РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 октября 2021 года город Астрахань
Ленинский районный суд города Астрахани в составе председательствующего судьи Асламбековой Г.А., рассмотрев в порядке упрощенного производства в здании Ленинского районного суда г. Астрахани, расположенного по адресу: <...> административное дело № 2а-3898/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Астраханской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной службы № 1 по Астраханской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций, указав, что ФИО1 состоит на учете в качестве налогоплательщика в Межрайонной ИФНС России № 1 по Астраханской области
ФИО1 является собственником недвижимого имущества: земельный участок, кадастровый <№>, адрес: 414014, РОССИЯ, г Астрахань, <адрес>, площадь - 289.5 кв.м. Дата регистрации права <дата обезличена>, земельный участок, кадастровый <№>, адрес: 414014, РОССИЯ, г Астрахань, <адрес>, площадь – 570 кв.м. Дата регистрации права, <дата обезличена>.
Налогоплательщику заказной корреспонденцией направлены налоговое уведомление об уплате земельного налога за 2012-2014г.г. <№> от 02.06.2015г., налоговое уведомление об уплате земельного налога за 2015г. <№> от 06.08.2016г., налоговое уведомление об уплате земельного налога за 2016г. <№> от 02.07.2017г.
Сумма земельного налога за 2012-2016г.г. с учетом частичного погашения налогоплательщиком составляет 3490 руб. 61 коп.
Обязанность по уплате налога в законно установленный срок, в соответствии со ст. 363 НК РФ, налогоплательщиком не была исполнена.
Согласно расчета размер пени по земельному налогу составляет 25 руб. 14 коп.
В адрес налогоплательщика были направлены требования от 20.12.2016г., от 30.11.2015г., от 14.02.2018г. об уплате налога, сбора, пени, штрафа, которым предложено уплатить указанные в них налоги, пени, данное требование направлено в адрес налогоплательщика путем заказной корреспонденции.
В установленный срок сумма налога, пени в бюджет не поступили.
Мировым судьей судебного участка № 1 Ленинского района г. Астрахани 01.11.2019г. был вынесен судебный приказ. Определением мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского района г. Астрахани, от 05.03.2021г. судебный приказ № 2а-4948/2019 был отменен.
В связи с чем, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Астраханской области просила суд взыскать с ФИО1 задолженность по земельному налогу за налоговый период за 2012-2016г.г. в размере 3490 руб. 61 коп., пеню в размере 25 руб. 14 коп.
Согласно части 7 статьи 150 КАС РФ если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса.
В соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ, ч.7 ст.150 КАС РФ суд определил рассмотреть административный иск в отсутствие неявившихся лиц в порядке упрощённого (письменного) производства без проведения устного разбирательства.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Согласно части 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно ст. 387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Судом установлено, что в связи с неуплатой земельного налога за период с 2012-2016г.г. налоговым органом в адрес ФИО1 направлены требования от 20.12.2016г., от 30.11.2015г., от 14.02.2018г.
Срок исполнения требования от 20.12.2016г. до 14.02.2017г., срок исполнения требования от 14.02.2018г. до 23.03.2018г., срок исполнения требования от 30.11.2015г. до 15.02.2016г.
Налогоплательщику заказной корреспонденцией направлены налоговое уведомление об уплате земельного налога за 2012-2014г.г. <№> от 02.06.2015г., налоговое уведомление об уплате земельного налога за 2015г. <№> от 06.08.2016г., налоговое уведомление об уплате земельного налога за 2016г. <№> от 02.07.2017г.
Сумма земельного налога за 2012-2016г.г. с учетом частичного погашения налогоплательщиком составляет 3490 руб. 61 коп.
Обязанность по уплате налога в законно установленный срок, в соответствии со ст. 363 НК РФ, налогоплательщиком не была исполнена.
Согласно расчета размер пени по земельному налогу составляет 25 руб. 14 коп.
Согласно статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно статье 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, статья 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает два различных специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В данном случае, действующее правовое регулирование обязывает налоговый орган при подаче административного иска о взыскании с физического лица недоимки по налогу соблюсти два срока, каждый из которых является пресекательным. Первый срок составляет шесть месяцев и начинает течь со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Второй срок начинает течь с момента отмены судебного приказа о взыскании налога и составляет также шесть месяцев.
Нарушение каждого из указанных процессуальных сроков влечет их пропуск и отказ в удовлетворении соответствующего иска (заявления).
По заявлению должника определением мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского района г. Астрахани 05.03.2021г. судебный приказ № 2а-4948/2019 от 01.11.2018г. о взыскании в пользу Межрайонной ИФНС России № 1 по Астраханской области о взыскании обязательных платежей и санкций с ФИО1 отменен.
Согласно требования от 20.12.2016г. об уплате налога, сбора, страховых взносов, срок исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций установлен до 14.02.2017г.
Согласно требования от 30.11.2015г. об уплате налога, сбора, страховых взносов, срок исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций установлен до 15.02.2016г.
Согласно требования от 14.02.2018г. об уплате налога, сбора, страховых взносов, срок исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций установлен до 23.03.2018г.
Согласно сведений от мирового судьи установлено, что с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности по земельному налогу (пени), административный истец обратился 01.11.2019г.
Следовательно, заявление Межрайонной инспекцией Федеральной службы № 1 по Астраханской области о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по транспортному налогу с ФИО1 подано с нарушением установленного статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячного срока со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Межрайонной инспекцией Федеральной службы № 1 по Астраханской области не представлены суду какие-либо доказательства, объективно препятствовавшие обращению с заявлением о вынесении судебного приказа в установленные сроки.
Исходя из установленных по делу обстоятельств и представленных суду доказательств, учитывая, что административным истцом Межрайонной инспекцией Федеральной службы № 1 по Астраханской области пропущен первоначальный срок на обращение в суд с заявлением о взыскании налоговой задолженности, то указанные требования удовлетворению не подлежат.
Следует отметить, что у налогового органа Межрайонной инспекцией Федеральной службы № 1 по Астраханской области имелось достаточно времени для оформления заявления в установленном законом порядке.
Учитывая, что Межрайонная инспекция Федеральной службы № 1 по Астраханской области является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем, ему должны быть известны правила обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Исходя из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.02.2007 N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
При таких обстоятельствах административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Астраханской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций, удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 290, 291-294 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Астраханской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Разъяснить сторонам, что суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 КАС РФ.
Судья: Г.А. Асламбекова