ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-38/2022 от 27.04.2022 Новочеркасского гарнизонного военного суда (Ростовская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 апреля 2022 г.

г. Новочеркасск

Новочеркасский гарнизонный военный суд в составе:

председательствующего Смирнова Д.В.,

при помощнике судьи Майбородине А.Д.,

с участием представителя административного истца – (звание) Левченко А.П., представителя административного ответчика – начальника Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Южному военному округу) – Осминкиной Е.А., рассмотрев административное дело № 2а-38/2022 по административному исковому заявлению командира войсковой части в интересах указанной воинской части, оспорившего действия начальника Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Южному военному округу) (далее – Управление финансового контроля и аудита), связанные рассмотрением донесения об устранении нарушений, выявленных в ходе контрольных мероприятий финансово-хозяйственной деятельности, от 22 ноября 2021 г. № 23/1494 не в полном объеме,

установил:

командир войсковой части в интересах указанной воинской части обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия начальника Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Южному военному округу), связанные с рассмотрением донесения об устранении нарушений, выявленных в ходе контрольных мероприятий финансово-экономической деятельности от 22 ноября 2021 г. № 23/1494 не в полном объеме, указанием в своем ответе на донесение недостоверных данных, а также направлением в целях осуществления контроля за устранением нарушений, выявленных в ходе контрольных мероприятий ответов на донесения заместителю командующего войсками Южного военного округа (по финансово-экономической работе) – начальнику финансово-экономической службы, а также командующему 4 армией ВВС и ПВО незаконными, при этом он просил возложить обязанность на указанное должностное лицо повторно рассмотреть донесение от 22 ноября 2021 г. № 23/1494 с учетом ранее предоставленных документов и не направлять в целях осуществления контроля за устранением нарушений, выявленных в ходе контрольных мероприятий ответов на донесения заместителю командующего войсками Южного военного округа (по финансово-экономической работе) – начальнику финансово-экономической службы, а также командующему 4 армией ВВС и ПВО.

Производство по делу в части требований о признании незаконными действий начальника Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Южному военному округу), связанных с направлением в целях осуществления контроля за устранением нарушений, выявленных в ходе контрольных мероприятий ответов на донесения заместителю командующего войсками Южного военного округа (по финансово-экономической работе) – начальнику финансово-экономической службы, командующему 4 армией ВВС и ПВО, а также возложении на указанное должностное лицо обязанности по не направлению в целях осуществления контроля за устранением нарушений, выявленных в ходе контрольных мероприятий ответов на донесения заместителю командующего войсками Южного военного округа (по финансово-экономической работе) – начальнику финансово-экономической службы, а также командующему 4 армией ВВС и ПВО, прекращено отдельным определением суда.

В обоснование указано, что 22 ноября 2021 г. в адрес начальника Управления финансового контроля и аудита было направлено донесение об устранении нарушений, выявленных в ходе контрольных мероприятий финансово-хозяйственной деятельности, проведенной в отношении войсковой части согласно Акта № 24 от 4 июля 2017 г. 27 декабря 2021 г. от начальника Управления финансового контроля и аудита поступил ответ на вышеназванное донесение от 15 декабря 2021 г., в соответствии с которым на дату рассмотрения донесения остаток суммы неположенной выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений составлял 7 026 149 руб. 60 коп., остаток суммы по переплате и неположенной выплате ежемесячной надбавки за классную квалификацию составлял 31 035 руб. 17 коп. Командир войсковой части считает, что начальник Управления финансового контроля и аудита рассмотрел донесение от 22 ноября 2021 г. не в полном объеме, отказывая принимать решение о снижении суммы ущерба по ранее предоставленным документам, как по неположенной выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в отношении Н.А.В. и Е.В.А., так и по переплате неположенной выплаты ежемесячной надбавки за классную квалификацию.

Представитель командира войсковой части (звание) Левченко А.П. требования административного искового заявления поддержал, просил удовлетворить их, при этом показал, что представленные с последующими донесениями отчетные документы, подписанные начальником финансово-расчетного пункта № 7 ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу», о возмещении ущерба виновными лицами не принимаются к сведению, а необоснованно отклоняются. Начальнику Управления финансового контроля и аудита предоставлялась копия постановления о прекращении уголовного дела в отношении Е.В.А., из которой усматривалось, что последний получал денежную компенсацию за поднаем жилого помещения на законных основаниях. Сведений о том, что Н.А.В. незаконно состоял на учете в качестве нуждающихся в служебном жилом помещении в период с 27 марта 2003 г. по 26 мая 2015 г. не имеется.

Представитель Управления финансового контроля и аудита – Осминкина Е.А. с требованиями административного искового заявления не согласилась, просила в их удовлетворении отказать, при этом в возражениях на административное исковое заявление указано, что командиром войсковой части пропущен срок для подачи административного искового заявления в суд, поскольку ему ранее давался ответ по вышеназванным вопросам. Кроме того, указано, что снятие с контроля сумм нарушений нормами Регламента организации и осуществления ведомственного финансового контроля в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 февраля 2017 г. № 100 ДСП, в рамках предоставления донесений об устранении нарушений не предусмотрено. Делая собственный анализ действующего законодательства, указано, что бухгалтерская справка и извещения не являются первичными документами, свидетельствующими о возмещении виновными лицами ущерба за переплату и неположенную выплату ежемесячной надбавки за классную квалификацию, в связи с чем ущерб числящийся за Г.Ю.А. в размере 5000 руб. 39 коп., А.А.С. в размере 4 723 руб., П.Е.А. в размере 5 000 руб. 39 коп., П.А.С. в размере 4 176 руб. 32 коп., Т.В.Н. в размере 3 244 руб. 03 коп., не снимался с учета. Сумма в размере 5 587 руб. 58 коп. принята в счет частичного возмещения Ч.О.И. ущерба, причиненного государству в результате неправомерной выплаты денежной компенсации за поднаем жилых помещений. По С.Е.Ю. не принят к учету чек без номера за 2018 г. на сумму 4000 руб. КБ «Кубань-Кредит», который не содержит реквизитов и отметок банка, при этом сведения об изменении суммы ущерба в адрес Управления не представлялись.

Начальник ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу» надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился.

Заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно донесению от 22 ноября 2021 г. № 23/1494 об устранении нарушений, выявленных в ходе контрольных мероприятий финансово-хозяйственной деятельности, проведенной в отношении войсковой части согласно Акта от 4 июля 2017 г. № 24 командир войсковой части повторно просит сумму ущерба на 96300 руб. по Н.А.В. исключить из акта, поскольку в адрес Управления финансового контроля и аудита ранее были представлены подтверждающие документы о состоянии на учете Н.А.В. нуждающимся в предоставлении жилья с 27 марта 2003 г. по 26 мая 2015 г. По факту внесения в ведомость неположенной выплаты с 1 января по 30 апреля 2017 г. Е.В.А. указано, что в адрес Управления финансового контроля и аудита направлена копия постановления о прекращении уголовного дела, которая подтверждала, что последний получал денежную компенсацию за поднаем жилья на законных основаниях, просит повторно исключить сумму в размере 88 494 руб. 08 коп. из акта. Кроме того указано, что в адрес Управления финансового контроля и аудита направлены акты о списании в части переплаты и неположенной выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений.

Из копии ответа на донесение от 15 декабря 2021 г. № 229/юво/2066 начальника Управления финансового контроля и аудита, поступившей в войсковую часть 27 декабря 2021 г., усматривается, что остаток суммы непринятого решения по переплате и неположенной выплате ежемесячной надбавки за классную квалификацию, находящейся на контроле вышеназванного Управления, составляет 31 035 руб. 17 коп. Контрольными мероприятиями была выявлена неправомерная (незаконная) выплата Н.А.В. денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в размере 102 600 руб. Поступившей с донесением копией чека подтверждено перечисление Н.А.В. на лицевой счет администраторов доходов бюджета денежной суммы в размере 6300 руб. в счет частичного возмещения причиненного государству ущерба, при этом остаток суммы непринятого решения по неположенной выплате Н.А.В. денежной компенсации составил 96 300 руб. Первичные платежные документы, подтверждающие возмещение Никитиным оставшейся суммы ущерба в размере 96 300 руб., до настоящего времени не представлены. Также указано, что Е.В.А., обеспеченному в период с 3 января по 30 апреля 2017 г. жилым помещением в офицерском общежитии (<адрес>), на основании представленного командиру воинской части рапорта и договора найма (поднайма) жилого помещения по адресу: <адрес>, была неправомерно выплачена денежная компенсация за наем жилого помещения за указанный период времени в размере 88 494 руб. 08 коп. Представленная с донесением копия постановления о прекращении уголовного дела в отношении Е.В.А. от 28 ноября 2017 г. ранее рассмотрена и принята к сведению. Отсутствие уголовно-правовых отношений в действиях должностных лиц воинской части не исключает гражданско-правовых отношений. На дату рассмотрения донесения сумма непринятого решения по неположенной выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, находящихся на контроле Управления, составляет 7 026 149 руб. 60 коп.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Ответ на донесение начальника Управления финансового контроля и аудита поступил в войсковую часть 27 декабря 2021 г., что не оспаривается сторонами, при этом командир войсковой части обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании указанного ответа на донесение, путем подачи через Почта России 15 марта 2022 г., который поступил в суд 22 марта 2022 г., в связи с чем административным истцом не пропущен трехмесячный срок на подачу административного искового заявления в суд.

Согласно п. 53 Регламента организации и осуществления ведомственного финансового контроля в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 февраля 2017 г. № 100 ДСП, руководителем объекта ведомственного финасового контроля в установленный в Акте срок субъекту ведомственного финансового контроля, а также органу военного управления, в подчинении (подведомственности) которого находится объект ведомственного финансового контроля, направляются донесения об устранении выявленных нарушений по рекомендованному образцу с приложением подтверждающих документов.

Согласно сообщению заместителя начальника ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 28 февраля 2018 г. № 184/03/3630нс Н.А.В. признан нуждающимся в получении жилого помещения по месту прохождения военной службы г. Миллерово Ростовская область с 27 марта 2003 г. составом семьи три человека, в соответствии с выпиской из протокола № 98 заседания жилищной комиссии войсковой части от 30 апреля 2003 г. 27 мая 2015 г. Н.А.В. подал в ФГКУ «Югрегионжилье» дополнительные документы для заключения договора найма служебного жилого помещения, при рассмотрения которых был выявлен факт наличия у военнослужащего ? доли собственности в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. На основании представленных документов 27 мая 2015 г. Н.А.В. исключен из списка нуждающихся в служебном жилом помещении. 27 октября 2015 г. Н.А.В. вновь включен в список нуждающихся в служебном жилом помещении.

Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Каких-либо данных о том, что в период с 27 марта 2003 г. до 27 мая 2015 г. Н.В.А. незаконно состоял на учете в качестве нуждающегося в служебном жилом помещении, сторонами не представлено.

Согласно копии постановления о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) от 28 ноября 2017 г., уголовное дело (уголовное преследование) в отношении Е.В.А. по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 159.2 УК РФ прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, т.е. в связи с отсутствием в деянии состава преступления. В обоснование принятого решения следователем указано, что в период с января 2017 г. по настоящее время военнослужащий Е.В.А. при прохождении военной службы по контракту в войсковой части законно 3 января 2017 г. заключил с гражданкой В.В.А. договор найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, поскольку Е.В.А. и члены его семьи в собственности жилых помещений в <адрес> не имели, по договору социального либо служебного найма в г. Миллерово Ростовской области Е.В.А. и членам его семьи помещения для постоянного или временного проживания не предоставлялись; фактически ни Е.В.А., ни члены его семьи в каких-либо жилых помещениях, находящихся в ведении Министерства обороны РФ, в указанный период времени не проживали, данные помещения для проживания не использовали. Е.В.А. в указанный период нес фактические затраты на проживание, состоял учете как военнослужащий, нуждающийся в получении служебного помещения, соответственно имел право на получение денежной компенсации за поднаем жилья, при этом, в ходе предварительного следствия, сведений о хищении денежных средств, при получении компенсаций, путем предоставления заведомо ложных недостоверных сведений Е.В.А. не установлено, последний какой-либо корыстной или иной личной заинтересованности при получении указанных выплат не имел, никаких ложных сведений не представлял, никого не обманывал.

При представлении им документов для выплаты ему компенсации за поднаем жилого помещения Е.В.А. каких-либо недостоверных либо ложных сведений должностным лицам войсковой части , органов военного управления, в том числе ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Ростовской области», ФГКУ «Югрегионжилье», не сообщал; кроме того, о каких-либо значимых фактах, влекущих прекращение выплаты ему компенсации за поднаем жилого помещения Е.В.А. не умалчивал, поскольку комнату в общежитии, находившемся в ведении ООО «ГУЖФ» с 3 января 2017 г. он фактически не занимал, в данной комнате не проживал, для проживания ее не использовал; иные помещения для проживания по договорам социального либо служебного найма от Минобороны России в тот же период времени для постоянного или временного проживания не предоставлялись. Одновременно в ходе предварительного следствия достоверно установлено и подтверждено собранными по уголовному делу доказательствами, что в период с января 2017 г. Е.В.А. стал фактически нести затраты для оплаты проживания как своего, так и членов его семьи на арендованных им квартирах. Кроме того, с учетом увеличения в период с марта 2014 г. до января 2017 г. состава членов семьи Е.В.А., у последнего имелись объективные основания и потребности в увеличении площади используемого им для проживания жилого помещения. Принято во внимание, что требованиями каких-либо нормативно-правовых и организационно-распорядительных документов Министерства обороны России при представлении военнослужащим документов для признания его нуждающимся в предоставлении, служебного жилого помещения не предусмотрено предоставление каких-либо справок о наличии либо отсутствии у него служебного жилого помещения либо указание об этом в представляемом в органы жилищного обеспечения Министерства обороны России комплекте документов, в связи с чем предусмотренном действующим законодательством сообщить о проживании в общежитии при признании его нуждающимся в предоставлении служебного жилого помещения в мае - июне 2016 г. у Е.В.А. не имелось. Одновременно какие-либо выплаты в 2016 г. в качестве компенсации за поднаем жилого помещения Е.В.А. не получались, признанию его нуждающимся в предоставлении служебного жилого помещения его проживание в общежитии не препятствовало. Документально помещение в общежитии в период с марта 2014 г. по январь 2017 г. в ведение Е.В.А. не передавалось, какие-либо договоры на его проживание в этом помещении не составлялись и с ним заключались; иные документы о его заселении в данное жилое помещение в ведении органа предварительного следствия отсутствуют и возможности для установления их местонахождения, в силу давности прошедшего времени, исчерпаны. С учетом отсутствия в ФГКУ «Югрегионжилье» сведений о занятии комнаты № 304 в общежитии Е.В.А. и учете данной комнаты как занятой им, не оформление Е.В.А. документов об освобождении данной комнаты ввиду не уплаты в полном объеме коммунальных платежей вовсе не препятствовало заключению правомочным органом договора на ее заселение иным лицом, поскольку данная комната была фактически освобождена Е.В.А. Соответственно права иных лиц не своевременным оформлением документов о сдаче Е.В.А. комнаты в общежитии не нарушались. Фактически какого-либо удержания данной комнаты Е.В.А. не осуществлялось, он прекратил использование этой комнаты для проживания с ДД.ММ.ГГГГ, полностью освободил ее, несвоевременная оплата им коммунальных платежей за прошлые годы проживания в этой комнате не свидетельствует о наличии в его действиях признаков какого-либо преступления.

Согласно бухгалтерским справкам и извещениям от 12 мая 2020 г. № 00000263, от 25 сентября 2020 г. № 00000322, от 23 июня 2018 г. № 00000039, от 17 января 2019 г. № 00000011, от 3 июня 2020 г. № 00000276, от 10 ноября 2020 г. № 00000348, отражены возмещенные суммы ущерба за переплату и неположенную выплату ежемесячной надбавки за классную квалификацию в отношении Г.Ю.А. в размере 5000 руб. 39 коп., Ч.О.И. в размере 5587 руб. 58 коп., А.А.С. в размере 4 723 руб., П.Е.А. в размере 5 000 руб. 39 коп., П.А.С. в размере 4 176 руб. 32 коп., Т.В.Н. в размере 3 244 руб. 03 коп., С.Е.Ю. в размере 21 912 руб., У.Е.В. в размере 7 219 руб. 60 коп., которые отражены на расчетном счете администратора дохода (ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Ростовской области»).

Свидетель Б.Т.И., (должность) показала, что согласно ст. 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» финансово-расчетный пункт руководствуется первичными документами. Каждый факт хозяйственной жизни отражается в первичном документе. Бухгалтерским документом является извещение, а первичными учетными документами являются бухгалтерские справки. Управление финансового обеспечения передает им извещение, финансово-расчетный пункт делает бухгалтерскую справку и далее передает на подтверждение командиру воинской части. Командир рассматривает данный документ, проверяет соответствие данных, сумму, числящуюся на учете воинской части и передает в ФРП подтвержденное извещение. Указанные документы подтверждают внесение денежных средств на счет администратора дохода.

Согласно ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций бюджетной сферы устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, к которым также относится бухгалтерская справка (ОКУД 0504833).

Из копии решения Новочеркасского гарнизонного военного суда от 19 ноября 2020 г., вступившего в законную силу 22 декабря 2020 г., усматривается, что в удовлетворении искового заявления командира войсковой части о взыскании с Ч.О.И. излишне выплаченных в качестве денежной компенсации за поднаем жилого помещения денежных средств в размере 44 040 руб. отказано.

Согласно копии чек-ордера за июнь 2018 г. С.Е.Ю. переведена на счет администратора дохода ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Ростовской области» сумма в размере 4000 руб., при этом указанный платежный документ имеет реквизиты получателя платежа и наименование платежа.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что командованием воинской части представлены документы, свидетельствующие об устранении вышеназванных рассматриваемых нарушений, выявленных в ходе контрольных мероприятий финансово-экономической деятельности, от 22 ноября 2021 г. № 23/1494, а действия начальника Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Южному военному округу), связанные рассмотрением донесения об устранении нарушений, выявленных в ходе контрольных мероприятий финансово-хозяйственной деятельности, от 22 ноября 2021 г. № 23/1494 не в полном объеме, указанием в своем ответе на донесение об остатке суммы неположенной выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в размере 7 026 149 руб. 60 коп., остатке суммы по переплате и неположенной выплаты ежемесячной надбавки за классную квалификацию в размере 31 035 руб. 17 коп., являются незаконными.

В данном случае для восстановления нарушенных прав административного истца суд считает необходимым возложить на Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Южному военному округу) обязанность повторно рассмотреть донесение от 22 ноября 2021 г. № 23/1494 с учетом ранее предоставленных документов, не предрешая существа подлежащего принятию решения.

Руководствуясь ст. 175 - 180 и 227 КАС РФ, военный суд

решил:

административное исковое заявление командира войсковой части в интересах указанной воинской части удовлетворить.

Признать незаконным действия начальника Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Южному военному округу), связанные рассмотрением донесения об устранении нарушений, выявленных в ходе контрольных мероприятий финансово-хозяйственной деятельности, от 22 ноября 2021 г. № 23/1494 не в полном объеме, указанием в своем ответе на донесение недостоверных данных.

Обязать начальника Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Южному военному округу) в течение месяца со дня получения для исполнения копии вступившего в законную силу решения суда повторно рассмотреть донесение от 22 ноября 2021 г. № 23/1494 с учетом ранее предоставленных документов, о чем в тот же срок сообщить в суд и командиру войсковой части .

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда через Новочеркасский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Д.В. Смирнов

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ