ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-388/2022 от 02.03.2022 Ревдинского городского суда (Свердловская область)

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Город Ревда Свердловской области 02 марта 2022 года

Судья Ревдинского городского суда Свердловской области Сидорова А.А., рассмотрев в порядке упрощенного производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России N 30 по Свердловской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц,

установил:

представитель Межрайонной ИФНС России N 30 по Свердловской области (далее административный истец, Инспекция) обратился в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц, указывая, что налогоплательщиком представлена налоговая декларация по НДФЛ за 2011 год в связи с получением в дар 2/3 доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>

Если дарителем является физическое лицо, налоговая база рассчитывается налогоплательщиком – получателем, исходя из существующих на дату дарения цен на такое или аналогичное имущество и имущественные права (рыночные цены).

В соответствии с Постановлением Главы администрации ГО Ревда от 31.03.2011 N 643 средняя рыночная стоимость одного квадратного метра жилого помещения вторичного жилья за II квартал 2011 года составляет 31400 рублей.

Следовательно, доход, полученный в порядке дарения по данным инспекции, составил 1 232 973,33 руб., исходя из расчета (58,9 кв.м. * 31400 руб. * 2/3 доли). Соответственно, сумма занижения налоговой базы по НДФЛ за 2011 год по НДФЛ составляет 1 132 973,33 руб.

В соответствии с Постановлением Главы администрации ГО Ревда от 14.07.2011 N2480 средняя рыночная стоимость одного квадратного метра жилого помещения вторичного жилья за III квартал 2011 года составляет 31025 руб.

Следовательно, доход, полученный в порядке дарения, по данным инспекции составил 1 218248,33 руб., исходя из расчета (58,9 кв.м. * 31025 руб. * 2/3 доли). Соответственно, сумма занижения налоговой базы по НДФЛ за 2011 год составляет 1 118248,75 руб.

Исходя из вышеизложенного, в связи с тем, что процедура дарения охватывает два квартала, то в данном случае применяется Постановление Главы администрации ГО Ревда от 14.07.2011 N2480 о средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилого помещения вторичного жилья за III квартал 2011 года.

Налог на доходы физических лиц подлежащей уплате по данным Инспекции составляет 158 372 рубля (1 218 248,33 * 13%).

На основании изложенного, сумма доначисленного НДФЛ составила 145 372 руб., исходя из расчета (158372 руб. (сумма к уплате по данным инспекции) – 13 000 руб. (сумма к уплате по данным налогоплательщика).

В соответствии с п.6 ст.227 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, не позднее 16.07.2012.

НДФЛ налогоплательщиком уплачен несвоевременно, в связи с чем на основании статьи 75 НК РФ начислены пени за период с 01.01.2016 по 23.07.2019 в размере 36682, 21 руб.

Инспекцией в адрес налогоплательщика было направлено требование об уплате пени по НДФЛ за 2012 с указание в нем сумм, подлежащих оплате и сроков оплаты, которое оставлено без удовлетворения.

На основании изложенного, административный истец просит взыскать в судебном порядке с ФИО1 в доход соответствующего бюджета пени по НДФЛ за период с 01.01.2016 по 23.07.2019 в размере 36682, 21 руб.

Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, пункта 1 статьи 3, пункта 1 статьи 23 НК Российской Федерации налогоплательщики обязаны в установленные законом сроки уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Согласно части 2 статьи 44 НК Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

На основании статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

При этом согласно статье 41 Налогового кодекса Российской Федерации доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" названного Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Налогового кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что ФИО1 представлена налоговая декларация по НДФЛ за 2011 год в связи с получением в дар 2/3 доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>

Согласно декларации за 2011 г налогооблагаемая база составляет 100 000 рублей, исходя из соглашения сторон, установленного п.5.1 договора дарения от 04.06.2011. Сумма налога к уплате по данным налогоплательщица составила 13 000 руб. Налог уплачен 27.08.2012.

Согласно положений пункта 18.1 статьи 217 НК РФ облагаются налогом доходы в денежной и натуральной формах, получаемые физическими лицами в порядке дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев от не имеющих статус индивидуального предпринимателя физических лиц, не являющихся для одаряемого членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругами, родителями и детьми, в том числе, усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами).

Налогоплательщиком не представлены документы, подтверждающие степень родства с дарителем.

При таких обстоятельствах, в силу подпункта 7 пункта 1, пункт 2 статьи 228 названного кодекса гражданин обязан самостоятельно исчислить и уплатить налог в бюджет.

Согласно пункту 1 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен, согласно пункту 2 указанной нормы закона в случаях, когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.

Поскольку доходы в виде имущества, полученного в порядке дарения, являются доходами в натуральной форме, в целях исчисления налога на доходы физических лиц налоговая база по данному виду доходов должна исчисляться в соответствии с п. 1 ст. 211 НК РФ (то есть из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 НК РФ), независимо от того, кто является источником дохода.

В Письмах Минфина России от 06.04.2007 N 03-04-07-01/48, от 16.04.2007 N 03-04-05-01/115 неоднократно разъяснялось, что если дарителем является физическое лицо, налоговая база рассчитывается налогоплательщиком исходя из существующих на дату дарения цен на такое же или аналогичное имущество и имущественные права.

В соответствии с Постановлением Главы администрации ГО Ревда от 31.03.2011 N 643 средняя рыночная стоимость одного квадратного метра жилого помещения вторичного жилья за II квартал 2011 года составляет 31400 рублей.

В соответствии с Постановлением Главы администрации ГО Ревда от 14.07.2011 N2480 средняя рыночная стоимость одного квадратного метра жилого помещения вторичного жилья за III квартал 2011 года составляет 31025 руб.

Следовательно, доход, полученный в порядке дарения, по данным инспекции составил 1 218248,33 руб., исходя из расчета (58,9 кв.м. * 31025 руб. * 2/3 доли). Соответственно, сумма занижения налоговой базы по НДФЛ за 2011 год составляет 1 118248,75 руб.

Исходя из вышеизложенного, в связи с тем, что процедура дарения охватывает два квартала, то в данном случае применяется Постановление Главы администрации ГО Ревда от 14.07.2011 N2480 о средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилого помещения вторичного жилья за III квартал 2011 года.

Налог на доходы физических лиц подлежащей уплате по данным Инспекции составляет 158 372 рубля (1 218 248,33 * 13%).

На основании изложенного, сумма доначисленного НДФЛ составила 145 372 руб., исходя из расчета (158372 руб. (сумма к уплате по данным инспекции) – 13 000 руб. (сумма к уплате по данным налогоплательщика).

В соответствии с п.6 ст.227 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, не позднее 16.07.2012.

Согласно статье 72 Налогового кодекса Российской Федерации способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов являются пени.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах сроки.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

НДФЛ налогоплательщиком уплачен несвоевременно, в связи с чем на основании статьи 75 НК РФ начислены пени за период с 01.01.2016 по 23.07.2019 в размере 36682, 21 руб.

Налоговой инспекцией в адрес налогоплательщика через личный кабинет направлено требование N47886 по состоянию на 23.07.2019 о выплате пени, предоставлен срок для добровольного исполнения до 02.09.2019 (л.д.4-5).

Требования МИФНС России N 30 по Свердловской области административным ответчиком в добровольном порядке в установленный срок исполнено не было.

Согласно ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Учитывая предоставленный налогоплательщику срок для исполнения требования об уплате пени до 02 сентября 2019 года, срок обращения с заявлением о вынесении судебного приказ истекал 02 марта 2020. Налоговый орган обратился с заявлением о вынесении судебного приказа только 17 мая 2021, т.е. с пропуском срока обращения в суд.

на основании заявления МИФНС № 30 по Свердловской области был вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности пени по налогу на доходы физических лиц.

Определением мирового судьи судебного участка № 2 Ревдинского судебного района от 07.06.2021 судебный приказ о взыскании с ФИО1 пени по налогу на доходы физических лиц отменен (л.д.12). С настоящим иском административный истец обратился 11.01.2022.

Таким образом, шестимесячный срок обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по пени, и последующий срок обращения с административным иском в суд налоговым органом пропущен.

Руководствуясь ст.175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ,

решил:

административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России N 30 по Свердловской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц оставить без удовлетворения.

Решение в апелляционном порядке может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения путем подачи жалобы в Ревдинский городской суд.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья: А.А.Сидорова