами индивидуальной защиты, специальной одеждой и обувью следующих работников:
1 гладильщика (баня-прачечная): халатом хлопчатобумажным;
3 подсобных рабочих (котельная): костюмами из огнестойких материалов для защиты от повышенных температур, бельем нательным, ботинками кожаными с подносками или сапогами кожаными с защитными подносками, перчатками для защиты от повышенных температур, перчатками с полимерным покрытием, касками защитными, подшлемниками под каску с однослойными или трехслойными утеплителями, очками защитными, наушниками противошумными или вкладышами противошумными, средствами индивидуальной защиты органов дыхания противоаэрозольными;
2 электросварщиков костюмами из огнестойких материалов для защиты от повышенных температур, ботинками кожаными с защитными подносками или сапогами кожаными с защитными подносками, перчатками для защиты от повышенных температур, перчатками с полимерным покрытием, касками защитными, подшлемниками под каску, щитками защитными лицевыми с креплением на каску, средствами индивидуальной защиты органов дыхания противоаэрозольными;
1 парикмахера: халатом и брюками хлопчатобумажными или халатом и брюками из смешанных тканей, туфлями кожаными;
2 рабочих по комплексному обслуживанию и ремонту зданий: костюмами для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, сапогами резиновыми с защитными подносками, перчатками с полимерным покрытием, перчатками резиновыми или из полимерных материалов, щитками защитными лицевыми или очками защитными, средствами индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующими;
9 машинистов - кочегаров котельной: костюмами для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или костюмами для защиты от повышенных температур, перчатками с полимерным покрытием, перчатки для защиты от повышенных температур, щитками защитными лицевыми или очками защитными, касками защитными, средствами индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующими, фартуками из полимерных материалов с нагрудниками;
7 уборщиков производственных и служебных помещений: костюмами для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или халатами для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, перчатками с полимерным покрытием, перчатками резиновыми или из полимерных материалов;
13 уборщиков территории: костюмами для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, фартуками из полимерных материалов с нагрудниками, сапогами резиновыми с защитными подносками, перчатками с полимерным покрытием;
5 поваров: костюмами для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, фартуками из полимерных материалов, нарукавниками из полимерных материалов;
5 кухонных рабочих и 5 подсобный рабочих (столовая-пекарня): костюмами для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или халатами и брюками для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, нарукавниками из полимерных материалов, перчатками резиновыми или из полимерных материалов, фартуками из полимерных материалов с нагрудниками, при работе в овощехранилищах дополнительно жилетами утепленными;
13 подсобных рабочих (КБО): комбинезонами для защиты от токсичных веществ и пыли из нетканых материалов, перчатками с полимерным покрытием, очками защитными, средствами индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующими;
1 рабочего по обслуживанию бани: костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или халатом и брюки для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, перчатками с полимерным покрытием;
1 машиниста по стирке и ремонту специальной одежды: костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или халатом и брюками для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, фартуком из полимерных материалов с нагрудником, перчатки с полимерным покрытием.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Кемеровского областного суда в течение месяца со дня вынесения решения.
Председательствующий Н.С. Башмакова