ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-388/19 от 22.08.2019 Островского районного суда (Костромская область)

№ 2а-388/2019г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 августа 2019 года

Островский районный суд (<адрес> в составе:

председательствующего судьи Гурова А.В.,

при секретаре Фетисове А.В.,

с участием прокурора <адрес> Аккуратова А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску Костромского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> о возложении обязанности установить границы водоохранных зон,

УСТАНОВИЛ:

Костромской межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с указанным административным иском, мотивируя его тем, что Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проверки соблюдения законодательства об охране вод в деятельности департамента природных ресурсов и охране окружающей среды <адрес> (далее также - Департамент) выявлен факт непринятия мер по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в <адрес> - рек Андоба (приток Костромы), Кохталка, Ломинка (приток Шачи), Меза (река), Мера (приток Волги), Пичеж, Покша (приток Волги), Луга (приток Мезы), Сверкунья, Сендега, Суздаль (река), Тома (приток Меры), Ушаковка (приток Меры), Шача (приток Костромы), Юрцевка.

В силу ч. 1 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

Согласно ч. 1 ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24-27 ВК РФ.

Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (п. 2 ч. 1 ст. 26 Водного кодекса Российской Федерации).

При этом, охрана водных объектов - система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов (п. 17 ст. 1 ВК РФ).

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 65 ВК РФ водоохранными зонами являются
территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Ограничения и запреты, действующие в границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос, установлены в частях 15 и 17 статьи 65 ВК РФ.

Таким образом, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы являются зонами с особыми условиями использования.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости;) (далее - Закон ) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязан л направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий.

Согласно п. 4 Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от. ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила) в случае установления или изменения границ зон с особыми условиями использования территорий, а также прекращения существования зоны с особыми условиями использования территорий федеральный орган исполнительной власти, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявшие решение об установлении или изменении границ зон с особыми условиями использования территорий или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий; направляют в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении об установлении или изменении границ таких зон, в том числе их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах, или сведения, содержащиеся в решении о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий.

Кроме того, согласно п. 31 указанных Правил, обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктами 4, 6, 7 и 14 (в части утверждения (изменения) границ территории объекта культурного наследия, установления (изменения) зон охраны объекта культурного наследия и установления защитной зоны объекта культурного наследия) настоящих Правил, являются подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описание местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территории, перечень координат характерных точек границ таких населенных пунктов, зон.

Текстовое описание местоположения границ лесничеств и лесопарков, границ водоохранных зон, прибрежных защитных полос, зон затопления, подтопления и других зон с особыми условиями использования территории приводится в виде связного текста как описание прохождения отдельных частей границ указанных территорий и зон, расположенных между двумя характерными точками, если такие части границ совпадают с местоположением внешних границ природных объектов и (или) объектов искусственного происхождения, в том числе линейных объектов (п. 32(1) Правил).

В соответствии с частью 5 статьи 10 Закон в состав Единого государственного реестра недвижимости входит, в том числе реестр границ, в котором в том числе отображаются сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий, к которым относятся водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы.

Согласно п. 6 Состава сведений, содержащихся в кадастровых картах, утв. приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ, общедоступные сведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе о границах зон с особыми условиями использования территорий, воспроизводятся на публичных кадастровых картах.

Кроме того, Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов.

В соответствии с п. 2 указанных Правил установление границ направлено на информирование граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира в границах водоохранных зон и о дополнительных ограничениях хозяйственной и иной деятельности в границах прибрежных защитных полос.

Пунктом 3 Правил определено, что установление границ осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водохранилищ, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водохранилищ, установленным Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 Правил в целях установления границ органы государственной власти, указанные в пункте 3 настоящих Правил, обеспечивают:

а) определение ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной
полосы для каждого водного объекта в соответствии со статьей 65 Водного
кодекса Российской Федерации;

б) описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных
полос водного объекта, их координат и опорных точек;

в) отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных
полос водных объектов на картографических материалах;

г) установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных
полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством
размещения специальных информационных знаков.

В нарушение указанных требований, границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос указанных водных объектов не установлены, сведения о них в государственный кадастр недвижимости не внесены, на Публичной кадастровой карте отсутствуют.

В соответствии с пунктом 20 Положения о департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, утв. постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, к полномочиям Департамента в сфере водных отношений, в том числе отдельным переданным Российской Федерацией полномочиям в области водных отношений, относятся, помимо прочего, осуществление мер по охране водных объектов или их чаг гей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории <адрес>, осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории <адрес> и другие полномочия.

При этом, следует отметить, что исполнение Департаментом возложенных законом обязанностей не может быть поставлено в зависимость от наличия (отсутствия) соответствующего финансирования.

Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лип или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (ч. 1 ст. 39 КАС РФ).

Интересы неопределенного круга лиц - граждан, которые могут находиться в границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также пользоваться ими способами, не противоречащими федеральному и региональному законодательству (в связи с чем, невозможно определенно установить данный круг лиц, поскольку каждому гарантировано право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства на территории Российской Федерации) от неисполнения Департаментом перечисленных требований законодательства нарушены тем, что отсутствие установленных на местности указанных границ создает угрозу осуществления на данных территориях деятельности, противоречащей целям ее функционирования, что свидетельствует о нарушении права каждого "на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии, гарантированного ст. 42 Конституции РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 33 КАС РФ административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.

В случае, если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий (ч. 2 ст. 22 КАС РФ).

При этом согласно п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применении судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» В случае, если полномочия органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного, лица; государственного или муниципального служащего распространяются на несколько районов, административное исковое заявление подается в суд того района, на территории которого возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых административным истцом действий (бездействия) либо на территории которого исполняется оспариваемое решение.

На основании изложенного и учитывая, что реки Андоба (приток Костромы), Кохталка, Ломинка (приток Шачи), Меза (река), Мера (приток Волги), Пичеж, Покша (приток Волги), Луга (приток Мезы), Сверкунья, Сендега, Суздаль (река), Тома (приток Меры), Ушаковка (приток Меры), Шача (приток Костромы), Юрцевка, протекают, в том числе на территории <адрес>, настоящее административное исковое заявление предъявляется в Островский районный суд <адрес>.

Просит суд возложить на департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов - рек Андоба (приток Костромы), Кохталка, Ломинка (приток Шачи), Меза (река), Мера (приток Волги), Пичеж, Покша (приток Волги), Луга (приток Мезы), Сверкунья. Сендега, Суздаль (река), Тома (приток Меры), Ушаковка (приток Меры), Шача (приток Костромы), Юрцевка (месторасположение: <адрес>).

До судебного заседания в Островский районный суд от Костромского межрайонного природоохранного прокурора поступили уточнения к иску с просьбой установить срок устранения нарушения до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании прокурор <адрес> Аккуратов А.С., действующий по поручению Костромского межрайонного природоохранного прокурора, уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель ответчика - Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просит рассмотреть дело в свое отсутствие, из отзыва на административное исковое заявление следует, что в соответствии с пунктом 20 Положения о департаменте, утвержденного постановлением губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>», к полномочиям департамента в сфере водных отношений, в том числе отдельным переданным Российской Федерацией полномочиям в области водных отношений, относятся, помимо прочего, осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории <адрес>, осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидация его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и другие полномочия.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской федерации, является переданным Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочием.

В соответствии с частями 3, 4 статьи 26 ВК РФ средства, на осуществление передаваемых в соответствии с частью 1 указанной статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

Общий объем субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления переданных в соответствии с частью 1 статьи 26 ВК РФ полномочий, определяется по методике, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, выделенной определенному субъекту Российской "Федерации, количества жителей, проживающих на территориях, подверженных негативному воздействию вод, протяженности береговой линии (границы водного объекта) в границах поселения.

Порядок расходования и учета указанных в части 3 статьи 26 ВК РФ средств на предоставление субвенций устанавливается Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений», утверждающих соответствующие Правила.

Таким образом, обязательным условием осуществления мероприятий по охране конкретного водного объекта является включение его в согласованный с Федеральным агентством водных ресурсов Перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, на определенный год и поступление денежных средств в виде субвенций федерального бюджета на соответствующие мероприятия.

Департамент не допускает бездействия при реализации переданных полномочий в области водных отношений.

Вместе с тем, полномочия реализуются в той мере, в какой позволяет финансирование.

В настоящее время департамент исполняет обязательства по Государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ № Ф.2017.472886 «Расчистка и дноуглубление русел рек Воржа и Бородок в районе населенного пункта Шунга и <адрес>», оплата по которому производится в несколько этапов, предусмотренных контрактом. Каждому этапу соответствует определенный год и сумма оплаты, предусмотренная в виде субвенций из федерального бюджета бюджету <адрес> на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений.

Так, сумма подлежащая уплате, с учетом положения об уточнении в соответствии с лимитом бюджетных средств в виде субвенций из федерального бюджета бюджету <адрес> на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений составляет:

в 2019 году 13 512 800 рублей;

в 2020 году 13 516 600 рублей;

в 2021 году 3 908 256,34 рублей;

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ЗКО «Об областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годы» на осуществление соответствующих полномочий предусмотрено:

в 2019 году - 13 512 800 рублей;

в 2020 году - 13 516 600 рублей;

в 2021 году - 14 482 200 рублей.

Также департамент обращает внимание суда на примерную стоимость работ по установлению водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов <адрес>, которая, непосредственно, повлияет на срок выполнения требований Костромского межрайонного природоохранного прокурора.

По одному из решений, вынесенному Костромским районным судом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу а-832/2017 удовлетворены требования Костромского межрайонного природоохранного прокурора по установлению водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов на территории Костромского муниципального района <адрес>, общая протяженность которых составляет 372,8 км, примерная расчетная стоимость одного километра работ составляет 14 508 рублей.

На выполнение решения Костромского районного суда <адрес> департаменту потребуется порядком около 5 408 900 рублей.

Одновременно департамент сообщает, что общая протяженность водных объектов <адрес> составляет 35 319 км, по которым требуется установка водоохранных зон и прибрежных защитных полос, примерная стоимость всех работ составит порядком около 512 408 052 рублей.

В настоящее время приняты и вступили в законную силу решения: Буйского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу а-455/2019; Нерехтского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу а-312/2019; Кологривского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу а-66/2019; Вохомского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу а-63/2019; Мантуровского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу а-152/2019; Чухломского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу а-95/2019; Галичского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу а-198/2019; Макарьевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу а-220/2019; Макарьевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу а-122/2019; Чухломского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу а-94/2019; Красносельского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу а-118/2019; Шарьинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу а-249/2019; со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, департамент не будет иметь реальной возможности исполнить решение суда до ДД.ММ.ГГГГ.

Не оспаривая по существу необходимость установления водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов - рек Андоба (приток Костромы), Кохталка, Ломинка (приток Шачи), Меза (река), Мера (приток Волги), Пичеж, Покша (приток Волги), Пуга (приток Мезы), Сверкунья, Сендега, Суздаль (река), Тома (приток Меры), Ушаковка (приток Меры), Шача (приток Костромы), Юрцевка (местоположение: <адрес>) с учетом уже имеющихся аналогичных требований Костромского межрайонного природоохранного прокурора и вступивших в законную силу решений районных судов <адрес> департамент просит в случае удовлетворения административного иска установить разумный срок исполнения решения суда, которым полагает не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель заинтересованного лица - Управления Росреестра по <адрес>, в судебное заседание не явился, времени и месте слушания дела извещен надлежаще, причину неявки суду не сообщил.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд считает административные исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.

В силу ч. 1 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

Согласно ч. 1 ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24-27 ВК РФ.

Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (п. 2 ч. 1 ст. 26 Водного кодекса Российской Федерации).

При этом, охрана водных объектов - система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов (п. 17 ст. 1 ВК РФ).

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 65 ВК РФ водоохранными зонами являются
территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Ограничения и запреты, действующие в границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос, установлены в частях 15 и 17 статьи 65 ВК РФ.

Таким образом, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы являются зонами с особыми условиями использования.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости;) (далее - Закон ) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязан л направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий.

Согласно п. 4 Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от. ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила) в случае установления или изменения границ зон с особыми условиями использования территорий, а также прекращения существования зоны с особыми условиями использования территорий федеральный орган исполнительной власти, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявшие решение об установлении или изменении границ зон с особыми условиями использования территорий или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий; направляют в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении об установлении или изменении границ таких зон, в том числе их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах, или сведения, содержащиеся в решении о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий.

Кроме того, согласно п. 31 указанных Правил, обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктами 4, 6, 7 и 14 (в части утверждения (изменения) границ территории объекта культурного наследия, установления (изменения) зон охраны объекта культурного наследия и установления защитной зоны объекта культурного наследия) настоящих Правил, являются подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описание местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территории, перечень координат характерных точек границ таких населенных пунктов, зон.

Текстовое описание местоположения границ лесничеств и лесопарков, границ водоохранных зон, прибрежных защитных полос, зон затопления, подтопления и других зон с особыми условиями использования территории приводится в виде связного текста как описание прохождения отдельных частей границ указанных территорий и зон, расположенных между двумя характерными точками, если такие части границ совпадают с местоположением внешних границ природных объектов и (или) объектов искусственного происхождения, в том числе линейных объектов (п. 32(1) Правил).

В соответствии с частью 5 статьи 10 Закон в состав Единого государственного реестра недвижимости входит, в том числе реестр границ, в котором в том числе отображаются сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий, к которым относятся водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы.

Согласно п. 6 Состава сведений, содержащихся в кадастровых картах, утв. приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ, общедоступные сведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе о границах зон с особыми условиями использования территорий, воспроизводятся на публичных кадастровых картах.

Кроме того, Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов.

В соответствии с п. 2 указанных Правил установление границ направлено на информирование граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира в границах водоохранных зон и о дополнительных ограничениях хозяйственной и иной деятельности в границах прибрежных защитных полос.

Пунктом 3 Правил определено, что установление границ осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водохранилищ, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водохранилищ, установленным Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 Правил в целях установления границ органы государственной власти, указанные в пункте 3 настоящих Правил, обеспечивают:

а) определение ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной
полосы для каждого водного объекта в соответствии со статьей 65 Водного
кодекса Российской Федерации;

б) описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных
полос водного объекта, их координат и опорных точек;

в) отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных
полос водных объектов на картографических материалах;

г) установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных
полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством
размещения специальных информационных знаков.

В нарушение указанных требований, границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос указанных водных объектов не установлены, сведения о них в государственный кадастр недвижимости не внесены, на Публичной кадастровой карте отсутствуют.

В соответствии с пунктом 20 Положения о департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, утв. постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, к полномочиям Департамента в сфере водных отношений, в том числе отдельным переданным Российской Федерацией полномочиям в области водных отношений, относятся, помимо прочего, осуществление мер по охране водных объектов или их чаг гей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории <адрес>, осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории <адрес> и другие полномочия.

Как следует из представленных доказательств, ДД.ММ.ГГГГ в адрес Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> прокурором Костромской межрайонной природоохранной прокуратуры вынесено представление об устранении нарушений закона, (л.д.14-16).

ДД.ММ.ГГГГ, Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> направлен ответ в адрес Костромской межрайонной природоохранной прокуратуры, согласно которого, представление прокурора от 27.02.2019г. рассмотрено, указано, что проведение мероприятий по установлению на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов посредством постановки на кадастровый учет и установки информационных знаков требует выделения финансовых средств федерального бюджета. Проведение вышеуказанных мероприятий запланировано вы рамках реализации государственной программы <адрес> «Рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды <адрес> на 2014-2020годы». Работы по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов на территории <адрес> начаты с 2007года. В соответствии с актуализированным графиком установления границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов на территории <адрес>, представленным в Федеральное агентство водных ресурсов, завершение работ с учетом внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, планируется к 2021году при условии выделения средств субвенций из федерального бюджета, (л.д.17-18).

С учетом вышеизложенного, по мнению суда, уточненные административные исковые требования Костромского межрайонного природоохранного прокурора <адрес> подлежат удовлетворению, так как отсутствие обозначения на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе, посредством специальных информационных знаков, свидетельствует о необеспечении информирования граждан, организаций об ограничении деятельности на водном объекте, его правовом режиме, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию об ее состоянии, а также свидетельствует о ненадлежащем исполнении ответчиком вверенных Российской Федерацией полномочий по охране водного объекта.

Пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ закреплено, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ в соответствии с гражданским процессуальным законодательством РФ и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

Ч. 1 ст. 114 КАС РФ предусмотрено, что судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Исходя из приведенных правовых норм, с государственных органов и органов местного самоуправления, освобожденных от уплаты государственной пошлины на основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, государственная пошлина не может быть взыскана в том случае, когда административный истец, чей административный иск был удовлетворен, освобожден от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-178 КАС РФ суд,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Костромского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов - рек Андоба (приток Костромы), Кохталка, Ломинка (приток Шачи), Меза (река), Мера (приток Волги), Пичеж, Покша (приток Волги), Луга (приток Мезы), Сверкунья. Сендега, Суздаль (река), Тома (приток Меры), Ушаковка (приток Меры), Шача (приток Костромы), Юрцевка (месторасположение: <адрес>).

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Островский районный суд <адрес> в течение месяца со дня вынесения решения.

Председательствующий судья: А.В. Гуров