ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3890/21 от 30.07.2021 Советского районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)

№2а-3890/21

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Махачкала 30 июля 2021 года

Советский районный суд г.Махачкалы РД в составе:

председательствующего судьи Мукаиловой В.И.,

при секретаре судебного заседания Исмаиловой К.А.,

с участием: представителя административного истца ФИО1 ФИО10.

Представителя административного ответчика МКУ Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Махачкала- ФИО3 ФИО4.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 ФИО11, представляющего по доверенности интересы административного истца ФИО2 ФИО12 к МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Махачкалы» и к Администрации ГОсВД «город Махачкала» о признании незаконным уведомления Управления Архитектуры и градостроительства Администрации города Махачкалы от 02.06.2021г. о возврате без рассмотрения уведомления от 26.05.2021г. о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, представляющий по доверенности интересы административного истца ФИО2, обратился в суд с административным исковым заявлением к МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Махачкалы» и к Администрации ГОсВД «город Махачкала» о признании незаконным уведомления Управления Архитектуры и градостроительства Администрации города Махачкалы от 02.06.2021г. о возврате без рассмотрения уведомления от 26.05.2021г. 21 о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.

В судебном заседании ФИО1, представляющий по доверенности интересы административного истца ФИО2, требования поддержал и просил их удовлетворить, пояснив, что 26.05.2021 года за ФИО2 в соответствии с ч. 7 (или: 9) ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в Управление Архитектуры и Градостроительства было направлено уведомление о начале строительства индивидуального жилого дома на земельном участке площадью 62 кв. м. принадлежащем ФИО2 на праве собственности и с видом разрешенного использования под строительство ИЖС, который расположен по адресу: <адрес>, <адрес>.

В уведомлении от 26.05.2021 года были изложены основные характеристики застраиваемого земельного участка, параметры планируемого жилого дома. Так же к уведомлению были приложены согласие соседей на строительство дома и выписка из ЕГРН.

Его заявление от 26.05.2021 года было зарегистрировано в Управление Архитектуры и Градостроительства Администрации г.Махачкалы за г.

02.06.2021 года административным ответчиком было принято Решение о возврате без рассмотрения уведомления от 26.05.2021г. о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства с указанием следующих оснований: «В уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекте индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровый номером не указаны: п.3.4 Сведения о типовом архитектурном решении объекта капитальной строительства, в случае строительства или реконструкции такого объекта и границах территории исторического поселения федерального или региональной значения; п.4 в схематичном изображение объекта индивидуального жилищного строительства не указаны отступы от границ земельного участка, габаритны размеры объекта капитального строительства, улиц и (или) проездов, а также смежные объекты недвижимости. Кроме того, согласно выписке из ЕГРН № от 28.05.2021г., полученной в порядке межведомственного информационного взаимодействия относительно Вашего земельного участке отсутствуют правоустанавливающие документы на объект недвижимости отношении которого проводится реконструкция.

Просит в судебном порядке признать незаконным уведомление Управления архитектуры и градостроительства Административного городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» от 02.06.2021г. о возврате без рассмотрения уведомление от 26.05.2021г. . о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером ; обязать Управление архитектуры и градостроительства город Махачкалы повторно рассмотреть ранее поданное ФИО2 ФИО13 уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 25.05.2021 г. в установленный законом срок и направить ответ в сроки и по форме установленные ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ.

Административный истец ФИО2, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения административного дела, в суд не явился.

Представитель административного ответчика МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Махачкалы» по доверенности ФИО3 административные исковые требования не признал и просил отказать в их удовлетворении.

Административный ответчик Администрация ГОсВД «город Махачкала», надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения административного дела, своего представителя в суд не направило.

Выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Следовательно, для признания судом незаконным решения органов местного самоуправления необходимо наличие следующих условий: незаконность решения, а также нарушение прав и свобод гражданина, либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, при этом, удовлетворение требований заявителя возможно только при доказанности всей совокупности юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.

В настоящее время для строительства и реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщику достаточно уведомить уполномоченный орган (изменения ведены Федеральным законом от 03.08.2018 г. №340-ФЗ).

В соответствии с п.1.1 ч.17 ст.51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.

В силу ч.1 ст.51.1 ГрК РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, содержащее следующие сведения: 1) фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица); 2) наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 3) кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка; 4) сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц); 5) сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома); 6) сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка; 7) сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости; 8) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком; 9) способ направления застройщику уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7 и пунктом 3 части 8 настоящей статьи.

В соответствии с ч.7 ст.51.1 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи: 1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; 2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Формы уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

ФИО2 обратился в Управление Архитектуры и градостроительства Администрации ГОсВД «город Махачкала» с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, как усматривается из уведомления от 26.05.2021г. , с соблюдением требований ч.1 ст.51.1 ГрК РФ.

Вместе с тем, Управление архитектуры и градостроительства администрации ГОсВД «город Махачкала» выдала ФИО2 уведомление об оставлении без рассмотрения его уведомления о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером , ссылаясь на отсутствие указания административным истцом в вышеуказанном уведомлении: п.3.4 сведения о типовом архитектурном решении объекта капитальной строительства, в случае строительства или реконструкции такого объекта и границах территории исторического поселения федерального или региональной значения; п.4 в схематичном изображение объекта индивидуального жилищного строительства не указаны отступы от границ земельного участка, габаритны размеры объекта капитального строительства, улиц и (или) проездов, а также смежные объекты недвижимости; отсутствие правоустанавливающих документов на объект недвижимости, в отношении которого проводится реконструкция.

В рассматриваемом случае, как усматривается из материалов дела, в отношении земельного участка, принадлежащего заявителю, ограничений не имеется, что усматривается из Выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, в котором вид разрешенного использования указан – для индивидуального жилищного строительства, для индивидуальной жилой застройки.

Доказательств того, что в результате использования административным истцом земельного участка и заявленного объекта капитального строительства может возникнуть опасность для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, стороной ответчика суду не представлено и судом не установлено.

МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Махачкалы» в качестве основания для оставления без рассмотрения указывает: п.3.4 «Сведения о типовом архитектурном решении объекта капитального строительства, в случае строительства или реконструкции такого объекта в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

Однако, стороной ответчика суду не представлены доказательства, свидетельствующие расположение земельного участка с кадастровым номером в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, ни результаты проверки соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Представителем административного ответчика МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Махачкалы» по доверенности ФИО3 в судебном заседании объяснения по этому поводу не даны.

Следующим основанием для оставления без рассмотрения МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Махачкалы» указывает: п.4 – в схематичном изображение объекта индивидуального жилищного строительства не указаны отступы от границ земельного участка, габаритны размеры объекта капитального строительства, улиц и (или) проездов, а также смежные объекты недвижимости.

В п.3.3.3 уведомления Магомеда А.Р. о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 25.05.2021 указаны минимальный отступ от северной границы участка – 0,2 м., минимальный отступ от западной границы участка – 0,2 м., минимальный отступ от южной границы участка – 0,2 м., минимальный отступ от восточной границы участка – 0,2м в соответствии со ст.51.1 ГрК РФ.

В п.4 уведомления Магомеда А.Р. о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 25.05.2021 указано схематическое изображение планируемого к строительству или реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке. При этом, истцом даны объяснения в судебном заседании, что границы строения почти совпадают с земельным участком и в п.4 уведомления указаны минимальные отступы от границ участка.

Следующим основанием для возврата без рассмотрения уведомления от 26.05.2021г. является отсутствие правоустанавливающих документов на объект недвижимости, в отношении которого проводится реконструкция.

Однако согласно п.1 ч.3 ст.51.1 ГрК РФ К уведомлению о планируемом строительстве прилагаются правоустанавливающие документы на земельный участок в случае, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.

В судебном заседании установлено, что согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости ФИО2 принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 62+/-3 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>-а.

Кроме того, из ответа Управления архитектуры и градостроительства г.Махачкалы от ДД.ММ.ГГГГ за не усматривается к какой норме закона относятся п.3.4 и п.4., т.е. нормы закона, на основании которых возвращено уведомление ФИО2 о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером , не приведены.

Таким образом, уведомление МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Махачкалы» от 02.06.2021г. о возврате без рассмотрения уведомление от 26.05.2021г. о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером является незаконным, нарушает права и свободы ФИО2, создает препятствия к осуществлению ФИО2 его прав и свобод.

В соответствии с ч. 9 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано: соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований истца.

На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить административные исковые требования ФИО1 ФИО14, представляющего по доверенности интересы административного истца ФИО2 ФИО15 к МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Махачкалы» и к Администрации ГосВД «<адрес>».

Признать незаконным уведомление Управления архитектуры и градостроительства Административного городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» от 02.06.2021г. о возврате без рассмотрения уведомление от 26.05.2021г. 21 о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером .

Обязать МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Махачкалы» повторно рассмотреть уведомление ФИО2 ФИО16 о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером .

Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме

Мотивированное решение изготовлено 30 июля 2021 года.

Председательствующий судья В.И. Мукаилова