Дело №2а-3896/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Псков 19 декабря 2018 года
Псковский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Жбановой О.В.,
при секретаре Федорчук Ю.М.,
с участием:
представителя административного истца Степанова С.И.,
представителя административного ответчика Тимофеевой Ю.А.,
представителей заинтересованных лиц Васильевой О.Г., Акбашевой Ж.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Степановой Т.А. к Управлению Росреестра по Псковской области о признании незаконными действий по внесению в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости земельного участка, обязании исправить техническую ошибку о величине кадастровой стоимости земельного участка и предоставить в Межрайонную ИФНС России №1 по Псковской области уточненные данные о величине кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Степанова Т.А. обратилась в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Псковской области о признании незаконными действий по внесению в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости земельного участка с КН №** в размере 495330 рублей, обязании исправить техническую ошибку о величине кадастровой стоимости земельного участка с КН №** на дату 01.01.2017, указав кадастровую стоимость 181380 рублей и предоставить в Межрайонную ИФНС России № 1 по Псковской области уточненные данные о величине кадастровой стоимости земельного участка с КН №** на дату 01.07.2017 для перерасчета Степановой Т.А. земельного налога за 2017 год.
В обоснование требований административный истец указала, что является собственником земельного участка с КН №**. 05.10.2018 почтовой связью получила налоговое уведомление № 55991045 от 05.09.2018 об уплате налога за 2017 год. В расчете земельного налога было указано, что производится расчет по земельному участку с КН №**, кадастровая стоимость которого составляет 495330 рублей, что по мнению истца, неправомерно. В налоговом уведомлении за 2016 год №16950273 от 21.09.2017 указывалось, что налоговая база (кадастровая стоимость) составляла 181380 рублей. Межрайонной ИФНС №1 по Псковской области истцу сообщено о том, что кадастровая стоимость земельного участка изменена в связи с вступлением в силу новой кадастровой оценки, утвержденной Постановлением Администрации Псковской области от 22.11.2016 № 377 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Псковской области», и результаты указанной оценки применяются с 2017 года.
Истец полагает, что результаты указанной кадастровой оценки ошибочно применены к расчету земельного налога за 2017 год, поскольку при расчете земельного налога за 2017 год в качестве налогооблагаемой базы для указанного земельного участка должна быть применена кадастровая оценка земельного участка, утвержденная постановлением Администрации Псковской области от 29.11.2011 № 477 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Псковской области», т.е. налогооблагаемая база по налогу за 2017 год должна быть равна налогооблагаемой базе по налогу за 2016 год, а именно в размере 181380 рублей. Постановление №377 в первой редакции было опубликовано (размещено) на сайте «pravo.pskov.ru» 23.11.2016 под регистрационным №022311201603 и из пункта 2 текста указанного постановления первой редакции следует, что кадастровая оценка, утвержденная Постановлением № 477, признается утратившей силу с 01.01.2020, следовательно, до указанной даты, в том числе и для целей налогообложения, продолжает применяться кадастровая оценка, утвержденная Постановлением № 477.
Постановлением Администрации Псковской области от 19.12.2016 №411 «О внесении изменений в отдельные акты Администрации области» в соответствии с пунктом 5 в Постановление № 377 были внесены изменения, согласно которым пункт 2 Постановления № 377 был изложен в редакции: «2. Признать утратившим силу постановление Администрации области от 29 ноября 2011 г. № 477 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Псковской области»; постановление Администрации области от 02 ноября 2016 г. № 360 «О внесении изменений в результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Псковской области».
Постановление № 411 было опубликовано на сайте «pravo.pskov.ru» 29.12.2016 под регистрационным № 022912201605. Указанной редакцией Постановления № 377 кадастровая оценка, утвержденная этим же Постановлением, вводилась в действие в соответствии с положениями статьи 5 НК РФ. Из положений части 1 статьи 5 НК РФ следует, что указанная редакция Постановления № 377 вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу - т.е. с 29.01.2017.
Соответственно, кадастровая оценка земельного участка истца, утвержденная Постановлением № 377, могла быть внесена в ЕГРН с 29.01.2017.
Новая кадастровая оценка земельного участка Степановой Т.А. неправомерно внесена в ЕГРН с 16.12.2016. Следовательно, Управление Росреестра по Псковской области, являясь органом регистрации прав и оператором по ведению ЕГРН, незаконно, на основании не вступившего в законную силу нормативного акта, внесло 16.12.2016 в указанный реестр информацию об изменении кадастровой стоимости земельного участка Степановой Т.А. Указанное нарушение порядка внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН повлекло необоснованное начисление Степановой Т.А. земельного налога в большем размере.
29.10.2018 Степанова Т.А. обратилась в Управление Росреестра по Псковской области с заявлением об исправлении технической ошибки - об исправлении кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 01.01.2017 с 495330 рублей на 181380 рублей.
08.11.2018 истцом было получено уведомление от 01.11.2018 об отказе в осуществлении учетно-регистрационного действия «Исправление технических ошибок».
Учитывая изложенное, полагая нарушенными ее права действиями ответчика, Степанова Т.А. обратилась в суд с вышеуказанными требованиями.
Административный истец Степанова Т.А. в судебное заседание не явилась, воспользовалась правом ведения дела через представителя.
Представитель административного истца Степанов С.И. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в уточненном административном исковом заявлении и дополнительных разъяснениях.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Псковской области Тимофеева Ю.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. Пояснила, что согласно ч.1 ст. 11 ФЗ от 03.07.2016 №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» государственная кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года и не реже одного раза в пять лет. Кадастровая оценка проведена и её результаты утверждены Постановлением Администрации Псковской области от 22.11.2016 №377, в соответствии с которым была внесена оценка в ГКН, сумма полностью соответствует тем расчетам, которые утверждены приложением №1 к Постановлению №377. Орган регистрации не применяет для налогообложения данную стоимость, а отправляет её в налоговый орган. Требование об обязании исправить техническую ошибку о величине кадастровой стоимости не подлежат удовлетворению, поскольку техническая ошибка отсутствует, сведения о величине были внесены в соответствии с вынесенным Администрацией Псковской области постановлением.
Представитель заинтересованного лица Межрайонной ИФНС №1 по Псковской области Акбашева Ж.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, поскольку по состоянию на 01.01.2017 в отношении земельного участка, принадлежащего административному истцу, была применена кадастровая стоимость в размере 495330 рублей. Данная сумма имелась в сведениях, поступивших из Управления Росреестра по Псковской области на 01.01.2017. В связи с чем земельный налог был рассчитан в соответствии с указанной суммой.
Представитель заинтересованного лица Администрации Псковской области Васильева О.Г. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. В обоснование возражений пояснила, что Администрацией Псковской области 22.11.2016 было издано Постановление №377, которое было опубликовано в установленном порядке 23.11.2016. Данное постановление вступило в силу по истечении 10 дней с момента его официального опубликования и должно применяться с 01.01.2017. После направления сведений о кадастровой стоимости в Управление Росреестра по Псковской области данные сведения вносятся в ЕГРН. Постановление Администрации Псковской области №411 «О внесении изменений в отдельные акты Администрации области» было издано 19.12.2016 и опубликовано 29.12.2016. В данном Постановлении указано, что оно вступает в силу в течение 10 дневного срока с момента его официального опубликования. Однако, указанное постановление не касалось изменения кадастровой оценки земельных участков. Изменения были внесены в рамках ст. 19 ФЗ от 03.07.2016 №360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Выслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика и заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск удовлетворению не подлежащим по следующим основаниям.
Судом установлено, что Степанова Т.А. является собственником земельного участка с КН №**, расположенного по адресу: П. область, П. район, СП «Е. волость», д. Ж. (л.д. 13).
В налоговом уведомлении за 2016 год № 16950273 от 21.09.2017 указывалось, что налоговая база (кадастровая стоимость) земельного участка с КН №** составляла 181380 рублей (л.д. 15).
Степановой Т.А. Межрайонной ИФНС №1 по Псковской области направлено налоговое уведомление № 55991045 от 05.09.2018 об уплате земельного налога за 2017 год в размере 1486 рублей, исходя налоговой базы (кадастровой стоимости) в размере 495330 рублей (л.д. 15).
Согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 10.10.2018 кадастровая стоимость земельного участка с КН №**, расположенного по адресу: П. область, П. район, СП «Е. волость», д. Ж., по состоянию на 01.01.2017 составляет 495330 рублей (л.д. 16).
Административный истец полагает, что при расчете земельного налога за 2017 год в качестве налоговой базы для указанного земельного участка должна быть применена кадастровая оценка земельного участка, утвержденная постановлением Администрации Псковской области от 29.11.2011 № 477 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Псковской области», т.е. налоговая база по налогу за 2017 год должна быть равна налогооблагаемой базе по налогу за 2016 год, а именно в размере 181380 рублей.
29.10.2018 Степанова Т.А. через ГБУ ПО «МФЦ» обратилась в Управление Росреестра по Псковской области с заявлением об исправлении технической ошибки, допущенной в сведениях ЕГРН на земельный участок с КН №**, - об исправлении кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 01.01.2017 с 495330 рублей на 181380 рублей (л.д. 37, 38).
Уведомлением от 01.11.2018 № КУВД-001/2018-5783605/1 Степановой Т.А. отказано в осуществлении учетно-регистрационного действия «Исправление технических ошибок» на основании ст. 61 Закона о государственной регистрации. Основанием отказа послужило отсутствие технической ошибки в сведениях ЕГРН на земельный участок с КН №** (л.д. 36).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд находит действия Управления Росреестра по Псковской области по внесению в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости земельного участка с КН №** в размере 495330 рублей законными в силу следующего.
Согласно ч.1 ст. 11 ФЗ от 03.07.2016 №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» государственная кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения - не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки. Указанный срок определяется со дня принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости до дня принятия акта об утверждении следующих результатов определения кадастровой стоимости.
Согласно ст. 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (далее - дата проведения последней государственной кадастровой оценки).
В соответствии со ст. 24.17 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" втечение двадцати рабочих дней с даты принятия отчета об определении кадастровой стоимости заказчик работ принимает акт об утверждении содержащихся в таком отчете кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости для кадастрового квартала, населенного пункта, муниципального района, городского округа, субъекта Российской Федерации (далее - акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости), который вступает в силу после даты его официального опубликования (обнародования).
Согласно ч. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Администрации Псковской области от 22.11.2016 №377 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Псковской области» утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Псковской области. Также данным постановлением, признано утратившим силу постановление Администрации области от 29 ноября 2011 г. N 477 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Псковской области".
Постановление вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
Первоначальный текст документа опубликован в изданиях Сетевое издание "Нормативные правовые акты Псковской области" http://pravo.pskov.ru/, 23.11.2016, Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 25.11.2016, "Псковская правда", N 47, 25.11.2016.
В соответствии со ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган регистрации прав осуществляет их внесение в Единый государственный реестр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В связи с чем органом кадастрового учета 16.12.2016 в ЕГРН внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с КН №**, расположенного по адресу: П. область, П. район, СП «Е. волость», д. Ж., в размере 495330 рублей.
Постановлением Администрации Псковской области от 19.12.2016 № 441 «О внесении изменений в отдельные акты Администрации области» в постановление Администрации области от 22 ноября 2016 г. N 377 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Псковской области" следующие изменения: 1) пункт 1 дополнить абзацем следующего содержания: "удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов для кадастровых кварталов по группам видов разрешенного использования земельных участков согласно приложению N 3 к настоящему постановлению."; 2) пункт 2 изложить в следующей редакции: "2. Признать утратившими силу: постановление Администрации области от 29 ноября 2011 г. N 477 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Псковской области"; постановление Администрации области от 02 ноября 2016 г. N 360 "О внесении изменений в результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Псковской области"."; 3) пункт 4 признать утратившим силу; 4) дополнить приложением N 3 в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
Постановление вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
Текст документа опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 29.12.2016.
Как следует из текста постановления Администрации Псковской области от 19.12.2016 № 441, данное постановление не касается изменения кадастровой оценки земельных участков. Изменения были внесены в рамках ст. 19 ФЗ от 03.07.2016 №360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которой решение может быть принято не позднее 20 декабря 2016 года и должно быть направлено в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, не позднее трех дней с даты принятия соответствующего решения.
Таким образом, доводы административного истца о том, что при расчете земельного налога за 2017 год в качестве налоговой базы должна быть применена кадастровая оценка земельного участка, утвержденная постановлением Администрации Псковской области от 29.11.2011 № 477 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Псковской области», т.е. налоговая база по налогу за 2017 год должна быть равна налогооблагаемой базе по налогу за 2016 год, являются несостоятельными и основаны на неверном толковании норм права.
В соответствии со ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В данном случае техническая ошибка отсутствует, сведения о величине кадастровой стоимости внесены в ЕГРН в соответствии с вынесенным Администрацией Псковской области постановлением Администрации Псковской области от 22.11.2016 №377 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Псковской области».
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о законности действий Управления Росреестра по Псковской области по внесению в ЕГРН 16.12.2016 сведений о кадастровой стоимости земельного участка с КН №** в размере 495330 рублей и отказывает Степановой Т.А. в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Степановой Т.А. к Управлению Росреестра по Псковской области о признании незаконными действий по внесению в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости земельного участка, обязании исправить техническую ошибку о величине кадастровой стоимости земельного участка и предоставить в Межрайонную ИФНС России № 1 по Псковской области уточненные данные о величине кадастровой стоимости земельного участка отказать.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд Псковской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.В. Жбанова
Решение в окончательной форме изготовлено 25 декабря 2018 года.