Дело №2а-389/2021
УИД 44RS0006-01-2021-001149-67
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Галичский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Виноградова В.В.,
с участием прокурора Петрова К.Д.,
при секретаре Аксеновой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Галичского межрайонного прокурора Костромской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на страницах сайтов расположенных по адресам: <данные изъяты> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Галичский межрайонный прокурор Костромской области обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, запрещенной к распространению в Российской Федерации, расположенной по адресам: <данные изъяты>
В обоснование своих требований истец указал, что Галичской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об информации и информационных технологиях, в ходе которой установлено, что на страницах интернет-сайтов расположенных по адресам: <данные изъяты>, размещена информация, содержащая способы изготовления взрывчатых веществ (порох) в домашних условиях. Доступ на вышеуказанную страницу свободный, не требует, предварительной регистрации и пароля, сгенерированных модераторами. Ознакомиться с содержанием указанных страниц может любой пользователь информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с устройства, имеющего доступ в сеть. Информация на указанных сайтах распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, как и отсутствует ограничение На передачу, распространение и копирования информации, указанной на сайте. Владельцы сайтов, авторы размещенной на них информации, прокурором не установлены. В силу п. 3 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон № 35-Ф3) террористическим актом является совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях. В соответствии п. «а» ч. 4 ст. 3 Федерального закона № 35 -ФЗ противодействием терроризму является деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условии, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма). В силу ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 г. № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится побуждающая детей к совершению действий представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, либо жизни и (или) здоровью иных лиц, либо направленная на склонение или иное вовлечение детей в совершение таких действий, обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; оправдывающая противоправное поведение. Статьей 223.1 Уголовного кодекса РФ установлена уголовная ответственность за противоправное деяние - незаконное изготовление взрывчатых веществ, незаконные изготовление, переделка или ремонт взрывных устройств. Кроме того, статьей 20.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил производства, приобретения, продажи, передачи, хранения, перевозки, ношения, коллекционирования, экспонирования, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, а также нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий. В соответствии с п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.03.2002 г. № 5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывные устройств» под взрывчатыми веществами следует понимать химические соединения или смеси веществ, способные под влиянием внешних воздействий к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению (взрыву). К ним относятся: тротил, аммониты, пластиты, эластиты, порох и т.п. На основании изложенного, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на изготовление в домашних условиях взрывчатых веществ. Таким образом, сведения, размещенные на указанных выше интернет- сайтах, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости изготовления в домашних условиях взрывчатых веществ, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению. Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ (далее – Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ) ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Частью 1 ст. 10 вышеназванного закона установлено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Согласно ч.6 ст. 10 указанного закона, запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. Положением п. 2 ч. 5 ст. 15.1. Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ установлено, что основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В соответствии с частями 2 и 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр). Создание, формирование и ведение указанного реестра в силу ч.3 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ возложено на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (Роскомнадзор). Аналогичная норма содержится в п.п.5.1.7 п.5 Постановления Правительства РФ от 16.03.2009 №228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (вместе с «Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций»). В соответствии с пунктом 5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных постановлением Правительства Российском Федерации от 26.10.2012 г. № 1101, одним из оснований для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией. Таким образом, в целях ограничения доступа граждан к интернет - страницам расположенным по адресам: <данные изъяты>, необходимо внести данные страницы в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». На момент проверки адреса указанных страниц сайтов, на которые размещена рассматриваемая информация, в едином реестре отсутствует. Согласно ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. В связи с изложенным доступ к сайтам, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт. Размещение названной информации на интернет-сайтах нарушает установленные законом ограничения, основы конституционного строя, права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве, создавая угрозу повышения уровня преступности, в том числе в сфере терроризма, в силу чего является незаконным и подлежит запрещению к распространению на территории Российской Федерации. Таким образом, указанная на данных сайтах информация является запрещенной для распространения на территории РФ.
При изложенных обстоятельствах, прокурор просит суд: признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», расположенных по адресам: <данные изъяты>
<данные изъяты>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. Решение просил обратить к немедленному исполнению и направить для исполнения в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Костромской области.
В ходе рассмотрения дела представитель административного истца – помощник Галичского межрайонного прокурора Петров К.Д. уточнил исковые требования. В окончательном виде прокурор просил суд: признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», расположенных по адресам: <данные изъяты> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. Решение просил обратить к немедленному исполнению и направить для исполнения в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Костромской области.
Административный ответчик по делу не установлен.
Представитель заинтересованного лица – Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв относительно заявленных требований, поддержав уточненные исковые требования в полном объеме, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Суд, выслушав представителя истца – помощника Галичского межрайонного прокурора Петрова К.Д., исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.
Статьей 29 Конституции РФ каждому гарантируется свобода мысли и слова, а также свобода массовой информации.
Статьей 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ от 27.07.2006 г. (далее – Федеральный Закон № 149-ФЗ) ограничен доступ к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ст.10 указанного Федерального Закона № 149-ФЗ, в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно п.5 ст. 15 Федерального Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ от 27.07.2006 г., в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 6 статьи 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ от 27.07.2006 г., запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу п. 3 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон № 35-Ф3) террористическим актом является совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
В соответствии п. «а» ч. 4 ст. 3 Федерального закона № 35 -ФЗ противодействием терроризму является деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условии, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
В силу ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 г. № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится побуждающая детей к совершению действий представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, либо жизни и (или) здоровью иных лиц, либо направленная на склонение или иное вовлечение детей в совершение таких действий, обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; оправдывающая противоправное поведение.
Статьей 223.1 Уголовного кодекса РФ установлена уголовная ответственность за противоправное деяние - незаконное изготовление взрывчатых веществ, незаконные изготовление, переделка или ремонт взрывных устройств.
Административная ответственность за нарушение правил производства, приобретения, продажи, передачи, хранения, перевозки, ношения, коллекционирования, экспонирования, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, а также нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий, предусмотрена статьей 20.8 КоАП РФ.
В соответствии с п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.03.2002 г. № 5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывные устройств» под взрывчатыми веществами следует понимать химические соединения или смеси веществ, способные под влиянием внешних воздействий к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению (взрыву). К ним относятся: тротил, аммониты, пластиты, эластиты, порох и т.п..
На основании изложенного, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на изготовление в домашних условиях взрывчатых веществ.
Как следует из материалов дела, Галичской межрайонной прокуратурой в рамках проведения проверки исполнения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации. В ходе мониторинга, осуществленного 23 июня 2021 года с персонального компьютера с возможностью выхода в сеть «Интернет» в здании Галичской межрайонной прокуратуры, расположенной по адресу: <адрес>, пл. <адрес>, <адрес>, выявлены интернет сайты по адресам: <данные изъяты>, <данные изъяты>, что подтверждается справкой о результатах проверки исполнения законодательства от 23.06.2021 г. (л.д.6-9), скриншотами страниц с указанных сайтов (л.д.8-10), а также отзывом Управления Роскомнадзора по Костромской области от 12.07.2021 г. № 3323-02/44.
На указанных Интернет - сайтах размещена информация вводящая в заблуждение неопределенного круга лиц относительно возможности и допустимости изготовления в домашних условиях взрывчатых веществ, побуждающая неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению. Информация на данных сайтах распространяется бесплатно, срок пользования неограничен. Ограничения на передачу, копирование, распространение - отсутствуют.
Согласно пункта 1 статьи 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ от 27.07.2006 г., ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов страны и безопасности государства, других лиц, обеспечения обороны.
В силу части 6 статьи 10 Закона об информации, запрещается распространение информации за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
За незаконное изготовление взрывчатых веществ, незаконные изготовление, переделка или ремонт взрывных устройств установлена уголовная ответственность по ст. 223.1 УК РФ, за нарушение правил производства, приобретения, продажи, передачи, хранения, перевозки, ношения, коллекционирования, экспонирования, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, а также нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий, предусмотрена административная ответственность по ст. 20.8 КоАП РФ.
Таким образом, свободный доступ к указанным выше сайтам не соответствует требованиям закона.
Информация, размещенная на указанных страницах сайтов сети «Интернет», не включена в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Сведения о признании данной информации запрещенной к распространению в Российской Федерации отсутствуют.
В силу пункта 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ от 27.07.2006 г. для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В силу ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ от 27 июля 2006 года, в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет».
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
В соответствии с п. 9, 11 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101, полномочиями по внесению в единый реестр реестровой записи о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией, на основании вступившего в законную силу решения суда наделена Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Интернет - страницы <данные изъяты>, находятся в открытом доступе, регистрация пользователей на сайте для получения информации не требуется. На указанных Интернет - сайтах размещена информация вводящая в заблуждение неопределенного круга лиц относительно возможности и допустимости изготовления в домашних условиях взрывчатых веществ.
Сведения, размещенные на данных страницах интернет - сайтов: <данные изъяты>, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно допустимости возможности и допустимости изготовления в домашних условиях взрывчатых веществ, поскольку не содержат указаний на противоправность данных действий, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что информация, адресованная неограниченному кругу лиц, на интернет - сайтах <данные изъяты> носит противоправный характер, является информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, поскольку изготовление в домашних условиях взрывчатых веществ, запрещено законодательством Российской Федерации.
При этом суд учитывает, что изготовление в домашних условиях взрывчатых веществ, может повлечь серьезные негативные правовые, социальные, экономические и другие последствия, нарушить права неопределенного круга лиц на жизнь в правовом государстве, доступ пользователям сети «Интернет» к указанной информации противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
Поскольку на сайте с доменным именем <данные изъяты> содержится информация, распространение которой в Российской Федерации запрещено, во исполнение действующего законодательства, размещенная на указанном сайте информация, подлежит запрету, в связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 195, 265.5. КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Галичского межрайонного прокурора Костромской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» запрещенной к распространению на территории Российской Федерации - удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на сайте <данные изъяты>
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации с внесением соответствующих сведений в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Обратить указанное решение суда к немедленному исполнению путем направления копии указанного судебного акта в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Костромской области.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Галичский районный суд Костромской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в полном объеме
изготовлено 28 июля 2021 года
Судья В.В. Виноградов