РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 мая 2016 года город Ангарск
Ангарский городской суд ... в составе председательствующего судьи Мишиной К.Н., при секретаре ПКА, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-3892\2016 по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу ... к ТТЮ, действующей в интересах несовершеннолетней ЖТИ о взыскании пени по налогу,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция ФНС России по городу ... обратилась в суд с административным иском, указав в его обоснование, что ЖТИ является плательщиком налога на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 НК РФ.
Налогоплательщик представил ** в налоговый орган декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2013 год. Согласно поданной декларации общая сумма дохода составляет №, сумма налоговых вычетов составила № Сумма облагаемого дохода составила №№). Налоговая ставка устанавливается в размере 13 %. Следовательно, налог исчислен следующим образом№
№ лиц за 2013 год должником не уплачена, в порядке ст.75 НК РФ начислены пени за 2013 год в № рублей за период с ** по **.
В связи с тем, что налогоплательщиком сумма задолженности в срок, установленный законодательством, добровольно не уплачена, руководствуясь ст.69 НК РФ, налоговый орган направил должнику требования об уплате задолженности от **№ со сроком исполнения до **, а также от **№ со сроком исполнения до **, то есть в установленный законом срок.
Инспекция обращалась в мировой суд с заявлением о вынесении судебного приказа на взыскание пени по налогу на доходы физических лиц. Мировым судьей выдан судебный приказ, который определением от ** отменен.
В связи с обращением в суд, налоговая инспекция просит суд взыскать с административного ответчика – законного представителя ТТЮ, действующего в интересах несовершеннолетней ЖТИ, пени по налогу на доходы физических лиц за 2013 год в размере № за период с ** по ** в доход государства.
В судебное заседание административный истец – Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу ... представителя не направил, о дате и времени судебного заседания извещен надлежаще, не просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя налоговой инспекции.
В судебное заседание административный ответчик – законный представитель несовершеннолетней ЖТИ - ТТИ не явилась, о его времени и месте извещена надлежаще, о чем в материалах дела имеется почтовое уведомление о получении судебной повестки, об уважительных причинах неявки суду не сообщила, направила в адрес суда письменные возражения, приобщенные к материалам административного дела, в которых просила отказать в удовлетворении административного иска в полном объеме.
Согласно части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Изучив материалы административного дела, исследовав представленные доказательства, обозрев материалы приказного производства, суд считает требования административного иска обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Обязанность налогоплательщика самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, предусмотрена законодательством о налогах и сборах - пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ. В соответствии с нормами Налогового кодекса РФ (статьи 45, 52, 80) налогоплательщик исчисляет сумму налога, декларирует и уплачивает её.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ** №22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» с ** введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу положений статьи 4 указанного Закона дела по требованиям о взыскании с физических лиц обязательных платежей и санкций подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
В связи с этим, настоящее административное дело рассмотрено судом по правилам Кодекса административного судопроизводства РФ.
Из материалов административного дела следует, что несовершеннолетняя ЖТИ, ** года рождения, в 2013 году являлась плательщиком налога на доходы физических лиц, с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса РФ.
Законным представителем несовершеннолетней ЖТИ является ее мать ТТЮ, что подтверждается имеющимся в материалах административного дела свидетельством о рождении.
В соответствии с п.4 ст.23, п.п. 1, 4 п.1 ст.228, п.1 ст.229 Налогового кодекса РФ физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, обязаны производить исчисление и уплату налога на доходы физических лиц; представлять налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом в налоговые органы по месту своего нахождения.
Согласно п.п. 3, 4 п.1 ст.220 Налогового кодекса РФ при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов, но не более № рублей, в частности, на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации квартиры, комнаты либо доли в них, а также на погашение процентов по целевым займам, полученных от РИР организаций или индивидуальных предпринимателей и фактически израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли в них.
** налогоплательщик представил в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2013 год. Согласно поданной декларации общая сумма дохода составляет 1 500 000 рублей, сумма налоговых вычетов составила №. Сумма облагаемого дохода составила №
В соответствии с пунктом 1 статьи 224 Налогового кодекса РФ налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В административном иске налоговый орган производит следующий расчет налога на доходы физических лиц за 2013 год: №
Исчисленная сумма налога на доходы физических лиц за 2013 год должником не уплачена. В связи с чем, налоговым органом в порядке статьи 75 Налогового кодекса РФ начислены пени за 2013 год в сумме № рублей за период с ** по **.
Расчеты пени судом проверены, признаны арифметически верными.
Из материалов дела следует, что налог на доходы физических лиц за 2013 год взыскан с ТТЮ судебным приказом от **, в настоящее время возбуждено исполнительное производство. Таким образом, налоговым органом предприняты меры по взысканию недоимки, на которую исчислены пени.
В силу статьи 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, а с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, - в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
В связи с тем, что налогоплательщиком сумма задолженности по налогу на доходы физических лиц в срок, установленный законодательством, добровольно не уплачена, руководствуясь статьей 69 Налогового кодекса РФ, налоговый орган направил должнику следующие требования:
- требование от **№ об уплате пени в сумме № со сроком исполнения до **,
- требование от **№ об уплате налога в размере № рублей со сроком исполнения до **.
Факты направления указанных требований в адрес налогоплательщика ЖТИ подтверждаются имеющимися в материалах административного дела списками внутренних почтовых отправлений № от **, № от **.
Поскольку ТТЮ является законным представителем несовершеннолетнего налогоплательщика, то обязанность по уплате как налога, так и пени по налогу на доходы физических лиц должна была быть исполнена законными представителями – родителями несовершеннолетнего ребенка. Однако, от исполнения данной обязанности они уклонились.
Так, пунктом 2 статьи 27 Налогового кодекса РФ законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Статья 64 Семейного кодекса РФ предусматривает, что защита прав и интересов детей возлагается на их детей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов с отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе, в судах без специальных полномочий.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 26 Гражданского кодекса РФ несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя, за исключением тех сделок, которые они вправе совершать самостоятельно
За несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны, за исключением сделок, которые они вправе совершать самостоятельно (п. п. 1 и 2 ст. 28 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, из приведенных норм действующего гражданского законодательства следует, что если несовершеннолетний, не имеет заработка, достаточного для уплаты налога на доходы физических лиц, то его родители (усыновители, опекуны, попечители) как законные представители несовершеннолетнего ребенка, должны исполнять обязанности по уплате налогов.
До настоящего времени законным представителем административного ответчика ТТЮ пени по налогу на доходы физических лиц за указанный период не уплачены. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Поскольку административным истцом представлены достаточные письменные доказательства, подтверждающие обоснованность заявленных исковых требований, то административный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
Суд, проверяя соблюдение налоговым органом срока обращения с административным иском в суд, принимает во внимание положения части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства РФ, в силу которой административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии со статей 2 Федерального закона от ** №20-ФЗ общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица увеличена до 3 000 рублей. Данная норма закона применяется к правоотношениям, начиная с **.
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила №
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Сумма недоимки превысила № с момента выставления налогоплательщику требования от **№ об уплате налога в сумме № и пени в размере 3 378,79 рублей со сроком уплаты до **. Следовательно, суд исчисляет шестимесячный срок со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, то есть с **. Таким образом, срок для обращения налоговой инспекции в суд истекает **.
Обозрев материалы гражданского дела №, суд установил, что налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка 37 ... и ... с заявлением о выдаче судебного приказа **, что свидетельствует о соблюдении срока обращения в суд.
Судебный приказ № выдан мировым судьей ** о взыскании с ТТЮ, как законного представителя несовершеннолетнего налогоплательщика, пени по налогу на доходы физических лиц за 2013 год в размере №. Однако, в связи с поступившими от законного представителя налогоплательщика возражениями относительно исполнения судебного приказа, последний определением мирового судьи от ** годы был отменен.
Следовательно, налоговый орган был вправе обратиться в суд общей юрисдикции с административным иском, в шестимесячный срок, то есть не позднее **. В то время как административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением **, о чем на иске проставлен соответствующий штемпель суда.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что срок обращения в суд налоговым органом не пропущен.
Таким образом, административный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с правилами части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
С учетом удовлетворения требований административного иска, с административного ответчика ТТЮ, являющейся законным представителем несовершеннолетней ЖТИ, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400,00 рублей.
Судом рассмотрены и оценены доводы административного ответчика, изложенные в письменных возражениях на иск, приобщенных к материалам дела. Суд считает их не заслуживающими внимания в силу следующего.
В обоснование доводов возражений на административный иск ТТЮ ссылается на право налогового органа самостоятельно провести зачет из суммы налогового вычета, право на который возникло у нее в связи с приобретением жилого помещения, в счет погашения задолженности по пеням, начисленным в связи с неоплатой налога на доходы физических лиц за 2013 год ее несовершеннолетней дочерью. При этом, ответчик полагает, что в рассматриваемом случае зачет возможен, поскольку, несмотря на возникновение права на налоговый вычет непосредственно у нее, она, являясь законным представителем несовершеннолетнего налогоплательщика должна исполнять обязанности налогоплательщика за дочь.
Суд с позицией административного ответчика согласиться не может, считая ее не основанной на положениях действующего налогового законодательства.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса РФ закреплено право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней и штрафов.
Зачет или возврат излишне уплаченных налогов производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение трех лет со дня уплаты суммы налога (пункт 7 статьи 78 Кодекса).
Согласно пункту 4 статьи 78 Налогового кодекса РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика по решению налогового органа.
Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно (пункт 5 этой же статьи).
В случае, предусмотренном настоящим пунктом, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.
Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление (заявление, представленное в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
Из материалов административного дела видно, что ТТЮ обращалась в налоговый орган с вопросом о зачете. Письмом ИФНС России по ... от **ТТЮ отказано в зачете. Причиной отказа в зачете указано отсутствие правовых оснований проведения зачета задолженности налогоплательщика в сумме имеющейся переплаты у его законного представителя. Помимо этого, в данном письме налоговым органом указано, что переплата по налогу на доходы физических лиц у ТТЮ отсутствует.
Таким образом, анализируя действующее налоговое законодательство, суд приходит к выводу о возможности проведения зачета, в том числе по пеням, подлежащим уплате налогоплательщиком, только при наличии переплаты по налогу у этого же налогоплательщика. Закон не содержит исключительных случаев о возможном зачете сумм переплаты по налогу, имеющихся у законного представителя несовершеннолетнего налогоплательщика, и задолженности по пени, имеющейся у самого несовершеннолетнего налогоплательщика. В рассматриваемом случае данные обязанности возникли у двух разных и самостоятельных налогоплательщиков, в этой связи, зачет не представляется возможным.
Кроме того, при разрешении настоящего административного спора, суд принимает во внимание, что поскольку налоговым органом ТТЮ отказано в проведении зачета указанных выше сумм, отказ ею не обжалован, не признан незаконным, то у суда отсутствуют правовые основания самостоятельно разрешить вопрос о зачете в рамках рассмотрения настоящего административного дела, поскольку решение данного вопроса в силу закона отнесено к компетенции налогового органа.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175, 178, 180, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу ... к ТТЮ, действующей в интересах несовершеннолетней ЖТИ о взыскании пени по налогу, - удовлетворить.
Взыскать с ТТЮ, ** года рождения, уроженки ..., проживающей по адресу: ..., являющейся законным представителем несовершеннолетней ЖТИ, ** года рождения, в доход государства пени по налогу на доходы физических лиц № период с ** по **.
Взыскать с ТТЮ, являющейся законным представителем несовершеннолетней ЖТИ, ** года рождения, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере №
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, то есть, начиная с **.
Судья К.Н. Мишина