ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-388/2016 от 09.03.2016 Петровского районного суда (Ставропольский край)

Дело ---а-388

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

... 09 марта 2016 года

Судья Петровского райсуда ... Рогозин В.В.,

с участием истца помощника прокурора ... ФИО1,

представителя администрации муниципального образования Рогато-Балковского сельсовета ... ФИО2, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление зам. прокурора ... в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Рогато-Балковского сельсовета ... о признании незаконным бездействие администрации, об обязании обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... с заявлением о признании права собственности на недвижимое имущество в виде дамбы и водовыпуска

У С Т А Н О В И Л:

Зам. прокурора ... обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Рогато- Балковского сельсовета ... о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования, выразившееся в непринятии достаточных мер по оформлению права муниципальной собственности на гидротехническое сооружение (далее- ГТС) в виде дамбы и водовыпуска, об обязании обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... с заявлением о признании права собственности на недвижимое имущество в виде дамбы и водовыпуска, примерно в 1,0 км по направлению на юго-восток от ориентира – ..., с кадастровым номером указанного Г---, дата принятия ***, обосновывая свои требования следующим.

... проведена проверка исполнения требований Федерального закона от *** №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» и Федерального закона от ***---- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части соблюдения законодательства о муниципальной собственности на территории муниципального образования Рогато-Балковского сельсовета ....

Проведенной проверкой установлено, что в границах ведения администрации муниципального образования Рогато-Балковского сельсовета ... расположено гидротехническое сооружение (далее - ГТС) в виде дамбы и водовыпуска, примерно в 1,0 км по направлению на юго-восток от ориентира - ....

*** вышеназванная ГТС была поставлена на учет. Согласно записи в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), кадастровый номер указанного Г---.

В соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Однако, до настоящего времени право муниципальной собственности на гидротехническое сооружение (далее- ГТС) в виде дамбы и водовыпуска, примерно в 1,0 км по направлению на юго-восток от ориентира п Рогатая Балка, ... не зарегистрировано.

В силу ст.8 Закона ---- ФЗ обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.

В соответствии со ст.9 Закона №117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации; поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях; осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта- население и организации в зоне возможного затопления; содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций; совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Отсутствие собственника и эксплуатирующей организации вышеуказанного объекта не позволяет обеспечить соблюдение данных требований Закона №117-ФЗ по поддержанию надлежащего технического состояния дамбы, обеспечивающего безопасность ее эксплуатации, поддержание в постоянной готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях, что может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций с серьезными последствиями, особенно в период паводка.

Проверкой установлено, что, несмотря на существующую грозу возникновения чрезвычайных ситуаций в связи с отсутствием собственника гидротехнического сооружения, вопреки требованиям п.8 ч.1 ст.14 Федерального закона от *** №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрацией муниципального образования Рогато-Балковского сельсовета ... по истечении года с момента постановки вышеуказанного гидротехнического сооружения на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества мер по обращению в суд в целях признания права муниципальной собственности на вышеуказанный объект до настоящего времени не принято.

Отсутствие собственника и эксплуатирующей организации плотины не позволяет обеспечить ее надлежащее техническое состояние, безопасность эксплуатации, поддержание в постоянной готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях, что может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций с серьезными последствиями, особенно в период паводка.

Бездействие администрации муниципального образования Рогато-Балковского сельсовета ... влечет угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования, свидетельствует о неисполнении законодательства о безопасности гидротехнических сооружений и нарушает интересы неопределенного круга лиц на своевременную защиту от чрезвычайных ситуаций.

В судебном заседании помощник прокурора ... ФИО1 поддержал исковые требования. Просил их удовлетворить, учитывая, что необходимые действия могут быть совершены только ответчиком.

Представитель администрации муниципального образования Рогато- Балковского сельсовета ... ФИО2, в судебном заседании с иском согласилась.

Начальник Петровского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... ФИО3 в судебное заседание не явилась, представила отзыв с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие, решение вынести в соответствии с действующим законодательством.

Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд находит требования прокурора ... подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Так, в силу ст.8 Закона ---- ФЗ обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.

Проведенной проверкой установлено, что в границах ведения администрации муниципального образования Рогато-Балковского сельсовета ... расположено гидротехническое сооружение (далее - ГТС) в виде дамбы и водовыпуска, примерно в 1,0 км по направлению на юго-восток от ориентира - ....

*** вышеназванная ГТС была поставлена на учет. Согласно записи в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), кадастровый номер указанного Г---.

В соответствии с п.. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В соответствии со ст. 9 Закона № 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организации обязаны: обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения. Природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов па водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации; поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях: осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта- население и организации в зоне возможного затопления; содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций; совместно с органами местного самоуправления: сформировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений: финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Отсутствие собственника и эксплуатирующей организации вышеуказанного объекта не позволяет обеспечить соблюдение данных требований Закона № 117-ФЗ по поддержанию надлежащего технического состояния плотины пруда, обеспечивающего безопасность ее эксплуатации, поддержание в постоянной готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях, что может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций с серьезными последствиями, особенно в период паводка.

Однако, несмотря на существующую грозу возникновения чрезвычайных ситуаций в связи с отсутствием собственника гидротехнического сооружения, вопреки требованиям п.8 ч.1 ст.14 Федерального закона от *** №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрацией муниципального образования Рогато-Балковского сельсовета ... по истечении года с момента постановки вышеуказанного гидротехнического сооружения на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества мер по обращению в суд в целях признания права муниципальной собственности на вышеуказанный объект до настоящего времени не принято.

Отсутствие собственника и эксплуатирующей организации плотины не позволяет обеспечить её надлежащее техническое состояние, безопасность эксплуатации, поддержание в постоянной готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях, что может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций с серьезными последствиями, особенно в период паводка.

Бездействие администрации муниципального образования Рогато-Балковского сельсовета ... влечет угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования, свидетельствует о неисполнении законодательства о безопасности гидротехнических сооружений и нарушает интересы неопределенного круга лиц на своевременную защиту от чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, требования административного истца- зам. прокурора ... в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Рогато-Балковского сельсовета ... признании незаконным бездействие администрации муниципального образования, выразившееся в непринятии достаточных мер по оформлению права муниципальной собственности на гидротехническое сооружение (далее- ГТС) в виде дамбы и водовыпуска, об обязании обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... с заявлением о признании права собственности на недвижимое имущество в виде дамбы и водовыпуска, примерно в 1,0 км по направлению на юго-восток от ориентира – ..., с кадастровым номером указанного Г---, дата принятия ***, законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 227 Кодекса об административном судопроизводстве РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление зам. прокурора ... в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Рогато-Балковского сельсовета ... о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования, выразившееся в непринятии достаточных мер по оформлению права муниципальной собственности на гидротехническое сооружение (далее- ГТС) в виде дамбы и водовыпуска, об обязании обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... с заявлением о признании права собственности на недвижимое имущество в виде дамбы и водовыпуска, примерно в 1,0 км по направлению на юго-восток от ориентира – ..., с кадастровым номером указанного Г---, дата принятия *** - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования, выразившееся в непринятии достаточных мер по оформлению права муниципальной собственности на гидротехническое сооружение (далее- ГТС) в виде дамбы и водовыпуска.

Обязать администрацию муниципального образования Рогато-Балковского сельсовета ... обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... с заявлением о признании права собственности на недвижимое имущество в виде дамбы и водовыпуска, примерно в 1,0 км по направлению на юго-восток от ориентира – ..., с кадастровым номером указанного Г---, дата принятия ***, в течение шести месяцев со момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в ...вой суд в течение месяца.

Судья В.В. Рогозин