ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-387/2022 от 18.05.2022 Барышского городского суда (Ульяновская область)

Дело № 2а-387/2022 год

73RS0006-01-2021-001107-50

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 мая 2022 года г. Барыш Ульяновской области

Барышский городской суд Ульяновской области

в составе председательствующего судьи Зотовой Л.И.,

с участием помощника прокурора Барышского района Никифорова Н.Л.,

при секретаре Сехно Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административный иск прокурора Барышского района Ульяновской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Муниципальная управляющая компания», МБУ «Чистый город» МО «Барышское городское поселение», Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Барышский район» Ульяновской области, Администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области, и как исполняющей полномочия МО «Барышское городское поселение», о признании незаконным бездействия, выраженного в непринятии мер по установлению ограждения10 водонапорных башен, расположенных в г. Барыш по улицам Степная, Аптечная, Загородная, Горная, микрорайон МСО, в п. Большая Силаевка, с. Акшуат, с. Водорацк и п. Поливаново,и возложении обязанности установить данные ограждения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Барышского района Ульяновской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Муниципальная управляющая компания» (далее ООО «МУК»), МБУ «Чистый город» МО «Барышское городское поселение», Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Барышский район» Ульяновской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности установить ограждение 10 водонапорных башен, расположенных в г. Барыш по улицам Степная, Аптечная, Загородная, Горная, микрорайон МСО, в п. Большая Силаевка, с. Акшуат, с. Водорацк и п. Поливаново. Мотивируя свои требования указал, ООО «МУК» является пользователем указанных 10 водонапорных башен, переданных Обществу по договорам субаренды № 1 и № 2 от 30.12.2020 года. В ходе прокурорской проверки установлены нарушения требований СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», а именно: ограждение территории указанных водонапорных башен частично отсутствует, соответственно доступ посторонних лиц к указанным объектам является свободным.

Определением Барышского городского суда Ульяновской области от 29 июля 2021 года в качестве административного соответчика была привлечена Администрация муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области, как собственник водонапорных башен, расположенных в с. Акшуат, с. Водорацк, пос.Поливаново. Определением Барышского городского суда Ульяновской области от 19 августа 2021 года в качестве административного соответчика было привлечено МО «Барышское городское поселение», полномочия которого в полном объёме исполняет Администрация муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области, являющегося собственником водонапорных башен, расположенных в г. Барыше по улицам Степная, Аптечная, Загородная, Горная, микрорайон МСО, в г. Барыше Большая Силаевка.

В судебном заседании помощник прокурора Барышского района Никифоров Н.Л. поддержав иск, привёл аналогичные доводы.

Представитель Администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области, исполняющей также полномочия МО «Барышское городское поселение» (основание решение Совета депутатов МО «Барышское городское поселение» Барышского района Ульяновской области второго созыва от 24.10.2012 года № 1/5) Чумаченко Д.В. в судебном заседании возражая против иска пояснил, что действительно в муниципальной собственности находятся 10 водонапорных башен, расположенных по адресам, указанным в иске. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» конкретно определены вопросы местного значения. Полномочия по организации в границах города и района по установке ограждений водонапорных башен у муниципального образования не имеется, денежные средства в бюджет не закладывались. Также обратил внимание на то, что ограждение территории указанных водонапорных башен отсутствует частично, что подтверждается фототаблицами, приложенными к иску.

Представители Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Барышский район» Ульяновской области, Общества с ограниченной ответственностью «Муниципальная управляющая компания», МБУ «Чистый город» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Согласно статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательствами по делу являются доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. В качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, полученные в том числе путем использования систем видеоконференц-связи, а также письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов.

В силу статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии со статьёй 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Разрешая возникший спор, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд исходит из следующего.

Статья 2 Федерального закона № 35-ФЗ от 06.03.2006 года «О противодействии терроризму» предусматривает, что одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является предупреждение терроризма, выражающееся в заблаговременном принятии профилактических мер, направленных на предупреждение террористической деятельности в различных формах и проявлениях.

Согласно статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ от 27.07.1997 года «О промышленной безопасности производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц, обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ.

В силу пункта 2 статьи 5, статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. При этом, для водных объектов (в том числе и подземных), используемых в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», несоблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, устанавливающих санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

В соответствии со статьёй 19 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает, питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Согласно подпунктов 1 - 3 статьи 11 этого же закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, и предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

В силу подпунктов 1, 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии с пунктом 1.3 Постановления Главного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 года № 10 «О введении в действие Санитарных правил и норм Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» 2.1.4.1110-02, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Указанным постановлением предусмотрено, что зоны санитарной охраны (далее ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены (п. 1.4).

ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения; второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения; санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой; в каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды (п. 1.5).

Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО; при разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода (п. 1.6).

Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально (п. 1.11).

Отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН (п. 1.17).

Водозаборы подземных вод должны располагаться вне территории промышленных предприятий и жилой застройки. Расположение на территории промышленного предприятия или жилой застройки возможно при надлежащем обосновании; граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора - при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м - при использовании недостаточно защищенных подземных вод; граница первого пояса ЗСО группы подземных водозаборов должна находиться на расстоянии не менее 30 и 50 м от крайних скважин; для водозаборов из защищенных подземных вод, расположенных на территории объекта, исключающего возможность загрязнения почвы и подземных вод, размеры первого пояса ЗСО допускается сокращать при условии гидрогеологического обоснования по согласованию с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора (п. 2.2.1.1).

Территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за её пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие (п. 3.2.1.1).

В судебном заседании установлено, что Администрация муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области, на основании решения Совета депутатов МО «Барышское городское поселение» Барышского района Ульяновской области второго созыва от 24.10.2012 года № 1/5, исполняет полномочия МО «Барышское городское поселение». На основании этого же решения, муниципальное учреждение «Администрация муниципального образования «Барышское городское поселение» Барышского района Ульяновской области» было ликвидировано.

Согласно выписке из реестра муниципального имущества МО «Барышский район» Ульяновской области от 28.07.2021 года в настоящее время в собственности муниципального образования находятся водонапорные башни, расположенные в с. Акшуат, с. Водорацк, и буровая скважина в пос. Поливаново, Барышского района, Ульяновской области. В собственности МО «Барышское городское поселение», полномочия которого возложены на Администрацию МО «Барышский район», находятся водонапорные башни, расположенные в г. Барыше по улицам Степная, Аптечная, Загородная, Горная, микрорайон МСО, в г. Барыше Большая Силаевка, Ульяновской области.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, что ранее, 29.12.2020 года между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Барышский район» Ульяновской области и МБУ «Чистый город» МО «Барышское городское поселение» были заключены договора аренды муниципального имущества № 7 и № 8. Срок действия данных договоров установлен до 28.12.2021 года. 30.12.2020 года, в рамках договоров аренды от 29.12.2020 года, между МБУ «Чистый город» МО «Барышское городское поселение» и ООО «Муниципальная управляющая компания», с согласия Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Барышский район» Ульяновской области (арендатора) были заключены договора субаренды муниципального имущества № 1 и № 2, сроком их действия до 28.12.2021 года. Решением Управления антимонопольной службы по Ульяновской области от 12.05.2021 года действия МБУ «Чистый город» МО «Барышское городское поселение», выразившиеся в передаче имущества (сетей водоснабжения) ООО «Муниципальная управляющая компания» без проведения конкурсных процедур по договорам субаренды муниципального имущества от 30.12.2020 года № 1 и № 2, признаны нарушающими часть 1 статьи 17.1 Федерального закона «О конкуренции», было выдано предписание.

Из материалов дела следует, что МБУ «Чистый город» МО «Барышское городское поселение» в 2021 году обращалось в Арбитражный суд Ульяновской области с иском признании договоров субаренды муниципального имущества от 30.12.2020 года № 1 и № 2, недействительными. Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 20.01.2022 года данный иск, из-за неявки сторон, был оставлен без рассмотрения.

Как следует из сообщения МБУ «Чистый город» МО «Барышское городское поселение» от 28.04.2022 года, договора аренды муниципального имущества от 29.12.2020 года № 7 и № 8, заключённые между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Барышский район» Ульяновской области и МБУ «Чистый город» МО «Барышское городское поселение», согласно соглашения №б/н от 26.04.2022 года- расторгнуты с 26.04.2022 года. Соответственно, и договора субаренды с ООО «Муниципальная управляющая компания», также расторгнуты с 26.04.2022 года.

Как следует из сообщения Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Барышский район» Ульяновской области от 17.05.2022 года (исх. №430) 27.04.2022 года между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Барышский район» Ульяновской области и ООО «Муниципальная управляющая компания» были заключены договора аренды муниципального имущества № 03 и № 04. Срок действия данных договоров установлен до 01.01.2023 года.

Согласно актов приёма- передачи, являющихся приложениями № 1 к договорам аренды муниципального имущества № 03 и № 04 от 27.04.2022 года в пользование было передано следующее имущество: водонапорные башни, расположенные в с. Водорацк, с. Акшуат, буровая скважина в пос. Поливаново, Барышского района, Ульяновской области, водонапорные башни, расположенные в г. Барыше, Ульяновской области, по улицам Степная, Загородная, Горная, Большая Силаевка, артскважины по улицам Аптечная, и микрорайон МСО.

До настоящего времени, ООО «Муниципальная управляющая компания» в соответствии со своей уставной деятельностью, занимается забором, очисткой и распределением воды (п. 2 Устава).

Как следует из материалов дела, в результате проверки, проведенной прокуратурой Барышского района были выявлены нарушения пунктов 3.2.1, 3.2.1.1. СанПиН «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», а именно, что территория помещения артезианских скважин и водонапорных башен, расположенных выше не имеют надлежащего ограждения по периметру.

Наличие указанных недостатков подтверждено актом проверки с фототаблицей к нему от 29.06.2021 года и ответчиками не оспаривалось.

Учитывая установленные в суде обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в отношении ООО «Муниципальная управляющая компания», которым осуществляется добыча подземных вод для питьевых и хозяйственных нужд, и не выполняются требования норм законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что существенно нарушает законные права и интересы граждан, в интересах которых предъявлены исковые требования, на благополучную среду обитания, санитарно-эпидемиологическое благополучие, обеспечение их безопасности и антитеррористической защищенности.

Обстоятельств, по которым перечисленные обязанности не могут быть исполнены, ООО «Муниципальная управляющая компания» (эксплуатирующей организацией) по делу не установлено.

Суд также считает подлежащими удовлетворению исковые требования в отношении администрации муниципального образования «Барышский район», и как исполняющего полномочия МО «Барышское городское поселение», как собственников объектов.

Статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу части 4 статьи 14 Федерального закона 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», к вопросам местного значения поселения, в том числе относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

На основании пунктов 3, 4 части 1 статьи 16 этого же Закона, к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, а также организация в границах городского округа водоснабжения населения и водоотведения.

По смыслу указанных норм к вопросам местного значения относится содержание принадлежащего ему имущества, необходимого для водоснабжения населения муниципального образования.

Более того, пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», также указано, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В связи с этим доводы ответной стороны о том, что такая обязанность на орган местного самоуправления не возлагается, противоречат действующему законодательству.

Согласно пункта 6.1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.

Для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счёт субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий в местных бюджетах должны предусматриваться средства, направляемые на исполнение указанных расходных обязательств.

В иске к МБУ «Чистый город» МО «Барышское городское поселение», Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Барышский район» Ульяновской области следует отказать, поскольку они ни собственниками, ни пользователями водопроводных башен, артезианских скважин, не являются.

В соответствии со статьёй 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с ООО «Муниципальная управляющая компания» подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 150 рублей.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора Барышского района Ульяновской области удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Барышский район» и как исполняющего полномочия МО «Барышское городское поселение» и Общества с ограниченной ответственностью «Муниципальная управляющая компания», выразившееся в непринятии мер по установлению ограждения 10 водонапорных башен (в т.ч. артскважин, буровой скважины) расположенных в с. Водорацк, с. Акшуат, пос. Поливаново, Барышского района, Ульяновской области, в г. Барыше, Ульяновской области, по улицам Степная, Загородная, Горная, Большая Силаевка, артскважины по улицам Аптечная, и микрорайон МСО.

Обязать Администрацию муниципального образования «Барышский район» и как исполняющего полномочия МО «Барышское городское поселение» и Общество с ограниченной ответственностью «Муниципальная управляющая компания» установить ограждение 10 водонапорных башен (в т.ч. артскважин, буровой скважины), расположенных в с. Водорацк, с. Акшуат, пос. Поливаново, Барышского района, Ульяновской области, в г. Барыше, Ульяновской области, по улицам Степная, Загородная, Горная, Большая Силаевка, артскважины по улицам Аптечная, и микрорайон МСО, в течение трёх месяцев, со дня вступления решения в законную силу.

В иске к МБУ «Чистый город» МО «Барышское городское поселение», Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Барышский район» Ульяновской области отказать.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Муниципальная управляющая компания» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 150 рублей.

Решение может быть в Ульяновский областной суд через Барышский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Л.И. Зотова

Мотивированное решение изготовлено 31.05.2022 года