ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-38/2021 от 09.02.2021 Киквидзенского районного суда (Волгоградская область)

Административное дело № 2а-38/2021

УИД 34RS0020-01-2021-000013-73

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ст. Преображенская 09 февраля 2021 года

Киквидзенский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Клиновской О.В., единолично,

при секретаре судебного заседания Хасии И.Т.,

с участием заместителя прокурора Киквидзенского района Волгоградской области Кобзевой О.В.,

административного ответчика администрации Дубровского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области в лице главы Мелихова П.М., действующего на основании Устава,

рассмотрев в открытом судебном заседании в станице Преображенской Киквидзенского района Волгоградской области административное дело по административному иску

прокурора Киквидзенского района Волгоградской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации Дубровского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным и понуждении к исполнению законодательства об отходах производства и потребления,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Киквидзенского района обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Дубровского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области с административным иском о признании бездействия незаконным и понуждении к исполнению законодательства об отходах производства и потребления, обосновав требования следующим. Прокуратурой Киквидзенского района Волгоградской области на задания прокуратуры Волгоградской области от заданий прокуратуры области от 17.04.2019 № 7/2-19-2019 «О проверке исполнения законодательства об отходах производства и потребления» проверка деятельности муниципального казенного учреждения культуры «Централизованная клубная система» (далее МКУК ЦКС), по результатам которой установлено следующее.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - ФЗ «Об отходах производства и потребления») обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. В свою очередь, накопление отходов - это складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

В соответствии с ч.ч. 4, 5 ст. 24.7 ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

В силу п.п. 8(1), 8 (4) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила), региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном Правилами, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами. Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Исходя из п.п. 1.1, 5.1 договора безвозмездного пользования № 7 от 03.02.2020, заключенного Дубровским сельским поселением Киквидзенского муниципального района Волгоградской области в лице администрации Дубровского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области и муниципальным казенным учреждением культуры «Централизованная клубная система» Киквидзенского муниципального района Волгоградской области, для надлежащей эксплуатации здания сельского клуба, расположенного по адресу: Волгоградская область, Киквидзенский район, х. Дубровский, ул. Набережная, д. 59, администрация Дубровского сельского поселения обеспечивает своевременный вывоз мусора.

В нарушение обозначенных требований закона по состоянию на 18.12.2020 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на здание СДК не заключен.

Исполнение требований нормативных актов по обращению с отходами производства и потребления является одной из мер, направленных на обеспечение надлежащей деятельности объекта культуры.

Согласно ч.1 ст. 14.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" в целях содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и формированию у них навыков здорового образа жизни органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией создают благоприятные условия для осуществления деятельности физкультурно-спортивных организаций, организаций культуры, организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей (включая места для их доступа к сети "Интернет").

В силу ст. 2 Конституции российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

В п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка указано, что государства – участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения, и сточки зрения численности и пригодности персонала, а также компетентного надзора.

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства в том числе международно-правовые, по обеспечению здоровья несовершеннолетних при предоставлении им услуг учреждениями культуры.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных неопределенного круга лиц.

Прокурор в исковом заявлении, с учетом уточнений от 25.01.2021 года просит суд признать незаконным бездействие администрации Дубровского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области, выразившиеся в непринятии мер к заключению договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и возложить на администрацию Дубровского сельского поселения в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу представить в ООО «Управление отходами – Волгоград» сведения и документы, предусмотренные п.п. 8 (6), 8 (7) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, а также в указанные сроки оформить в письменном виде договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором - ООО «Управление отходами – Волгоград» на здание сельского клуба, расположенного по адресу: Волгоградская область, Киквидзенский район, х. Дубровский, ул. Набережная, д. 59.

Заместитель прокурора Киквидзенского района Волгоградской области Кобзева О.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объёме.

Представитель административного ответчика – Администрации Дубровского сельского поселения Киквидзенского муниципального района глава Мелихов П.М. в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласился, показав, что бюджет на следующий год сформирован, клубы не работают, соответственно, мусор не накапливается, иск преждевременен. Просит в иске отказать.

Заинтересованные лица Муниципальное казенное учреждение культуры «Централизованная клубная система», Общество с ограниченной ответственностью «Управление отходами – Волгоград», надлежаще извещённые о судебном заседании, на него не явились, предоставили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, иск поддерживают.

Суд полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав прокурора, административного ответчика, учитывая письменные мнения заинтересованных лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Проверяя обоснованность административных исковых требований, заявленных прокурором Киквидзенского района, судом не установлено обстоятельств, являющихся основаниями для отказа в удовлетворении административного иска.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - ФЗ «Об отходах производства и потребления») обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. В свою очередь, накопление отходов - это складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Отходы производства и потребления (далее - отходы) – вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Федеральным законом.

Твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Статьями 24.6, 24.7 ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

В соответствии с ч.ч. 4, 5 ст. 24.7 ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

В силу п.п. 8(1), 8 (4) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила), региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном Правилами, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами. Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В силу п.8 (17) Правил региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

По настоящему делу установлено, что ООО «Управление отходами – Волгоград» является оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Волгоградской области.

Единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для потребителей утвержден приказом Комитета тарифного регулирования Волгоградской области. На официальном сайте регионального оператора, а также в выпуске газеты «Волгоградская правда» размещена типовая форма публичного договора.

Исходя из п.п. 1.1, 5.1 договора безвозмездного пользования № 7 от 03.02.2020, заключенного Дубровским сельским поселением Киквидзенского муниципального района Волгоградской области в лице администрации Дубровского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области и муниципальным казенным учреждением культуры «Централизованная клубная система» Киквидзенского муниципального района Волгоградской области, для надлежащей эксплуатации здания сельского клуба, расположенного по адресу: Волгоградская область, Киквидзенский район, х. Дубровский, ул. Набережная, д. 59, администрация Дубровского сельского поселения обеспечивает своевременный вывоз мусора.

В нарушение обозначенных требований закона по состоянию на 18.12.2020 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на здание СДК не заключен.

Исполнение требований нормативных актов по обращению с отходами производства и потребления является одной из мер, направленных на обеспечение надлежащей деятельности объекта культуры.

Таким образом, судом установлено, что заявка потребителя и документы в соответствии с п.8(5) – 8(7) Правил региональному оператору не направлены, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в нарушение ст. 24.6, 24.7 Закона № 89-ФЗ, с региональным оператором ООО «Управление отходами – Волгоград» ответчиком до настоящего времени не заключен.

При таких обстоятельствах суд полагает необходимым иск прокурора удовлетворить.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков (пп. 19 в ред. Федерального закона от 27.12.2009 № 374-ФЗ).

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 177, 179-180 КАС РФ, суд, -

Р Е Ш И Л:

Административный иск прокурора Киквидзенского района Волгоградской области – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Дубровского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области, выразившиеся в непринятии мер к заключению договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Возложить на администрацию Дубровского сельского поселения в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу представить в ООО «Управление отходами – Волгоград» сведения и документы, предусмотренные п.п. 8 (6), 8 (7) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, а также в указанные сроки оформить в письменном виде договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором - ООО «Управление отходами – Волгоград» на здание сельского клуба, расположенного по адресу: Волгоградская область, Киквидзенский район, х. Дубровский, ул. Набережная, д. 59.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Волгоградского областного суда через Киквидзенский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:

Судья Киквидзенского районного суда Клиновская О.В.

Решение изготовлено в совещательной комнате собственноручно с использованием компьютерной техники.

Мотивированное решение изготовлено 19 февраля 2021 года.

Судья Клиновская О.В.