ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-388/2017 от 24.01.2017 Фрунзенского районного суда г. Иванова (Ивановская область)

Дело № 2а-388/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Иваново 24 января 2017 г.

Фрунзенский районный суд города Иванова

в составе председательствующего судьи Земсковой Н.В.,

при секретаре Гаджикурбановой Т.Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области к автономной некоммерческой организации «Центр поддержки творческих коллективов» о ликвидации некоммерческой организации, об исключении некоммерческой организации из единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Истец обратился в суд с иском к автономной некоммерческой организации «Центр поддержки творческих коллективов» о ликвидации некоммерческой организации, об исключении некоммерческой организации из единого государственного реестра юридических лиц. Иск мотивирован тем, что Управлением Министерства юстиции РФ по Ивановской области 20.03.2012 г. зарегистрирована автономная некоммерческая организация «Центр поддержки творческих коллективов» (далее – АНО «Центр поддержки творческих коллективов», АНО), о чем внесена запись в ЕГРЮЛ за основным регистрационным номером , 20.03.2012 г. выдано свидетельство о государственной регистрации АНО «Центр поддержки творческих коллективов», организация действует на основании устава, президентом организации является Н.А.А. В ходе проведенной проверки деятельности АНО «Центр поддержки творческих коллективов» установлено, что ответчиком допущены нарушения действующего законодательства и положений устава. В нарушение требований п.2 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» АНО в нарушение раздела 2 Устава не осуществляла деятельность, направленную на достижение уставных целей; в нарушение п. 4.7 Устава не проводились заседания Совета (не менее одного раза в год); в нарушение п.п. 4.13, 4.14 Устава не переизбирались президент организации – единоличный исполнительный орган и ревизор; в нарушение п. 4.16 Устава ревизор не проводил ежегодные проверки финансово-хозяйственной деятельности организации. Кроме того, некоторые положения Устава не соответствуют действующему федеральному законодательству. Согласно п. 1.4 Устава АНО имеет круглую печать со своим наименованием, в то время как в соответствии с п. 4 ст. 3 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой организации на русском языке. Согласно п. 4.10.3 Устава исключительной компетенцией высшего коллегиального органа управления (Совета) является назначение единоличного исполнительного органа – президента, что не соответствует п. 3 ст. 123.25 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), согласно которому учредители (учредитель) автономной некоммерческой организации назначают единоличный исполнительный орган автономной некоммерческой организации. Кроме того, уставом организации исключительная компетенция учредителя не предусмотрена. П. 4.10 Устава, которым установлена исключительная компетенция высшего коллегиального органа управления организации (Совета) не соответствует п. 3 ст. 29 ФЗ «О некоммерческих организациях». В Уставе не отражены вопросы, относящиеся к исключительной компетенции Совета, а именно: определение порядка приема в состав учредителей организации и исключения из состава ее учредителей; принятие решений о создании организацией других юридических лиц; принятие решений о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса; утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора некоммерческой организации. Не осуществляя никакой деятельности, руководство АНО не решало вопрос о ее ликвидации в порядке, установленном действующим законодательством. Истцом в адрес организации 05.09.2016г. за направлено письменное предупреждение об устранении выявленных в ходе проверки нарушений законодательства Российской Федерации, однако в срок, указанный в предупреждении, нарушения устранены не были. Кроме того, от президента АНО «Центр поддержки творческих коллективов» Н.А.А. получено письмо о том, что организация свою деятельность не осуществляет, и не предполагает осуществлять в дальнейшем, в связи, с чем устранить выявленные в ходе проверки нарушения действующего законодательства Российской Федерации не представляется возможным. В этой связи Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области просило ликвидировать автономную некоммерческую организацию «Центр поддержки творческих коллективов» и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

Представитель истца в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика – президент автономной некоммерческой организации «Центр поддержки творческих коллективов» Н.А.А. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, исковые требования признал в полном объеме, о чем представил письменное заявление.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, Управлением Министерства юстиции РФ по Ивановской области 20.03.2012 г. зарегистрирована автономная некоммерческая организация «Центр поддержки творческих коллективов», о чем внесена запись в ЕГРЮЛ за основным регистрационным номером , 20.03.2012 г. выдано свидетельство о государственной регистрации АНО «Центр поддержки творческих коллективов».

Организация действует на основании устава, президентом организации является Н.А.А..

Адрес (место нахождения) организации: <адрес>.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – ФЗ № 7-ФЗ) настоящий Федеральный закон определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления. Настоящий Федеральный закон применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории Российской Федерации, постольку, поскольку иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В силу п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В ходе проведенной Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области проверки деятельности организации на предмет соответствия ее деятельности целям, предусмотренным ее учредительными документами и законодательству Российской Федерации, в период с 09.08.2016 г. по 05.09.2016 г. установлено, что организацией допущены нарушения действующего законодательства и положений устава, что подтверждается актом проверки от 05.09.2016 г. (л.д. 17-21).

При этом выявлены нарушения законодательства, так в проверяемом периоде в нарушение требований п.2 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» АНО в нарушение раздела 2 Устава не осуществляла деятельность, направленную на достижение уставных целей; в нарушение п. 4.7 Устава не проводились заседания Совета (не менее одного раза в год); в нарушение п.п. 4.13, 4.14 Устава не переизбирались президент организации – единоличный исполнительный орган и ревизор; в нарушение п. 4.16 Устава ревизор не проводил ежегодные проверки финансово-хозяйственной деятельности организации. Кроме того, некоторые положения Устава не соответствуют действующему федеральному законодательству. Согласно п. 1.4 Устава АНО имеет круглую печать со своим наименованием, в то время как в соответствии с п. 4 ст. 3 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой организации на русском языке. Согласно п. 4.10.3 Устава исключительной компетенцией высшего коллегиального органа управления (Совета) является назначение единоличного исполнительного органа – президента, что не соответствует п. 3 ст. 123.25 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), согласно которому учредители (учредитель) автономной некоммерческой организации назначают единоличный исполнительный орган автономной некоммерческой организации. Кроме того, уставом организации исключительная компетенция учредителя не предусмотрена. П. 4.10 Устава, которым установлена исключительная компетенция высшего коллегиального органа управления организации (Совета) не соответствует п. 3 ст. 29 ФЗ «О некоммерческих организациях». В Уставе не отражены вопросы, относящиеся к исключительной компетенции Совета, а именно: определение порядка приема в состав учредителей организации и исключения из состава ее учредителей; принятие решений о создании организацией других юридических лиц; принятие решений о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса; утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора некоммерческой организации. Не осуществляя никакой деятельности, руководство АНО не решало вопрос о ее ликвидации в порядке, установленном действующим законодательством.

Управлением в адрес организации 05.09.2016г. за вынесено письменное предупреждение об устранении выявленных в ходе проверки нарушений законодательства Российской Федерации. В срок, указанный в предупреждении, нарушения устранены не были (л.д. 23-25).

Согласно письму президента АНО «Центр поддержки творческих коллективов» Н.А.А., направленному в адрес Управления, организация свою деятельность не осуществляет, и не предполагает осуществлять в дальнейшем, в связи, с чем устранить выявленные в ходе проверки нарушения действующего законодательства Российской Федерации не представляется возможным (л.д. 21).

Таким образом, судом установлено, что ответчик выявленные в ходе проверки нарушения не оспаривал, устранять выявленные нарушения намерения не имел, соответствующих действий не предпринимал.

Учитывая, что нарушение положений действующего законодательства осуществлялось ответчиком в течение длительного периода времени, суд приходит к выводу, что допущенные нарушения по своему характеру являются достаточным основанием для ликвидации общественного объединения. Признание общественного объединения прекратившим свою деятельность в данном случае, как мера реагирования на нарушения действующего законодательства, соответствует общеправовыми принципами юридической ответственности и соразмерна допущенным юридическим лицом нарушениям.

В соответствии с п. 8 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.

Согласно ст. 21 Федерального закона «О некоммерческих организациях» ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Как следует из норм действующего законодательства, процедура исключения организации из ЕГРЮЛ без соответствующих ликвидационных процедур может быть проведена лишь по основаниям, предусмотренным ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и по основаниям, предусмотренным ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», которые предусматривают специальный порядок прекращения деятельности юридического лица.

По смыслу Закона, исключение юридических лиц из государственного реестра предусматривает собой административную процедуру прекращения правоспособности юридического лица, предусматривающую предоставление необходимых гарантий защиты прав и интересов таких юридических лиц, учредителей (участников), кредиторов и иных заинтересованных лиц, а также возможность последующего проведения судебного контроля, обеспечивающего законность принимаемых решений.

В соответствии с п. 6 ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.

Приказом Минюста РФ от 12.11.2010 г. № 343 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 21.12.2010 г. № 19300) утвержден Порядок взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций. В соответствии с п. 12 Порядка в случае принятия судом в отношении некоммерческой организации решения о ликвидации и исключении из государственного реестра (о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении из государственного реестра) Минюст России (Территориальный орган Минюста России) направляет в налоговый орган (в данном случае УФНС по Ивановской области) заверенные в установленном порядке копии распоряжения и решения суда. Налоговый орган вносит в государственный реестр на основании представленных документов запись в соответствии с решением суда, направляет с сопроводительным письмом в Минюст России (территориальный орган Минюста России) выписку из государственного реестра.

Таким образом, процедура ликвидации юридического лица по решению суда не может считаться завершенной без исключения записи о данном юридическом лице из ЕГРЮЛ. Основанием для исключения сведений о юридическом лице из ЕГРЮЛ является решение суда об исключении таких сведений.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности, с учетом конкретных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для признания автономной некоммерческой организации «Центр поддержки творческих коллективов» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

В соответствии со ст.46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) ответчик вправе признать иск.

Согласно ст. 157 КАС РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом выносится решение об удовлетворении заявленных требований.

В данном случае суд принимает признание иска ответчиком, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.

При таких обстоятельствах исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области к автономной некоммерческой организации «Центр поддержки творческих коллективов» о ликвидации некоммерческой организации и об исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 264 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области к автономной некоммерческой организации «Центр поддержки творческих коллективов» о ликвидации некоммерческой организации и об исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц – удовлетворить.

Ликвидировать автономную некоммерческую организацию «Центр поддержки творческих коллективов».

Исключить автономную некоммерческую организацию «Центр поддержки творческих коллективов» из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья:

Мотивированное решение изготовлено 30.01.2017 г.