ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-387/20 от 10.09.2020 Пластского городского суда (Челябинская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 сентября 2020 года г. Пласт

Пластский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего - судьи Суриной Е.А.

при секретаре Суриной Е.А.,

с участием прокурора Кураева К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Пласта Челябинской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Пластовского муниципального района Челябинской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности ликвидировать несанкционированные места размещении промышленных и бытовых отходов,

установил:

прокурор г. Пласта Челябинской области обратился в суд к администрации Пластовского муниципального района Челябинской области и просил признать незаконным бездействие администрации, выразившиеся в непринятии мер по ликвидации несанкционированного места складирования отходов производства и потребления, на участке местности площадью 30 м2, расположенном на территории Пластовского муниципального района, в 20 метрах от дома 29 по пер. Тупиковый в г. Пласте; возложить на администрацию обязанность ликвидировать несанкционированное место складирования отходов производства и потребления, на участке местности площадью 30 м2, расположенном на территории Пластовского муниципального района, в 20 метрах от дома 29 по пер. Тупиковый в г. Пласте, в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований указал, что была проведена проверка исполнения администрацией Пластовского муниципального района требований об охране окружающей среды и природопользовании, в ходе которой выявлены нарушения норм действующего законодательства. Установлено, что на участке местности площадью 30 м2, расположенном на территории Пластовского муниципального района, в 20 метрах от дома 29 по пер. Тупиковый в г. Пласте, в овраге, имеется место несанкционированного складирования отходов производства и потребления, в том числе не относящиеся к твердым коммунальным отходам. Площадь, занимаемая отходами, составляет 30 м2. В ходе проверки собственник отходов производства не установлен, в связи с чем в соответствии с примечанием к п. 7.8 ГОСТа 30772-2001 собственником являются органы местного самоуправления. Полагают, что на администрацию Пластовского муниципального района возложена обязанность по организации благоустройства, контролю за соблюдением правил благоустройства на территории Пластовского городского поселения, в том числе по недопущению возникновения мест несанкционированного складирования отходов производства и потребления и их своевременной ликвидации. Вместе с тем, должностными лицами администрации Пластовского муниципального района указанное место несанкционированного складирования отходов производства и потребления своевременно выявлено не было, равно как и не принято мер по его ликвидации. Вышеуказанные действия (бездействие) ответчика, связанные с несоблюдением требований действующего законодательства в части проведения мероприятий по недопущению захламления земель отходами производства и потребления, наносят вред землям, как природному объекту, нарушают конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду.

Прокурор г. Пласта Кураев К.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика администрации Пластовского муниципального района Челябинской области ФИО1 в судебное заседание не явился извещен своевременно, представил отзыв на иск в котором указал, что с требованиями прокурора не согласен. Указал, что 26.06.2020г. в администрацию Пластовского муниципального района из прокуратуры г.Пласт поступило представление об устранении нарушений закона при обращении с отходами производства и потребления. Из представления следовало, что администрации Пластовского муниципального района необходимо в месячный срок принять конкретные меры, направленные на ликвидацию несанкционированного складирования отходов производства и потребления, расположенных на территории Пластовского муниципального района по адресу: г.Пласт, в 20 метрах от д.29 пер.Тупиковый, г.Пласт, в 20 метрах от д.31 ул.Воровского, г.Пласт, в 30 метрах от д.22 ул.Кирова. В соответствии с требованиями, изложенными в указанном представлении, несанкционированная свалка на участке местности площадью 30 кв.м., расположенном в 20 метрах от д.29 пер.Тупиковый г.Пласт, ликвидирована, что подтверждается актом обследования № 1 от 27.07.2020г., о чем прокуратура г.Пласт была своевременно уведомлена. Кроме того, указанное представление датировано 29.06.2020г. (установлен месячный срок для исполнения требований). Административное исковое заявление датировано 30.06.2020г. Таким образом, у административного истца отсутствовали правовые основания для подачи административного иска.

Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 42 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на благоприятную окружающую среду.

Согласно положениям п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Статья 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Как следует из пп. 14 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Положения ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения земель.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно п. 4.13 ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения, введенного Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года № 607-ст, под несанкционированными свалками отходов понимаются территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.

В силу п. 7.8. указанного ГОСТа собственником отходов являются: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, на участке местности 30 м2, расположенном на территории Пластовского муниципального района, в 20 метрах от дома 29 по пер. Тупиковый в г. Пласте, в овраге, имеется место несанкционированного складирования отходов производства и потребления, в том числе не относящиеся к твердым коммунальным отходам. Площадь, занимаемая отходами, составляет 30 м2, что подтверждается актом обследования территории от 23 июня 2020 года, составленного помощником прокурора города, и фототаблицей.

Кроме того, в ходе судебного разбирательства установлено, что на основании ч. 2 ст. 31 Устава Пластовского муниципального района, принятого Постановлением Пластовского городского Собрания депутатов Челябинской области 4 февраля 1998 г. № 71 (далее по тексту - Устав), администрация района в соответствии с ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», настоящим Уставом и Уставом Пластовского городского поселения исполняет полномочия Администрации Пластовского городского поселения.

В связи с вышеприведенными нормами, администрацией Пластовского муниципального района принято постановление от 12.11.2018 № 966, которым утверждено Положение об отделе благоустройства и дорожного хозяйства администрации Пластовского муниципального района (далее по тексту - Положение). В соответствии с п. 2.2. Положения, отдел благоустройства и дорожного хозяйства администрации Пластовского муниципального района, в числе прочего, осуществляет функцию по организации благоустройства на территории поселения.

Таким образом, именно на администрацию Пластовского муниципального района возложена обязанность по организации благоустройства, контролю за соблюдением правил благоустройства на территории Пластовского городского поселения, в том числе по недопущению возникновения мест несанкционированного складирования отходов производства и потребления и их своевременной ликвидации. Наличие несанкционированных свалок свидетельствует о том, что органом местного самоуправления – администрацией Пластовского муниципального района не принимаются достаточные меры, необходимые для соответствующего санитарного содержания территорий и поддержания чистоты и порядка, что говорит о бездействии администрации.

Принимая во внимание, что обязанность по организации ликвидации несанкционированных мест размещения отходов, их вывозу в силу законодательства о местном самоуправлении, об отходах производства и потребления, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения лежит на администрации Пластовского муниципального района, неисполнение данной обязанности нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, суд приходит к выводу, что требования прокурора подлежат удовлетворению и на администрацию должна быть возложена обязанность ликвидировать несанкционированное место складирования отходов производства и потребления, на участке местности площадью 30 м2, расположенном на территории Пластовского муниципального района, в 20 метрах от дома 29 по пер. Тупиковый в г. Пласте.

Вместе с тем, администрацией Пластовского муниципального района Челябинской области представлен акт обследования № 1 от 27 июля 2020 года, и фотографии, согласно которым несанкционированное место складирования отходов производства и потребления, на участке местности площадью 30 м2, расположенном на территории Пластовского муниципального района, в 20 метрах от дома 29 по пер. Тупиковый в г. Пласте, ликвидировано. Таким образом, решение в части возложения обязанности на администрацию Пластовского муниципального района Челябинской области ликвидировать несанкционированное место складирования отходов производства и потребления, на участке местности площадью 30 м2, расположенном на территории Пластовского муниципального района, в 20 метрах от дома 29 по пер. Тупиковый в г. Пласте, не подлежит исполнению в связи с добровольным исполнением администрацией Пластовского муниципального района до вынесения судом решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-177, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования прокурора г. Пласта Челябинской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Пластовского муниципального района Челябинской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности ликвидировать несанкционированные места размещении промышленных и бытовых отходов удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации Пластовского муниципального района Челябинской области, выразившиеся в непринятии мер по ликвидации несанкционированного места складирования отходов производства и потребления, на участке местности площадью 30 м2, расположенном на территории Пластовского муниципального района, в 20 метрах от дома 29 по пер. Тупиковый в г. Пласте.

В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора г. Пласта Челябинской области отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда в течение месяца с подачей апелляционной жалобы через Пластский городской суд Челябинской области.

Председательствующий

1версия для печатиДело № 2а-387/2020 ~ М-378/2020 (Решение)