ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-38/2017 от 30.01.2017 Грозненского гарнизонного военного суда (Чеченская Республика)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 января 2017 г. г. Грозный

Грозненский гарнизонный военный суд в составе:

председательствующего Яроша С.Ф., при секретаре судебного заседания Гухаеве М.А., с участием административного истца Хамзаев А.Э. и его представителя Белянкова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело № 2а-38/2017 по административному исковому заявлению Белянкова Евгения Анатольевича в интересах военнослужащего войсковой части <данные изъяты>Хамзаев А.Э. об оспаривании решения начальника отделения (территориальное, <адрес>) Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,

установил:

Белянков в интересах Хамзаев А.Э. обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение начальника отделения (территориальное, <адрес>) Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – территориальное отделение «Югрегионжилье») от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии Хамзаев А.Э. и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, а также обязать названное должностное лицо жилищного органа отменить указанное решение и повторно рассмотреть вопрос о принятии Хамзаев А.Э. и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

В судебном заседании административный истец и его представитель Белянков, каждый в отдельности, вышеизложенные требования поддержали и просили их удовлетворить.

При этом Белянков пояснил, что его доверитель, имеющий общий стаж военной службы в календарном исчислении более 10 лет и подлежащий увольнению с военной службы в связи с признанием его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе, ДД.ММ.ГГГГ обратился с письменным заявлением в «Югрегионжилье», в котором просил принять его с составом семьи 6 человек (он, супруга и 4 детей) на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в <адрес>. Однако решением начальника территориального отделения «Югрегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГХамзаев А.Э. в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, отказано в связи с истечением срока действия представленного в жилищный орган заключения военно-врачебной комиссии о признании его ограниченно годным к военной службе. По мнению представителя административного истца, данное решение начальника жилищного органа является незаконным и необоснованным, поскольку Хамзаев А.Э. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по направлению командира войсковой части находился на обследовании в Федеральном государственном казенном учреждении « военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ (далее – ВКГ МО РФ) и заключением военно-врачебной комиссией указанного учреждения (от ДД.ММ.ГГГГ) был признан ограниченно годным к военной службе.

Кроме того в судебном заседании Белянков, приводя свой анализ действующего законодательства, утверждал, что Хамзаев А.Э. подлежит принятию на жилищный учет с даты подачи им в уполномоченный орган соответствующего письменного заявления, поскольку последний в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился на обследовании в ВКГ МО РФ.

Надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания административный ответчик – начальник территориального отделения «Югрегионжилье» в суд не прибыл, о причинах своей неявки не сообщил и явку своего представителя не обеспечил, что не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.

При этом в направленных в суд возражениях от ДД.ММ.ГГГГ начальник территориального отделения «Югрегионжилье» Губанова указала, что Хамзаев А.Э. с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, обратился ДД.ММ.ГГГГ, после чего в адрес командования войсковой части был направлен запрос о предоставлении сведений о прохождении административном истцом военной службы. Однако поступившие из войсковой части документы свидетельствовали об отсутствии оснований для признания Хамзаев А.Э. нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по избранному месту жительства, поскольку срок действия заключения военно-врачебной комиссии о признании его ограниченно годным к военной службе истек и нового заключения не имелось. Действующее же заключение военно-врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о признании Хамзаев А.Э. ограниченно годным к военной службе, достоверно свидетельствующее о его предстоящем увольнении с военной службы по состоянию здоровья, было представлено в жилищный орган только ДД.ММ.ГГГГ

Заслушав пояснения административного истца и его представителя, а также исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставление им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Согласно абз. 4 и 7 п. 1 ст. 15 названного Федерального закона сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены их семей обеспечиваются на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями.

При этом абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» определено, что военнослужащим-гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства.

В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения. Порядок предоставления указанной социальной гарантии определяется Правительством Российской Федерации.

Из анализа указанных положений закона следует, что право на обеспечение жильем у военнослужащих, общая продолжительность военной службы которых превышает 10 лет, но не достигает 20 лет, возникает только при увольнении с военной службы по одному из вышеуказанных оснований, а при отсутствии данного условия военнослужащий не подлежит обеспечению жилым помещением по избранному месту жительства, и, следовательно, не может быть принят на соответствующий жилищный учет.

Как усматривается из послужного списка Хамзаев А.Э., копии контракта и выписки из приказа командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ, а также справок командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ и , направленных в адрес жилищного органа, административный истец первый контракт о прохождении военной службы заключил ДД.ММ.ГГГГ и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ его общая продолжительность военной службы в календарном исчислении составляла 11 лет и 2 месяца.

Из копии заявления Хамзаев А.Э. видно, что ДД.ММ.ГГГГ последний обратился в управление жилищного обеспечения с заявлением о принятии его и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по избранному месту жительства – <адрес>, что подтверждается регистрационным штампом, проставленным на указанном заявлении (вх. от ДД.ММ.ГГГГ).

При этом согласно копии свидетельства о болезни от ДД.ММ.ГГГГ административный истец заключением военно-врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ был признан ограниченного годным к военной службе.

Вместе с тем в соответствии с п. 8 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. № 565, заключение военно-врачебной комиссии действительно в течение года с даты освидетельствования, а, следовательно, срок действия вышеупомянутого заключения военно-врачебной комиссии на дату обращения Хамзаев А.Э. в жилищный орган с соответствующим письменным заявлением истек.

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ жилищным органом в адрес кадровых органов войсковой части были направлены соответствующие запросы о представлении информации о прохождении и общей продолжительности военной службы Хамзаев А.Э., а также составе его семьи, что подтверждается исследованными в судебном заседании копиями сопроводительных писем командира указанной воинской части от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым в ответ на поступившие запросы в жилищный орган направлен ряд документов в отношении Хамзаев А.Э., а также сообщено, что представить копию заключения военно-врачебной комиссии не имеется возможности в связи с истечением срока действия указанного заключения.

Как следует из сообщения начальника территориального отделения «Югрегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ, направленного в адрес административного истца и в копии командиру войсковой части , в связи с непредставлением полного пакета документов рассмотрение заявления Хамзаев А.Э. о принятии его на жилищный учет приостановлено сроком на 30 суток. При этом у административного истца запрашиваются документы, подтверждающие его досрочное увольнение с военной службы, а именно копия свидетельства о болезни (по состоянию на сегодняшний день).

Решением начальника территориального отделения «Югрегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с истечением срока действия заключения военно-врачебной комиссии и непредставлением заключения о повторном медицинском освидетельствовании указанной комиссией, а также со ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и п. 1 приказа Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. № 1280.

Оценивая указанное решение должностного лица жилищного органа, суд приходит к выводу, что оно является законным и обоснованным по следующим основаниям.

Так в соответствии с абз. 13 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 3 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих-граждан Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. № 512, при наличии в соответствии с абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства для признания его нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, заявление по утвержденной этим постановлением форме, к которому должны быть приложены предусмотренные Правилами документы, в том числе справки о прохождении военной службы, общей продолжительности военной службы и составе семьи, а для военнослужащих, увольняемых с военной службы по состоянию здоровья – о планируемом сроке увольнения с военной службы, выдаваемые в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральными органами.

Аналогичные требования закреплены и в п. 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (далее – Инструкция), утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. № 1280, из которого также следует, что для признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях по договору социального найма кадровые органы Вооруженных Сил Российской Федерации предоставляют в структурные подразделения уполномоченного органа в десятидневный срок информацию о прохождении и общей продолжительности военной службы военнослужащего, составе его семьи.

При этом согласно п. 5 указанной Инструкции решение о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях принимаются уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявлений и документов, указанных в п. 1 настоящей Инструкции.

В случае, если военнослужащим предоставлены не все документы, указанные в п. 1 названной Инструкции, уполномоченный орган приостанавливает рассмотрение заявления о принятии на учет нуждающегося в жилом помещении и направляет военнослужащему и в копии командиру воинской части Вооруженных Сил Российской Федерации по месту прохождения военнослужащим военной службы уведомление с предложением предоставить в уполномоченный орган недостающие документы.

Вместе с тем в случае, если военнослужащим в тридцатидневный срок со дня получения указанного уведомления не предоставлены недостающие документы, уполномоченный орган выносит решение об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Как установлено в судебном заседании и это не оспаривается сторонами, действующее заключение военно-врачебной комиссии о признании Хамзаев А.Э. ограниченного годным к военной службе поступило в жилищный орган только ДД.ММ.ГГГГ, то есть после принятия оспариваемого решения.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В силу указанных обстоятельств, а также учитывая, что административным истцом в жилищный орган до ДД.ММ.ГГГГ не было представлено ни действующее заключение военно-врачебной комиссии о признании его ограниченного годным к военной службе, ни уведомление о невозможности представления названного документа, суд приходит к выводу о том, что поскольку при принятии решения от ДД.ММ.ГГГГ, исходя из представленных документов, у начальника территориального отделения «Югрегионжилье» не имелось данных, достоверно указывающих на предстоящее увольнении Хамзаев А.Э. с военной службы по состоянию здоровья, а, следовательно, и о наличии у этого военнослужащего права на обеспечение жильем по договору социального найма, то не имелось и оснований для постановки административного истца на соответствующий жилищный учет.

При этом довод представителя административного истца о том, что Хамзаев А.Э. подлежит принятию на жилищный учет с даты подачи им в уполномоченный орган соответствующего письменного заявления в связи с нахождением его в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по направлению командира воинской части на обследовании в ВКГ МО РФ, суд полагает несостоятельным, поскольку Хамзаев А.Э. каких-либо уведомлений об этом либо справок, как это предусмотрено п. 8 Инструкции, до принятия оспариваемого решения в жилищный орган не направлялось, что подтвердил в судебном заседании и сам административный истец.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оснований для признания незаконным решения начальника территориального отделения «Югрегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии Хамзаев А.Э. и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не имеется, а потому в удовлетворении административного иска надлежит отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.175-180, 227 КАС РФ, военный суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Белянкова Евгения Анатольевича в интересах Хамзаев А.Э. отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северо-Кавказский окружной военный суд через Грозненский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Председательствующий С.Ф. Ярош