Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Симферополь Дело № 2а-4/2019
Верховный Суд Республики Крым в составе:
судьи Верховного Суда Республики Крым Яковлева С.В.,
при секретаре Ёна А.О.,
с участием прокуроров отдела прокуратуры Республики Крым Бирюк Д.Ю. и ФИО1, представителя Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым ФИО2, представителя Общества с ограниченной ответственностью «Сервисная компания «Комфорт» ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление заместителя прокурора Республики Крым в защиту прав неопределенного круга лиц и Республики Крым в лице Совета министров Республики Крым к Государственному комитету по ценам и тарифам Республики Крым, заинтересованные лица Общество с ограниченной ответственностью «Сервисная компания «Комфорт», Совет министров Республики Крым, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым о признании не действующим в части приказа Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 19 декабря 2017 года №57/12 «Об установлении тарифов на тепловую энергию Обществу с ограниченной ответственностью «Сервисная компания «Комфорт» на 2018 год», выслушав пояснения представителей участников процесса, явившихся в судебное заседание,
У С Т А Н О В И Л
Государственным комитетом по ценам и тарифам Республики Крым19 декабря 2017 года был принят приказ №57/12«Об установлении тарифов на тепловую энергию Обществу с ограниченной ответственностью «Сервисная компания «Комфорт» на 2018 год» (далее Приказ № 57/12), которым были установлены тарифы на тепловую энергию Обществу с ограниченной ответственностью «Сервисная компания «Комфорт» ( далее ООО «СК «Комфорт») на период с 1 января по 31 декабря 2018 года в соответствии с Приложением №1 (пункт 1), а также установлены тарифы на тепловую энергию на подогрев воды ООО «СК «Комфорт» на период с 1 января по 31 декабря 2018 года в соответствии с Приложением №2 ( пункт 2).
Пунктом 1 Приложения 1 к Приказу № 57/12 установлены тарифы ООО «СК «Комфорт» на территории г. Симферополя на тепловую энергию для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, в размере 2346,83 руб./Гкал, для населения в период с 01 января 2018г. по 30 июня 2018 года в размере 2575,55 руб./Гкал, в период с 01 июля 2018 года по 31 декабря 2018 года в размере 2602,71 руб./Гкал. Пунктом 1 Приложения 2 к Приказу № 57/12 установлены тарифы ООО «СК «Комфорт» на тепловую энергию на подогрев воды на территории г. Симферополя для населения период с 01 января 2018г. по 30 июня 2018 года в размере 2575,55 руб/Гкал, в период с 01 июля 2018 года по 31 декабря 2018 года в размере 2602,71 руб/Гкал.
Заместитель прокурора Республики Крым в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) обратился в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и Республики Крым в лице Совета министров Республики Крым, в котором просит признать не действующими пункт 1 приложения 1 и пункт 1 приложения 2 к Приказу №57/12 в связи с нарушением порядка определения тарифов, установленного Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения».
В судебном заседании 30 января 2019 года прокуроры отдела прокуратуры Республики Крым Бирюк Д.Ю. и ФИО1 настаивали на полном удовлетворении заявленных требований по основания, изложенным в административном исковом заявлении, представитель Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым (далее Комитет) возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на административное исковое заявление и письменных пояснениях.
Представитель ООО «СК «Комфорт» возражала против удовлетворения заявленных в административном исковом заявлении требований.
Совет министров Республики Крым, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о дне и времени его проведения были извещены надлежащим образом.
В адрес Верховного Суда Республики Крым от Совета министров Республики Крым 11 января 2019 года поступили пояснения по делу, согласно которым требования административного искового заявления признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Совета министров Республики Крым.
От Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым 24 января 2019 года поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя по имеющимся в нем материалам.
Исследовав материалы дела, изучив исковое заявление, пояснения Совета министров Республики Крым, выслушав пояснения представителей участников процесса, принимавших участие в судебных заседаниях, Верховный Суд Республики Крым пришел к следующим выводам.
В силу части 3 статьи 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в суд может обратиться, в том числе, прокурор в пределах своей компетенции, полагающий, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В соответствии с частью 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта не действующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Частью 8 указанной статьи предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, в том числе, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов, форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу, соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Аналогичные требования закреплены в пунктах 29-34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 « О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».
Согласно статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Статьёй 1 Федерального Конституционного закона Российской Федерации от 21.03.2014г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее Закон № 6-ФКЗ) закреплено, что Республика Крым принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и на основании указанного Закона.
Правовые, экономические и организационные основы отношений в области теплоснабжения в Российской Федерации определены Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее Закон №190-ФЗ), Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э.
Основные принципы организации отношений в сфере теплоснабжения определены в статье 3 Закона №190-ФЗ, к которым, в частности, относится соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей (пункт 5 части 1), обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала (пункт 6 части 1), а также недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения (пункт 7 части 1).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия по государственному регулированию и контролю в сфере теплоснабжения в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (часть 1 статьи 5 Закона №190-ФЗ).
Регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с принципами, закрепленными в статье 7 Закона №190-ФЗ, к числу которых отнесено обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей; обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.
В силу статьи 9 Закона № 190-ФЗ к числу методов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения относится метод экономически обоснованных расходов (затрат).
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 12.1 Закона № 6-ФКЗ (в редакции, действовавшей на момент принятия Приказа № 57/12) до 1 января 2018 года законодательство Российской Федерации в сферах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, включая законодательство Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) в указанных сферах, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации 05 декабря 2014 года принято Постановление №1320 (в редакции, действовавшей на момент принятия Приказа № 57/12), которым утверждено Положение об особенностях применения законодательства Российской Федерации о государственном регулировании тарифов в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, на территориях Республики Крым и г. Севастополя до 1 января 2018 г. (далее Положение №1320), устанавливающее особенности регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, на территориях Республики Крым и г. Севастополя до 1 января 2018 г.
Пунктом 9 Постановления № 1320 (в редакции, действовавшей на момент принятия Приказа № 57/12) определено, что при установлении тарифов в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения метод экономически обоснованных расходов (затрат) применяется органом регулирования без учета требований соответственно пункта 17 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», и пункта 37 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения».
Постановлением Совета министров Республики Крым от 27июня 2014 года N166 утверждено Положения о Государственном комитете по ценам и тарифам Республики Крым (далее Положение №166), в подпункте 1.1 которого определено, что государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым (далее Комитет) является исполнительным органом государственной власти Республики Крым в области государственного регулирования цен (тарифов), уполномоченным осуществлять государственное регулирование цен (тарифов) на товары (услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на территории Республики Крым, а также контроль за их применением в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Крым.
В пункте 2 Положения №166 указаны основные задачи Комитета, к которым относятся, в том числе, установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, газоснабжения, государственное регулирование цен (тарифов) в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 марта 1995 года N 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», соблюдение баланса интересов производителей и потребителей товаров и услуг, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей, и эффективное функционирование организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования.
Согласно подпункту 4.1 пункта 4 Положения №166 Комитет с целью реализации полномочий имеет право издавать в пределах своей компетенции, в том числе совместно с другими исполнительными органами государственной власти Республики Крым, нормативные правовые акты, контролировать их исполнение и давать разъяснения по их применению.
Как указано выше, материалы дела свидетельствуют о том, что ООО «СК «Комфорт» 28 апреля 2018 года обратилось в Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым(далее Комитет) с заявлением об установлении тарифов в сфере теплоснабжения на 2018 год, направив для рассмотрения пакет документов для установления тарифов на тепловую энергию и горячую воду на 2018 год, в том числе, по г. Симферополю в размере население (с НДС) – 3054,17руб./ Гкал, бюджетные учреждения (без НДС) -2588,28 руб./Гкал, прочие потребители (без НДС) -2588,28 руб./Гкал, указав о выборе в качестве метода регулирования тарифов метод экономически обоснованных расходов.
Комитетом 04 мая 2017 года было принято решение № 27 об открытии дела об установлении тарифов на тепловую энергию на 2018 год, в том числе, в отношении ООО « СК «Комфорт», после чего специалистами Комитета проведена экспертиза представленных документов, по результатам которой 21 ноября 2017года составлено экспертное заключение № 28.1/2017-Т.
Указанное экспертное заключение было рассмотрено на заседании правления Комитета, по результатам проведения которого 19 декабря 2017 года принято решение №57 об установлении тарифов для ООО «СК «Комфорт», на основании которого 19 декабря 2017 года был принят Приказ № 57/12, в соответствии с которым были установлены тарифы на тепловую энергию ООО «СК «Комфорт» на период с 1 января по 31 декабря 2018 года согласно Приложению №1 (пункт 1), а также установлены тарифы на тепловую энергию на подогрев воды на период с 1 января по 31 декабря 2018 года в соответствии с Приложением №2 (пункт 2).
Приказ № 57/12 опубликован 20 декабря 2017 года на официальном портале Правительства Республики Крым в разделе Государственного комитета по ценам и тарифам (htttps://gkz.rk.gov.ru/ru/document/show/1888), зарегистрирован в реестре нормативных правовых актов Министерства юстиции Российской Федерации под номером RU93000201701614.
Проверив полномочия Комитета, процедуру издания Приказа №57/12, введения его в действие и опубликования, Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу, что этот нормативный правовой акт принят полномочным органом в пределах его компетенции, в соответствии с предусмотренной процедурой и с соблюдением порядка его издания.
Заместитель прокурора Республики Крым, обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, указывает не то, что Комитетом при установлении ООО «СК «Комфорт» тарифов на тепловую энергию на 2018 год неверно рассчитана необходимая валовая выручка ресурсоснабжающей организации на регулируемый период по причине завышения расходов последней на оплату труда и отчислений на социальные нужды, а также в результате не исключения необоснованных расходов, выявленных на основании анализа представленной ею бухгалтерской и статистической отчетности.
Согласно пунктам 32, 33 Основ ценообразования при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка (далее НВВ) регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации, указанных в пункте 13 данного документа. Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемые в необходимую валовую выручку, состоят из следующих групп расходов: топливо; прочие покупаемые энергетические ресурсы, холодная вода, теплоноситель; оплата услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; сырье и материалы; ремонт основных средств; оплата труда и отчисления на социальные нужды; амортизация основных средств и нематериальных активов; прочие расходы в соответствии с пунктом 44 данных Основ ценообразования.
Заместитель прокурора Республики Крым, обращаясь в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением о признании не действующим в части Приказа №57/12, указывает на то, что в нарушение пункта 9 Основ ценообразования Комитетом при установлении ООО « СК «Комфорт» тарифов на 2018 год из расчетов не исключены экономически необоснованные расходы последнего, понесенные в 2016 году на сумму 5961,77 тыс. рублей.
Согласно пункту 9 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация кроме регулируемых видов деятельности осуществляет нерегулируемые виды деятельности, расходы на осуществление нерегулируемых видов деятельности и полученная в ходе их осуществления прибыль (убытки) не учитываются при установлении регулируемых цен (тарифов). Повторный учет одних и тех же расходов по указанным видам деятельности не допускается. Органы регулирования в соответствии с методическими указаниями исключают из расчетов при установлении регулируемых цен (тарифов) полученные в предыдущий период регулирования экономически необоснованные доходы регулируемых организаций.
При установлении в соответствии с настоящим пунктом цен (тарифов) для регулируемой организации, созданной в результате реорганизации юридических лиц в форме слияния, преобразования или присоединения, исключаются экономически необоснованные расходы.
В соответствии с пунктом 50 Основ ценообразования по итогам расчетного периода регулирования орган регулирования исключает из необходимой валовой выручки регулируемой организации, используемой при установлении тарифов на следующий период регулирования, произведенные регулируемой организацией в течение расчетного периода за счет поступлений от регулируемой деятельности необоснованные расходы, выявленные на основании анализа представленных регулируемой организацией бухгалтерской и статистической отчетности (в том числе первичных документов бухгалтерского учета, раскрывающих порядок ведения раздельного учета доходов и расходов по регулируемым и нерегулируемым видам деятельности), а также договоров, актов выполненных работ и платежных документов, подтверждающих факт понесения расходов по этим договорам.
Федеральной службой по тарифам 13 июня 2013 года принят Приказ №760-э «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения», который зарегистрирован в Минюсте России 16 июля 2013 года за № 29078 (далее Методические указания).
В соответствии с пунктом 12 Методических указаний, в случае если по итогам расчетного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности выявлены необоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность за счет поступлений от регулируемой деятельности, органы регулирования обязаны принять решение об исключении этих расходов из суммы расходов, учитываемых при установлении тарифов на следующий расчетный период регулирования.
Пункт 13 Методических указаний (в редакции, действовавшей на момент принятия Приказа № 57/12) устанавливает, что в случае если регулируемая организация кроме регулируемых видов деятельности осуществляет нерегулируемые виды деятельности, расходы на осуществление нерегулируемых видов деятельности и полученная в ходе их осуществления прибыль (убытки) не учитываются при установлении регулируемых цен (тарифов). Повторный учет одних и тех же расходов по указанным видам деятельности не допускается. Органы регулирования в соответствии с настоящими Методическими указаниями исключают из расчетов при установлении регулируемых цен (тарифов) полученные в предыдущий период регулирования экономически не обоснованные доходы регулируемых организаций.
Согласно экспертному заключению, составленному по результатам экспертизы, проведение которой было осуществлено во исполнение определения суда от 02 ноября 2018 года, сумма экономически обоснованных расходов ООО «СК «Комфорт» на теплоснабжение потребителей в г. Симферополе за 2016 год согласно его первичным бухгалтерским документам составила 48007 тыс. рублей, при утвержденном полезном отпуске тепловой энергии в 27,535 тыс. Гкал и полной себестоимости экономически обоснованных расходов, утвержденной на 2018 год, уменьшенной на необоснованные расходы на оплату труда в сумме 8379,87 тыс. рублей по г. Симферополю, себестоимость тепловой энергии на 2018 год составит 2243,62 руб. /Гкал (с учетом НДС). При этом, материалы дела подтверждают, что пунктом 1 Приложения 1 к Приказу № 57/12 установлены тарифы ООО «СК «Комфорт» на территории г. Симферополя на тепловую энергию для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, в размере 2346,83руб/Гкал, для населения в период с 01 января 2018г. по 30 июня 2018 года в размере 2575,55 руб./Гкал, в период с 01 июля 2018 года по 31 декабря 2018 года в размере 2602,71 руб./Гкал, а пунктом 1 Приложения 2 установлены на тепловую энергию на подогрев воды на территории г. Симферополя для населения период с 01 января 2018г. по 30 июня 2018 года в размере 2575,55 руб./Гкал, в период с 01 июля 2018 года по 31 декабря 2018 года в размере 2602,71 руб./Гкал.
Экспертом также установлено, что общая выручка предприятия в отчете о финансовых результатах за 2016 год занижена на сумму 6220 тыс. рублей и составляет 167196 тыс. рублей, вместо 160976 тыс. рублей. Размер выручки от производства тепловой энергии, указанной в документации ООО «СК «Комфорт», направленной в Комитет для установления тарифов на отпуск тепловой энергии в 2018 году не соответствует размеру выручки от производства тепловой энергии, указанной в первичной бухгалтерской документации последнего, с учетом компенсаций, полученных из бюджета Республики Крым, на сумму 6220441,86рублей, в сторону занижения.
Согласно пункту 42 Основ ценообразования расходы на оплату труда, включаемые в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями согласно отраслевым тарифным соглашениям, заключенным соответствующими организациями, и фактическим объемом фонда оплаты труда за последний расчетный период, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Судом установлено, что Комитетом при расчете необходимой валовой выручки (далее НВВ) ООО «СК «Комфорт» на 2018 год учтены расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды в размере 33722,97 тыс. руб. Эти расходы определялись на календарный год (12 месяцев), исходя из среднемесячной плановой зарплаты, установленной Отраслевым тарифным соглашением (для основного персонала она составляла 16853,8 рублей, цехового персонала 19222,1 рублей, административно-управленческого персонала 14001,4 рублей), увеличенной на коэффициент роста МРОТ на 2018 г. (1,04), умноженной на плановую численность на 2018 года (для основного персонала 108,75 человек, цехового персонала – 6,2 человека, административно-управленческого персонала- 88,8 человек).
Согласно пункту 24 таблицы VII.I экспертного заключения от 21 ноября 2017 года №28.1/2017-Т заработная плата учтена экспертами Комитета на уровне базового периода с учетом роста ставки рабочего первого разряда на 4%, среднемесячная начисленная зарплата составила для основного персонала 17440,3 рублей, цехового персонала 19991 рубль, административно-управленческого персонала 14561,5 рубль, в то время как ООО «СК «Комфорт» в 2016 году фактически выплатило среднемесячную зарплату основному персоналу 11649,6 рублей, цеховому персоналу 11737,5 рублей, административно-управленческого персоналу 36314,6 рублей.
При этом ставка рабочего первого разряда в соответствии с пунктом 23 таблицы VII.I экспертного заключения от 21 ноября 2017 года №28.1/2017-Т составила 13650 рублей и была рассчитана согласно Отраслевому тарифному соглашению по жилищно – коммунальному хозяйству Республики Крым на 2017-2019 годы по формуле: МРОТ 7800 рублей х 125% х1.4.
Согласно экспертному заключению, составленному по результатам экспертизы, проведение которой было осуществлено во исполнение определения суда от 02 ноября 2018 года, ООО «СК «Комфорт» при обращении в адрес Комитета с заявлением об установлении тарифов в сфере теплоснабжения на 2018 год, направило документы, в том числе, о понесенных расходах за предыдущий период (2016 год) на оплату труда. Размер фактического фонда оплаты труда и отчислений на социальные нужды согласно его первичных бухгалтерских документов на 2016 год на территории г.Симферополя составил 24386,4 тыс. рублей, а размер экономически обоснованного уровня фонда оплаты труда и отчислений на социальные нужды на 2018 г. составлял 25261,86 тыс. рублей ( 24386,4 тыс. рублей х 1.04). Размер экономически обоснованного уровня оплаты труда и отчислений на социальные нужды ООО «СК «Комфорт» на 2018 год, определенный Комитетом согласно документации, направленной первым при подаче заявления об установлении тарифа на 2018 год, составляет 33722,97 тыс. рублей. Разница между утвержденными экономически обоснованными расходами на оплату труда и отчислениями на социальные нужды на 2018 год и фактически понесенными в 2016 году расходами ООО «СК «Комфорт» на оплату труда и отчислений на социальные нужды составляет 8379,87 тыс. рублей.
Представитель Комитета подтвердил то, что при формировании ООО «СК «Комфорт» на 2018 год тарифа на тепловую энергию поставляемую населению, и на тепловую энергию на подогрев воды, поставляемой населению, методом экономически обоснованных расходов (затрат) величина его затрат на оплату труда рассчитывалась согласно Отраслевому тарифному соглашению по жилищно – коммунальному хозяйству Республики Крым на 2017-2019 годы, заключенному 14 января 2015 года (далее Отраслевое тарифное соглашение РК).
Комитет, основываясь на положениях статей 45,48 Трудового кодекса Российской Федерации, указывает на необходимость применения исключительно Отраслевого тарифного соглашения РК при рассмотрении заявления ООО «СК «Комфорт» об установлении тарифов в сфере теплоснабжения на 2018 год по причине отсутствия у последнего коллективного договора.
В соответствии со статьей 5 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
В силу положений статьи 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Согласно статье 23 ТК РФ социальное партнерство в сфере труда - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством. Социальное партнерство осуществляется в формах коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключений коллективных договоров, соглашений, взаимных консультаций по вопросам обеспечения гарантий трудовых прав работников (статьи 25, 27 ТК РФ).
Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции. В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений не исключается действие одновременно генерального, межрегионального, регионального, отраслевого (межотраслевого), территориального и иных соглашений. В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников. Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения (статьи 45 - 48 ТК РФ).
Порядок организации социального партнерства в Республике Крым определен Законом Республики Крым от 17 июля 2014 года N 28-ЗРК «О социальном партнерстве в Республике Крым» (далее Закон № 28-ЗРК).
Государственным Советом Республики Крым 19 апреля 2017 года был принят закон N 380-ЗРК/2017 «О внесении изменений в Закон Республики Крым «Об органах социального партнерства в Республике Крым» (вступивший в силу 14 мая 2017 года), согласно которому Закон № 28-ЗРК был дополнен статьёй 15-1, определяющей порядок присоединения к заключенным на республиканском уровне отраслевым (межотраслевым) соглашениям.
В соответствии с частями 1,2 статьи 15-1 Закона № 28-ЗРК по предложению сторон заключенного на республиканском уровне отраслевого (межотраслевого) соглашения руководитель исполнительного органа государственной власти Республики Крым в сфере труда имеет право после опубликования соответствующего отраслевого (межотраслевого) соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в его заключении, присоединиться к этому отраслевому (межотраслевому) соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения об уведомительной регистрации отраслевого (межотраслевого) соглашения исполнительным органом государственной власти Республики Крым в сфере труда и об источнике его опубликования. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию в официальном печатном органе Совета министров Республики Крым. Если работодатели, не участвовавшие в заключении отраслевого (межотраслевого) соглашения, заключенного на республиканском уровне, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли (соответствующих отраслях), в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к отраслевому (межотраслевому) соглашению, заключенному на республиканском уровне, не представили в исполнительный орган государственной власти Республики Крым в сфере труда мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то отраслевое (межотраслевое) соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.
Как указано выше, Комитет, принимая 19 декабря 2017 года Приказ № 57/12 об установлении ООО «СК «Комфорт» тарифа на тепловую энергию поставляемую населению, и на тепловую энергию на подогрев воды, поставляемой населению, на 2018 год, учитывая подтверждение факта не заключения последним коллективного договора, согласился с осуществлением экспертами расчета затрат на оплату труда в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением РК, которое согласно пункту 1.7 при таких условиях имеет прямое действие.
В соответствии со статьей 48 ТК РФ и Законом № 28-ЗРК с целью установления единого механизма опубликования Республиканского соглашения, отраслевых (межотраслевых) соглашений, заключенных на республиканском уровне, и присоединения к указанным соглашениям работодателей, не участвовавших в заключении соглашений, Министерством труда и социальной защиты Республики Крым 24 августа 2017 года был принят Приказ N 446 «Об утверждении Порядка опубликования Республиканского соглашения, отраслевых (межотраслевых) соглашений, заключенных на республиканском уровне, и предложений о присоединении к указанным соглашениям» (далее Порядок № 446), в соответствии с пунктом 5 которого исполнительный орган государственной власти Республики Крым, являющийся стороной заключенного Отраслевого соглашения, после проведения его уведомительной регистрации Министерством направляет текст Отраслевого соглашения и сведения о его уведомительной регистрации для официального опубликования в «Крымской газете».
Стороны Отраслевого соглашения, после его официального опубликования, вправе предложить Министру труда и социальной защиты Республики Крым обратиться к работодателям, осуществляющим деятельность в соответствующей отрасли и не участвовавшим в заключении Отраслевого соглашения, с предложением присоединиться к нему (пункт 6 Порядка №446).
При рассмотрении настоящего административного дела Верховным Судом Республики Крым в адрес Министерства труда и социальной защиты Республики Крым было направлено определение об истребовании доказательств опубликования предложения о присоединении к Отраслевому тарифному соглашению РК.
Во исполнении указанного выше определения Министерством труда и социальной защиты Республики Крым 23 января 2019 года в адрес Верховного Суда Республики Крым направлено сообщение (исходящий номер 08.2/38 от 22 января 2019 года), согласно которому стороны Отраслевого тарифного соглашения РК не обращались к Министру труда и социальной защиты Республики Крым с предложениями о присоединении к данному соглашению, что делает невозможным публикацию предложений о присоединении к нему в соответствии Законом № 28-ЗРК.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание указанные выше положения статей 45-48 ТК РФ, статьи 15-1 Закона №28-ЗКР, у экспертов Комитета при изучении правильности представленного ООО «СК «Комфорт» расчета расходов на оплату труда и отчислений на социальные нужды отсутствовали правовые основания для применения положений Отраслевого тарифного соглашения РК, поскольку на момент составления 21 ноября 2017года экспертного заключения № 28.1/2017-Т оно не распространяло свое действие на ООО «СК «Комфорт».
В силу изложенного, Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу, что Комитет, соглашаясь при принятии Приказа № 57/12 с определением экспертами величины расходов ООО «СК «Комфорт» на оплату труда и отчисления на социальные нужды при расчете НВВ на 2018 год в размере 33722,98 тысяч рублей при среднемесячной заработной плате 174440, 30рублей, установленной согласно Отраслевому тарифному соглашению РК, действовал с нарушением требований пункта 42 Основ ценообразования.
С учетом изложенного выше Комитетом при расчете ООО «СК «Комфорт» тарифов в сфере теплоснабжения на 2018 год допущены нарушения положений тарифного законодательства, что является основанием для удовлетворения требований, изложенных в административном исковом заявлении, признания не действующими пункта 1 Приложения 1 и пункта 1 Приложения 2 к Приказу №57/12.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Определяя момент, с которого оспариваемый в части Приказ № 57/12 должен быть признан не действующим, Верховный Суд Республики Крым полагает, что поскольку этот нормативный правовой акт действовал в период времени с 01 января 2018 года по 31 января 2018 года, его положения подлежат признанию не действующим на этот период времени, что соответствует разъяснениям, содержащимся в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 « О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».
Верховный Суд Российской Федерации в пункте 2 Постановления Пленума от 27 декабря 2016 г. N 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена» указал, что в случае признания судом не действующим нормативного правового акта об установлении регулируемой цены, подлежащей применению в расчетах неопределенного круга лиц с ресурсоснабжающими организациями за поставленный ресурс, с целью надлежащего урегулирования данных отношений соответствующий орган в силу его компетенции, закрепленной законом и иными правовыми актами, и в связи с принятием соответствующего решения суда обязан принять нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим.
В целях исключения недостаточной правовой урегулированности правоотношений в сфере деятельности по поставке тепловой энергии Верховный Суд Республики Крым с учетом требования части 4 статьи 216 КАС РФ возлагает на Комитет обязанность принять нормативный правовой акт, заменяющий признанные не действующими пункт 1 Приложения 1 и пункт 1 Приложения 2 к Приказу №57/12.
Руководствуясь статьями 175-180, 215, 216, 295,296 КАС РФ, Верховный Суд Республики Крым,
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление заместителя прокурора Республики Крым в защиту прав неопределенного круга лиц и Республики Крым в лице Совета министров Республики Крым к Государственному комитету по ценам и тарифам Республики Крым удовлетворить.
Признать не действующими с 01 января 2018года по 31 декабря 2018года пункт 1 Приложения 1 и пункт 1 Приложения 2 к приказу Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 19 декабря 2017 года №57/12 «Об установлении тарифов на тепловую энергию Обществу с ограниченной ответственностью «Сервисная компания «Комфорт» на 2018 год».
Обязать Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанные не действующими пункт 1 Приложения 1 и пункт 1 Приложения 2 к приказу Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 19 декабря 2017 года №57/12 «Об установлении тарифов на тепловую энергию Обществу с ограниченной ответственностью «Сервисная компания «Комфорт» на 2018 год».
Обязать Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым опубликовать в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение о его принятии на официальном портале Правительства Республики Крым в разделе Государственного комитета по ценам и тарифам (htttps://gkz.rk.gov.ru/ru/document/show/1888).
Решение суда может быть обжаловано и опротестовано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 04 февраля 2019 года.
Судья подпись С.В. Яковлев
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>