ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3884/2021 от 27.08.2021 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

УИД: 59RS0004-01-2021-005895-13

Дело №2а-3884/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 августа 2021 года

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Дульцевой Л.Ю.,

при секретаре Дорофеевой К.А.,

с участием прокурора Мерзлякова А.А.,

представителя административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика ФИО2,

представителя заинтересованного лица ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми административное дело по административному исковому заявлению Избирательного объединения «ПЕРМСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» к Избирательной комиссии г. Перми об отмене решения и регистрации единого списка кандидатов в депутаты Пермской городской Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «ПЕРМСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ»,

установил:

Избирательное объединение «ПЕРМСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» обратилось в суд с административным иском к Избирательной комиссии г.Перми, просит отменить регистрацию единого списка кандидатов в депутаты Пермской городской Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «ПЕРМСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ»; отменить решение избирательной комиссии г. Перми от 12.08.2021 № 188/39 «О регистрации единого списка кандидатов в депутаты Пермской городской Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «ПЕРМСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ».

В обоснование требований указано, что решением Пермской городской думы от 22.06.2021 № 146 «О назначении выборов депутатов Пермской городской Думы седьмого созыва» на 19.09.2021 назначены выборы депутатов Пермской городской Думы седьмого созыва. Решением Избирательной комиссии г.Перми от 01.08.2021 № 165/34 «О регистрации единого списка кандидатов в депутаты Пермской городской Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «ПЕРМСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» зарегистрирован единый список кандидатов в депутаты Пермской городской Думы седьмого созыва. Решением Избирательной комиссии от 12.08.2021 № 188/39 «О регистрации единого списка кандидатов в депутаты Пермской городской Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «ПЕРМСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ» зарегистрирован единый список кандидатов в депутаты Пермской городской Думы седьмого созыва, выдвинутый избирательным объединением «ПЕРМСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ». При принятии решения Избирательной комиссией г.Перми от 12.08.2021 № 188/39 и, соответственно, решения о регистрации единого списка кандидатов в депутаты Пермской городской Думы седьмого созыва, выдвинутый избирательным объединением «ПЕРМСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ» не учтены требования п. 25 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Избирательное объединение «ПЕРМСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ» в поддержку выдвижения единого списка представило 4215 подписей. В ходе проверки подписных листов, содержащих 767 подписей, установлено, что все подписные листы, попавшие в число подлежащих проверке, содержат сведения о кандидате в депутаты Пермской городской Думы седьмого созыва ФИО70, с указанием его принадлежности к политической партии, а именно «член политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ». При этом, ФИО69 в своем заявлении о согласии баллотироваться указал свою принадлежность к политической партии и свой статус в данной политической партии: «Член Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ. Член Центрального комитета». Таким образом, неуказание в подписном листе статуса кандидата ФИО67 в политической партии - «Член Центрального комитета» - является грубым нарушением закона и влечет признание всех подписей, содержащихся в подписных листах недействительными. В соответствии с п. 9 ст. 37, подп. «и» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ все 767 подписей, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки, должны быть признаны недействительными. В связи с чем общее количество достоверных подписей составляет 3448, что не достаточно для регистрации единого списка кандидатов. Следовательно, такая регистрация осуществлена с нарушением подп. «г» п. 25 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ. Последующее после окончания сбора подписей и представления подписных листов в избирательную комиссию представление избирательным объединением «ПЕРМСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ» уточнения в сведениях о кандидате в депутаты Пермской городской Думы седьмого созыва ФИО68 является незаконным, так как является попыткой «задним числом» нивелировать уже совершенное нарушение закона при изготовлении подписных листов, указании в них недостоверных данных соответствующих кандидатов и осуществления сбора подписей с предоставлением избирателям заведомо ложных сведений о статусе кандидата в депутаты.

По результатам проверки 767 подписей, недостоверными (недействительными) были признаны 21 подпись избирателей. Однако, при принятии административным ответчиком решения о регистрации единого списка кандидатов в депутаты Пермской городской Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «ПЕРМСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ» по итогам проверки не были учтены 46 подписи, которые в соответствии с п. 6.3 и 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ должны были быть признаны недостоверными или недействительными. Таковыми должны были быть признаны следующие подписи: в заверительной подписи сборщика исправления в коде подразделения – лист 46 папка 1 (бракуются 5 подписей); в заверительной подписи сборщика его фамилия не читается – лист 59 папка 1 (бракуется 5 подписей); данные сборщика и его подпись на двух разных листах 1 и 7 папки 3 выполнены разными лицами (бракуется 5 подписей); в заверительной подписи сборщика исправление в коде подразделения – лист 47 папка 3 (бракуется 5 подписей); в графах 3,4 листа 47 папка 1 фамилии избирателей не читаются и вызывают сомнения при прочтении; в графе 2 листа 48 папки 1 фамилия избирателя не читается и вызывает сомнения при прочтении; в графе 2 листа 38 папки 1 фамилия избирателя не читается и вызывает сомнения при прочтении; в графе 2 листа 42 папки 1 фамилия избирателя не читается и вызывает сомнения при прочтении; в графе 3 листа 4 папки 1 имя избирателя не читается и вызывает сомнения при прочтении; в графах 3,5 листа 66 папки 1 фамилия избирателей не читаются и вызывают сомнения при прочтении; в графе 4 листа 68 папки 1 фамилия избирателя не читается и вызывает сомнения при прочтении; в графе 4 листа 75 папки 1 фамилия избирателя не читается и вызывает сомнения при прочтении; в графе 1 листа 76 папки 1 фамилия избирателя не читается и вызывает сомнения при прочтении; в графе 1 листа 83 папки 1 фамилия избирателя не читается и вызывает сомнения при прочтении; в графе 1 листа 92 папки 1 фамилия избирателя не читается и вызывает сомнения при прочтении; в графе 4,5 листа 93 папки 1 фамилии избирателей не читаются и вызывает сомнения при прочтении; в графе 5 листа 4 папки 3 фамилия избирателя не читается и вызывает сомнения при прочтении; в графах 2,3 листа 7 папки 3 фамилия, имя, отчество избирателей, дата и подписи выполнены одной рукой; исправления в дате проставления подписи избирателя в графе 2 листа 12 папки 3 оговорены сборщиком; в графе 5 листа 15 папки 3 фамилия и имя избирателя не читается и вызывает сомнения при прочтении; в графе 1 листа 23 папки 3 отчество избирателя не читается и вызывает сомнения при прочтении; исправление в дате проставления подписи избирателя в графе 4 листа 25 папки 3 оговорены сборщиком; исправления в дате проставления подписи избирателя в графе 2 листа 29 папки 3 оговорены сборщиком; исправления в дате проставления подписи избирателя в графе 1 листа 35 папки 3 оговорены сборщиком; исправления в отчестве избирателя в графе 2 листа 49 папки 3 оговорены сборщиком; не разборчиво указана дата подписи избирателя в графе 2 листа 45 папки 3. В связи с чем общее количество недостоверных и недействительных подписей составляет 67 подписей, что превышает 5 процентов от общего количества подписей, отобранных для проверки. Следовательно, такая регистрация осуществлена с нарушением подп. «в1» п. 25 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ.

Таким образом, полагает, что административным ответчиком при принятии решения Избирательной комиссией г.Перми от 12.08.2021 № 188/39 и, соответственно, решения о регистрации единого списка кандидатов в депутаты Пермской городской Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «ПЕРМСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ» не учтены требования подп. «в» и «г» п. 25 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, в связи с чем решение является незаконным и подлежит отмене.

Представитель административного истца в судебном заседании на требованиях настаивал по доводам административного иска.

Представитель административного ответчика в судебном заседании требования не признал, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях (л.д.35-38, 224-225 том 1; л.д.15-18, 83-85 том 2).

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, поддержал доводы письменных возражений (л.д.229-231 том 1).

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 10 статьи 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.

Судом отклоняются доводы административного ответчика о подаче административного иска ненадлежащим лицом, основанные на том, что ФИО4, не являясь уполномоченным представителем избирательного объединения ПЕРМСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», не вправе была выдавать доверенности на представление интересов избирательного объединения в суде.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 февраля 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ).

Согласно пункту 25 статьи 2 Федерального закона № 67-ФЗ избирательное объединение - политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня. При проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам, глав муниципальных образований избирательным объединением является также иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрировано в соответствии с законом на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне, или соответствующее структурное подразделение указанного общественного объединения. При этом указанное общественное объединение либо внесенные в его устав изменения и дополнения, предусматривающие участие в выборах, должны быть зарегистрированы не позднее чем за один год до дня голосования, а в случае назначения выборов в орган местного самоуправления в связи с досрочным прекращением его полномочий - не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования. Указанные сроки не распространяются на иные изменения и дополнения, вносимые в устав общественного объединения;

В соответствии с п. 6.13 Устава политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Первый секретарь Комитета регионального отделения КПРФ без доверенности представляет региональное отделение КПРФ во взаимоотношениях с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также физическими и юридическими лицами в российской Федерации и за её пределами; выдает доверенности на право представлять интересы регионального отделения КПРФ (л.д.10-12 том 2).

В соответствии с постановлением 1-го организационного Пленума Комитета Пермского краевого отделения КПРФ от 06.02.2021 первым секретарем Комитета избрана ФИО71 (л.д.13-14 том 2).

С учетом изложенного, суд полагает, что ФИО72 является лицом, к компетенции которого отнесено подписание доверенностей от имени избирательного объединения «ПЕРМСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», в связи с чем подписавший административное исковое заявление ФИО1, действующий на основании доверенности, подписанной ФИО73., является лицом, обладающим необходимыми полномочиями на подписание пи подачу административного иска в суд.

Доводы административного ответчика, о том, что Отчетно-выборнй Конференцией ПЕРМСКОГО КРАЕВОГОЕ ОТДЕЛЕНИЯ политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФИО4 не назначена уполномоченным представителем избирательного объединения (л.д.19-51 том 2) и соответственно не наделена полномочиями на подписание доверенностей, подлежат отклонению, поскольку по смыслу Федерального закона № 67-ФЗ, уполномоченный представитель избирательного объединения назначается для представления интересов избирательного объединения при представлении документов в соответствующую избирательную комиссию в период проведения выборов, что не предоставляет уполномоченному представителю полномочия на подписание доверенности на представление интересов избирательного объединения в суде.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление подписано и подано в суд лицом, обладающим необходимыми полномочиями, в соответствии с положениями части 10 статьи 239 КАС РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 35 Федерального закона № 67-ФЗ избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата. В многомандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть кандидата на каждый депутатский мандат, подлежащий замещению в этом округе. В едином избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть один список кандидатов, а при проведении выборов выборного должностного лица - одного кандидата. Кандидат может упоминаться в списке кандидатов по единому избирательному округу только один раз.

Согласно п. 14 Федерального закона № 67-ФЗ список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, представляется в избирательную комиссию, организующую выборы, вместе с документами, указанными в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти - также в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона. Одновременно со списком кандидатов в указанную избирательную комиссию представляется официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической партии.

Согласно п. 2 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.

Пунктом 2.2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются:

а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы;

б) если законом на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов, - заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом;

в) если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов.

В соответствии с п. 3 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах.

Согласно п. 1 ст. 35.1 Федерального закона № 67-ФЗ необходимым условием регистрации кандидата, списка кандидатов на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований является поддержка выдвижения кандидата, списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в настоящей статье, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по единому избирательному округу, списков кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, а для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, - 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, и случаев, предусмотренных пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи (п.1).

Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются согласно приложениям 7.1 и 8 к настоящему Федеральному закону. Форма подписного листа с подписями избирателей в поддержку выдвижения членов выборного органа местного самоуправления, порядок его заполнения и заверения, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными устанавливаются законом субъекта Российской Федерации (п.8).

Если кандидат, сведения о котором содержатся в подписном листе, в заявлении о согласии баллотироваться в соответствии с пунктом 2 статьи 33 настоящего Федерального закона указал свою принадлежность к политической партии либо иному общественному объединению и свой статус в данной политической партии либо данном общественном объединении, сведения об этом указываются в подписном листе (п.9).

Согласно ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 настоящего Федерального закона либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2 - 7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи. Наличие необходимого количества подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, выдвинутой инициативной группой по проведению референдума, является основанием для назначения референдума в порядке, предусмотренном законом (п.1).

При выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов (п.1.1).

Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы (п.3).

По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, списка кандидатов, проведении референдума. В случае, если проведенная комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные подпунктами "г.1" и "д" пункта 24 или подпунктами "в.1" и "г" пункта 25 настоящей статьи, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума вправе получить в комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей, участников референдума недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, о результатах выдвижения инициативы проведения референдума. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 настоящего Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке (п.7).

Подпунктом «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона. Неточное указание в подписном листе наименования должности выборного должностного лица, наименования законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, наименования и (или) номера избирательного округа, если оно соответствует образцу, утвержденному в соответствии с пунктом 8.1 статьи 37 настоящего Федерального закона, не может служить основанием для признания подписей избирателей, участников референдума недействительными.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 25 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации списка кандидатов, отказа в проведении референдума является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, участников референдума, представленных для регистрации списка кандидатов, назначения референдума;

В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

На территории Пермского края выборы в представительные органы муниципальных образований регулируется Законом Пермского края от 09.11.2009 № 525-ПК "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае" (далее – Закон № 525-ПК)

В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 31 Закона № 525-ПК на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований кандидаты могут быть выдвинуты непосредственно либо в составе единого списка кандидатов по единому избирательному округу в соответствии с настоящим Законом.

Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено политической партией, имеющей в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.

Согласно ст. 33 Закона № 525-ПК избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата. В многомандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть кандидата на каждый депутатский мандат, подлежащий замещению в этом округе. В едином избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть один список кандидатов. Кандидат может упоминаться в списке кандидатов по единому избирательному округу только один раз (п.1).

Единый список кандидатов, список кандидатов, выдвинутых избирательным объединением по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, вместе с документами, указанными в частях 10.1 и 10.2 настоящей статьи, представляются уполномоченным представителем избирательного объединения в избирательную комиссию, организующую выборы, не позднее чем через 20 дней после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов (п.10).

В соответствии со ст. 34 Закона № 525-ПК необходимым условием регистрации кандидата, единого списка кандидатов является поддержка выдвижения кандидата, единого списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанных в пунктах 3, 4, 6, 7 статьи 35.1 Федерального закона, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, единого списка кандидатов.

Пунктом 2 статьи 35 Закона № 525-ПК установлено, что если в поддержку выдвижения кандидата, единого списка кандидатов собираются подписи избирателей, то количество подписей, необходимых для регистрации единых списков кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с частью 9 статьи 27 настоящего Закона.

Если у кандидата, данные которого указываются в подписном листе, имелась или имеется судимость, дополнительно в подписном листе указываются сведения о судимости кандидата. Если кандидат, сведения о котором содержатся в подписном листе, в заявлении о согласии баллотироваться в соответствии с частью 1 статьи 32 настоящего Закона указал свою принадлежность к политической партии либо иному общественному объединению и свой статус в данной политической партии либо данном общественном объединении, сведения об этом указываются в подписном листе (п.3).

В соответствии с п. 4 ст. 36 Закона № 525-ПК соответствующая избирательная комиссия проверяет соблюдение требований настоящего Закона при выдвижении каждого кандидата, единого списка кандидатов. До принятия решения о регистрации кандидат вправе вносить уточнения в сведения о себе, представленные в соответствии с частями 1 и 2 статьи 32, частью 18 статьи 33 настоящего Закона (за исключением сведений о судимостях).

Если кандидатом представлены подписные листы, соответствующая избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей и оформления подписных листов, достоверность содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Для проведения указанной проверки соответствующая избирательная комиссия может образовать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса и привлеченных специалистов. К таким проверкам могут привлекаться эксперты из числа специалистов органов внутренних дел Российской Федерации, члены нижестоящих избирательных комиссий, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. В соответствии с Федеральным законом на период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы (п.5).

Проверке подлежат все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов подписей избирателей от необходимого для регистрации кандидата, единого списка кандидатов количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения выборки определяется соответствующей избирательной комиссией. При проведении проверки подписей избирателей, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать в окружной избирательной комиссии любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, а в избирательной комиссии, организующей выборы, - уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего единый список кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей (п.6).

Проверке подлежат все подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки. По результатам проверки подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (п.7).

Согласно подпункта «и» пункта 11 статьи 36 Закона № 525-ПК недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 7.1, 8 к Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные частью 3 статьи 35 настоящего Закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 35 настоящего Закона. Неточное указание в подписном листе наименования представительного органа муниципального образования, наименования муниципального образования, наименования и (или) номера избирательного округа, если оно соответствует образцу, утвержденному в соответствии с пунктом 8.1 статьи 37 Федерального закона, не может служить основанием для признания подписей избирателей недействительными.

В соответствии со ст. 37 Закона № 525-ПК соответствующая избирательная комиссия в течение десяти дней со дня приема документов, необходимых для регистрации кандидата, единого списка кандидатов, принимает решение о регистрации кандидата, единого списка кандидатов либо мотивированное решение об отказе в регистрации. При регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением по одномандатному или многомандатному избирательному округу, в решении окружной избирательной комиссии о регистрации указывается, что кандидат выдвинут избирательным объединением, а также наименование этого избирательного объединения. При одновременной регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением в одномандатном или многомандатном избирательном округе и в составе единого списка кандидатов, в решении окружной избирательной комиссии указывается, что кандидат зарегистрирован также в составе единого списка кандидатов. В решении соответствующей избирательной комиссии о регистрации кандидата, единого списка кандидатов указываются дата и время регистрации.

Согласно подпункту «е2» пункта 5 статьи 37 Закона № 525-ПК основанием отказа в регистрации единого списка кандидатов является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации списка кандидатов.

Судом установлены следующие обстоятельства по делу.

Решением Пермской городской Думы IV созыва от 22.06.2021 № 146 назначены выборы депутатов Пермской городской Думы седьмого созыва на 19 сентября 2021 года.

Решением Избирательной комиссии г.Перми от 25.06.2021 № 71/19 «О количестве подписей избирателей в поддержку выдвижения единого списка кандидатов, кандидата по одномандатному избирательному округу или проведении выборов депутатов Пермской городской Думы седьмого созыва» определено, что максимальное количество подписей избирателей, которое может быть представлено в Избирательную комиссию города Перми для регистрации единого списка кандидатов в депутаты Пермской городской Думы седьмого созыва, не может превышать 4 215 подписей. Проверке подлежат 767 подписей избирателей, отбираемых для проверки посредством случайной выборки (жребия), что составляет 20 процентов от необходимого для регистрации единого списка кандидатов количества подписей избирателей (л.д. 74-76 том 2).

Решением Избирательной комиссии г.Перми от 18.06.2021 № 55/17 «О рабочей группе по приему и проверке избирательных документов, представляемых уполномоченными представителями избирательных объединений в Избирательную комиссию города Перми при проведении выборов депутатов Пермской городской Думы седьмого созыва» образована рабочая группа в составе 6 человек по приему и проверке избирательных документов, представляемых уполномоченными представителями избирательных объединений для выдвижения, регистрации, а также иных избирательных документов в Избирательную комиссию города Перми при проведении выборов депутатов Пермской городской Думы седьмого созыва (л.д.46-47 том 1)

03.08.2021 уполномоченным представителем избирательного объединения «ПЕРМСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ» представлены в Избирательную комиссию г.Перми документы для регистрации единого списка кандидатов в депутаты Пермской городской Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «ПЕРМСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ», в том числе 9 папок подписных листов с 4215 подписями избирателей, собранных в поддержку выдвижения единого списка кандидатов (л.д. 39-40 том 1).

Из подписных листов следует, что они подписаны избирателями в поддержку выдвижения списка кандидатов в депутаты Пермской городской Думы от избирательного объединения ПЕРМСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ, во главе которого находятся Председатель Центрального Комитета ФИО24, член Центрального Комитета ФИО25 и ФИО26, статус которого в партии не указан (л.д.64-221 том 1).

Также представлено заявление ФИО23 от ДД.ММ.ГГГГ о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Пермской городской Думы седьмого созыва, в составе единого списка кандидатов избирательного объединения «ПЕРМСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ». В заявлении указано о принадлежности к политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ, статус в партии – член Центрального Комитета (л.д.41 том 1).

К заявлению приложена справка Центрального Комитета политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ от 15.06.2021, подтверждающая принадлежность и статус в партии (л.д.42 том 1).

09.08.2021 уполномоченным представителем избирательного объединения «ПЕРМСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ» в Избирательную комиссию г.Перми представлены сведения об изменениях в сведениях о кандидате ФИО27 из единого списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением «ПЕРМСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ». Внесены изменения в сведения о принадлежности к политической партии и в статусе в этой политической партии: статус в партии – член Центрального Комитета, исключен. Причина внесения изменений – техническая ошибка (л.д.44 том 1).

К данным сведениям приложена справка ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО ОТДЕЛЕНИЯ политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ от 01.07.2021, подтверждающая принадлежность ФИО28. к политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ, сведения о статусе в партии отсутствуют (л.д.45 том 1).

В соответствии с протоколом случайной выборки (жребия) подписных листов, представленных ПЕРМСКИМ КРАЕВЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ от 03.08.2021 для проверки подписных листов отобрано две папки – №1 и №3. Подписи избирателей, в папке №1 в количестве 500, подлежат полной проверке; количество подписей избирателей, подлежащих проверке в папке №3 – 267 из 485. Всего отобрано для проверки 767 подписей (л.д.48 том 1).

Согласно ведомостей проверки подписных листов избирательного объединения ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО ОТДЕЛЕНИЯ политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ от 09.08.2021 и итогового протокола проверки подписных листов, представленных ПЕРМСКИМ КРАЕВЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ от 09.08.2021, из 767 проверенных подписей недостоверных (недействительных) подписей 21, что составляет 2,74% от проверенных подписей (л.д.49-52 том 1).

Решением Избирательной комиссии г.Перми от 12.08.2021 № 188/39 «О регистрации единого списка кандидатов в депутаты Пермской городской Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «ПЕРМСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ» зарегистрирован единый список кандидатов в депутаты Пермской городской Думы седьмого созыва, выдвинутый избирательным объединением «ПЕРМСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ» в количестве 36 человек, в том числе в числе кандидатов зарегистрирован ФИО29 (л.д. 53-61 том 1).

В соответствии с п.16 Закона № 525-ПК члены комиссии с правом решающего голоса, не согласные с решением комиссии, вправе изложить в письменной форме особое мнение, отражаемое в протоколе комиссии и прилагаемое к ее решению, в связи с которым это мнение изложено. Если в соответствии с законом указанное решение комиссии подлежит опубликованию (обнародованию), особое мнение должно быть опубликовано (обнародовано) в том же порядке, что и решение комиссии.

К Решению Избирательной комиссии г.Перми от 12.08.2021 № 188/39 приложено особое мнение члена Избирательной комиссии г.Перми с правом решающего голоса ФИО30, в соответствии с которым все подписи, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки, должны быть признаны недействительными на основании п. 9 ст. 37, подп. «и» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ, поскольку все подписные листы содержат сведения о кандидате в депутаты ФИО31 с указанием его принадлежности к политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ. Однако в заявлении о согласии баллотироваться, ФИО32 указал также статус в партии – член Центрального Комитета. Таким образом, не указание в подписном листе статуса кандидата ФИО33 в пари – «член Центрального Комитета», является грубым нарушением и влечет признание всех подписей недействительными (л.д.62-63 том 1)

Кроме того, член избирательной комиссии г.Перми с правом совещательного голоса ФИО34 представил в Избирательную комиссию г.Перми особое мнение, доводы которого аналогичны особому мнению ФИО35 (л.д.17 том 1).

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО36 пояснил, что присутствовал на заседании рабочей группы, где проводилась проверка подписных листов избирательного объединения «ПЕРМСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ». Ему удалось увидеть, что в шапке подписного листа были указаны кандидаты первой тройки общемуниципального списка, у кандидата ФИО74 был статус, просто как член партии. Он перепроверил в открытых данных и установил, что у ФИО37 статус – член Центрального Комитета. В его заявлении о согласии баллотироваться указано, что он является членом Центрального комитета. Также посмотрел документы ФИО38, которые находятся в Избирательной комиссии Пермского края, в них у него статус – член Центрального комитета, такой же статус в документах на кандидата в депутаты Государственной Думы РФ. Об этом он заявил членам рабочей группы и написал особое мнение. Рабочая группа проигнорировала данное заявление, считает, что рабочая группа проверяла подписные листы формально, потому что невозможно проверить такое количество документов за предоставленное время, о чем он также указал рабочей группе. Указывал на подписи, которые возможно сделаны одним лицом, просил вызвать эксперта-криминалиста, в чем было отказано. После ознакомления с подписными листами были выявлены подписи, в которых невозможно прочитать фамилию, имеются исправления в дате проставления подписи. Справка об отсутствии у ФИО39 статуса член Центрального Комитета от 01.07.2021 г. выдана не тем органом, представлена 09.08.2021 г. после того, как прошла проверка, и после того, как он заявил, что имеются нарушения.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО40 пояснил, что справка от 01.07.2021, выданная ПЕРМСКИМ КРАЕВЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ политической КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ, в которой указано, и что ФИО41 является членом партии, была представлена после проверки подписных листов. На заседании рабочей группы не было информации о том, что имеется справка от 01.07.2021, Комиссией не принимались решения о том, что заинтересованному лицу необходимо дополнить пакет документов какими-то документами, внести уточнения. После проверки подписей он с членом комиссии с правом совещательного голоса подали особые мнения о том, что данные о кандидате не совпадают с шапкой подписного листа. На заседании Избирательной комиссии г. Перми было озвучено, что партия донесла новую справку, в которой статус ФИО42 только член партии.

Проанализировав представленные доказательства в совокупности с нормами права, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных доводов о недействительности подписных листов, в связи с не указанием в них статуса ФИО5, как члена Центрального Комитета.

Как указано выше, в подписных листах отсутствует статус ФИО5 «член Центрального Комитета», что действительно не соответствует заявлению ФИО43 от ДД.ММ.ГГГГ о согласии баллотироваться. Однако данное несоответствие были устранено 09.09.2021, путем подачи уполномоченным представителем изменений в единый список кандидатов выдвинутых избирательным объединением «ПЕРМСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ».

Доводы административного истца о незаконности действий по внесению изменений в список кандидатов, подлежат отклонению, поскольку право избирательного объединения на внесение изменений в документы, содержащие сведения о выдвинутых кандидатах, прямо предусмотрено п.1.1. ст.38 Федерального закона №67-ФЗ.

Как следует из представленных уполномоченным представителем избирательного объединения сведений об изменении в списке кандидатов, причина внесения изменений – техническая ошибка (л.д.44 том 1).

Судом также установлено, что Постановлением внеочередного VI (VIII) Съезда политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ от 20.06.2021 прекращено членство в Центральном Комитете политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ ФИО44. Членство в политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ ФИО45 не утрачивает и состоит на партийном учете в ПЕРМСКОМ КРАЕВОМ ОТДЕЛЕНИИ политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ (л.д.87-88 том 2).

ФИО46 27.07.2021 в окружную Избирательную комиссию представлена справка от 01.07.2021, выданная Центральным Комитетом политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ о членстве в политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ, сведения о статусе в политической партии отсутствует (л.д.81-82 том 2).

Таким образом, материалами дела объективно подтверждается, что на момент сбора подписных листов, ФИО47 не имел статуса члена Центрального Комитета, соответственно избирателям была представлена достоверная информация о статусе кандидата в политической партии, т.е. принятое при сборе подписей избирателями решение о поддержке списка кандидатов, было основано на полной и достоверной информации, указанной в подписных листах в объеме, установленном законом.

Наличие технической ошибки, допущенной при подаче документов, представленных для регистрации единого списка кандидатов, устраненной в соответствии с положениями п.1.1. ст.38 Федерального закона №67-ФЗ, до дня заседания избирательной комиссии, на котором рассматривался вопрос о регистрации списка кандидатов, не свидетельствует о недействительности подписных листов, содержащих достоверные сведения, в связи с чем доводы административного истца в указанной части подлежат отклонению.

Доводы административного истца о том, что в зарегистрированных списках кандидатов в депутаты в государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и в депутаты Законодательного Собрания Пермского края ФИО48 имеет статус в партии член Центрального Комитета (л.д.52-69 том 2), с учетом установленных по делу обстоятельств, не влияют на законность оспариваемого решения, поскольку решения избирательных комиссий о регистрации списка кандидатов в депутаты в государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и в депутаты Законодательного Собрания Пермского края, предметом оценки по настоящему делу не являются.

Оценивая доводы административного истца о недействительности подписных листов в связи с допущенными исправлениями, нечитаемыми сведениями в них, ненадлежащим заверением исправлений, суд исходит из следующего.

В соответствии с п. 11 ст. 37 Федерального закона №67-ФЗ избиратель, участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандаша не допускается. Фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставит собственноручно. Если избиратель, участник референдума является инвалидом и в связи с этим не имеет возможности самостоятельно поставить в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения, он вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, участника референдума, не являющегося членом комиссии, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения. При этом фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь избирателю, участнику референдума, должны быть указаны в графе, где проставляется подпись. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, списков кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата, списка кандидатов. Участник референдума вправе ставить подпись в поддержку одной и той же инициативы проведения референдума только один раз.

Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номеров дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума (п.12).

Каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов должен быть заверен уполномоченным представителем избирательного объединения. Каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата должен быть заверен кандидатом. Каждый подписной лист с подписями участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума должен быть заверен уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума. При заверении подписного листа уполномоченный представитель избирательного объединения, кандидат, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставят свою подпись и дату ее внесения (п.13).

По результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (п.6.1).

В соответствии с подпунктом «е» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума, а также подписи избирателей, участников референдума, даты внесения которых проставлены избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.

Согласно подпункта «ж» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей, участников референдума.

Подпунктом «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ установлено, что все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом.

Согласно подпункту «л» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ подписи избирателей, участников референдума, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, участниками референдума, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, внесенных в этот подписной лист, а также если фамилия, имя, отчество указаны избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 6.5 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ ри обнаружении в подписном листе заполненной строки (заполненных строк), не соответствующей (не соответствующих) требованиям настоящего Федерального закона, не учитывается только подпись в данной строке (данных строках), за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "з", "и", "м" и "о" пункта 6.4 настоящей статьи.

Специально оговоренные избирателем, участником референдума или лицом, заверяющим подписной лист, при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи избирателя, участника референдума недействительной, если не установлена ее недостоверность или недействительность в соответствии с подпунктами "з", "и", "м" и "о" пункта 6.4 настоящей статьи (п.6.6).

В соответствии с подпунктом «в.1» пункта 25 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ основанием отказа в регистрации списка кандидатов, отказа в проведении референдума является если для регистрации списка кандидатов, назначения референдума требуется представить 200 и более подписей избирателей, участников референдума, - выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.

Аналогичные положения закреплены в Законе № 525-ПК.

Проанализировав представленные подписные листы в папках № 1 и №3, суд соглашается с доводами административного истца о недействительности всех подписей на подписном листе 46 папки № 1 и на подписном листе 17 папки № 3, как несоответствующих п.п. «з» п.6.4 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ, поскольку в сведениях о лице, осуществляющем сбор подписей имеются не оговоренные исправления, в частности имеются исправления в коде органа, выдавшего паспорт гражданина РФ (л.д.110, 182 том 1).

Также следует признать недействительными следующие подписи, имеющие не оговоренные избирателями исправления в датах внесения подписей, как несоответствующие п.п. «е» п.6.4 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ: в папке № 3 – лист 12 подпись № 2, лист 25 подпись № 4, лист 29 подпись № 2, лист 35 подпись № 1, (л.д.177, 190, 194, 200 том 1).

В то же время отсутствуют основания для признания недействительными подписи № 2 на листе 49 папки № 3, поскольку имеющиеся исправления в отчестве избирателя оговорены лицом, осуществляющим сбор подписей, что допускается положениями п.п. «ж» п.6.4 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ (л.д.214 том 1).

Административным истцом также указано, что в 16 подписных листах не читаются личные данные избирателей и сборщика подписей, сведения о которых представлены представителем административного ответчика в судебном заседании:

- в папке № 1 лист 59, фамилия лица, осуществляющего сбор подписей – ФИО49 (л.д.123 том 1);

- в папке № 1 лист 47 подпись № 3 фамилия избирателя ФИО50 и подпись № 4 фамилия избирателя ФИО51 (л.д.111 том 1);

- в папке № 1 лист 48 подпись № 2 фамилия избирателя ФИО52 (л.д.112 том 1);

- в папке № 1 лист 38 подпись № 2 фамилия избирателя ФИО53 (л.д.102 том 1);

- в папке № 1 лист 42 подпись № 2 фамилия избирателя ФИО54 (л.д.106 том 1);

- в папке № 1 лист 4 подпись № 3 имя избирателя Светлана (л.д.68 том 1);

- в папке №1 лист 66 подпись № 3 фамилия избирателя ФИО55, подпись № 5 фамилия избирателя ФИО56 (л.д.130 том 1);

- в папке № 1 лист 68 подпись № 4 фамилия избирателя ФИО57 (л.д.132 том 1);

- в папке № 1 лист 75 подпись № 4 фамилия избирателя ФИО58 (л.д.139 том 1);

- в папке № 1 лист 76 подпись № 1 фамилия избирателя ФИО59 (л.д.140 том 1);

- в папке № 1 лист 83 подпись № 1 фамилия избирателя ФИО60 (л.д.147 том 1);

- в папке № 1 лист 92 подпись № 1 фамилия избирателя ФИО61 (л.д.156 том 1);

- в папке № 1 лист 93 подпись № 4 фамилия избирателя ФИО62, подпись № 5 фамилия избирателя ФИО63 (л.д.157 том 1);

- в папке № 3 лист 4 подпись № 5 фамилия избирателя ФИО64 (л.д.169 том 1);

- в папке № 3 лист 15 подпись № 5 фамилия и имя избирателя ФИО65 (л.д.180 том 1);

- в папке № 3 лист 23 подпись № 1 отчество избирателя ФИО66 (л.д.188 том 1);

- в папке № 3 лист 45 подпись №2 дата внесения подписи избирателя 15.07.2021 (л.д.210 том 1).

Согласно п. 3.1 ст. 38 Федерального закона №67-ФЗ для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума на выборах в федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, главы и депутатов представительного органа городского округа, не имеющего территориального деления, муниципального района, муниципального округа, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района (в городском округе с внутригородским делением), при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, референдума городского округа, не имеющего территориального деления, муниципального района, муниципального округа, внутригородской территории города федерального значения используется ГАС "Выборы", включая регистр избирателей, участников референдума. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума на выборах главы и депутатов представительного органа городского округа, имеющего территориальное деление, поселения, при выдвижении инициативы проведения референдума городского округа, имеющего территориальное деление, поселения по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации может использоваться ГАС "Выборы", включая регистр избирателей, участников референдума.

Согласно п.3.1.12. Методические рекомендации по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Центральной Избирательной комиссией РФ от 09.06.2021 № 9/75-8 читаемые неоднозначно сведения, указанные избирателями в подписных листах, могут уточняться у присутствующего при проведении проверки подписей избирателей кандидата, его уполномоченного представителя, доверенного лица, уполномоченного представителя, доверенного лица избирательного объединения.

Таким образом, при проверке подписных листов, рабочая группа, исходя из особенностей почерка избирателей, вправе обратиться к регистру избирателей, уточнить информацию у уполномоченного представителя.

В связи с этим, а также учитывая, что сведения о личных данных избирателей по вышеуказанным подписям, представлены административным ответчиком в судебное заседание, суд не находит оснований для признания данных подписей недействительными, поскольку личные данные избирателей (сборщика подписей) установлены, сомнения в достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, отсутствуют.

Подлежат отклонению доводы административного истца относительно того, что в папке № 3 на листах 1 и 7 данные сборщика и его подпись выполнены разными лицами, а также что на листе 7 подписи №2и№3 фамилии, имена и отчества избирателей, а также подписи и даты их внесения выполнены одной рукой, поскольку при визуальном осмотре данных листов, не усматривается различие в почерке сборщика подписей на листах 1 и 7, либо совпадения в почерках подписей №2 и №3 на 7 листе, какое-либо заключение специалиста административным истцом не представлено (л.д.166, 172 том 1).

При таких обстоятельствах, из названных административным истцом подписей, недействительными являются 14 подписей, что с учетом 21 подписи, признанной рабочей группой недействительными, составляет 35 подписей, т.е. менее 5% (4,56%), в связи с чем основания для отказа в регистрации единого списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением «ПЕРМСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ», у Избирательной комиссии г.Перми, отсутствовали.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что решение Избирательной комиссии г.Перми от 12.08.2021 № 188/39 «О регистрации единого списка кандидатов в депутаты Пермской городской Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «ПЕРМСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ» является законным и обоснованным в связи с чем в удовлетворении заявленных требований следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Избирательного объединения «ПЕРМСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» к Избирательной комиссии г. Перми об отмене решения и регистрации единого списка кандидатов в депутаты Пермской городской Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «ПЕРМСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ» – отказать.

Решение суда в течение пяти дней со дня принятия судом решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.

Председательствующий - подпись Л.Ю. Дульцева

<данные изъяты>

<данные изъяты>