мотивированное решение изготовлено
24 июля 2020 года
Дело № 2а-389/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 июля 2020 года г. Сосновый Бор
Сосновоборский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Алексеева М.А.,
при секретаре Полыниной Е.А.,
с участием представителя административных истцов – адвоката Комиссарова А.Ф.,
представителя административного ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 и ФИО3 к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области об оспаривании бездействия и возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
административные истцы ФИО2 и ФИО3 обратились в Сосновоборский городской суд Ленинградской области с административным иском к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области (далее по тексту решения - Комитет), в котором просят:
признать незаконным бездействие Комитета, выразившиеся в ненаправлении административным истцам ответа на заявление от 17 октября 2019 года, в установленный законом срок;
признать незаконным бездействие Комитета, выраженное в невнесении сведений в государственный лесной реестр и несовершении необходимых действий, связанных с обеспечением регистрации изменений права собственности Российской Федерации на лесные участки из категории земель лесного фонда на территории Ломоносовского лесничества;
возложить на Комитет обязанность внести изменения в единый государственный реестр прав, исключив земельные участки с кадастровыми номерами №, № и № из состава земель лесного фонда, таким образом, совершив действия, связанные с обеспечением регистрации изменений права собственности Российской Федерации на лесные участки из категории земель лесного фонда на территории Ломоносовского лесничества, и внести сведения в государственный лесной реестр, исключив из него сведения об отнесении земельных участков с кадастровыми номерами №, № и № к землям лесного фонда.
Административный иск мотивирован тем, что ФИО2 является собственником земельных участков с кадастровыми номерами № и №, расположенных в <адрес>. На земельном участке с кадастровым номером № расположен жилой дом, которому присвоен адрес: <адрес>.
ФИО3 является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в <адрес>.
ФИО2 и ФИО4 состоят в родственных отношениях, с 2014 года указанные земельные участки используются совместно.
Земельные участки ФИО2 были приобретены в декабре 2012 года, а ФИО3 приобрел свой земельный участок в мае 2014 года.
Согласно сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, вышеуказанные земельные участки имеют вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства».
В 2019 году административным истцам стало известно, что в соответствии с генеральным планом муниципального образования «Лебяженское городское поселение» Ломоносовского муниципального района Ленинградской области, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 06 сентября 2017 года № 357, земельные участки заявителей не были отнесены ни к одной категории земель.
Впоследствии выяснилось, что право на земельные участки административных истцов зарегистрировано также и за Российской Федерацией, а они отнесены к землям гослесфонда.
ФИО2 в судебном порядке оспорен генеральный план муниципального образования «Лебяженское городское поселение» Ломоносовского муниципального района Ленинградской области, в той части, в которой он не позволяет достоверно определить местонахождение земельных участков с кадастровыми номерами № и № относительно границ населенного пункта <адрес>.
Аналогичный иск был подан и ФИО4
Ссылаясь на положения ч. 7 ст. 62.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», административные истцы 17 октября 2019 года обратились в Комитет с заявлением об исключении земельных участков с кадастровыми номерами №, № и № из состава земель лесного фонда.
В связи с отсутствием ответа на обращение в установленный ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» срок, административные истцы 12 декабря 2019 года подали в Комитет жалобу.
17 декабря 2019 года на электронную почту представителя административных истцов от Комитета поступил ответ, с которым административные истцы выражают несогласие.
Полагают, что к ведению Комитета относится ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории Ленинградской области.
Указывают, что их земельные участки отнесены к категории земель населенных пунктов, границы установлены, право собственности на участки зарегистрировано и не оспорено.
При этом в отношении земельного участка, право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерации, кадастровые работы не проводились, его границы на местности не установлены до настоящего времени.
В этой связи административные истцы лишены возможности в полной мере осуществлять право собственности на принадлежащие им земельные участки, поскольку они учтены административным ответчиком в качестве земель лесного фонда Российской Федерации.
Определением Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 19 февраля 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), а 08 июня 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Росреестра по Ленинградской области.
В судебное заседание административные истцы ФИО2 и ФИО3 не явились, о слушании дела извещены, их интересы представлял адвокат Комиссаров А.Ф.
В судебное заседание представитель административного ответчика ФИО1 явилась, возражала против административного иска по доводам наличия спора о праве до разрешения которого невозможно изменение границ земельного участка, принадлежащего Российской Федерации, а также того, что ответ на обращение административных истцов был направлен Комитетом в установленный законом срок.
В судебное заседание заинтересованное лицо Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) представителя не направило, о слушании дела извещено, просило дело рассматривать в отсутствие представителя. В письменном отзыве Рослесхоз просит отказать в удовлетворении административного иска ФИО2 и ФИО3
Управление Росреестра по Ленинградской области в судебное заседание представителя не направило, о слушании дела извещено.
Выслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Установлено и материалами дела подтверждено, что ФИО2 является собственником земельных участков с кадастровыми номерами № и № расположенных по адресу: <адрес>. Право собственности зарегистрировано 29 декабря 2012 года.
Также ФИО2 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Право собственности зарегистрировано 04 сентября 2014 года.
ФИО3 является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>. Право собственности зарегистрировано 19 мая 2014 года.
Согласно сведениям ЕГРН, земельные участки административных истцов относятся к категории земель «земли населенных пунктов» и имеют вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства».
Согласно ответу местной администрации Муниципального образования «Лебяженское городское поселение» Ломоносовского муниципального района Ленинградской области № 740 от 22 апреля 2019 года, направленному в адрес ФИО2, земельные участки с кадастровыми номерами № и № отнесены к категории земель «земли населенных пунктов». Вид разрешенного использования «территория, применение функционального зонирования на которых возможна только после вынесения судебного решения об отнесении данной территории к одной из категорий земель».
Из ответа Ломоносовского лесничества – филиала ЛОГКУ «Ленобллес» от 22 апреля 2019 года № 403-05, направленному в адрес ФИО2, следует, что по материалам учета лесничества (материалов лесоустройства 2006 года, ЛХР 2013 года, публичной кадастровой карты), земельные участки с кадастровыми номерами № и № находятся на землях лесного фонда, а конкретно в <адрес><адрес>, кадастровый №.
Решением Ленинградского областного суда от 02 июля 2019 года по делу № 3а-127/2019 по административному иску ФИО2 признан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу генеральный план муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области, утвержденный постановлением <адрес> от 06 сентября 2017 года № 357 в той части, в которой он не позволяет достоверно определить местонахождение земельных участков с кадастровыми номерами № и № относительно границ населенного пункта <адрес>.
При этом в ходе рассмотрения указанного дела, Ленинградским областным судом не признано обоснованным утверждение административного истца о том, что оспариваемым генеральным планом муниципального образования земельные участки исключены из границ населенного пункта <адрес>, т.е. была изменена категория земель «земли населенных пунктов», к которой ранее были отнесены земельные участки. Установлено отсутствие доказательств, свидетельствующих о том, что ранее земельные участки с кадастровыми номерами № и № были уполномоченным органом с соблюдением требований законодательства включены в границы населенного пункта <адрес>.
Апелляционным определением Верховного суда Российской Федерации по делу № 33-АПА19-12 от 05 декабря 2019 года решение Ленинградского областного суда от 02 июля 2019 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Правительства Ленинградской области без удовлетворения.
Согласно объяснениям сторон, а также иным материалам настоящего дела: выписки из государственного лесного реестра № 141 от 05 июня 2019 года, карты-схемы расположения и границы лесного участка, данным публичной кадастровой карты, земельные участки административных истцов также расположены на территории: <адрес>
При этом право собственности на лесной участок Ломоносовского лесничества зарегистрировано за Российской Федерацией, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права собственности от 13 апреля 2011 года.
В этой связи, 17 октября 2019 года представителем ФИО2 и ФИО3 по доверенности ФИО5 в Комитет подано заявление «О применении положений лесной амнистии».
Ссылаясь на положения ч. 7 ст. 62.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», представитель административных истцов просил исключить земельные участки с кадастровыми номерами №, № и № из состава земель лесного фонда.
Ответ на обращение просил направить по адресу: <адрес> и на электронную почту.
Согласно ответу Комитета от 15 ноября 2019 года за № 02-23532/2019, на имя ФИО2, границы земельных участков с кадастровыми номерами №№№ накладываются на земли лесного фонда – <адрес>
Комитет указал, что к его полномочиям не относятся полномочия по принятию решений об установлении или изменении границ лесничеств и соответственно на отсутствие правовых оснований для изменения границы лесного участка Ломоносовского лесничества.
Также указано, что Комитет направит предложение по включению в повестку заседания Межведомственной рабочей группы по рассмотрению вопросов, связанных с приведением в соответствие сведений единого государственного реестра недвижимости и государственного лесного реестра на территории Ленинградской области вопроса, связанного с наложением границ земельных участков с кадастровыми номерами №, № и № на земли лесного фонда <адрес> лесничества.12 декабря 2019 года представителем административных истцов ФИО5 в Комитет подана жалоба, в которой он указывал на отсутствие ответа на обращение от 17 октября 2019 года в срок, установленный ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
С сопроводительным письмом от 16 декабря 2019 года за. № 02-26187/2019 ответ Комитета от 15 ноября 2019 года за № 02-23532/2019 был направлен ФИО2
Разрешая спор по существу, суд исходит из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Частью 4 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установлено, что ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме.
Положения ч. 1 ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливают, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
В опровержение доводов административных истцов о том, что ответ на обращение от 17 октября 2019 года в установленный законом срок не направлялся, представителем Комитета указано, что такой ответ был направлен им 18 ноября 2019 года.
В подтверждение указанного утверждения ею представлен список адресов и адресатов, в котором под № 165 указано <адрес>
Данный список суд оценивает критически, поскольку он не является надлежащим доказательством направления почтовой корреспонденции. Реестр отправления почтовой корреспонденции, имеющий отметки о принятии отделения почтовой связи, суду не представлен. На уточняющий вопрос суда, представитель административного ответчика пояснила, что такой реестр представить не может.
Более того, в представленном списке некорректно указан адрес заявителя в части дома: <адрес>
Надлежит отметить, что из представленного списка не усматривается, что ответ на обращение был также направлен ФИО3, учитывая то, что и он являлся заявителем по обращению от 17 октября 2019 года.
В силу прямого указания ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», ответ на обращение направляется не только в письменной форме по почтовому адресу, но и в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении.
Сведений о том, что ответ на обращение до 16 декабря 2019 года был направлен Комитетом на адрес электронной почты, указанном в заявлении от 17 октября 2019 года, в материалы дела также не представлено.
В этой связи суд приходит к выводу о том, что Комитетом допущено бездействие, выразившееся в ненаправлении ФИО2 и ФИО3 ответа на заявление от 17 октября 2019 года, в установленный законом срок, что не может быть признано законным.
В иной части административного иска ФИО2 и ФИО3 суд отказывает по следующим основаниям.
В п. 2 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» указано, что Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Согласно ч. 3 ст. 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации, местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.
В силу ст. 91 Лесного кодекса Российской Федерации, государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах.
В государственном лесном реестре содержится документированная информация: о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о лесничествах, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; о лесных участках и об их границах.
Ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 2.2 Положения о Комитете, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 31.07.2014 N 341, на Комитет возложены полномочия по ведению государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории Ленинградской области.
В п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что споры, связанные с защитой права собственности и других вещных прав, рассматриваются судами в соответствии с подведомственностью дел, установленной Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - ГПК РФ), Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - АПК РФ), а также иными федеральными законами.
В силу части 1 статьи 30 ГПК РФ и части 1 статьи 38 АПК РФ иски о правах на недвижимое имущество рассматриваются в суде по месту нахождения этого имущества (исключительная подсудность).
К искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
В п. 6 ст. 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке. Лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином.
Исключение из состава земельного участка, относящегося к лесному фонду и право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерацией, земельных участков с кадастровыми номерами №, № и № связано с установлением границ таких территорий.
При этом спор, связанный с установлением границ земельных участков, в том числе по причине их наложения, подлежит рассмотрению в исковом порядке, а избранный ФИО2 и ФИО3 способ защиты права следует признать ненадлежащим, не соответствующим характеру спорного правоотношения.
Согласно ч. 1 ст. 62.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в целях реализации права граждан на благоприятную окружающую среду могут создаваться лесопарковые зеленые пояса - зоны с ограниченным режимом природопользования и иной хозяйственной деятельности, включающие в себя территории, на которых расположены леса, водные объекты или их части, природные ландшафты, и территории зеленого фонда в границах городских населенных пунктов, которые прилегают к указанным лесам или составляют с ними единую естественную экологическую систему и выполняют средообразующие, природоохранные, экологические, санитарно-гигиенические и рекреационные функции.
Порядок создания лесопаркового зеленого пояса установлен ст. 62.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В силу ч. 7 ст. 62.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что земельный участок, права граждан или юридических лиц на который возникли до 1 января 2016 года и который в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости и (или) правоустанавливающими документами на земельные участки к иной категории земель, земельный участок, который образован из земель лесного фонда и на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до 1 января 2016 года, земельный участок, который в результате уточнения границ и устранения пересечений с границами лесного участка в соответствии со статьей 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" оказался полностью или частично расположен в границах лесопаркового зеленого пояса, подлежат исключению из лесопаркового зеленого пояса в случае, если разрешенное использование такого земельного участка или назначение такого объекта недвижимости противоречит режиму лесопаркового зеленого пояса с учетом положений подпункта 6 пункта 3 настоящей статьи.
Материалы дела не свидетельствуют о том, что земельные участки, принадлежащие административным истцам, входят в состав лесопаркового зеленого пояса, созданного в установленном порядке, а потому положения ч. 7 ст. 62.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» не могут быть применены при рассмотрении настоящего дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск ФИО2 и ФИО3 удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, выразившееся в ненаправлении ФИО2 и ФИО3 ответа на заявление от 17 октября 2019 года, в установленный законом срок.
В удовлетворении остальной части административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Сосновоборский городской суд Ленинградской области.
Судья М.А. Алексеев