дело № 2а-389(1)/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Саратовский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Симшина Д.В.,
при секретаре Перегудовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> к Благотворительному фонду «Общие дети», заинтересованное лицо - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № по <адрес>, о ликвидации некоммерческой организации и об исключении сведений о некоммерческой организации из Единого государственного реестра юридических лиц,
установил:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> обратилось в суд с административным иском к Благотворительному фонду «Общие дети» о ликвидации некоммерческой организации и об исключении сведений о некоммерческой организации из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование заявленных требований указано, что Благотворительный фонд «Общие дети» (далее-Организация) зарегистрирован Управлением Федеральной налоговой службы по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ за основным государственным регистрационным номером №, учетный №, юридический адрес организации: 410217, <адрес>, руководитель - ФИО1 Организационно-правовая форма организации - фонд, вид - благотворительный фонд. Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> (далее-Управление) была проведена внеплановая документарная проверка на предмет соблюдения административным ответчиком требований законодательства. В ходе данной проверки было установлено, что Благотворительный фонд «Общие дети» не представил в Управление и не разместил в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо в средствах массовой информации отчетность о деятельности организации за 2016 год, что является нарушением ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; не представил в орган, принявший решение о его государственной регистрации, отчет о благотворительной деятельности за 2016 год, что является нарушением ст. 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». На основании факта нарушения Организацией ст. 19 Закона № 135-ФЗ, Управлением в адрес Организации были вынесены письменные предупреждения от 13.04.2017 № 26, от 11.07.2017 № 442 о недопустимости нарушения Организацией действующего законодательства и с указанием срока устранения указанных нарушений законодательства. В установленный срок нарушения Организацией устранены не были. Кроме того, в ходе проверки установлено, что Организация не находится по юридическому адресу, вместе с тем в трехдневный срок не проинформировала Управление об изменении места своего нахождения, не предприняла мер для внесения сведений о новом месте нахождения в ЕГРЮЛ, что является нарушением ст. 32 Закона № 7-ФЗ, ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В Организации отсутствуют распорядительные документы органов управления, делопроизводство, документы, необходимые для организации рабочего процесса, не ведутся надлежащим образом.
В судебном заседании представитель административного истца участия не принимал, обратился к суду с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик, несмотря на своевременное и надлежащее извещение о дне и времени судебного заседания, в суд своего представителя не направил, о причинах неявки суду не сообщил. Явка не признана судом обязательной.
Заинтересованное лицо - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № по <адрес> обратилась к суду с заявлением о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1, п.п. 3,6 ч. 3 ст. 61 ГК РФ, ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
Юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов; в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 18 Закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 262 КАС РФ административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.
В соответствии со ст. 3 КАС РФ одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 утверждено Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, согласно пункту 1 которого Минюст России в лице его территориальных подразделений является органом, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций.
Согласно п. 7 ч. 3 ст. 50 ГК РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды.
Согласно ст. 123.17 ГК РФ фондом признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.
В силу ч. 2 ст. 123.20 ГК РФ, ч. 2 ст. 18 Закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае, если:
1) имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
2) цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
3) фонд в своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных уставом;
4) в других случаях, предусмотренных законом.
В судебном заседании установлено, что Благотворительный фонд «Общие дети» зарегистрирован Управлением Федеральной налоговой службы по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ за основным государственным регистрационным номером №, учетный №, юридический адрес организации: 410217, <адрес>, руководитель - ФИО1
Организационно-правовая форма организации - фонд, вид - благотворительный фонд.
В соответствии с пунктом 3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников.
Согласно п. 3.1 статьи 32 Закона некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.
В соответствии с пунктом 3.2 статьи 32 вышеуказанного Закона некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно, размещать в сети интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.
Некоммерческие организации, указанные в п. 3.1. ст. 32 Закона, обязаны ежегодно размещать в сети интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщения о продолжении своей деятельности.
Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определены приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 07.10.2010 № 252 «О порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций».
В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительная организация ежегодно представляет в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности, содержащий сведения о финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований настоящего Федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации; персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией; составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ); содержании и результатах деятельности благотворительной организации; нарушениях требований настоящего Федерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.
Ежегодный отчет представляется благотворительной организацией в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, в тот же срок, что и годовой отчет о финансово-хозяйственной деятельности, представляемый в налоговые органы.
Срок предоставления в налоговый орган по месту нахождения организации годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности определен согласно ст. 23 НК РФ не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, то есть до 01 апреля года, следующего за отчетным.
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> была проведена внеплановая документарная проверка на предмет соблюдения административным ответчиком требований законодательства.
В ходе данной проверки было установлено, что Благотворительный фонд «Общие дети» не представил в Управление и не разместил в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо в средствах массовой информации отчетность о деятельности организации за 2016 год, что является нарушением ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; не представил в орган, принявший решение о его государственной регистрации, отчет о благотворительной деятельности за 2016 год, что является нарушением ст. 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
На основании факта нарушения Организацией ст. 19 Закона № 135-ФЗ, Управлением в адрес Организации были вынесены письменные предупреждения от 13.04.2017 № 26, от 11.07.2017 № 442 о недопустимости нарушения Организацией действующего законодательства и с указанием срока устранения указанных нарушений законодательства. В установленный срок нарушения Организацией устранены не были.
Согласно п. 7 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации. При этом перечень и формы документов, которые необходимы для внесения таких изменений, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу п.п. в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в том числе, следующие сведения и документы о юридическом лице: адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
Согласно сведениям, внесенным в ЕГРЮЛ, юридическим адресом Организации является: 410217, <адрес>.
Вместе с тем, договор с собственником помещения по указанному адресу Организацией не заключался, документов, подтверждающих правовое основание пользования данным помещением, у административного ответчика не имеется, корреспонденция по данному адресу Организацией не получается. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела.
Также судом установлено, что в Организации отсутствуют распорядительные документы органов управления, делопроизводство, документы, необходимые для организации рабочего процесса, не ведутся надлежащим образом.
В частности, в Организации отсутствуют документы, регламентирующие взаимоотношения с несовершеннолетними гражданами; документы, подтверждающие работу Попечительского совета Организации, руководителя Организации; копии договоров по уставной деятельности Организации, сведения о мероприятиях, проводимых Организацией (периодичность, форма, место проведения), благотворительной деятельности Организации; иные материалы, подтверждающие деятельность по выполнению уставных целей, в том числе, об участии в союзах (ассоциациях), информировании населения о деятельности Организации, о сборе пожертвований и расходах Организации в рамках уставной деятельности, в том числе сведения о лицах, привлекаемых для сбора пожертвований, копии актов вскрытия ящиков для пожертвований, сведения о количестве ящиков для пожертвований; приходно-расходные кассовые документы, кассовая книга; Положение об учетной политике в целях бухгалтерского учета и налогообложения, утвержденного руководителе.
Благотворительная программа по оказанию помощи ФИО2 утверждалась на собрании учредителей ДД.ММ.ГГГГ, что является нарушением ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Кроме того, благотворительная программа составлена с нарушением ст. 17 Закона № 135-ФЗ, поскольку не предусматривает этапов ее реализации и не утверждена высшим органом управления Организации - Президиумом.
В соответствии с письмом Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Организацией статическая и бухгалтерская (финансовая) отчетность не предоставлялась.
Согласно данным Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> Организация с момента постановки на налоговый учет (с ДД.ММ.ГГГГ) налоговую и бухгалтерскую отчетность не предоставляла.
Судом установлено, что допущенные нарушения до настоящего времени не устранены.
Согласно п. 3 ст. 20 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» в случае неоднократного предупреждения в письменной форме благотворительной организации она может быть ликвидирована в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.
На основании п. 10 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
В статье 19 Закона N 7-ФЗ предусмотрен порядок ликвидации некоммерческой организации, который аналогичен положениям, содержащимся в статье 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Процедура ликвидации юридического лица по решению суда не может считаться завершенной без исключения записи о данном юридическом лице из ЕГРЮЛ. Основанием для исключения сведений о юридическом лице из ЕГРЮЛ является решение суда об исключении таких сведений.
При этом, исключение сведений о некоммерческой организации из ЕГРЮЛ до проведения ликвидационных мероприятий противоречит требованиям п. 3 ст. 18, ст. 19 Федерального закона от 12.01.1996 года N 7-ФЗ, ст. ст. 20-22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Пунктом 3 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 года N 7-ФЗ предусмотрена обязанность учредителей или органа, принявшего решение о ликвидации некоммерческой организации, назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора), определить порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.
По смыслу данной нормы назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) и установление порядка и срока ликвидации не является обязанностью суда. В том случае, если суд, принимая решение о ликвидации некоммерческой организации, не назначит ликвидационную комиссию (ликвидатора), не установит порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации, то это требование закона должны выполнить учредители (участник) некоммерческой организации.
Таким образом, сведения о юридическом лице - Благотворительном фонде «Общие дети» подлежат исключению из Единого государственного реестра юридических лиц после завершения процедуры ликвидации.
Согласно пункту 3 статьи 13.1 Закона N 7-ФЗ внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о ликвидации некоммерческих организаций осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (территориальным органом Федеральной налоговой службы России) на основании принимаемого уполномоченным органом (Минюстом России в лице его территориальных органов) распоряжения.
Согласно п. 8 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что в нарушение вышеуказанных требований закона, ответчик не выполнил своих обязанностей предусмотренных законом, ответчик не проинформировал об устранении нарушений, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований Управления Минюста России по <адрес> к Благотворительному фонду «Общие дети» о ликвидации некоммерческой организации и об исключении сведений о некоммерческой организации из Единого государственного реестра юридических лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о взыскании с Благотворительного фонда «Общие дети» государственной пошлины размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-177, 264 КАС РФ, суд
решил:
Ликвидировать Благотворительный фонд «Общие дети».
Исключить Благотворительный фонд «Общие дети» из Единого государственного реестра юридических лиц после завершения процедуры ликвидации.
Взыскать с Благотворительного фонда «Общие дети» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Саратовский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его вынесения.
Судья Д.В. Симшин