Дело № 2а-38/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Панкрушиха 15 февраля 2019 года
Панкрушихинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Ю.В. Терпуговой
при секретаре Павловой М.И.,
с участием зам. прокурора Панкрушихинского района О.А. Фроловой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Панкрушихинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Панкрушихинского района о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере предоставления муниципальных услуг,
установил:
Прокурор Панкрушихинского района обратился в суд с указанным иском в интересах неопределенного круга лиц, указав в обоснование следующее.
Прокуратурой Панкрушихинского района проведена проверка исполнения законодательства, обеспечивающего предоставление муниципальных услуг, в том числе в электронном виде. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» основные направления государственной политики в области противодействия коррупции определяются Президентом Российской Федерации.
Подпунктом «в» п. 8 Национальной стратегии противодействия коррупции, утверждённой Указом Президента РФ от 13.04.2010 № 460, одним из направлений реализации национальной стратегии противодействия коррупции признано внедрение в деятельность органов местного самоуправления инновационных технологий, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность при принятии управленческих решений, а также обеспечивающих электронное взаимодействие органов местного самоуправления с гражданами и организациями в рамках оказания государственных услуг. Внедрение в деятельность органов государственной власти и местного самоуправления возможности предоставления гражданам и организациям услуг в электронной форме призвано минимизировать личный контакт государственного или муниципального служащего и заявителя, что исключит возможность установления коррупционной связи.
С целью реализации указанных основных направлений антикоррупционной политики государства принят Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон № 210-ФЗ). В соответствии со ст. 1 Закона № 210-ФЗ органы местного самоуправления должны предоставлять муниципальные услуги, т.е. осуществлять деятельность по реализации функций органа местного самоуправления по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований. Согласно ч. 7 ст. 2 Закона № 210-ФЗ под порталом государственных и муниципальных услуг понимается государственная информационная система, обеспечивающая предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров государственных и муниципальных услуг.
Согласно п. 6 ст. 4 Закона № 210-ФЗ одним из принципов предоставления услуг является возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации по выбору заявителя.
В соответствии с п.п. 1-3, п.5 ст. 5 Закона № 210-ФЗ при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления услуги; на получение полной, актуальной достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме; на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем услуги в электронной форме (п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона № 210-ФЗ).
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 10 Закона № 210-ФЗ при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляются предоставление в установленном порядке информации заявителям и обеспечение доступа заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также подача заявителем запроса и иных документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, и прием таких запроса и документов органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, участвующей в предоставлении государственной или муниципальной услуги, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.
В силу ч. 3 ст. 21 Закона № 210-ФЗ Единый портал государственных и муниципальных услуг обеспечивает доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг, а также возможность подачи заявителем с использованием информационно-телекоммуникационных технологий запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги.
Федеральным законодателем предоставлен значительный срок для обеспечения реализации требований Закона № 210-ФЗ.
Так, согласно ч.ч. 1,2 ст. 29 Закона № 210-ФЗ административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Административные регламенты, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, должны быть приведены в соответствие с положениями настоящего Федерального закона не позднее 1 июля 2012 года.
В отношении реализации положений настоящего Федерального закона, предусматривающих предоставление муниципальных услуг в электронной форме, в том числе с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг установлено, что переход на предоставление муниципальных услуг в электронной форме органами местного самоуправления осуществляется поэтапно в соответствии с планами-графиками перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, утверждаемыми органом местного самоуправления (подп. 1 п. 4 ст. 29 Закона № 210-ФЗ).
Постановлением администрации Панкрушихинского района от 27.12.2018 № 464 утвержден Перечень муниципальных услуг, предоставляемых администрацией Панкрушихинского района, в который включено 20 муниципальных услуг.
КГБУ «Оператор электронного правительства Алтайского края» в целях реализации ст. 5 Закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ созданы и размещены в информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг» эталонные карточки, предназначенные для предоставления муниципальных услуг в электронном виде.
В настоящее время КГБУ «Оператор электронного Правительства Алтайского края» обеспечена возможность оказания органами местного самоуправления в электронном виде 22 муниципальных услуг на едином портале государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi,ru).
Вместе с тем, в нарушение указанного выше законодательства, администрацией Панкрушихинского района в электронном виде предоставляются лишь 2 муниципальные услуги из 20 (выдача градостроительного плана земельного участка и выдача разрешения на строительство и ввод объектов в эксплуатацию).
Кроме того, 07.12.2017 прокуратурой района главе администрации Панкрушихинского района вносилось представление об устранении нарушений законодательства в сфере предоставления муниципальных услуг в электронной форме. Вместе с тем, работа в указанном направлении администрацией района до настоящего времени надлежащим образом не организована.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом.
Выявленные нарушения создают административные барьеры для реализации прав граждан на получение муниципальных услуг, создают условия для нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности, что не способствует реализации целей проводимой в Российской Федерации административной реформы, в том числе, по повышению качества и доступности муниципальных услуг.
Бездействием администрации Панкрушихинского района нарушается право неопределенного круга лиц (граждан и субъектов предпринимательской деятельности) на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Прокурор Панкрушихинского района просит признать бездействие администрации Панкрушихинского района, выразившееся в непринятии мер по обеспечению возможности получения всех предоставляемых муниципальных услуг в электронном виде, незаконным и обязать администрацию Панкрушихинского района в срок до 01 мая 2019 года обеспечить возможность получения в электронном виде муниципальных услуг в соответствии с Перечнем муниципальных услуг, предоставляемых администрацией Панкрушихинского района, утвержденным Постановлением администрации Панкрушихинского района Алтайского края от 27.12.2018 № 464.
В судебном заседании зам. прокурора Панкрушихинского района О.А. Фролова поддержала исковые требования в полном объеме, просила удовлетворить, пояснила, что административным ответчиком в настоящее время направлены на согласование заявки на присоединение к эталонным карточкам услуг, однако, это не весь перечень услуг и неизвестно, будет ли согласовано присоединение.
Административный ответчик о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, в судебное заседание не явился.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав зам. прокурора, исследовав материалы дела, суд считает, что требования административного истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением.
Судом установлено следующее.
В ходе проверки прокуратурой Панкрушихинского района в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» исполнения законодательства, обеспечивающего предоставление муниципальных услуг, в том числе в электронном виде, было выявлено, что администрацией Панкрушихинского района в нарушение Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в электронном виде предоставляются лишь 2 муниципальные услуги из 20, - выдача градостроительного плана земельного участка и выдача разрешения на строительство и ввод объектов в эксплуатацию.
Ранее, в связи с указанными нарушениями законодательства, 07.12.2017 прокуратурой района главе администрации Панкрушихинского района вносилось представление об устранении нарушений законодательства в сфере предоставления муниципальных услуг в электронной форме, однако, работа в указанном направлении администрацией района до настоящего времени надлежащим образом не организована.
Постановлением администрации Панкрушихинского района от 27.12.2018 № 464 утвержден Перечень муниципальных услуг, предоставляемых администрацией Панкрушихинского района, в который включено 20 муниципальных услуг.
КГБУ «Оператор электронного правительства Алтайского края» в целях реализации ст. 5 Закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ созданы и размещены в информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг» эталонные карточки, предназначенные для предоставления муниципальных услуг в электронном виде. В настоящее время КГБУ «Оператор электронного Правительства Алтайского края» обеспечена возможность оказания органами местного самоуправления в электронном виде 22 муниципальных услуг на едином портале государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi,ru).
Суд соглашается с позицией административного истца о том, что выявленные нарушения создают административные барьеры для реализации прав граждан на получение муниципальных услуг, создают условия для нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности, что не способствует реализации целей проводимой в Российской Федерации административной реформы, в том числе, по повышению качества и доступности муниципальных услуг, а бездействием администрации Панкрушихинского района нарушается право неопределенного круга лиц (граждан и субъектов предпринимательской деятельности) на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Доказательств устранения выявленных нарушений административным ответчиком суду не предоставлено.
Таким образом, исковые требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета (ч. 1 ст. 114 КАС РФ).
Согласно ч. 1 ст. 333. 19 Налогового кодекса РФ по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, государственная пошлина уплачивается при подаче административного искового заявления неимущественного характера для юридических лиц 6000 рублей.
В соответствии с приведенными положениями с административного ответчика в доход федерального бюджета подлежат взысканию госпошлина в размере 6000 рублей.
Руководствуясь ст. 180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление прокурора Панкрушихинского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать бездействие администрации Панкрушихинского района, выразившееся в непринятии мер по обеспечению возможности получения всех предоставляемых муниципальных услуг в электронном виде, незаконным и обязать администрацию Панкрушихинского района в срок до 01 мая 2019 года обеспечить возможность получения в электронном виде муниципальных услуг в соответствии с Перечнем муниципальных услуг, предоставляемых администрацией Панкрушихинского района, утвержденным Постановлением администрации Панкрушихинского района Алтайского края от 27.12.2018 № 464.
Взыскать с администрации Панкрушихинского района Алтайского края в доход федерального бюджета судебные расходы в размере 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Панкрушихинский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья: Ю.В. Терпугова