Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Ивановский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Чумакова В.С. при секретаре судебного заседания Масловой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-38/2022 по административному исковому заявлению военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в войсковой части 000, ФИО1 об оспаривании решения начальника отделения (финансово-расчетного пункта) федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской федерации по Ивановской области», которым ему отказано в возмещении расходов, понесенных при нахождении в командировке,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, сославшись на следующее.
Он проходит военную службу по контракту в войсковой части 000 и в соответствии с телеграммой начальника штаба – первого заместителя командующего Ракетными войсками стратегического назначения от 13 января 2022 года № № и приказания командира войсковой части 0000 от 11 января 2022 года №, а также приказа командира войсковой войсковой части 000 от 13 января 2022 года №, в период с 17 января по 31 января 2022 года находился в командировке в акционерном общество <данные изъяты> с целью выполнения служебного задания по охране и сопровождению воинского груза, в ходе которой затратил свои личные денежные средства на проживание, ввиду непредставления ему бесплатного проживания на территории завода.
В феврале 2022 года в адрес соответствующий финансово-расчетный пункт федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ивановской области» (далее – Управление), как финансовый довольствующий орган, в установленном порядке командованием воинской части был направлен соответствующий приказ о возмещении ему расходов, в том числе на проживание в период нахождения в <данные изъяты> с 18 по 24 января 2022 года, с подтверждающими документами, которые были возвращены начальником отделения (финансово-расчетного пункта) Управления ФИО2 без исполнения со ссылкой на принятое ею решение об отказе в выплате таких расходов, поскольку в соответствии с пунктом 142 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат (далее – Порядок), утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 06 декабря 2019 года № 727, мероприятие в котором участвовал административный истец служебной командировкой не является.
Полагая, что его права нарушены, Ашеко просил суд признать вышеуказанное решение начальника отделения (финансово-расчетного пункта) Управления незаконным и возложить на начальника Управления обязанность возместить ему командировочные расходы, связанные с наймом жилых помещений в период нахождения по приказу вышестоящего командования в <данные изъяты> в <адрес> в сумме 7 800 рублей.
Административный истец, надлежащим образом уведомленный о месте, дате и времени судебного заседания в суд не прибыл, при этом посредством телефонограммы № от 23 мая 2022 года уведомил о нежелании участвовать в судебном заседании и ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Начальник Управления ФИО3, должным образом уведомленный о месте, дате и времени судебного заседания, в суд не прибыл, своего представителя не направил, ходатайствовал о рассмотрении данного административного дела в его отсутствие, в письменных возражениях требования административного истца не признал и указал, что то мероприятие, в котором участвовал Ашеко в период с 17 по 31 января 2022 года при нахождении в <данные изъяты> с целью охраны и сопровождения воинского груза в составе команды, то есть вне пункта постоянной дислокации войсковой части 000, в силу подпункта 8 пункта 142 Порядка служебной командировкой не является, а относится к мероприятиям, за которые согласно пункту 55 Порядка военнослужащим выплачивается ежемесячная надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время в установленном размере.
Исходя из изложенного, ФИО3 просил суд отказать административному истцу в удовлетворении заявленных им требований и рассмотреть административное дело в его отсутствие.
Начальник отделения (финансово-расчетного пункта) Управления Баутина, должным образом уведомленная о месте, дате и времени судебного заседания, в суд не прибыла, каких-либо ходатайств и заявлений не направила.
Исследовав материалы дела, военный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» военнослужащим, направляемым в служебные командировки, производятся выплаты на командировочные расходы в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Оплата служебных командировок военнослужащих регламентируется Порядком.
Согласно пункту 134 Порядка военнослужащим, направляемым в командировку, по месту прохождения военной службы производятся выплаты на командировочные расходы (возмещаются расходы по бронированию и найму жилого помещения, проезду к месту служебной командировки и обратно к месту службы, а также возмещаются суточные расходы).
Пунктом 1 Положения о порядке и размерах выплат на командировочные расходы, связанные со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2020 года № 553 установлено, что возмещение расходов военнослужащим по найму жилого помещения (кроме случая, когда направленному в служебную командировку военнослужащему предоставляется бесплатное жилое помещение), производится в размере фактических затрат, подтвержденных соответствующими документами, по следующим нормам, но не более стоимости 1-комнатного (1-местного) номера. При этом пунктом 3 вышеназванного постановления предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией настоящего постановления, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете заинтересованным федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам на руководство и управление в сфере установленных функций.
В соответствии с пунктом 3 Инструкции о планировании служебных командировок, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 03 июня 2016 года № 323, под служебной командировкой понимается направление личного состава по решению командира воинской части (руководителя органа военного управления) на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне пункта постоянной дислокации или временного расквартирования воинской части (органа военного управления), в которой личный состав проходит военную службу (государственную гражданскую службу), работает.
Вместе с тем, пункт 142 Порядка содержит перечень поездок военнослужащих, которые не считаются командировками, согласно подпункту 8 которого не считаются командировками поездки военнослужащих, принимающих в составе воинских частей (подразделений, в том числе сводных подразделений) непосредственное участие в маневрах, полевых и командно-штабных учениях (играх), походах кораблей, а также в других мероприятиях вне пункта постоянной дислокации воинской части, определенных в пункте 55 Порядка.
Согласно пункту 55 Порядка военнослужащим по контракту за период непосредственного участия в учениях, походах кораблей, в отработке задач боевой и учебно-боевой подготовки в полевых условиях, в других мероприятиях вне пункта постоянной дислокации воинской части выплачивается надбавка за риск в размере 2 процентов оклада по воинской должности за каждый день участия в указанных мероприятиях, но не более 60 процентов оклада по воинской должности в месяц.
Следовательно, при разрешении вопроса о том, находился ли военнослужащий в служебной командировке, юридически значимыми являются такие обстоятельства, как направление его по распоряжению командира (начальника) на определенный срок, в другую местность, для выполнения конкретного служебного задания (а не временного прохождения военной службы в другой воинской части) вне пункта постоянной дислокации воинской части, в которой военнослужащий продолжает проходить военную службу.
При этом само по себе оформление приказов командования о направлении военнослужащего в командировку и выдача ему командировочного удостоверения в этом случае не может повлечь возникновение у него тех или иных прав, в том числе на возмещение именно командировочных расходов, и изменить существо реально имевших место правоотношений.
Исследованием в суде отметок на командировочном удостоверении № № от 12 января 2022 года, а также приказа командира войсковой части 000 от 13 января 2022 года № установлено, что Ашеко в период с 17 по 31 января 2022 года в составе команды с целью охраны и сопровождения воинского груза находился в <данные изъяты> При этом Ашеко в <данные изъяты> бесплатным жильем не обеспечивался.
В соответствии с выпиской из приказа командира войсковой части 000 от 01 февраля 2022 года № Ашеко полагается прибывшим и приступившим к исполнению служебных обязанностей с 31 января 2022 года.
В силу требований пункта 142 Порядка, выполнение административным истцом мероприятия по охране и сопровождению воинского груза в составе команды, то есть прямое исполнение должностных обязанностей вне пункта постоянной дислокации воинской части в период с 17 по 31 января 2022 года, нельзя признать служебной командировкой.
В то же время, непризнание поездки военнослужащего командировкой не может ограничивать или отрицать прав военнослужащего, предоставленных законом, в случае если он вынужден был в связи с указанной поездкой в целях выполнения отданных ему в установленном порядке распоряжений нести дополнительные расходы за свой счет.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ для военнослужащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы. Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и названным Федеральным законом.
Согласно рапорту от 01 февраля 2022 года, поданному на имя командира войсковой части 000, Ашеко просил оплатить ему, в том числе расходы по найму жилого помещения, понесенные им при нахождении в командировке с 17 по 31 января 2022 года в сумме 7 800 рублей. К рапорту были приложены вышеуказанные выписки из приказов командира названной воинской части, командировочное удостоверение и другие оправдательные документы.
Как усматривается из материалов административного дела командиром войсковой части 000 04 февраля 2022 года издан приказ № о возмещении Ашеко расходов, затраченных последним за период с 17 по 31 января 2022 года при нахождении в <данные изъяты> в общей сумме 12 300 рублей, из них на проживание в сумме 7800 рублей.
Из материалов дела видно, что в соответствии с реестром передачи документов вышеуказанный рапорт административного истца с приложенными оправдательными документами, представленными в обоснование, в том числе понесенных расходов на проживание, был возвращен Ашеко в связи с принятым начальником отделения (финансово-расчетного пункта) Управления ФИО2 решения об отказе в их возмещении по той причине, что мероприятие, в котором участвовал административный истец с целью охраны и сопровождения воинского груза, согласно пункту 142 Порядка служебной командировкой не является.
Вместе с тем, согласно сведений поступивших из <данные изъяты> за исх. № № и исх. № № от 12 мая 2022 года <данные изъяты> не имеет возможности бесплатного размещения военнослужащих, входящих в состав команд по охране и сопровождению воинских грузов, в составе которой в период с 18 по 24 января 2021 года на названном заводе находился административный истец, поэтому последний в указанный период времени проживал в гостинице «<данные изъяты>» за собственный счет.
Исследованием в суде счетов на оплату от 18 января 2022 года №, от 21 января 2022 года №, от 23 января 2022 года №, кассовых чеков на суммы от 18 января 2022 года на сумму 3900 рублей, от 21 января 2022 года на сумму 2600 рублей и от 23 января 2022 года на сумму 1300 рублей, актов от 18 января 2022 года № №, от 21 января 2022 года №, от 23 января 2022 года №, прейскурантом цен отеля «<данные изъяты>» и справкой из него установлено, что административный истец, находясь вне пункта постоянной дислокации воинской части в период с 17 по 31 января 2022 года, проживал в отеле <данные изъяты>», расположенном по адресу: <адрес> в период с 18 по 24 января 2022 года в однокомнатном одноместном номере стоимостью 1300 рублей в сутки, затратив таким образом в связи с оплатой гостиничных услуг в названном городе по месту нахождения <данные изъяты> всего 7800 рублей.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что возможность бесплатного размещения административного истца на территории <данные изъяты> в период с 18 по 24 января 2022 года отсутствовала, суд приходит к выводу о вынужденном характере понесенных Ашеко расходов в сумме 7800 рублей на оплату своего проживания в отеле «<данные изъяты>» в связи с выполнением отданных ему командованием в установленном порядке распоряжений.
Согласно пунктам 4 и 5 статьи 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих» убытки, причиненные военнослужащим, находящимся при исполнении ими обязанностей военной службы, возмещаются за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Исходя из пунктов 1 и 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело для восстановления нарушенного права.
По смыслу приведенных норм закона возмещение понесенных военнослужащим убытков должно обеспечиваться виновной в их возникновении стороной за счет средств федерального бюджета.
В связи с вышеизложенным, доводы административного ответчика, приведенные в отзыве, суд признает несостоятельными, а отказ начальника отделения (финансово-расчетного пункта) ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской федерации по Ивановской области» ФИО2 в возмещении Ашеко документально подтвержденных расходов, связанных с наймом жилого помещения в период выполнения им служебного задания по охране и сопровождению воинского груза в <данные изъяты> по указанию вышестоящего командования, – незаконным.
При таких обстоятельствах, военный суд полагает заявленные Ашеко требования о взыскании с административного ответчика расходов, связанных с оплатой проживания в отеле «<данные изъяты>» в период исполнения служебного задания с 18 по 24 января 2022 года в общей сумме 7800 рублей, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, военный суд,
р е ш и л:
Административное исковое заявление ФИО1 – удовлетворить.
Признать незаконным решение начальника отделения (финансово-расчетного пункта) федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской федерации по Ивановской области» ФИО2, в части отказа в возмещении ФИО1 расходов, связанных с оплатой проживания в гостинице с 18 по 24 января 2022 года в период исполнения служебных обязанностей в <данные изъяты>
Взыскать с федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ивановской области», в пользу ФИО1 расходы в сумме 7 800 (семь тысяч восемьсот) рублей, связанные с оплатой за проживание в гостинице «<данные изъяты>» с 18 по 24 января 2022 года в период исполнения служебного задания в <данные изъяты>
В соответствии с требованиями части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возложить на начальника федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ивановской области» обязанность сообщить об исполнении данного судебного постановления в Ивановский гарнизонный военный суд и ФИО1 в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба во 2-й Западный окружной военный суд через Ивановский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
«Подпись»