ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-387/2022 от 11.10.2022 Оконешниковского районного суда (Омская область)

Дело № 2а-387/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Оконешниково 11 октября 2022г.

Оконешниковский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Трофименко А.А., при секретаре судебного заседания Хохловой М.В., с участием помощника прокурора Гончаровой В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Оконешниковского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Любимовского сельского поселения Оконешниковского муниципального района Омской области о признании бездействия в части не принятия мер по постановке на учет бесхозяйного имущества незаконным и обязывании устранить нарушения закона,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Оконешниковского района Омской области обратился с административным исковым заявлением, в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Любимовского сельского поселения Оконешниковского муниципального района Омской области о признании бездействия в части не принятия мер по постановке на учет бесхозяйного имущества незаконным и обязывании устранить нарушения закона, указав в обоснование заявления, что прокуратурой Оконешниковского района проведена проверка соблюдения администрацией Любимовского сельского поселения Оконешниковского муниципального района Омской области требований законодательства о муниципальной собственности, в ходе которой установлено, что на территории Любимовского сельского поселения расположены бесхозяйные сети газоснабжения: трасса газопровода ..., от ГРПШ 400-1 по ..., протяженностью 3568м.

По состоянию на 23.09.2022 Любимовское сельское поселение в территориальный орган Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области с заявлением о постановке на учет указанных объектов в качестве бесхозяйных не обращалось.

23.09.2022 в адрес главы Любимовского сельского поселения Оконешниковского муниципального района Омской области внесено представление об устранении нарушений. Вместе с тем из представленного ответа следует, что нарушения до настоящего времени не устранены.

Просил: признать бездействие администрации Любимовского сельского поселения Оконешниковского муниципального района Омской области по непринятию мер по постановке на учет бесхозяйного имущества, незаконным. Обязать администрацию Любимовского сельского поселения Оконешниковского муниципального района Омской области в срок до 01.01.2023 обратится в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей: трасса газопровода ..., от ГРПШ 400-1 по ..., протяженностью 3568 м..

В судебном заседании помощник прокурора Гончарова В.А. требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.

Административный ответчик - администрация Любимовского сельского поселения, просили рассмотреть дело без участия их представителя, указав, что с требованиями прокурора согласны.

Выслушав пом. прокурора, изучив материалы дела, суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) установлено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

В соответствии с ч. 6 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (ч. 3 ст. 225 ГК РФ).

Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее – Порядок) утвержден приказом Министерства экономического развития РФ от 10.12.2015 № 931.

Пунктом 5 Порядка установлено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.

Согласно указанному приказу на учет принимаются бесхозяйные объекты недвижимого имущества в индивидуальном порядке. Заявление о постановке на учет органа местного самоуправления бесхозяйных недвижимых вещей подается в отношении каждого объекта в отдельности, решение уполномоченным органом также принимается на основании указанного заявления в отношении индивидуально определенного объекта недвижимого имущества.

В судебном заседании установлено, что на территории Любимовского сельского поселения расположены бесхозяйные сети газоснабжения: трасса газопровода ..., от ГРПШ 400-1 по ..., протяженностью 3568 м.

По состоянию на 23.09.2022 Любимовское сельское поселение в территориальный орган Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области с заявлением о постановке на учет указанных объектов в качестве бесхозяйных не обращалось.

Отсутствие собственника указанного газопровода влечет неисполнение органом местного самоуправления предусмотренных ст. 7 Федерального закона № 69-ФЗ обязанностей.

Обращение в суд с настоящим исковым заявлением обусловлено необходимостью защиты интересов муниципального образования, так как эксплуатация бесхозяйного газопровода приводит к уменьшению доходной части бюджета вследствие непоступления платы за аренду либо использование на ином праве объектов, подлежащих включению в состав муниципальной собственности.

Кроме того, с учетом того факта, что газопровод является социально значимым объектом, признание его бесхозяйным будет способствовать защите интересов неопределенного круга лиц, которые являются потребителями услуги газоснабжения.

23.09.2022 в адрес главы Любимовского сельского поселения Оконешниковского муниципального района Омской области внесено представление об устранении нарушений.

Вместе с тем из представленного ответа следует, что нарушения до настоящего времени не устранены.

Частью 1 ст. 39 КАС РФ определено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Из выше приведенного, суд делает вывод об обоснованности требований прокурора, обусловленных необходимостью защиты интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ст.114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Вместе с тем, в силу ст.333.36 НК РФ, суд полагает обоснованным ответчика от взыскания государственной пошлины в госдоход освободить, исходя из имущественного положения ответчика, его организационно-правовой формы.

Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные прокурором Оконешниковского района требования – удовлетворить.

Признать бездействие администрации Любимовского сельского поселения Оконешниковского муниципального района Омской области по непринятию мер по постановке на учет бесхозяйного имущества, незаконным.

Обязать администрацию Любимовского сельского поселения Оконешниковского муниципального района Омской области в срок до 01.01.2023 обратится в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей: трасса газопровода ..., от ГРПШ 400-1 по ..., протяженностью 3568м..

От взыскания государственной пошлины в госдоход административного ответчика - освободить.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд, через Оконешниковский районный суд, в течение одного месяца.

Судья _____________ А.А. Трофименко